М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта icon

М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта



НазваниеМ. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Развитие логического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр


Рожкова В.М. МДОУ ЦРР д/с № 89


ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Условия возникновения и становления опыта

Формирование открытого демократического общества, права на собственное понимание мира и своего места в нем, требует от каждой личности умения мыслить. Такое умение должно закладываться с самого раннего детства и непосредственно связано с системой образования. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №89 ведет свой «педагогический стаж» с 1993 года. За этот период времени педагогами накоплен большой опыт работы с дошкольниками. Одной из основных задач детского сада является создание максимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и творческое развитие личности ребенка, удовлетворение потребностей и интересов, развитие особенностей каждого ребенка в условиях благоприятного микроклимата и полноценной развивающей среды. Но самым приоритетным направлением работы педагогов является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных технологий организации учебно-воспитательного процесса, которые должны способствовать проявлению и становлению индивидуальных возможностей ребенка, его интереса к познанию. Воспитатель становится регулятором мыслительности, становления творческих способностей детей. Индивидуальные познавательные и творческие потребности детей реализуются через дополнительное образование на базе МДОУ ЦРР – д/с №89. Расположение детского сада позволяет ему сотрудничать с библиотекой, музеями города: краеведческим, художественным, народного прикладного искусства; театрами: музыкальным, театром кукол и драматическим театром имени Щепкина.

Таким образом, в детском саду созданы все условия для формирования гармоничного развития личности.

После проведения первичной диагностики выяснилось, что 3% детей имеют очень низкий уровень, 57% - низкий уровень, у них низкий познавательный интерес; слабо развиты умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать; с занимательным материалом играют редко, он их интересует от случая к случаю (например, если яркие картинки или знакомые герои из мультфильмов), не развита связная речь дошкольников. 32% имели средний уровень развития логического мышления. В ходе обследования было выявлено, что дошкольники быстро теряли интерес к занятиям, отмечалась утомляемость, рассеянность внимания, что снижало обучающий эффект занятия. Лишь 8% детей отличает гибкость мышления, умение сопоставлять, делать логические выводы, предсказывать последствия, замечательная способность разбираться в прекрасном, изобретательность. Сосредоточенность и умение настойчиво заниматься какой-либо деятельностью формируется даже у чрезмерно активных детей. Они становятся менее раздражительными, у них снижается склонность к деструктивному поведению. Развитие логического мышления в дошкольном возрасте способствует в будущем быстрому запоминанию школьного материала. Как результат, такие дети более независимы и, как правило, выполняют сами школьные задания.

На основании проведенного диагностического обследования определилась необходимость активизации работы в данном направлении.


^ Актуальность опыта

Мы живем в 21 веке, веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала.

Потребность в целенаправленном формировании логических приёмов мышления в процессе обучения и воспитания уже осознаётся психологами и педагогами. Известный детский психолог Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления. Он утверждал: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью напряжения всей активности его собственной мысли».(13.23.) Но зачем развивать мышление дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить технологичность этого процесса. Практически работа над развитием логического мышления ребёнка идёт без осознания значимости психологических приёмов и средств в этом процессе. Практика работы с детьми старшего дошкольного возраста выявила, что дети часто не могут вычленить признаки обобщения, называя само обобщающее понятие, познавательная активность зачастую снижена, а это тормозит развитие творческой личности. Автора опыта заинтересовала проблема повышения познавательной активности дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления старших дошкольников. На наш взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.

Следовательно, складываются определенные противоречия:

  • между потребностью современного общества к созданию всесторонне развитой личности и использованием системы развития логического мышления у дошкольников, как одного из важных компонентов, определяющих степень формирования целостной личности;

  • между необходимостью развития операций логического мышления у дошкольников и недостаточным количеством и внедрением в повседневную практику программ, технологий, методических приемов, способствующих развитию логического мышления у старших дошкольников.


^ Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Трудоёмкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности дошкольника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации учебно–воспитательного процесса с учетом индивидуальных творческих возможностей детей.

Доступность. Опыт может быть использован воспитателями детских садов, учителями начальных классов общеобразовательных школ, родителями старших дошкольников, небезразличных в развитии своих детей.

Перспективность опыта заключается в том, что он является актуальным для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

^ Длительность работы над опытом.

Работа над опытом была разделена на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2008 – октябрь 2008 года.

2 этап – основной (формирующий) - октябрь 2008 – апрель 2010года.

3 этап – заключительный (контрольный) – май 2010года.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня развития логического мышления у детей.

На формирующем этапе было проведено:

1. Отбор и моделирование форм работы с детьми;

2. Преобразование предметно – развивающей среды.

3. Апробация авторских разработок.

На заключительном этапе диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

^ Диапазон опыта.

Диапазон опыта представлен авторской дидактической системой работы воспитателя по развитию логического мышления старших дошкольников в их основной деятельности – игре.

^ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

В основе педагогического опыта лежат идеи отечественных и зарубежных педагогов-психологов на проблемы развития мышления: С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, П.П. Блонского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Е.А.Вяхирева, А.И.Мещерякова, Н.А.Менчинской, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, А.В. Брушлинского, Ж.Пиаже, М.Монтессори, и др).

Мышление - высшая ступень познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые ставит жизнь, человек размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Облекаясь в словесную форму, мысль вместе с тем формируется и реализуется в процессе речи.

Мышление неразрывно связано с практической деятельностью людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

^ К основным мыслительным операциям учёные относят:

1. Анализ. При анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего он сделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.

2. Синтез. Это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом. Синтезу всегда предшествует анализ. В мыслительной деятельности синтез и анализ тесно взаимосвязаны.

3. Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.

4. Абстракция. Заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления. Например, абстракцией является понятие цвета, если мы не уточняем предмет, который обладает этим цветом. Говоря «зелёный» мы отделяем это понятие от предметов и мысленно можем приставить понятие «зелёный» к различным объектам, например, зелёное небо, зелёный человек и т.д., то есть, абстрактное понятие превращается в самостоятельный объект. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путём абстрагирования были созданы такие абстрактные понятия как длина, широта, количество, равенство и др.

5. Конкретизация. При конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

6. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Для современного общества исключительно важным является вопрос развития мыслительных способностей подрастающего поколения. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых, которые считают, что мыслить вовсе не трудно и не скучно, а чтобы стать хорошим мыслителем, не обязательно быть гением. Будущее процветание мира неизбежно связано с развитым мышлением. Всем нам приходится размышлять в повседневной жизни, но растущие запросы и возможности современного мира требуют всё более совершенных мыслительных способностей. Мыслительные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывая в себе определённые навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребёнку, чтобы добиться успеха в жизни.

В современной психологии существуют различные направления исследования становления логических структур мышления. Все они сходятся в признании того, что основы этой структуры закладываются в дошкольном возрасте. В работах Л.С.Выготского [12.64], Н.А.Менчинской [181], С.Л.Рубинштейна [46.228], А.Н.Леонтьева [33.163] М.Монтессори [31.51] обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на то, что противопоставлять развитие психологических структур и обучения неправомерно.

Основы развития мышления ребенка закладываются в раннем детстве. На основе наглядно-действенной формы мышления начинает складываться наглядно-образная форма мышления. Дети становятся способными к первым обобщениям, основанным на опыте их практической предметной деятельности и закрепляющимся в слове. В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В различных видах деятельности он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.

Эксперименты таких ученых, как: Запорожец, Венгер, Гальперин, и др.[25] по изучению детских рассуждений, понимания детьми причинно-следственных отношений, образования у них научных понятий позволили определить возраст, начиная с которого возможно и целесообразно успешное формирование у детей первоначальных логических умений. Исследования учёных доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Усвоение их происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительные действия, направленные на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач. Возможность системного усвоения логических знаний и приёмов детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста показана в психологических исследованиях Х.М.Веклеровой, С.А.Ладымир, Л.А.Левитова, Л.Ф.Обуховой, Н.Н.Поддъякова [43.13]. Ими была доказана возможность формирования отдельных логических действий (сериации, классификации, умозаключений) у старших дошкольников.

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения внешних ориентировочных действий. В работах Х.М.Тёпленькой [31.225] было установлено, что ребёнка 6-7 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. П.П.Блонский подчеркивал: «Мышление – та функция, интенсивнейшее развитие которой является одной из самых характерных особенностей детей». Дошкольники начинают ставить перед собой познавательные задачи, ищут объяснения замеченным явлениям. Они прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. В работах отечественных педагогов: Г.М.Ляминой, А.П.Усовой, Е.А.Панько говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они могли бы сами обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их свойства и различия.

Возможность переходить к решению задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отображают не все особенности предмета, ситуации, а только те, которые существенны с точки зрения решения той или иной задачи. Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой на плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуются схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, на шахматной доске отыскивают «адрес фигуры».

В своих работах Е.Л.Агеева [25.4] показывает, что использование таких наглядных моделей, как «классификационные деревья» и круги Эйлера, обеспечивают успешное формирование у детей дошкольного возраста представлений о логических отношениях.

Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым(43)обнаружены такие тенденции в развитии знаний у детей: первая заключается в том, что в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. Вторая тенденция предполагает, что в это же время возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.

В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.

Изучение теоретических основ умственного развития детей старшего дошкольного возраста позволило выделить положения, являющиеся основными для работы:

Положение Л.С.Выготского о том, что обучение может дать развивающий эффект лишь при условии, что ребёнок усваивает новые знания не пассивно, а активно в процессе практической деятельности; о том, что при обучении, направленном на развитие мыслительной деятельности, ребёнок становится способным самостоятельно добывать и систематизировать знания, т.е. саморазвиваться.

Положение П.Гальперина о том, что обучение должно строиться в соответствии с закономерностями поэтапного формирования умственных действий. Когда происходит постепенный переход действия из практического (внешнего) плана в умственный (внутренний) план.

Положение Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера о том, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию.

Положение Д.Эльконина, Л.Венгера, А.Люблинской о том, что в старшем дошкольном возрасте основными формами являются наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В недрах этих форм развиваются мыслительные операции. К концу старшего дошкольного возраста начинается развитие словесно-логического мышления. Дети способны осуществлять умственные операции в практическом плане, а под влиянием обучения - и в умственном.

Положение Д.Эльконина, О.Дьяченко о ведущей роли игровой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.

Вывод: Психолого-педагогические исследования учёных доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности

В течение ранних периодов развития, включая период дошкольного возраста, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребенка является игровая деятельность. В дошкольный период этот вид деятельности достигает своего наиболее полного, развернутого и совершенного развития. Л.С. Выготский установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. Вне обучения, вне активной передачи накопленного человечеством опыта не может осуществляться полноценное развитие.

В связи с этим важнейшее значение в данном периоде приобретает целенаправленное использование педагогом игровой деятельности для реализации соответствующих данному возрасту воспитательных целей.

Одной из разновидностью игр являются дидактические (обучающие) игры.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, воспитания в процессе обучения. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных заданий, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

У детей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Взрослые, озабоченные будущим детей, пытаются корректно направлять это стремление, форсируя и развивая их потребности от естественных, материальных, социальных до духовных, сделать актуальной сферу обучения детей, создать такие ситуации, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала, события станет постоянной, доминирующей. Необходим творческий подход обеих сторон – взрослых и детей – к данной проблеме. Возможности ребенка велики, однако, проблема заключается в том, как далеко следует идти по пути интенсификации дошкольного обучения, каковы пределы разумного использования детских возможностей. А.Лесгафт утверждал, что: «бессознательное руководство личностью ребенка никогда не проходит без серьезных последствий и отзывается на всей его последующей жизни». Поэтому важно учитывать тонкую грань взаимодействия ребенка и взрослого в обучении. Как известно, в дошкольном возрасте в игре, в единстве и взаимодействии, формируются и психические процессы, и свойства личности. По выражению С.Л.Рубинштейна, «..в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»[46.168]. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым, уровень интеллектуального развития. Для детей игра выступает продолжением жизни, границей между реальностью и вымыслом. «Игра- это совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познания и открытия его, и нахождение своего места в нем.

Сущность игры заключается в том, что это есть порождение практики, через которую изменяется мир»(46) Отсюда вытекает важнейшее значение игры для развития словесно – логического мышления. Именно в игре формируется потребность изучать окружающий мир, воздействовать на него, наблюдать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Это возможно, когда ребенок прилагает собственные усилия через созданную взрослыми ситуацию творческого общения при решении различных задач. Задача воспитателя - заинтересовать, стимулировать и полностью вовлечь воспитанников в работу, и все же предоставить им возможность выполнять предложенные задания самим. При этом развиваются не только исполнительские способности: память, внимание, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, что немаловажно для развития детей, но и творческие: наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности.

Большую роль в развитии логического мышления дошкольников психологи и педагоги отводят игре в шахматы. Педагог В.А.Сухомлинский особо выделял роль и значение шахмат:«Шахматы–превосходная школа последовательного логического мышления. Без шахмат невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти» (51) Эти выводы подтверждаются трудами ученых-психологов. Исследование известного психолога И.Ф.Талызиной о влиянии занятий шахматами на развитие детей показало, что «целенаправленное формирование основных приемов шахматной игры существенно повышает уровень логического мышления детей, а тем самым и их успехи в овладении школьными предметами»[47.22]. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребенка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности: игры, труда, систематических занятий учебного типа. Чем раньше начать развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятии ребенка, тем более высоким окажется уровень его познавательной деятельности, тем быстрее осуществится главный, естественный переход от конкретного мышления к высшей его фазе – абстрактному мышлению. В процессе выполнения игр и упражнений у детей - дошкольников активизируется способность к анализу, синтезу, сравнению и обобщению.

^ Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы использования занимательных дидактических игр, упражнений, шахматных игр, интеллектуальных игр, нацеленных на развитие логического мышления детей, познавательных интересов в процессе воспитания и обучения на современном уровне.

Автором опыта создана авторская программа по обучению дошкольников игре в шахматы, разработаны планы интеллектуальной игры «Заседания Совета Мудрецов», где подобраны проблемные ситуации; разработаны темы и вопросы к каждой интеллектуальной игре «Клуб Знатоков»; систематизированы логические задачи на весь цикл обучения.


^ ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цель опыта: теоретически обосновать и выявить влияние развивающих игр на развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2.Разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста.

3.Провести анализ эффективности проделанной работы.

Обязательным условием работы было: целенаправленно вести развитие мыслительных способностей старших дошкольников в играх, в игровых ситуациях на занятиях, при решении проблемных ситуаций в интеллектуальных играх, в шахматных играх. Роль этих технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря ним ребёнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?

Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.

Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придёшь к правильному ответу, правильным выводам.

В-третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.

В процессе выполнения заданий дети учатся наблюдать, подмечать сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины этих изменений, их характер и на этой основе делать выводы в форме предложения, то есть выдвигать гипотезы.

Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

Работая над проблемой по развитию логического мышления старших дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами являются дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико–поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

И, хотя линия на развитие мыслительных способностей дошкольников достаточно прослеживается в пособиях, в них немало упражнений, направленных на развитие системы познавательных действий и операций, однако моя многолетняя педагогическая практика показала, что необходимы дополнительные задания, требующие применения знаний в новых условиях.

Игры и упражнения по развитию мыслительных способностей позволяют решать все три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитательный.

Познавательный аспект:

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

-воспитание системы нравственных межличностных отношений

Включение заданий по развитию логического мышления на любом занятии формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.

Решить задачу создания у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, помогают интеллектуальные разминки в виде логических задач, загадок. Вопросы должны быть достаточно лёгкие, способные вызвать интерес. Логико-поисковые задания предусматривают связь с различными сторонами жизни. Такое чередование развивает гибкость мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций

Регулярное использование системы специальных игр, логических задач и заданий, интеллектуальных игр, направленных на развитие логического мышления, способствует интеллектуальному развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.

Основываясь на вышеназванных теоретических положениях о развитии мышления детей, было проведено исследование по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе работы был проведен анализ имеющейся системы работы по данному направлению. Для этой цели было проведено:

1. Анкетирование родителей. (Приложение № 6 )

2. Анализ предметно – развивающей среды.

3. Диагностирование детей.

С целью изучения уровня развития логического мышления детей, их познавательной активности, выявления уровня развития операций логического мышления, таких, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация была проведена диагностика дошкольников.

Использовались методики Р.Немова, Э.Ф.Зямбицявичене.(Приложение №1). Определение и анализ диагностического исследования начального этапа осуществлялись совместно с педагогом-психологом и позволили выделить следующие результаты: высокий уровень развития –18,4%; средний уровень развития –31,2%; низкий уровень развития – 50,4%.

Цель второго этапа работы – развитие активности мыслительных процессов, познавательных интересов, творчества с помощью развивающих игр.

Задачи данного этапа:

1. Разработать систему по формированию операций логического мышления.

2. Преобразовать предметно – развивающую среду, создающей ребенку условия для познавательной активности, самоорганизации и контакта со сверстниками;

3. Подобрать и разработать систему использования игр, развивающих логическое мышление детей старшего дошкольного возраста;

4. Разработать серию конспектов; логических задач, проблемных ситуаций, с использованием развивающих игр, построенных на технологии

сотрудничества и позволяющих осуществить цель исследования;

5. Привлечь родителей по выработке единых подходов к проблеме развития познавательных способностей детей.

На третьем (заключительном этапе) проведенная диагностика доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы.

Для систематизации работы по теме был составлен тематический перспективный план работы с детьми. (Приложение №2).

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы была сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей. Всю работа строилась на технологии сотрудничества, на личностно- ориентированной технологии. Искали и находили разнообразные методы и формы работы. Основной формой организации работы явились развивающие игры, которые использовались на занятиях, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими методами работы являются методы творческо-поискового характера: решение проблемных ситуаций. Неоценимой находкой для всех нас стали 99 способов сказать ребёнку «Хорошо» (Приложение №10), а так- же создание ситуации успеха доверия и поддержки.

При организации работы с детьми по развитию логического мышления необходимо предъявлять к себе следующие требования:

-собственным примером демонстрировать интерес, увлечённость, настойчивость в деятельности, в том числе – в интеллектуальной;

-проявлять интерес к каждому проявлению ребёнком любознательности;

-создавать спокойный доброжелательный характер деятельности путём неторопливого темпа, голоса, одобрения, похвалы, прикосновения;

-не допускать статичную позу детей более 5 – 7 минут;

-постоянно поддерживать обратную связь с ребёнком, чтобы знать, что не понятно, кому нужна помощь;

-находить повод похвалить каждого ребёнка;

-не сравнивать детей друг с другом, находить в каждом особенное;

-обеспечить возможность каждому ребёнку работать в свойственном ему темпе;

-давать возможность ребёнку самостоятельно прийти к решению проблемы, не спешить подсказать и указать на ошибки;

-хвалить детей за ошибки и их преодоление;

-предлагать творческие задания, проблемные ситуации.

Вся работа строилась в тесном содружестве с коллегами по группе, с педагогом-психологом, узкими специалистами, родителями.

В группе были оформлены: лабиринты, «Чудо-книга», игра «По стрелочке», «Вычислительные машины». Для более углубленной и эффективной работы был организован шахматный клуб «Шахматка», клуб «Знатоков », «Уголок Умников». Уголки и клубы были художественно оформлены, оснащены дидактическими играми, известными и неизвестными с различной степенью трудности.

Занятия в шахматном клубе проводились 2 раза в неделю по авторской программе «Шахматный мир – детям» (Приложение №7).

В режиме дня старших дошкольников выделялось специальное время и место для игр в «Клубе Знатоков» и заседаний «Совета Мудрецов» (Приложение №5).

Игры «Клуба Знатоков» проходят два раза в месяц, начиная с ноября месяца, т.е. с того момента, когда у детей появляется накопление опыта выделения существенных признаков предмета, анализа, сравнения. Игра проходит по типу взрослой интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». Традиции взрослого клуба существуют и в нашем клубе: «Правила клуба Знатоков», «Черный ящик», музыкальная пауза, стол, разбитый на сектора с крутящейся лошадкой, конверты с вопросами, которые разработаны к каждому занятию на весь учебный год, табло и, конечно же, символ клуба – Мудрая сова. В данной игре эффективным является метод «мозгового штурма» (Приложение №8).

Обязательно определяются цели метода. Они таковы:

  • Научить детей генерировать идеи. При этом не надо требовать от детей, чтобы каждая их идея была правильной и рациональной.

  • Научить детей смело высказывать свои идеи «на людях».

  • Научить детей фантазировать.

  • Научить детей говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение.

  • Поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она слабая.

  • Оценить общую активность детей.

Вопросы подбираются такие, которые учат мыслить, творить, развивать речь, познавательную активность.

Данная игра способствует интеллектуальному развитию детей, упражняет их в умении применять накопленные знания в нестандартной ситуации, находчивости, сообразительности, смекалке; учит детей активности мысли, коллективному мышлению, систематизирует знания и понятия. Острота аналитического ума позволяет разобраться в сложных вопросах.

«Состязание Мудрецов» - эффективный проблемно–поисковый метод. Заседание совета Мудрецов проходит в «Уголке Умников». Два раза в неделю, во вторую половину дня, любители «поломать голову» собираются вместе с воспитателем и решают самые разные познавательные, логические задачи, проблемные ситуации. Дети получают конверты с задачами от героев в которых заключены проблемные ситуации, к примеру, такие, как: «Что случится, если куры научатся летать?». Встречаются задачи, которые можно решить, проведя опыты и эксперименты, такие, как: «Как напиться галке?», ведь опыты позволяют не просто созерцать предмет, а учат ставить и разрешать определенные познавательные задачи: как найти причины и следствия того или иного явления, как отличить главное от второстепенного, как увидеть действие того или иного фактора. Дети учатся самостоятельно осмысливать обнаруженное и самостоятельно делать выводы. Детям предлагаются задания разной степени сложности. Главное, чтобы решение проблемы увлекло их. Задача воспитателя - умело направлять мысль детей в нужное русло. Занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей интереса к занятиям, математике, в частности, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредоточить внимание на проблеме. Способность к синтезу помогает одновременно держать в поле зрения сложные ситуации, находить причинные связи между явлениями, овладеть цепью умозаключений, открывать связи между единичными факторами и общими закономерностями. Критическая направленность ума предостерегает от поспешных обобщений и решений. Важно формировать у ребёнка продуктивное мышление, т.е. способность к созданию новых идей, умение устанавливать связи между фактами и группами фактов, сопоставлять новый факт с ранее известными. Продуктивное мышление дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребёнок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает новое что-то для себя, пусть известное для других – это уже показатель продуктивности его мышления.

Игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности дошкольников, именно играя, дети лучше усваивают материал, закрепляют его. Дети играют и не подозревают, что незаметно для себя, они считают, вычитают, решают различные логические задачи, формирующие логические операции. Роль воспитателя в этом процессе - поддерживать интерес детей. Обучая детей в процессе игры, следует стремиться к тому, что чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Развивающие игры хороши еще тем, что они очень эффективны в закреплении знаний, умений, впечатлений, полученных на занятиях, прогулках, экскурсиях, в беседах, после рассматривания иллюстраций, чтения книг. Игры подобраны в определенной последовательности, разделенные на три группы. (Приложение №3) По созданному перспективному плану игр, у детей последовательно можно развить умения сначала выделять существенные признаки, сравнивать предметы и явления, обобщать их, классифицировать, делать выводы, рассуждать.

При подаче нового материала игры организовывались по подгруппам и индивидуально с учётом индивидуальных особенностей ребенка; при закреплении материала – различным способом, в том числе – групповым. Во время игр-занятий от взрослого требуются: терпение; умение играть и верить в игру; умение принять и понять любой ответ, предложение, решение ребенка; умение подчеркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребенка; его творчество.

Такие игры, как: «Вычислительные машины», «Данетки», «Черный ящик», «Клуб Знатоков», «Совет Мудрецов», шахматы, лабиринты, «Чудо-книга», стали трамплином активизации мыслительной деятельности детей.

В процессе формирования логического мышления очень важно научить детей делать пусть маленькие, но собственные открытия, что в результате способствует их развитию, упрочению формальных логических связей. С этой целью разработан цикл занятий, объединенных общей идеей- решение логических задач. Наиболее типичные задачи: определение закономерностей, сравнение, выделение общих признаков, определение понятий, классификация по одному, двум, трем признакам. Для активизации мыслительной деятельности ежедневно, на всех занятиях, вводилась логическая задача, загадка, упражнение логического характера, или игра. Использование на занятиях небылиц, нелепиц помогают развить у детей аналитическое мышление, устанавливать логические связи между объектами окружающего мира - людьми, животными, природой; учат аргументировать свои ответы. Это дает возможность проверять качество знаний детей.

Активизация детей на занятиях достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, связать содержание занятия с практической деятельностью. Часто в начале занятия используем занимательную проблемную ситуацию сказочного характера. Например, Мальчик – с - пальчик может освобожден из темницы только при условии, если решит задачу бабы Яги (три раза по-разному разложит на группы разные геометрические фигуры.).Используются и такие приемы, когда в самой постановке цели занятия перед детьми встает конкретная проблема, требующая разрешения, например, не просто решить задачу на измерение, а помочь повару отмерить определенное количество крупы для каши, но при этом использовать разные по объему кружки. Развитию познавательной активности способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Интеллектуальную и практическую деятельность детей на занятиях старались разнообразить. Однообразие информации и способов действия быстро вызывает скуку и снижает активность. В содержание занятий непосредственно включаются дидактические игры, как средство реализации программных задач. Место дидактической игры определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятий. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи. Игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного. Так, после заданий на закрепление основных свойств геометрических фигур, эффективна игра с двумя или тремя обручами, которая помогает детям видеть свойства предметов, классифицировать их по трем признакам. В формировании у детей математических представлений широко использовались элементарные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо героя. Их главное назначение - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Постоянно изменение формы вопросов, заданий, стимулирует поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряженной коллективной работы.

Содержание занятий должно быть трудным, но посильным - слишком простой или слишком сложный материал не вызывает интереса, не создает радости интеллектуальной победы, решения проблемы, поддерживающих познавательную активность. Немаловажную роль в этом играют занимательные развивающие игры, задачи, развлечения. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игр и упражнений с занимательным материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно. Наша задача - вооружать их лишь схемой и направлением анализа задачи, приводящего в конечном результате к решению задачи. Используя систематическое упражнение в решении задач таким способом помогает развивать умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче. инициативу детей. Решение разного рода нестандартных задач способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. Особо важным следует считать развития у детей умения догадываться о решении на определенном этапе анализа занимательной задачи, поисковых действий практического и мыслительного характера. Догадка в этом случае свидетельствует о глубине понимания задачи, высоком уровне поисковых действий, мобилизации прошлого опыта, переносе усвоенных способов решения в совершенно новые условия. (На ветке сидело несколько птичек, У них всего 6 крыльев. Сколько у них хвостов?) В обучении дошкольников нестандартная задача, целенаправленно и к месту использованная, выступает в роли проблемной.

Здесь налицо поиск хода решения выдвижением гипотезы, проверкой ее, опровержением неправильного направления поиска, нахождением поиска доказательства верного решения. « Из космоса несется огромная комета. Как спасти людей от гибели?» Постоянно нужно помнить: чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом детей, тем интереснее он для них. Стимулируют познавательную активность детей на занятии эмоциональность воспитателя, его умение поддерживать и направлять интерес детей к содержанию занятия.

На занятиях- развлечениях «Что? Где? Когда?» детям предлагаются логические задачи, задачи на сообразительность, смекалку, логические концовки, игры, типа: «Третий лишний», «Словесная дуэль», «Да-Нет», «Найди парные предметы» - такие приемы активизируют мышление, дети показывают все свои знания, находчивость, умение сравнивать, рассуждать, проявляют желание не подвести свою команду, а, значит, выложить максимум знаний.

На занятиях- играх «КВН» детям предлагаются задачи-шутки, задания для капитанов, задания для всей команды, игры на быстроту реакции (блиц -турниры) - все направлены на упражнения в умении анализировать, обобщать, классифицировать. Данные занятия являются превосходными методами в развитии у детей логических операций (Приложение №9).

Содержательные игры на занятиях способствуют развитию у детей:

  • интереса к решению познавательных творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

  • образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять.

  • способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования.

  • стремление к творческому процессу познания и выполнения строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Такие занятия, как «Умники и умницы», «Конкурс Знатоков», «КВН» помогают сделать срезы уровня развития логических операций.

Ежедневное включение в занятия и в повседневную жизнь логических задач, загадок, упражнений, игр являются необходимым приемом, который способствует развитию у детей аналитического мышления, его активности, самостоятельности и творчества, сообразительности и находчивости.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей- занимательные игры, игровые материалы и пособия. Логические задачи подобраны с учетом возраста, последовательности усложнений. Задачи разбиты на кварталы на два учебный года. Это - своеобразный перспективный план. (Приложение №4).

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимо­действии с родителями, поскольку семья является важнейшей сфе­рой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. На собраниях родителям были показаны игры, в которые дети играют ежедневно, находясь в группе, сопровождались эти игры задачами, которые родители должны ставить перед собой, проводя ту или иную игру. Все это обогащает их впечатления, появляются общие интересы, доставляет радость общения, и развивает познавательные интересы детей. Для родителей были проведены консультации, родительские собрания в различной форме, дни открытых дверей. (Приложение №8).

В уголке для родителей периодически вывешивался материал по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, советы в помощь родителям, сопровождающиеся фоторепортажем, иллюстрациями, литературой. В результате совместная работа с родителями помогла расширить познавательные интересы детей; папы и мамы стали активными участниками наших игр, бесед, экскурсий, их интересовали и методы, и приемы, и тематика занятий, и результаты тестирования, и, конечно, успехи детей. Это были уже наши союзники, сотрудники, с которыми можно было легко решать последующие этапы обучения. У родителей появилось внимание к интересам детей, они стали глубже понимать их, стремились быть другом своему ребенку, а не только старшим наставником, и в этом немаловажную роль играли подобранные нами игры. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями наших воспитанников.


^ Результативность опыта работы.


Конечным результатом данного опыта можно считать выработку поэтапной системы работы по развитию способностей логически мыслить, и системного, постепенного внедрения игр в образовательный процесс. В соответствии с поставленной целью и задачами были разработаны:

  • модифицированная программа «Шахматный мир – детям»;

  • «Заседания Совета Мудрецов» на два года обучения;

  • «Логические задачи» на два года обучения;

  • конспекты занятий типа: «Викторины», «Умники и умницы», «КВН»; «Заседание Знатоков»;

  • игры, две из которых были представлены на областном конкурсе «Родники Белогорья-2009»;

оформлены:

  • интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?», к играм которого разработаны вопросы на 2 года обучения;

  • настольные игры.

Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, которая проводилась на основе диагностических методик С. Немова и Э.Ф. Зямбицявичене (Приложение № 1). По итогам проведенных обследований наблюдается повышение уровня развития логического мышления дошкольников, что выражается:

  • в повышении познавательного интереса детей, мотивации их к занятиям;

  • в развитии психических механизмов;

  • в формировании умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • в совершенствовании навыков самостоятельной работы с занимательным материалом;

  • в развитии связной речи дошкольников.

Результаты работы свидетельствуют о том, что дети, с низким уровнем развития сумели овладеть логическими операциями и выполняли их в речевом и практическом планах. Они научились осуществлять логические операции с опорой на наглядно представленные образы.

Все дети научились абстрагировать свойство от самого предмета и ориентироваться на него в процессе осуществления классификации, обобщения. Подбор предметов с учётом какого-либо свойства, обозначение класса предметов обобщающим словом затруднения не вызывали.

Дети с высоким уровнем развития логических операций могли без осуществления практической группировки предметов определить и рассказать разные варианты классификации фигур при условии, что фигуры будут наглядно представлены. Дети со средним уровнем развития логических операций осуществляли классификацию практически и могли рассказать до практического выполнения задания, какие классы будут образованы, какие фигуры будут туда входить.

Полученные данные подтверждают предположение о том, что организация развивающих игр с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективной для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста. И именно поэтому развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников является обязательным элементом программы дошкольного учреждения, что помогает детям в дальнейшем лучше усваивать школьную программу. Данные об успеваемости выпускников группы свидетельствуют о том, что именно развитие логического мышления у детей является основой для усвоения школьного материала по любым предметам.

Дошкольники, которые научились логически мыслить, обладают следующими качествами:

- умением гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело, применяя их на практике для решения разных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения);

- быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело, выходя из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Перечисленные выше качества личности дошкольника не формируются сами собой. Необходимо регулярно создавать такие ситуации, попадая в которые воспитанники осознавали бы необходимость воспитания их у себя.

Критерием результативности опыта является степень реализации интеллектуальных способностей дошкольников, данные которой представлены в Приложении № 11.

Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.


Библиографический список.

  1. Алабина Л.В. Сборник упражнений и дидактических игр. Учебно-методическое пособие. – М., 2003.

  2. Альтхауз Д., Дум Э.Цвет- Форма- Количество. Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста- М.:Просвещение, 1984.

  3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.

  4. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2001.

  5. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление// Дошкольное воспитание. – 2004. - № 9.

  6. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения.-Т.2.-М., 1979 (Память и мышление: 118-341).

  7. Брушлинский А.В. и др. Мышление и общение. - Минск: Изд-во Минского гос. ун-та, 1990.

  8. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду». Пособие для воспитателей детского сада. Изд.2-е, испр. и дополн. - М.: Просвещение, 1997.

  9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2003.

  10. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя школа мышления.- М.: Знания, 1994.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского – М.: Просвещение, 1979.

  11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребёнка до поступления в школу. – М., 2002.

  12. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. – М., 1956.

  13. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать.- М.: Московский психолого-социальный ин-т,1998.

  14. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Т.А.Марковой. - М., 1979.

  15. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. - М., 1966.

  16. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 1967.

  17. Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А.А.Столяра- М.: Просвещение, 1991.

  18. Давыдов В. «Проблемы развивающегося обучения», 1986г.

  19. Диагностика умственного развития дошкольника / Под ред. Л.А.Венгера –М.:Педагогика,1969.

  20. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Под ред.О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьевой –М.: Изд. «Гном и Д»,2000.




  1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды, т.1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986.

  2. Ермакова Е.С. Формирование гибкости мышления у дошкольников // Вопросы психологии. - 1999. - № 4. - С.28.

  3. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста /Сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко М.:Просвещение,1989.

  4. Копытов Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.:- АСТ-ПРЕСС, 1999.-240с.

  5. Как стать Аристотелем: Практическое руководство по развитию логического мышления детей / Беляев В.Я. и др.; Отв. ред. А.Ф. Замалеев СПб.: СПбГУ, 1999. - 319 с.

  6. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. – М.: Речь, 2003.

  7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.-М.: Просвещение, 1988.-190с.

  8. Коноваленко С.В. Карточки и дидактические игры для дошкольников. – М.: Гном и Д, 2003.

  9. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. Практикум по развитию познавательной деятельности-М.: Гном и Д,2000.

  10. Копытов, Н. А. Задачи на развитие логики: Книга для детей, учителей и родителей.- М.- АСТ- ПРЕСС, 1999.-240с.

  11. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212

  12. Современные педагогические технологии в начальной школе. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.

  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2т.-М., 1983 (Мышление: 79-92).

  14. Лурия А.Р. Язык и мышление.-М., 1979.

  15. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. Санкт-Петербург. 1997

  16. Люблинская А.А. Детская психология. - М.:Просвещение,1985.

  17. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»: Книга для воспитателя дет.сада.-2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 1990.-94 с.

  18. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка.- М: Тип. Госснаба, 1993.-168с.

  19. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола,1995

  20. Осипова, Е.А. «Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет»: Книга для родителей и воспитателей.- М.: АРКТИ, 2004.

  21. Пиаже Ж. Избранные психологические труды-М.: Межд. пед. академия,1994.

  22. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992г.

  23. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника-М.: Педагогика,1997. « Подготовка детей к школе в семье», под. Ред. Марковой, Т. А, Сохина, Ф. А.- М.: Педагогика,1976.- 192 с.

  24. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания/Под ред.Л.А.Венгера-М.:Педагогика,1986.

  25. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. - М., 1958.

  26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология –М.: Акцидент,2000.

  27. Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие для учителей, воспитателей и родителей. – СПб., 2000.

  28. Тихомирова Л.Ф. Логика.5-7 лет.- Ярославль:Академия,2000.

  29. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995.

  30. Тихомирова Л.Ф. Развивающие игры, задания, упражнения. М.2003 г.

  31. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Мн.: Нар. Асвета, 1981.

  32. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца М., 1991

  33. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды- М.: Педагогика,1989.

  34. Холодова О. Юным умникам и умницам. Методическое пособие. Москва. РОСТкнига. 2003г



Похожие:

М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconМдоу д/с №12 Раздел I. Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта
Ввиду тесной взаимосвязи речи и мышления проблема речевого недоразвития у детей и разработка методов коррекционной работы, направленных...
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения, становления опыта
Формирование у учащихся мотивации к обучению посредством выполнения исследовательских работ
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Условия возникновения опыта
Охватывает период с сентября 2004г по май 2007 г. Работа по разрешению вышеобозначенных противоречий была разделена на три этапа
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте Тема опыта: «Игровые технологии на уроках английского языка на начальном этапе как средство формирования коммуникативных навыков учащихся» Условия возникновения, становления опыта
Ки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран...
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта icon«Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий». Воспитатель мдоу црр-д/с №75: Кузьмина Н. М. Информация об опыте
Реализуется мною в образовательных условиях мдоу цррд/с №75 г. Белгорода. Старшую логопедическую группу, воспитателем которой я являюсь,...
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconУправление образования Администрации города Бийска
Условия возникновения, становления опыта
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта icon1. 2 Условия возникновения, становления опыта
«Использование информационно-коммуникационных технологий и разнообразных материалов на уроках изобразительного искусства как средство...
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта icon1. информация об опыте работы. Тема опыта работы
...
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconСодержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр.
Опыт работы Манохиной Ольги Ивановны «Пути повышения речевой активности детей дошкольного возраста на основе организации игровой...
М. мдоу црр д/с №89 информация об опыте условия возникновения и становления опыта iconИнформация об опыте. Тема опыта. «Использование мультимедиа-технологий при конструировании уроков математики как средство повышения эффективности обучения»
Сведения об авторе опыта. Никуленко Татьяна Николаевна, учитель математики моу «чсош №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты