Программа внеурочной деятельности icon

Программа внеурочной деятельности



НазваниеПрограмма внеурочной деятельности
Образцова Любовь Ивановна
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТРОПИНКА К СВОЕМУ Я»


«Начальная школа. 1-ые классы»


Срок реализации: 2013 – 2014 учебный год.


Автор:

Образцова Любовь Ивановна,

учитель начальных классов


2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему «Я» (уроки психологии в начальной школе (1 – М.; «Генезис», 2008)

   Цель курса:  формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников через создание условий для их успешной адаптации к школьной жизни.

 Задачи:

1.Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить  интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей - установку преодоления.

4.Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6.Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7.Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

 ^ Описание места предмета в учебном плане

 Курс «Тропинка к своему Я» изучается согласно ФГОС НОО по одному часу в неделю в рамках внеурочной деятельности учащихся 1 классов.

^ Общая характеристика предмета:

        В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию, как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментально-технологический компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        ^ Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

          Формы и методы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе.

Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

1. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности

Словесные: беседа, рассказ


Наглядные

Практические через самостоятельные работы, тесты, рисунки

2. По логике передачи и восприятия учебной информации

Индуктивные

Дедуктивные




3. По степени самостоятельности мышления



Проблемно- поисковые (частично-поисковый, исследлвательский)




4. По степени управления учебной работой

Под руководством преподавателя

Под руководством товарищей (групповая, парная работа)

Самостоятельная работа

5. Методы стимулирования интереса к учению

Познавательные игры, кроссворды




Создание положительных эмоционально– нравственных ситуаций

6. ^ Сохранения и укрепления собственного здоровья

Проведение физкультминуток, минуток релаксации(не менее 2-х в течение урока)

Гимнастика для глаз

Соблюдение норм СанПиНа














        ^ Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.        

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;

  • извлекать с помощью учителя необходимую информацию из литературного текста

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

Познавательные УУД:

  • уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью учителя

  • учиться исследовать свои качества и свои особенности

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • учиться наблюдать

  • моделировать ситуацию с помощью учителя

Коммуникативные УУД:

  • учиться  доверительно и открыто говорить о своих чувствах

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.


Ресурсное обеспечение реализации программы:


Учебно – методическое:

1.О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я».Уроки психологии в начальной школе. Москва, «Генезис», 2012.

2 О.В.Хухлаева. Тропинка к своему Я. Рабочая тетрадь школьника. 1 класс. Москва, «Генезис», 2011.

3.Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера», 2001.

4.Интернет-ресурсы

Материально-техническое:

1.Кабинет с набором мебели и игрового материала; учебный класс

2.Компьютер, акустическая система

3.Видео и аудиоматериалы. В течение недели – 3-4 урока (по всем предметам), 7-15 минут от урока, в день – не более 30-35 минут

^ Используемые педагогические технологии:

- технология развивающего обучения - под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный способ (тип) обучения. Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют ускоряют развитие наследственных данных. Цель: высокое общее развитие личности. Развитие – это процесс физического и психического изменение индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

- технология игрового обучения;

- ИКТ- технологии - усиливает мотивацию у учащихся, улучшает качество обучения и воспитания, повышает культуру, экономит время, делает уроки интереснымии содержательными. Компьютер занимает место нового универсального технического средства обучения и развития, начиная с начальной школы. Это наиболее важный фактор привлекательности для детей младшего школьного возраста. Движение, звук, цвет на экране способствуют передаче информации в понятной и привлекательной форме, а новизна вызывает повышенный интерес. Ученики начальных классов легче и быстрее осваивают технологии т. к. у них ещё не сложился стереотип мышления, а именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие мышления.

- здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

- защитно - профилактические (выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки);

- компенсаторно-нейтрализующие.

Их задача: восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности. Это витаминизация, физкультминутки; оздоровительная, пальчиковая, дыхательная и др. гимнастика; массаж, самомассаж; гимнастика для глаз, эмоциональные разрядки, игровой стрейчинг, применение массажёра «Каштан».

Их основная цель – активный отдых, восстановление и укрепление здоровья, сохранение или повышение работоспособности.

- стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия, динамические перемены, паузы);

- информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.




Наименование тем

всего часов

1

Я - школьник

12 ч

2

Мои чувства

21 ч

Итого

33 ч

^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Следует отметить, что в настоящее время необходимо помогать каждому ребенку в успешной адаптации к обучению в школе. Т.е. необходима помощь в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей.

Итогом работы по данной программе является приобретение ребенком чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с одноклассниками и учителями. В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.


^ Тематическое планирование





Наименование тем

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

        (УУД)

Оборудование

Я – школьник 12 ч







1

Знакомство.

Осваивать правила поведения в разных ситуациях: в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Работать с иллюстрациями. Находить необходимую информацию.

Моделировать ситуацию.

Учиться осознавать свои трудности и стремиться преодолевать их (Р)

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения(П)

Уметь договариваться и приходить к общему решению (К)

Мяч, игрушки

2

Я умею управлять собой

Видеофильм

3

Я умею преодолевать трудности

Листы бумаги

4

Я умею слушать других

Мяч, игрушки

5

Я умею учиться у ошибки

Игрушки

6

Я умею быть доброжелательным




7

Я – доброжелательный




8

Я умею быть ласковым




9

Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задание вместе с другими.

Аудиозаписи

10

Я становлюсь сильным духом. Я умею слышать мнение другого.

Карточки с заданиями

11

Я учусь решать конфликты.

Презентация

12

Я умею решать конфликты.




Мои чувства 21 ч







13

Радость.

Познакомиться с понятиями «мимика», «жесты», «эмоции», «чувства».

Описывать свои чувства и состояние и сравнивать их с  чувствами  партнёров по общению.

Осваивать правила общения со сверстниками.

Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками .(Р)

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоции  радости, страха. Гнева.(П)

Доверительно и открыто говорить о себе и  своих чувствах (К)

Карточки с заданиями

14

Радость. Что такое мимика?

Листы бумаги

15

Радость. Что такое жесты?

Листы бумаги

16

Радость. Как ее доставить другому человеку?

Карточки с добрыми словами

17

Радость можно передать прикосновением.

Аудиозаписи

18

Радость можно передать взглядом.




19

Грусть.

Аудиозаписи

20

Страх.

Листы бумаги

21

Как справиться со страхом.

Листы бумаги

22

Страх. Как его преодолеть?




23

Гнев. С какими чувствами он дружит?

Листы бумаги

24

Гнев и его польза.




25

Обида.

Листы бумаги

26

Разные чувства.

Картинки со смайликами

27

Мои эмоции.

Картинки со смайликами

28

Эмоции и чувства моих одноклассников.

Картинки со смайликами

29

Как преодолевать негативные эмоции?

Презентация

30

Делимся радостью.




31

Вдвоем веселее

Листы бумаги

32

Мы дружим.

Презентация

33

Наши чувства

Презентация



^ Лист внесения изменений и дополнений в программу

Дата

Содержание

Причина

Подпись











































































Похожие:

Программа внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Программа внеурочной деятельности iconОбразовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности Направление духовно-нравственное Ступень обучения 1класс
Тип программы образовательная программа по конкретному виду внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности iconПрограмма по внеурочной деятельности "Тренировка для ума" для 5 классов
Данная программа внеурочной деятельности построена на основе программы «Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы)»...
Программа внеурочной деятельности iconПлан внеурочной деятельности на 2012-2013 учебный год
План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего...
Программа внеурочной деятельности iconПроектирование программы внеурочной деятельности Проектирование программы внеурочной деятельности
Программа духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа внеурочной деятельности iconПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»
Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального...
Программа внеурочной деятельности icon3. Направления, формы и виды организации внеурочной деятельности
Содержание занятий внеурочной деятельности формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей)
Программа внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности «Город мастеров»
Программа предназначена для учащихся второго класса и рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю)
Программа внеурочной деятельности iconПрограмма по внеурочной познавательной деятельности в 1 классе Курс: «Эрудит»
Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 классы) детей младшего школьного возраста (7-11 лет)
Программа внеурочной деятельности iconВнеурочная деятельность младших школьников
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,...
Программа внеурочной деятельности iconПрограмма внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «познавайка»

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты