«Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия» Коммуникативные УУД - это: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения с взрослыми: - первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. - вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. При этом преобладают: - действенные умения; - риторические умения; - умение вести диалог; - умение слышать и слушать и вести спор; - умение вставать на точку зрения другого; - умение работать сообща для достижения общей цели - третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении с взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественно - эстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене, … Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение также является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения с взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
Ежегодно для учащихся 1 класса мною проводятся факультативные занятия в рамках внеурочной деятельности, в период адаптации к школьной жизни, направленные в основном именно на формирование коммуникативных УУД. Форма работы групповая, проходит в виде тренингов. Тренинг-это обучение, а значит, имеет цель, задачи, последовательность и итог. Тренинг может проходить в виде игры, деловой игры, в тренинговом кругу. Место, где проходит тренинг - изолированное помещение, без посторонних людей и наблюдателей. Работа в группе помогает ребенку осмыслить так же учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели: обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения, освоение навыков культуры поведения вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, приносило радость, развивать навыки взаимодействия в группе, развивать навыки вербального и невербального общения, учить с достаточной точностью выражать свои мысли, снижать уровень конфликтности подростков, преодолевать тревожность и страхи. На каждом занятии четко прописываем задачи, которые мы ставим перед детьми. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе, или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями. Для этого я использую символ - игрушку (мяч), который служит определенным знаком - у кого мяч в руках, тот и высказывается, а остальные должны тихо выслушать. Если необходимо высказать свое мнение не имея мяч в руках, есть правило поднятой руки, и тогда мяч передается тому, кто желает высказать свое мнение. Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например: участвует каждый ребенок в работе группы говорить нужно спокойно и ясно и только по делу проявлять уважение к другому участнику обратная связь в конце каждого упражнения
Тренинг состоит из трех частей - вводная часть, основная и заключительная. Обязательно после каждого упражнения проводится рефлексия. Также существуют определенные принципы работы в тренинге:- принцип добровольности, принцип обратной связи, принцип равноправного участия и принцип психологической безопасности.
Ожидаемые результаты: Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Формы промежуточного и итогового контроля:
Мотивационные беседы: «Два пловца», «Дедушка и мальчик», «Птица и птенцы».
Диагностика: Исследование мышления – тест МЭДИС. (на нач. года и на конец) Методика изучения памяти «10 слов» Методика «Корректурная проба» «Определение мотивов учения» Самооценка «Лесенка» «Графический диктант» Программа факультатива рассчитана на 33 занятия в год (по 40 минут) Тематический план занятий: № | Тема занятия | Задачи | Инструментарий | 1 | Знакомство | Создание условий для более близкого знакомства в микро группе; развитие доброжелательных отношений, наблюдательности, памяти, воображения и внимания. | Мяч, музыкальное сопровождение | 2 | «Ты мне нравишься» | Стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания, логического мышления | Мяч, музыкальное сопровождение, клубок ниток | 3 | «Расскажи о себе» | Продолжение знакомства друг с другом; развитие коммуникативных умений. Сплоченности; закрепление школьных правил; снятие напряжения и стресса | Мяч, музыкальное сопровождение, красивый бумажный пакетик | 4 | «Только вместе» | Создание дружеской атмосферы, доверия; развитие внимания и мышления
| Мяч, музыкальное сопровождение | 5 | «Кто есть кто? Что есть что?» | Развитие умения вступать друг с другом в контакт, умение договариваться, слушать, расслабляться | Мяч, музыкальное сопровождение, мелки для рисования или листы газет | 6 | Сплочение коллектива | Развитие произвольного внимания, логического мышления, воображения, тактильного и слухового восприятия | Мяч, музыкальное сопровождение, повязка на глаза | 7 | Умение общаться | Развитие воображения, произвольного внимания, навыков общения, расширение знаний друг о друге | Мяч, музыкальное сопровождение, линейка | 8 | Сплочение коллектива | Создание дружеской атмосферы; развитие крупной моторики, произвольного внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия | Мяч, музыкальное сопровождение, покрывало | 9 | Развиваем память, внимание, восприятие | Развитие конструктивного взаимодействия, умения синхронного движения, произвольного внимания, слухового восприятия, крупной моторики, зрительной памяти | Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви | 10 | Сплочение коллектива | Развитие умения чувствовать друг друга, способности к сосредоточению, слуховой памяти, произвольного внимания, координации движений; снятие напряжения | Мяч, музыкальное сопровождение, шарф | 11 | Умение общаться | Развитие доброжелательности в общении со сверстниками; мышления, памяти, внимания | Мяч, музыкальное сопровождение | 12 | «Находим друзей» | Развитие коммуникативных навыков, сообразительности, внимания. Умение подчиняться определенным правилам | Мяч, музыкальное сопровождение | 13 | Умение общаться | Развитие невербального общения, творческих способностей, волевой сферы, памяти, внимания, мышления, обогащение словарного запаса | Мяч, музыкальное сопровождение, карандаши цветные, бумага | 14 | Сплочение коллектива | Развитие ловкости, крупной моторики, внимания, мышления, чувства ритма, сплоченности коллектива; снятие напряжения | Мяч, музыкальное сопровождение, картинки с изображением различных предметов | 15 | «Скучно, скучно так сидеть!» | Развитие произвольного внимания, слухового восприятия, собранности, коллективизма, умение чувствовать друг друга, сопереживать | Музыкальное сопровождение | 16 | «Рисунок имени» | Содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе | Альбом для рисования, цветные карандаши, рисунок солнца, музыкальное сопровождение | 17 | Мои эмоции | Научить детей распознавать основные чувства. Показать, что чувства-это особая часть нас; поупражняться осознавать собственные чувства | Плакат «Галерея эмоций», карточки с изображением животных (зайца, волка, медведя), музыкальное сопровождение | 18 | Мое настроение | Дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека; освоить способы улучшения настроения; развивать интерес к себе и другим, способность к рефлексии своего состояния | Мяч, альбомы для рисования, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, бумажные цветки Добра | 19 | Что такое гнев | Дать детям возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением, обучить способам контроля своего агрессивного поведения | «Мешочек гнева», мишень, 6-7 мелких предметов различной фактуры, листы бумаги, цветные карандаши | 20 | «Путешествие в страну Дружбы» | Дать определение понятия «Дружба», отработать умение присоединяться к группе | Ватманы, карандаши цветные, музыкальное сопровождение | 21 | «Мы взрослые друзья» | Помочь детям осознать, что друзья могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, а также те, кого они придумали | Клубок прочной нити, карандаши, лепестки ромашки разного цвета, мяч, музыкальное сопровождение
| 22 | «Мой любимый урок» | Оказать помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива | Мяч. Альбомы для рисования, цветные карандаши, музыкальное сопровождение | 23 | Моя самооценка | Формировать чувство доверия и уверенности в себе, способствовать повышению самооценки | Музыкальное сопровождение, красивое покрывало, «сердечки» по числу участников, корона | 24 | «Качества в подарок» | Актуализировать у детей знания об эмоционально форме человека; учить детей выстраивать позитивную перспективу своей жизни | Мяч, красиво оформленная коробка, музыкальное сопровождение | 25 | «Моя семья» | Дать возможность детям рассказать о своей семье; развивать чувство самоуважения | Альбомы, краски, музыкальное сопровождение | 26 | Сплочение коллектива | Развивать чувство собственной значимости: формировать адекватную самооценку, вести работу по сплочению коллектива | Листы белой бумаги, краски, цветные карандаши | 27 | Снимаем напряжение | Снять беспокойство, напряжение, мобилизовать внимание детей. Развивать чувство собственного достоинства | Старые газеты, красивая палочка, музыкальное сопровождение | 28 | Что такое счастье | Учить ладить с людьми, содействовать сплочению коллектива | Карандаши, листы бумаги | 29 | «Любимое занятие» | Дать детям возможность рассказать о себе; развивать любознательность, артистизм, коммуникативные способности | Музыкальное сопровождение | 30 | Сплочение коллектива | Способствовать развитию сплоченности, навыков общения, групповой доброжелательности, созданию хорошего настроения | Красивая палочка, музыкальное сопровождение | 31 | «Я уникальный» | Развитие навыков речевого общения, уважения к окружающим | Мяч. Музыкальное сопровождение
| 32 | Работа с негативными переживаниями | Повышение эмоциональной устойчивости детей; формирование адекватно воспринимать обидные замечания | Мяч. | 33 | «До скорых встреч!» | Подвести итоги работы; рефлексия | Мяч, музыкальное сопровождение |
Литература: Адаптационные занятия с первоклассниками. Автор-составитель С.И.Тукачева.- Волгоград: учитель, 2007 О.В.Хухлаева. «Тропинка к своему Я.».- М.:2012 Программа формирования УУД. Стандарты 2-го поколения, начальная школа.-М .:«Просвещение», 2011 |