Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание icon

Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание



НазваниеСоциально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат


Социально - экономическая природа государственного бюджета

2007 год

Содержание

Введение 3

1. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации 7

2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ: региональные и местные бюджеты 10

3 Бюджетный федерализм и принципы межбюджетных отношений Бюджетное регулирование 17

4. Проблемы межбюджетных отношений 22

Заключение 27

Список использованных источников 31

Введение

В рыночной экономике важнейшим показателем благосостояния государства, предпринимателей, всего населения страны являются устойчивость финансов. Финансовые результаты - конечный результат деятельности миллионов людей. Отсутствие финансовых ресурсов на государственном уровне и на уровне предприятия свидетельствует об экономическом кризисе общества. Для преодоления этого кризиса необходимо финансовое оздоровление экономики государства. При этом финансы стали главным рычагом государственного регулирования экономики в целях выхода страны из кризисного состояния. [8]

Хозяйственная деятельность в рыночной экономике выдвигает перед всеми участниками экономического процесса требования высокой компетенции в области финансов. Знание этой дисциплины служит залогом успешной работы во всех сферах человеческой деятельности.

На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у всех существуют свои трудности и проблемы.

Важно осознать, что принципиально нет возможности механически перенести в Россию чью-то готовую финансовую систему. Надо рассчитывать на свои потенциальные возможности и особенности экономического развития.

Финансовая система современной России представляет собой четырехблочную систему: общегосударственные финансы; территориальные финансы; финансы хозяйствующего субъекта и финансы граждан.

Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи и обслуживает определенную группу финансовых отношений.

Задачей территориальных финансов является мобилизация финансовых ресурсов в бюджеты и направление их на финансирование программ по обеспечению жизнедеятельности территориального образования и удовлетворения потребностей его жителей. [10]

Муниципальные финансы формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов.

В состав муниципальных финансов входит местный бюджет, средства на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти.

Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования.

Финансовая система играет важнейшую роль, как в развитии государства, так и в развитии региона и муниципального образования, поэтому особую актуальность приобретает проблема финансовой основы местного самоуправления. Это вполне закономерно, так как реализация конституционных гарантий самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения во многом зависит от закрепления в действующем законодательстве механизмов обеспечения устойчивых, стабильных источников пополнения в местный бюджет.

Социально-экономическое состояние муниципального образования определяется общими макроэкономическими тенденциями для страны. [11]

Однако современная ситуация показывает, что пока нечетко сформирован механизм отношений трех уровней системы: центра - субъекта - местного самоуправления. Нет системы исследования, планирования и прогнозирования экономического развития субъекта финансовых отношений.

Проблематика развития местного самоуправления разрабатывается в Российской Федерации более 14 лет, многое сделано в плане создания организационно-правовых условий для обеспечения возможности функционирования органов местной власти, сформированы и закреплены в Конституции РФ основные принципы и черты российской модели организации местного самоуправления. Вместе с тем практика реализации этих основ указывает на недостаточность гарантий полной независимости, самостоятельности местного самоуправления в формировании его финансовой базы.

В условиях отсутствия достаточного количества собственных доходов у подавляющего числа местных бюджетов, расходы обеспечиваются за счет предоставляемой государством финансовой помощи. А это означает, что органы местного самоуправления вынуждены выстраивать свою политику по решению вопросов местного значения в соответствии с указаниями государственной власти даже в тех случаях, когда это противоречит интересам населения, проживающего на территории.

Трудно подсчитать реальные финансовые потери из-за нерационального распределения финансовой помощи.

Собранные на местах налоговые доходы поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, а затем по сложной технологической программе в урезанном виде возвращаются назад.

Низкая обеспеченность местных бюджетов собственными доходами, ежегодный пересмотр нормативов отчислений по регулирующим налогам в пользу федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, завышенное прогнозирование поступлений в местные бюджеты отчислений от федеральных и региональных налогов, искусственное занижение прогнозируемых расходов местных бюджетов, с целью уменьшения отчислений по регулирующим налогам, приводят к тому, что бюджетная обеспеченность городов, обладающих мощным экономическим потенциалом составляет нередко 50-60%.

В этой связи, крайне необходимо выработать ряд первоочередных мер, способствующих укреплению финансовой основы местных бюджетов, условий эффективного функционирования. [17]

По вопросам развития экономики регионов, муниципальных образований существуют многочисленные исследования зарубежных ученых, однако они в большей степени соответствуют механизму развитых рыночных отношений и не всегда учитывают современные особенности России, а значит, не соответствуют российской действительности.

Экономическая реформа в России диктует новые направления исследования и решения проблем экономического развития субъектов и муниципальных образований на основе установок их социальной переориентации.

В связи с чем, необходимо пересмотреть методологические основы прогнозирования, планирования и регулирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования, установить приоритеты и выработать разумную финансовую политику, позволяющую усилить социальную направленность его финансовых ресурсов. [19]

^ 1 Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство - это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура и взаимосвязь входящих в нее бюджетов.

Бюджетная система представляет собой совокупность всех действующих на территории страны бюджетов.

Главным законодательным актом в области бюджетных отношений в РФ является Бюджетный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой 31.07.1998 г. и действующий с 01.01.2000 (БК РФ). Бюджетный Кодекс определяет понятия бюджетной системы и бюджетного устройства в РФ.

Согласно статье 5 БК РФ бюджетная система РФ - «это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов внебюджетных государственных фондов».

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

  • бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

  • местные бюджеты.

Государственная бюджетная система Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 - окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).

В основу организации бюджетной системы РФ положено ее государственное устройство, закрепленное Конституцией РФ. Каждый бюджет в составе бюджетной системы является самостоятельным звеном, который своими доходами и расходами не входит в бюджеты вышестоящих уровней. Бюджет каждого уровня ежегодно утверждается соответствующими органами государственной власти в форме Закона на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации и в форме решения на местном уровне.

Наивысший уровень бюджетной системы - консолидированный федеральный. Он включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает в себя бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

Бюджет субъекта РФ (или региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для осуществления задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

«Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - это форма образования и расходования средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления». [1]

Кроме вышеперечисленных уровней в бюджетную систему входят и государственные внебюджетные фонды.

«Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом». [1]

Формирование доходов государственных внебюджетных фондов осуществляются путем отчислений от фонда оплаты труда в следующих размерах:

- Пенсионный Фонд - 20%;

  • Фонд социального страхования - 2.9%, а также страховые платежи по страхованию от несчастных случаев на производстве;

  • Фонд обязательного медицинского страхования - 3.1% (в том числе 2.0 % территориальный фонд и 1.1% федеральный фонд), а также платежи территориальных бюджетов за неработающее население, исходя из норматива и численности неработающего населения.

Ежегодно органами исполнительной власти составляются консолидированные бюджеты - своды бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Так, консолидированный бюджет РФ имеет структуру представленную на рисунке 1.


Государственный бюджет РФ



Федеральный бюджет РФ

Бюджеты областей, округов и краев


Бюджеты республик в составе РФ

Бюджеты г. Москвы и Санкт-Петербурга

Рисунок 1 -Консолидированный бюджет РФ

Структура консолидированного бюджета субъекта Федерации на примере области приведена на рисунке 2.


Консолидированный бюджет области



Бюджеты городов областного подчинения

Бюджеты районов области

Областной бюджет области

Рисунок 2-Структура консолидированного бюджета области

Бюджетное устройство Российской Федерации - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • сбалансированности бюджета;

  • эффективности и экономности использования бюджетных средств;

  • общего покрытия расходов бюджетов;

  • гласности;

  • достоверности бюджета;

  • адресного и целевого характера бюджетных средств.[1]


2 Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ: региональные и местные бюджеты

Как уже было упомянуто в предыдущем пункте, бюджетную систему нашей страны подразделяют на уровни. Это связано с различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство РФ предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

Формирование доходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К не налоговым доходам, например, относят доходы от использования государственного и муниципального имущества, продажи государственной и муниципальной собственности, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В доходную часть бюджета включаются собственные доходы - виды доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ. Это налоговые доходы и неналоговые доходы соответствующих бюджетов.

Финансовая помощь не является собственными доходами соответствующего бюджета.

«Регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов».

«Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ». [1]

Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные.

Капитальные расходы формируют бюджет развития, в который включаются расходы на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширением воспроизводства.

Текущие расходы составляют бюджет текущих расходов, в который включаются все другие расходы, не вошедшие в бюджет развития.

Такое деление расходов в каждом бюджете обусловлено разным подходом к их финансированию, а именно, первоочередному финансированию подлежат расходы, включенные в бюджет текущих расходов (это обязательные расходы). Расходы, вкаченные в бюджет развития, финансируются при наличии соответствующих источников финансирования.

Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Региональные органы власти призваны обеспечивать комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сферы на подведомственных территориях.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды.

С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. [15]

В соответствии с БК РФ доходы бюджетов субъекта РФ формируются за счет:

- собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам;

- неналоговых доходов - доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, продажи региональной собственности и часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог с продаж, региональные лицензионные сборы, а также доходы от использования имущества, находящегося в собственности региона и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями.

Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Сюда же включаются дотации, субвенции, субсидии и трансферты, получаемые из федерального бюджета.

Из бюджета субъекта РФ согласно БК РФ финансируются следующие расходы:

-обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;

-обслуживание и погашение государственного долга субъекта РФ;

-обеспечение реализации региональных целевых программ;

-содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

-оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень;

-другие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъекта РФ. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения, а также финансируются отрасли производственной сферы, коммунального хозяйства.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

  • формирование денежных фондов;

  • распределение и использование образованных фондов;

- контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий,
организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. [6]

Доходная часть местного бюджета в соответствии с БК РФ состоит:

- налоговые доходы - собственные налоговые доходы определенные налоговым законодательством, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам, государственная пошлина;

- неналоговые доходы - доходы от использования и продажи муниципальной собственности и прибыль унитарных муниципальных предприятий;

- ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов РФ, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к. увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

- местные налоги и сборы: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, местные лицензионные сборы;

- доходы от использования муниципальной собственности.

В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления от акцизов, налога на прибыль предприятий, подоходного налога с физических лиц.

Сейчас доходы местных бюджетов формируются на основе произвольно устанавливаемых и ежегодно меняющихся индивидуальных нормативов. Но больше местному самоуправлению соответствует обеспечение местных расходов местными же налоговыми и неналоговыми доходами. БК РФ определяет и расходы муниципальных бюджетов:

  • содержание органов местного самоуправления;

  • формирование муниципальной собственности и управление ею;

  • организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, социальной защиты и других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

  • организация транспортного обслуживания населения и учреждений;

  • обеспечение противопожарной безопасности;

  • обслуживание и погашение муниципального долга;

  • целевое дотирование населения, предприятий и организаций, средств массовой информации;

- другие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, на жилищно-коммунальное хозяйство, на здравоохранение и физическую культуру.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам.[15]

Значение бюджетных прав органов местного самоуправления заключается в том, что на их основе создается финансовая база, которая необходима для решения социально-экономических и других вопросов. Бюджетные права обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей

Основы бюджетных прав органов местного самоуправления закреплены Конституцией РФ, БК РФ, Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 9 БК РФ так определяет компетенцию органов местного самоуправления:

- установление порядка составления и рассмотрения проектов местных
бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов, осуществления
контроля над их исполнением, утверждения отчетов об исполнении местных
бюджетов;

- составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля над их исполнением, утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, других доходов местных бюджетов;

  • определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местного бюджета;

  • предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

  • определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

- осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

При этом органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов. В доходах и расходах местных бюджетов финансирование программ местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий РФ и субъектов Федерации предусматривается раздельно.

Федеральные органы государственной власти и органы государственной встали субъектов РФ закрепляют за муниципальными образованиями доходные источники для финансирования минимально необходимых расходов местных бюджетов. Если доходы местных бюджетов не обеспечивают минимально необходимые расходы, установленные законами субъектов РФ на основе минимальных социальных стандартов и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, то органам местного самоуправления могут быть предоставлено часть других доходных источников федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Для осуществления финансирования отдельных государственных полномочий дополнительные средства для органов местного самоуправления ежегодно предусматриваются в федеральном или областном бюджете.

Увеличение расходов и уменьшение доходов органов местного самоуправления, которые возникают в результате решений, принятых вышестоящими органами власти, должны компенсироваться соответствующими органами власти. [17]


^ 3 Бюджетный федерализм и принципы межбюджетных отношений. Бюджетное регулирование

Бюджетный федерализм - это отношения на основе сочетания принципов централизма и децентрализма между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации по поводу формирования и реализации бюджетной политики государства, разграничения бюджетно-налоговых полномочий, доходов и расходов, распределения и перераспределения их между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Федерации, при большой степени самостоятельности территориальных бюджетов исходя из необходимости единства общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территориях субъектов Федерации и входящих в них муниципальных образований.

Бюджетный федерализм выражает соответствующие отношения между федеральным центром и субъектами Федерации и от того, как они складываются на этом уровне, зависят и взаимоотношения внутри субъектов Федерации, то есть между их органами власти и органами местного самоуправления.

Бюджетный федерализм основывается на: сочетание интересов, которое обеспечивает большую степень самостоятельности бюджетов территорий при сохранении главной роли федерального бюджета;

- наличие трех уровней бюджетной системы и равенство прав бюджетов одного уровня;

- применение единых для всех субъектов Федерации критериев при расчетах объемов выделяемых из федерального бюджета средств, в целях выравнивания развития регионов и оказания им финансовой помощи.

Важное значение имеет, содержащееся в понятии бюджетного федерализма положение о большой степени самостоятельности территориальных бюджетов. Это означает одновременно высокую степень ответственности региональных и местных органов власти за сбалансированность своих бюджетов, бюджетную обеспеченность и создание федеральными органами власти необходимых исходных условий для реализации указанного требования бюджетного федерализма. [7]

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы реализуются через механизм межбюджетных отношений.

«Межбюджетные отношения» - отношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления».

Это отношения по поводу разграничения на постоянной основе видов расходов, а также налогов и других платежей, поступающих в бюджетную систему страны, нормативного распределения регулирующих доходов на временной основе и перераспределения средств из бюджета одного уровня в другой. Разграничение налогов и других платежей означает закрепление их в качестве собственных доходов, то есть закрепляемых за соответствующими бюджетами полностью или частично на постоянной основе. Цель такого разграничения в создании государством необходимых первоначальных условий для сбалансированности бюджетов органами власти на каждом уровне, с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных стандартов и исходя из имеющегося на соответствующей территории налогового потенциала. Такие стандарты означают устанавливаемый законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейшими потребностями человека бесплатно или за доступную плату за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, средств предприятий и иных средств.

Межбюджетные отношения согласно БК РФ основываются на следующих принципах:

  • распределение и закрепление расходов бюджета по определенным уровням бюджетной системы РФ,

  • закрепление на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ,

  • равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности
субъектов РФ, муниципальных образований;

- равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным
бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами
субъектов РФ.

Эффективная система межбюджетных отношений должна направляться на достижение таких основных целей как:

  1. повышение уровня жизни, обеспечение социальной защищенности и равного доступа населения к бюджетным услугам и социальным гарантиям на всей территории страны;

  2. обеспечение устойчивого экономического развития при оптимальном использовании налогового потенциала отдельных территорий и страны в целом;

3) укрепление государственного устройства и территориальной целостности страны, предотвращение конфликтов между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов бюджетной системы.

В настоящее время нормативно-правовой базой межбюджетных отношений составляют Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», законы о бюджете на очередной финансовый год. [7]

Воздействие на процессы формирования бюджетных отношений путем изменения принципов, методов, способов формирования бюджетных доходов и расходов на всех стадиях бюджетного процесса позволяет государству формировать бюджетные взаимосвязи и обеспечивать регулирование бюджетной системы РФ.

Бюджетное регулирование по выравниванию бюджетных доходов и социально-экономическому развитию территориальных образований осуществляют органы власти вышестоящего уровня в том случае, если собственных доходов, закрепленных за соответствующим бюджетом, недостаточно для обеспечения минимальных государственных социальных стандартов. [4]

Бюджетное регулирование - это межбюджетное регулирование, осуществляемое органами власти вышестоящего уровня путем распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в другой при недостаточности налогового потенциала на соответствующих территориях с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего уровня и социально-экономического развития муниципальных образований при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов.

Регулирующие доходы - это налоги и другие платежи, по которым законодательными органами власти вышестоящего уровня при утверждении бюджета на очередной финансовый год устанавливаются на временной и долговременной основе нормативы отчислений в бюджеты нижестоящего уровня в целях бюджетного регулирования.

Перераспределение средств из бюджета одного уровня в другой в порядке бюджетного регулирования может осуществляться в следующих формах: дотации, нормативно-целевые дотации (трансферты), субвенции, взаимные расчеты, бюджетные компенсации, бюджетные ссуды.

Дотация - утверждаемая и выделяемая на безвозвратной и безвозмездной основе сумма на текущие расходы без определения конкретной цели.

Нормативно-долевая дотация (трансферт) - сумма, выделяемая из Фонда финансовой поддержки регионов или Фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Субвенция - утверждаемая и выделяемая на безвозмездной основе сумма с указанием конкретной цели на определенный срок.

Субсидия - предоставление финансовой помощи без конкретизации ее формы.

Взаимные расчеты - метод бюджетного регулирования, при котором оно не было учтено при утверждении соответствующих бюджетов. Например, при изменении в налоговом и бюджетном законодательстве, решениях о перераспределении полномочий между органами власти разных уровней, передаче ведомственного жилого фонда и объектов социально-культурной сферы в муниципальную собственность и других решениях органов власти другого уровня.

Бюджетные компенсации - утверждаемые и передаваемые суммы на возмещение выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, обусловленных решениями органов власти другого уровня.

Бюджетная ссуда - сумма средств, выделяемая из бюджета другого уровня на возвратной основе. [6]


^ 4 Проблемы межбюджетных отношений

Региональные местные бюджеты в своей совокупности образуют территориальные бюджеты и тесно связаны друг с другом. Отношения между этими видами бюджетов носят характер межбюджетных. Как и во всяких взаимоотношениях между региональными и местными бюджетами возникают определенные проблемы.

Во-первых - на уровне городов и районов существует финансовая зависимость нижнего звена бюджетной системы от вышестоящего с помощью механизма отчислений от регулирующих налогов. Этому способствует и низкий уровень собственных закрепленных на постоянной основе доходов. Отсутствует механизм стимулирования территорий в увеличении собственных доходов как за счет повышения собираемости налогов, так и привлечения дополнительных доходных источников местных бюджетов. [17]

В настоящее время местных налогов и доходных источников, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе, не хватает для обеспечения даже минимальных расходов местных бюджетов. Основная масса доходов местных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов.

Но органы государственной власти продолжают практику ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов в местные бюджеты не в пользу местных бюджетов.

Во-вторых, главной проблемой взаимоотношений регионального и местного бюджетов по формированию доходной части бюджетов муниципальных образований является установление нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов сверх отчислений, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе. Кроме того, сюда же можно отнести ежегодное изменение нормативов отчислений от регулирующих налогов, а также компенсацию выпадающих доходов из местных бюджетов не в полном объеме.

В-третьих, при составлении расходной части бюджетов муниципальных образований на данном этапе отсутствуют экономически обоснованные нормативы и социальные стандарты, которые бы исходили из реальных минимальных социальных потребностей населения территории в оказываемых услугах. Вместо этого в некоторых областях применяются средние размеры финансирования соответствующих видов услуг в расчете на одного потребителя. Например, на 1-го учащегося школ, на 1-го ребенка детских дошкольных учреждений, на 1-го воспитанника детских домов, а также на тысячу человек населения в зависимости от конкретного вида бюджетных расходов.

Средние же размеры финансирования по отрасли рассчитываются исходя из совокупных расходов консолидированного бюджета области за предшествующий год. Такие показатели не должны являться основой для планирования расходов бюджетов муниципальных образований, так как все муниципальные образования области имеют разное социально-экономическое развитие и разные возможности финансирования различных видов расхода бюджета. Кроме того, средние размеры финансирования определяются без учета капитальных расходов, что уже при планировании исключает возможность развития социальной сферы территорий.

Сейчас существует практика принятия федеральных законов и законов субъектов РФ, влекущих за собой увеличение расходов местных бюджетов, и выделяемые субвенции или субсидии из фонда компенсаций полностью не покрывают возникших расходов.

В-четвертых, несовершенным в настоящее время является и механизм определения дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития территорий. Не учитываются мероприятия по сокращению бюджетных расходов, по привлечению дополнительных источников бюджетных средств. Не решены вопросы усиления заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных доходов за счет привлечения дополнительных источников бюджетных средств. Вместо этого муниципальные образования стремятся получить как можно большую финансовую помощь из регионального бюджета. Поэтому все бремя ложится на муниципальные образования, не пользующиеся дотациями из фонда финансовой поддержки. [11]

В отношении выделения дотаций из вышестоящих бюджетов следует установить минимальные государственные социальные стандарты и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности, что будет способствовать выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности на всей территории РФ в целях реализации основных социальных прав и гарантий граждан.

В-пятых, отсутствует единая методика оценки эффективности местных бюджетов, которая позволяла бы реально сравнивать финансовое положение муниципальных образований. Ведь показатели доходов и расходов муниципальных образований не позволяют сравнивать бюджеты муниципальных образований друг с другом, так как каждое из муниципальных образований имеет «твое социально-экономическое развитие и разный налоговый потенциал. К тому же объемы муниципальных бюджетов зависят от территориальных масштабов.

Возникающие проблемы во взаимоотношениях региональных и местных бюджетов свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимо реформировать межбюджетные отношения с целью оздоровления территориальных финансов, повышения заинтересованности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала.

Для совершенствования межбюджетных отношений и повышения роли региональных и местных бюджетов необходимы следующие шаги:

1 четко разграничить полномочия и предметы ведения между различными уровнями бюджетной системы;

2 исключить совместное финансирование бюджетных расходов различными уровнями бюджетной системы;

3 разделить отдельные конкретные виды налогов на федеральные, региональные и местные с зачислением этих налогов исключительно в соответствующие виды бюджетов;

4 ввести местные надбавки к действующим федеральным и региональным налогам;

5 закрепить за местными бюджетами такие доходные источники, которые обеспечили бы стабильное поступление доходов в местные бюджеты;

6 законодательно установить стабильные (не менее чем на 3 года) базовые нормативы отчислений от федеральных регулирующих налогов;

7 обеспечить приведение федерального законодательства, влекущего увеличение с источниками финансирования;

8 усовершенствовать методику образования и использования ФФПР. [11]

В настоящее время бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты перегружены обязательствами. Основная часть расходов этих бюджетов, формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Существует зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций расщепления федеральных налогов, что подрывает стимулы к развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов.

Итак, существует ряд проблем в межбюджетных отношениях :

  1. Финансовая зависимость нижнего звена бюджетной системы от вышестоящего.

  2. Установление нормативов отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов сверх отчислений, закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе.

  3. Отсутствие экономически обоснованных нормативов и социальных стандартов, которые бы исходили из реальных минимальных социальных потребностей населения территории в оказываемых услугах.

  1. Несовершенным является и механизм определения дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований.

  2. Отсутствует единая методика оценки эффективности местных бюджетов, которая позволяла бы реально сравнивать финансовое положение муниципальных образований.

Заключение

Подводя итоги работы можно придти к заключению, что местные бюджеты являются центральным звеном бюджетной системы Российской Федерации, которые призваны решать социально-экономические вопросы развития своих территорий в интересах населения.

Доходы местных бюджетов в основном формируются за счет отчислений от федеральных регулирующих налогов и в меньшей степени из региональных и местных налогов. При чем собственные доходы местных бюджетов не обеспечивают их расходы в полном объеме.

Местные бюджеты в рамках расходных частей своих бюджетов обеспечивают содержание бюджетных учреждении, находящихся на балансе органов местной власти. За последние годы на балансы местных органов власти были приняты объекты социально-культурной сферы большинства предприятий городов. Большую составную часть расходов на социальную сферу составляет заработная плата работников бюджетных учреждений.

Социально-культурные расходы местных бюджетов направляются в сферы образования, культуры, здравоохранения, социальной политики. В рамках социальной политики населению городов и районов выплачиваются пособия и компенсации, предусмотренные федеральными законами РФ по социальной защите населения.

Большое место в структуре расходов местного бюджетов занимают расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства. Эти расходы почти полностью компенсируются из местных бюджетов.

Но местные бюджеты во многом лишены самостоятельности. Централизация финансовых ресурсов в федеральном бюджете, сложные взаимоотношения звеньев бюджетной системы, бюджетный дефицит лишает органы местного самоуправления возможности решать важные проблемы в интересах населения.

Закрепленные за муниципальными образованиями налоговые поступления не соответствуют минимальным потребностям территорий. Доходные части местных бюджетов во многом зависят от регулирующих федеральных налогов. Законодательно не гарантируется уровень собственных доходов местных бюджетов.

В настоящее время необходимо установить перечень, величину и источники собственных доходов местных бюджетов. Следует законодательно закрепить достаточные и стабильные собственные источники доходов местных бюджетов. При этом за местными бюджетами необходимо закрепить такие налоги, на формирование налоговой базы которых способны влиять органы местного самоуправления. Так, в качестве собственных источников местных бюджетов должны быть местные налоги и сборы. К ним следует отнести имущественные и подоходные налоги: налог на имущество предприятий, налог на недвижимость, налог на совокупный (вмененный) доход. Земельный налог должен полностью поступать в местные бюджеты.

Снижение налогового бремени на предприятия и понижение ставок налогов не должно отрицательно сказываться на доходах местных бюджетов.

Регулирующие налоги должны законодательно закреплять проценты отчислений за каждым уровнем бюджетной системы. Следует также отойти от практики ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов не в пользу местных бюджетов. При изменении же нормативов отчислений от федеральных регулирующих налогов следует установить предел изменения, который не превышал бы 2-5% от суммы поступлений в местный бюджет. [17]

Все это позволит местным бюджетам стать менее зависимыми от федерального бюджета.

В рамках совершенствования расходов местных бюджетов следует придерживаться жестких смет органов власти и бюджетных учреждений, использования современных методе цен рациональности бюджетных расходов; оптимизации сети бюджетных учреждений; осуществления адресной помощи населению вместо предоставления социальных льгот; осуществления закупок на конкурсной основе. Кроме того, передача государственных полномочий на нижестоящие уровни власти обязательно должна компенсироваться финансовыми средствами в полном объеме, необходимом для их осуществления. Передача социальных объектов и жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность от других ведомств и предприятий должна подкрепляться финансовыми средствами на их содержание.

Местные бюджеты поставлены в зависимость от федерального бюджета. Уровень собственных доходов, закрепленных на постоянной основе, не слишком велик. Процент отчислений от регулирующих налогов одинаков для всех субъектов РФ, а налоговый потенциал этих территорий разный. Теряется заинтересованность в наращивании налогового потенциала территорий.

Неэффективное распределение бюджетных расходов между уровнями бюджетной системы приводит к тому, что на местные бюджеты возлагается большой уровень расходов, превышающий собственные доходы бюджета. Вызывает проблемы и совместное финансирование отдельных видов бюджетных расходов. Негативно влияют на расходную часть бюджета и решения, принимаемые вышестоящими уровнями власти и приводящие к увеличению расходов или уменьшению доходов.

Следует создать механизм обеспечения доходными источниками бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с их расходными полномочиями.

Для совершенствования межбюджетных отношений главным образом следует четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями бюджетной системы; закрепить за бюджетами доходные источники, обеспечивающие стабильное поступление доходов в бюджет; установить стабильные базовые нормативы отчислений от регулирующих налогов; решения вышестоящих уровней власти обеспечивать источниками финансирования. [17]

Все это должно повысить роль местных бюджетов в бюджетной системе РФ и обеспечить региональные и местные органы власти финансовой самостоятельностью. Также это позволит добиться сбалансированности местных бюджетов и полностью обеспечить расходы бюджетов доходными источниками.

Сегодняшняя система управления государственными финансами характеризуется недостаточно эффективными механизмами исполнения бюджетов, учета и контроля.

Список использованных источников

  1. «Бюджетный Кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998. № 145-ФЗ.

  2. «Налоговый Кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998.№ 146-ФЗ.

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2001. № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2006 год».

  4. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004. № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

  5. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б.Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006-505с.

  6. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - М.: Юрайт, 2004. - 621 с.

  7. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ. Учебное пособие / А.Г. Игудин, - М.: 2001. - 62 с.

  8. Общая теория финансов: Учебник / Л.А. Бробозина, Ю.Н. Константинова, Л.Г. Окунева и др., Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2002. - 256с.

  9. Управление государственным бюджетом. Бюджетная политика. Бюджетный федерализм: Учебное пособие / М. Власавлевич. - НФПК: 2003. - 127с.

  10. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002. - 527с.

  11. Берг О.В. Проблемы формирования бюджетов муниципальных образования // Финансы. - 2004. - № 6. - стр. 72-74.

  12. Большаков Н.С. Необходимость совершенствования бюджетной // Финансы. - 2003. - № 7. - стр. 19-20.

  13. Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу // Финансы. - 2003. - № 6. - стр. 4-8.

  14. Голикова Т.А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора и совершенствования бюджетного процесса // Финансы. - 2004.- № 2.- стр.3-6.

  15. Гришин В.И. Региональная экономическая политика и межбюджетные отношения // Финансы. - 2005.- № 4. - стр. 50-55.

  16. Крылов Г.З. Бюджетное устройство и бюджетное выравнивание // Финансы. - 2004. - № 9. - стр. 50-52.

  17. Мокрый B.C. Проблемы реформирования межбюджетных отношений как основа местного самоуправления // Финансы. - 2005. - № 1. стр. 9-11.

  18. Хурсевич С.Н. Совершенствование стратегии реформирования межбюджетных отношений // Финансы. - 2004. - № 4. - стр. 31-35.

  19. Яндиев М.И. Уровни бюджетной системы в России // Финансы. - 2005. - № 2.-стр. 12-14.





Похожие:

Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconТема Социально-экономическая сущность бюджета
Функции бюджета. Бюджет и общественное производство. Бюджет как инструмент государственного регулирования. Бюджет в системе финансового...
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание icon1. Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Социально-экономическая сущность бюджета, его роль в распределении и перераспределении национального дохода
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconЗадание к семинарскому занятию по теме «Бюджет и бюджетная система страны» (30 марта 2010 года)
А социально-экономическая сущность бюджета и принципы построения бюджетной системы государства
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconОкружающий мир (человек, природа, общество) Авторы: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапова, А. И. Саплин, Е. В. Саплина. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Программы...
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconВопросы: Социально-экономическая сущность бюджета и принципы построения бюджетной системы государства
Бюджет — центральное звено любой бюджетной системы. Если говорить о том, что такое бюджет, на самом деле определение дается в основном...
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание icon1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки
Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений. Это экономический инструмент. К финансовым отношениям определяющим содержание...
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconСодержание программы 1-й год обучения (144 часа)
Родная природа, как она служит людям. Тест на знание деревьев, произрастающих в Приморском крае
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconТема Ценообразование и инфляция
Уровень военных расходов и их влияние на динамику цен. Дефицит государственного бюджета, эмиссия денег и инфляционный рост цен. Увеличение...
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание iconПрограмма педагога Белодедовой Татьяны Вячеславовны высшая категория по музыке 5 8 классы
Д. Б. Кабалевского, рекомендованной Министерством образования Р. Ф., Москва, «Просвещение», 2007 год, в соответствии с Федеральным...
Социально экономическая природа государственного бюджета 2007 год Содержание icon«Природа не только среда, окружающая нас, но всенародное достояние и богатство, за которое каждый гражданин нашего общества в ответе это красная нить мировоззренческих убеждений, от которых зависят социально-политические позиции человека.
Формирование таких мировоззренческих позиций зависит от того, как познается природа
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты