Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, icon

Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование,



НазваниеСодержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование,
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат


Содержание

Введение 3

1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4

2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7

3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14

4 Формирование, организация исполнения и порядок уточнения местных бюджетов 15

5 Классификация доходов и роль налогов в бюджетной системе 19

Заключение 26

Список использованных источников 27

Введение

В настоящее время, в рамках процесса повышения эффективности использования государственных финансовых ресурсов, наиболее актуальным стал вопрос освоения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений, а также контроля за использованием средств, полученных из этих источников. Это связано с необходимостью управлять кредиторской задолженностью местного бюджета, сократить нерациональные расходы, достичь более высокого уровня сбалансированности ресурсов.

Бюджетный кризис, развивающийся на фоне острого и основательно затянувшегося кризиса платежей, вышел на первый план в ряду тяжелейших социально-экономических проблем.

В результате небывалого снижения объема общественного производства, нарушения расчетной дисциплины во всех отраслях народного хозяйства, в том числе и в расчетах с бюджетом, недоимка в бюджеты всех уровней составляет миллионные суммы.

Финансовым органам и органам налоговой службы приходится осуществлять комплекс мероприятий для преодоления дефицита всех звеньев бюджетной системы и обеспечения своевременного финансирования неотложных расходов.

^ 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории

Сущность бюджета, как экономической категории, проявляется в экономических отношениях, посредством которых на основе распределения и перераспределения национального дохода образуется централизованный общегосударственный денежный фонд, необходимый для осуществления общих задач государственной и административно-территориальных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Бюджетная система концентрирует наиболее крупную часть финансовых ресурсов государства. Сконцентрированные в бюджете средства предназначаются для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны.

С помощью бюджета реализуются программы разных уровней и местные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей народного хозяйства, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охраны среды, по укреплению научно-технического потенциала и культуры страны, по укреплению материального уровня жизни населения и отдельных групп, поддержке социально-экономического развития субъектов федерации и административно-территориальных единиц, в борьбе с преступностью и т.д.

Аккумуляция в бюджетной системе крупных денежных фондов создает возможности для обеспечения равномерного развития экономики и культуры на всей территории страны, целесообразно размещения в ее пределах производительных сил [4].

Бюджет является мощным управляющим механизмом в распоряжении государства. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития. Будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя общественное назначение по удовлетворению потребностей, может рассматриваться в качестве самостоятельной категории.

Бюджет как экономическая категория имеет ряд особенностей:

-государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

-с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, реже - национального богатства, между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

-пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

-область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению с другими звеньями. Сущность бюджета, как экономической категории реализуется через распределительную и контрольную функции. Благодаря первой, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общественных потребностей; вторая отображает насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются [10].

Функции государственного бюджета объективны, как объективна и сама эта категория. Но проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством бюджетном механизме. Бюджетный механизм является реальным воплощением бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

С помощью бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Благодаря бюджетному перераспределению национального дохода удается совершенствовать структуру общественного производства. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воздействия на экономику - субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, конверсии оборонных отраслей и т.п., добиваясь в конечном итоге изменения хозяйственных пропорций.

При правильном построении бюджетного механизма, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.

Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства, судить о ней можно по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающими источники формирования и направления использования бюджетного фонда страны. Составляемый в форме баланса расходов и доходов государственный бюджет может выступать действенным орудием общегосударственного финансового контроля. Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д.

При переходе к рыночной экономике, государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли, произойдет лишь изменение бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призваны служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение нового бюджетного механизма.


^ 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение бюджетной системы: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В стране действует единая конституция и единые органы власти. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев - государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федерального бюджета, бюджетов членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Построение бюджетной системы РФ основано на конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

Федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

Местных бюджетов.

В настоящее время в России ежегодно утверждается Федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области и множество муниципальных бюджетов, количество которых пока ещё не определилось, так как в субъектах федерации идёт процесс формирования муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" № 131-ФЗ от 06.10.2003 (ред. 12.08.2004).

Бюджетное устройство в Российской Федерации представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения. Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических отношениях между органами власти и совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Необходимо отметить, что понятие консолидированного бюджета является обособленным в структуре бюджетного устройства России.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов: бюджеты субъектов, бюджет Российской Федерации - и выполняет функцию объединения бюджетных показателей различных территориальных образований. Такие объединённые бюджеты, которые законодательно не утверждаются, применяются для аналитических и статистических целей, для успешной реализации бюджетно-финансовой политики страны в целом и регионов в отдельности.

Итак, бюджетная система России состоит из трех звеньев: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и бюджеты муниципальных образований. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 28) такая система основана на следующих принципах:

-единства бюджетной системы Российской Федерации;

-разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

-самостоятельности бюджетов;

-равенства бюджетных прав субъектов федерации, муниципальных образований;

-полноты отражения доходов и расходов бюджетов;

-сбалансированности бюджета;

-эффективности и экономности использования бюджетных средств;

-общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

-достоверности бюджета;

-адресности и целевого характера бюджетных средств;

-гласности.

Рассмотрим вышеназванные принципы подробнее.

Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление доходов и расходов за соответствующими бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. На практике достаточно сложно оптимально реализовать этот принцип. С 1 января 2005 г. его воплощение более чётко определено в Бюджетном кодексе РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с налоговым законодательством устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов; недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов. Самостоятельность бюджетного процесса "низовых" бюджетов несколько условна, ибо органы власти муниципальных образований не могут, как правило, сформировать бюджет, не имея данных о выделенной финансовой помощи на бюджетный год.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ. Такой принцип постепенно реализуется на практике посредством механизмов бюджетного выравнивания бюджетной обеспеченности.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. Действие этого принципа предполагает совершенствование методов прогнозирования, планирования бюджетных доходов и расходов.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимального размера дефицита бюджета. Такая формулировка означает зависимость расходов от доходов, что нельзя признать вполне обоснованным из-за противоречия с принципом равенства. Выравнивание бюджетной обеспеченности должно производиться по критерию расходов на душу населения, на единицу бюджетного финансирования, а не по уровню доходов.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Следует отметить, что для эффективности бюджетного процесса важное значение имеет обеспечение прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Это означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей налоговой политики, бюджетных прогнозов. На практике это предполагает доступ заинтересованных лиц к достоверной, полной, актуальной по времени информации о государственных финансовых операциях. Соблюдение этого принципа позволит реально оценивать перспективное финансовое положение государства, проводить обоснованную экономическую политику и корректно сравнивать плановые и фактические бюджетные показатели.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов существуют внебюджетные фонды и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1 Пенсионный фонд Российской Федерации;

2 Фонд социального страхования Российской Федерации;

3 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.


^ 3 Бюджетная классификация Российской Федерации

Необходимой базой для осуществления финансового контроля использования бюджетных средств является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это систематизированный перечень наименований доходов и расходов, распределенных по однородным признакам, характеризующим отдельные виды доходных поступлений по их источникам и целевое направление бюджетных ассигнований [3].

Бюджетная классификация способствует четкости бюджетного планирования, обеспечивает возможность объединения отдельных смет и бюджетов в общие своды, а также упрощает рассмотрение и анализ бюджета. Действующая в настоящее время бюджетная классификация отражена в Бюджетном кодексе РФ от 17.07.1998 года (с изменениями и дополнениями на 1.02.2002 г.). Необходимость ее принятия обусловлена изменениями в экономике страны. В процессе перехода к рыночной экономике появились новые категории, требующие более детализированного отражения и анализа расходования финансовых ресурсов.

Основные отличия новой бюджетной классификации прежде всего в том, что она значительно расширена по числу показателей используемых в процессе составления и исполнения бюджета.

Состав бюджетной классификации РФ:

-Классификация доходов бюджетов РФ;

-Функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

-Экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

-Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

-Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

-Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

-Классификация видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

-Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.


^ 4 Формирование, организация исполнения и порядок уточнения местных бюджетов

В соответствии с основным законом от 10.101991 года «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» местные администрации самостоятельно разрабатывают проекты бюджетов, рассматривают их и утверждают. Разработка проекта и исполнение местного бюджета осуществляется местной администрацией. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета не допускается, если иное не предусмотрено законами РФ.

Работа по составлению проекта начинается с того, что финансовый отдел местной администрации готовит проект решения о порядке и сроках составления проекта бюджета на очередной год. В этом решении устанавливаются сроки для руководителей отраслевых отделов районных и городских администраций, отдельных учреждений и предприятий предоставления в финансовый орган необходимых расчетов по доходам и расходам бюджета. Минимальный размер местного бюджета после рассмотрения представленных в финансовый орган необходимых расчетов в части текущих расходов, определяется исходя из сохранения расходов по местному бюджету в предшествующем финансовом году с учетом инфляционных процессов и роста инфляции, принятого при формировании федерального бюджета [6].

При недостаточности средств местные администрации для сбалансирования соответствующего бюджета запрашивают дотации из бюджета вышестоящего уровня и краевые, областные органы власти принимают решения о выделении дотаций или изменении процентов отчислений от регулирующих доходных источников. В случае, когда доходы местных бюджетов уменьшаются или размер их расходов увеличивается в результате принятых решений государственных органов власти и управления РФ, республик в составе РФ, краев, областей, недостающие бюджету средства компенсируются за счет вышестоящего бюджета.

Доходы местных бюджетов, полученные дополнительно в ходе исполнения бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении местных администраций, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению [8].

Расходы бюджетов районов и городов, районов в городах, сельских администраций осуществляются за счет доходов, а также дотаций, полученных из бюджетов территориального уровня. Местные органы власти самостоятельно определяют направления использования средств местных бюджетов. Они могут увеличивать, исходя из имеющихся возможностей, нормы расходов на содержание ЖСК, учреждений здравоохранения, народного образования, социального обеспечения, культуры, спорта, органов охраны правопорядка, охраны природы, устанавливают дополнительные льготы и пособия отдельным категориям населения, нуждающимся в социальной защите, образуют резервные целевые фонды, устанавливают размеры расходов на содержание органов власти и органов местного самоуправления.

В случаях неутверждения бюджета на очередной год в установленный срок - до начала календарного года, органы исполнительной власти имеют право расходовать средства в размере 1/12 объема бюджета предыдущего года в течение каждого месяца впредь до утверждения бюджета на очередной год. При этом объем бюджетных ассигнований, израсходованный органами исполнительной власти при неутвержденном бюджете не может превышать 25% годовых ассигнований по данной статье за предшествующий год [6].

Изменения в объемах расходов в пределах годовых ассигнований внутри отдельных отраслей хозяйства могут производится руководителями соответствующих бюджетных учреждений. Изменение объема расходов, выходящих за пределы утвержденных ассигнований по отраслям хозяйства могут производится по решению органов власти.

Местные администрации могут вкладывать свободные средства в хозяйственные мероприятия, акции, ценные бумаги, а также предоставлять в установленном порядке процентные и беспроцентные займы.

Финансовые ресурсы местных администраций могут быть на договорной основе объединены со средствами предприятий, учреждений и организаций для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов социальной и производительной инфраструктуры.

С переходом от плановой экономики к рыночной, существенно осложнился весь процесс исполнения бюджета. Произошло это, в первую очередь, за счет значительного сокращения объемов производства, образования больших сумм дефицита бюджета и продолжающейся инфляции. Все это создало дополнительные трудности в работе финансовых органов по исполнению бюджета и возникли массовые случаи недофинансирования запланированных мероприятий.

Под исполнением бюджета понимается обеспечение поступлений в бюджет всех запланированных доходов, а также своевременное финансирование всех учреждений и мероприятий, принятых по бюджету, осуществление контроля за наиболее эффективным использованием всех бюджетных ассигнований. Таким образом, процесс исполнения бюджета представляет собой сложную и многогранную систему экономических отношений, затрагивающих все отрасли деятельности государства.

Ответственность за исполнение бюджетов возлагается на соответствующие администрации и в первую очередь на их финансовые отделы.

Федеральное собрание РФ, а также органы государственной власти субъектов РФ всех степеней и уровней сверх объемов бюджета по расходам утверждают объем оборотно-кассовой наличности как категорию, обеспечивающую непрерывность исполнения бюджета. Она создается за счет остатков средств на текущих счетах (основных) местных бюджетов на начало года, а также присоединенных к ней сумм превышения доходов над расходами, ложившихся в результате исполнения бюджета за истекший год.

Администрации и финансовые органы обязаны принимать все возможные меры к сохранению и увеличению оборотно-кассовой наличности, поскольку суммы превышения могут использоваться администрациями в следующем году по своему усмотрению.

Контроль за исполнением бюджета осуществляют счетные комиссии законодательных органов. Финансовые органы обязаны представить в указанную комиссию всю необходимую информацию.

В процессе исполнения бюджета органы законодательной власти имеют право вносить изменения по доходам и расходам соответствующих бюджетов в пределах утвержденного бюджета [6].

Для бюджетных учреждений и организаций, в процессе исполнения их смет, изменения сметных назначений из одной статьи в другую могут производится руководителями бюджетных учреждений. Их финансирование в настоящее время производится по защищенным статьям: заработная плата, начисления на заработную плату, питание, медикаменты, компенсационные выплаты.

Основанием для внесения изменений в утвержденный бюджет является: уведомление по взаимным расчетам, которые высылаются областными, краевыми, республиканскими финансовыми органами; решения собрания депутатов:

-о направлении на покрытие расходов или выпадающих доходов сумм превышения доходов над расходами, образовавшиеся на конец года;

-о передвижении годовых бюджетных ассигнований из раздела в раздел;

-об уточнении квартальных назначений по доходам бюджета в случаях изменений планов производства, реализации и прибыли вышестоящими финансовыми органами;

-об уточнении назначений по доходам и расходам бюджета в других случаях в соответствии с представленными правами [9].


^ 5 Классификация доходов и роль налогов в бюджетной системе.

Данная классификация является общей группировкой доходов всех уровней бюджетной системы. Она основывается на законодательных актах, определяющих источники доходов.

Согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, доходы подразделяются на:

-Общие доходы состоят из текущих доходов и доходов от операций с капиталом.

-Текущие доходы образуются за счет налогов и текущих неналоговых поступлений.

Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. С их помощью мобилизуются средства предприятий, населения и других налогоплательщиков.

Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки.

Наряду с указанной фискальной функцией налоги выполняют также регулирующую функцию, с помощью которой государство оказывает воздействие на производство. Регулирующая функция проявляется в том, что размеры налогообложения и различия в тяжести налогов по отдельным секторам экономики и отраслям оказывают влияние на производство ВВП, реальный сектор экономики, платежеспособный спрос и капиталообразование.

Налоговая система не должна ослаблять стимулы к экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать ей.

Основными налоговыми поступлениями являются следующие:

1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала, например, за счет операций с ценными бумагами и другими активами или продажи земли;

2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования. Отчисления в социальные внебюджетные фонды рассматриваются вместе с налогами, а не как страховые взносы в силу их обязательности.

Обязательность обусловлена тем, что в противном случае значительное число людей может не позаботиться о сбережениях для обеспечения приемлемого уровня доходов после выхода на пенсию или в случае наступления нетрудоспособности. В странах с развитой рыночной экономикой существуют включаемые в бюджет отчисления на социальные нужды государственных служащих и отчисления в различные частные социальные фонды. В российской практике отдельные социальные фонды для государственных служащих не формируются, а сохраняется исторически сложившееся формирование внебюджетных социальных фондов для всех категорий населения. Отчисления в эти фонды, как видно из их названия, не включаются в бюджет, а образуют источники поступлений в эти самостоятельные фонды.

Включение этих отчислений в схему обусловлено необходимостью получения консолидированных данных в целом по всем государственным финансам, включающим доходы, как бюджетов, так и внебюджетных фондов;

3) налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (кроме отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;

4) налоги на собственность. В эту группу входят налоги на имущество юридических и физических лиц, имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

5) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками.

Налог на добавленную стоимость взимается на каждой стадии производства от суммы добавленной стоимости, определяемой как разность между ценой продажи и расходами на покупку факторов производства. Если сложить налоги, уплаченные на каждой стадии производства, то итоговая сумма практически является налогом на розничную торговлю, взимаемым по общей ставке со всех продаваемых товаров. НДС практикуется в европейских странах. В США вместо него взимается налог на розничную торговлю - налог с продаж;

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины;

7) прочие налоги, сборы и пошлины.

Наиболее значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины.

Текущие неналоговые поступления. В состав текущих неналоговых поступлений включаются все возмездные, невозвратные поступления, за исключением доходов от продажи капитала.

Соответственно в состав неналоговых поступлений входят: доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи и доходы от продаж, поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов, и все добровольные, безвозмездные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. Данная категория не включает доходы, получаемые государственными органами от налогов, официальные трансферты, заимствования, платежи в счет предоставленных в прошлом государственных кредитов, доходы от реализации основного капитала, запасов товаров, земли и нематериальных активов, а также поступления безвозмездных средств из негосударственных источников, предназначенных для капитальных целей.

К доходам от собственности и предпринимательской деятельности относятся все государственные доходы, поступление которых связано с владением собственностью, предприятиями, финансовыми активами или нематериальными активами, а также кассовая (фактическая) прибыль ведомственных предприятий, полученная ими в результате реализации товаров и услуг за пределы сектора государственного управления.

Административные сборы и платежи. Данная группа охватывает сборы и платежи, полученные в обмен на товары непроизводственного назначения и предоставление услуг некоммерческого характера, а также выручку от продаж, осуществляемых ведомственными предприятиями, издержки производства которых не могут быть определены отдельно. Эта категория включает как оплату товаров и услуг, характер которых не связан с государственным регулированием, так и обязательные платежи за услуги, связанные с таким регулированием (например, выдача водительских прав, паспортов, судебные сборы).

Поступления по штрафам и санкциям включают поступления от уплаты штрафов и применения конфискационных мер, которые не имеют отношения к нарушению налогового режима. В данную категорию включаются все пени и штрафы, которые невозможно идентифицировать отдельно и отнести к нарушениям налогового законодательства либо связать с какими-либо причинами.

Доходы от операций с капиталом. В данную категорию включаются: продажа государством основного капитала, доходы от реализации государственных запасов, земли и нематериальных активов, а также поступления трансфертов из негосударственных источников. В российской практике доходы от операций с капиталом объединяются с общим объемом налоговых поступлений и выделяются отдельно в их составе.

В объем продажи основного капитала включаются реализованные здания и другие сооружения, транспортное оборудование, машины и прочее оборудование. Эта категория включает только основные фонды, которыми владеют государственные органы управления.

Доходы от реализации государственных запасов формируются в результате продажи органами государственного управления запасов стратегических материалов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров, осуществляемой государственными организациями, регулирующими рынок (т.е. некорпоративными единицами, не занимающимися реализацией товаров и услуг в значительных масштабах), а также продажи запасов зерна и других товаров, которые имеют особо важное значение для государства. В особых случаях сюда могут включаться доходы от реализации большого количества товарных излишков других видов.

Доходы от продажи земли и нематериальных активов. К объектам продажи относятся земля, леса, внутренние водоемы и месторождения за исключением расположенных на них сооружений или строительных объектов. Если стоимость земли невозможно отделить от стоимости реализованного сооружения, общая стоимость сделки должна показываться на основе преобладающего компонента. К нематериальным активам относятся права на разработку месторождений полезных ископаемых и занятие рыбной ловлей, другие концессии и арендные договоры, касающиеся земли, патентов, авторских прав и товарных знаков.

Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников. Под ними понимаются поступления добровольных, безвозмездных, невозвратных платежей на капитальные нужды, полученных государственными органами из негосударственных источников. В отличие от безвозмездных текущих трансфертов капитальные трансферты из негосударственных источников в основном осуществляются за счет накопленного богатства прежних лет.

Их целью является финансирование процесса капиталообразования, расходов, предстоящих в долгосрочной перспективе, или приобретения материальных ценностей. Сюда относятся капитальные трансферты на строительство или покупку больниц, школ, музеев, театров, культурных центров или других государственных сооружений и оборудования. Также включаются капитальные трансферты в денежной форме, полученные от частных лиц, частных некоммерческих учреждений, негосударственных организаций, корпоративных и частных квазикорпоративных предприятий и других источников, за исключением средств, полученных от других органов государственного управления и международных организаций.

Полученные официальные трансферты. В данную категорию входят все невозвратные, безвозмездные платежи, полученные от других органов государственного управления или международных организаций. Это репарации, дарения, средства, предназначенные для осуществления особых проектов или программ, поддержки основного бюджета или другой цели.

К трансфертам от других уровней управления относятся невозвратные безвозмездные платежи, поступающие от одних уровней управления другим уровням. В российской практике они имеют форму финансовой поддержки субъектов Федерации в виде дотаций, субвенций, субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

Различают собственные и регулирующие доходы бюджета. К собственным относятся виды доходов, закрепленные на постоянной основе за соответствующими бюджетами законодательством. К регулирующим относятся федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов Федерации или местные бюджеты.

Заключение

Таким образом, мы определили что, бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функции органов государственной власти.

Государственные и местные бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации.

Посредством бюджетов образуются денежные фонды соответствующего государственного или административно-территориального образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти и местного самоуправления.

Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направление расходов и т.п.


Список использованных источников

  1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - М.: ООО "ВИТРЭМ", 2002 г. - 160 стр.

  2. Бюджет и бюджетное финансирование, приложение к ж. Финансы, изд.М.; 1998 г. - 28 стр.

  3. Выживать или развиваться? // БиНО, №11/12. 1999 г - 152 стр.

  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. - М.: 1995 г, с изм. и доп.

  5. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.91 г.

  6. Закон РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» от 10.10.1994 г. №1734-1.

  7. Закон РФ «Об основах бюджетных прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономных областей, округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.96 г. №4807 - 1.

  8. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.98 г.№ 154 - ФЗ.

  9. Статистическая отчетность районного государственного отдела статистики за 2002 г., 2003 г., 2004 г.

  10. Тихонова Т.Г. Определение характера получаемых доходов и возможных налоговых последствий // БиНО , № 6, 2004 г . - 112 стр.




Похожие:

Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconТема Социально-экономическая сущность бюджета
Функции бюджета. Бюджет и общественное производство. Бюджет как инструмент государственного регулирования. Бюджет в системе финансового...
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconТема Бюджетное устройство и бюджетная система Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы
За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджет­ная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного...
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconРешение которых входит в компетенцию Администрации
Бюджетная система Российской Федерации. Межбюджетные отношения исполнение бюджета поселения
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconРоссийская академия предпринимательства новосибирский филиал бюджетная система российской федерации примерные вопросы для подготовки к экзамену
Назовите уровни бюджетной системы РФ. На основании каких законов осуществляется эта классификация?
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconЗадание к семинарскому занятию по теме «Бюджет и бюджетная система страны» (30 марта 2010 года)
А социально-экономическая сущность бюджета и принципы построения бюджетной системы государства
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconАвтономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Академический Международный Институт
Формирование бюджета в современных условиях (на примере Российской Федерации; субъекта федерации; муниципалитета)
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconСодержание: введение устройство и работа пневматического привода тормозов
Для уменьшения скорости движения, остановки и удержания в неподвижном состоянии автомобили обору­дуют тормозной системой. Тормозная...
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconБюджетная система Оглавление
Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического...
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconТеоретические основы бюджетного процесса
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества
Содержание Введение 3 1 Сущность бюджета и бюджетного механизма как экономической категории 4 2 Бюджетное устройство и бюджетная система в современных условиях 7 3 Бюджетная классификация Российской Федерации 14 4 Формирование, iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»
Рубцовск 2011При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты