Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности icon

Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности



НазваниеПредметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Предметно-развивающая среда в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Колокольчик»


Интегративный подход и к организации развивающих центров активности

Основа образовательной программы нашего детского сада определяет содержание и организацию воспититательно- образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок образовательной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекция речевого развития.

Содержание основной общеобразовательной программы и учебный план, включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей также решаются, интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.

Воспитательно - образовательный процесс в МБДОУ:

-   строится на свободном выборе педагогами программ, средств, форм, методов  воспитания и обучения, обеспечивающих развитие ребенка.

-   обеспечивает каждому ребенку как личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать физические, личностные, интеллектуальные качества, свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться в различных видах детских деятельностей.

В основе концепции образовательной программы детского сада определено: дети разви­ваются наилучшим образом тогда, когда они действительно увлечены процес­сом образования. Тщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. При этом воспитатели:

-   имеют представление о зоне актуального развития и проектируют зону ближайшего развития каждого ребенка в карте индивидуального развития.

-   формируют обстановку и предоставляют материалы для развития;-   поддерживают в детях самостоятельность, естественную любознательность, инициативу, активность в освоении окружающей действительности.На основе такого подхода дети:

  • активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности

  • неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе

Инновационность подхода к организации среды развития ребенка определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определенных ФГТ, но и организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Центры развивающей активности детей

Обстановка в группах создается таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содер­жится достаточное количество материалов для исследования и игры. В разных группах наборы центров различные, однако основные центры, есть практически везде.

^ Центры развития активности детей в групповых помещениях в связи с внедрением нового содержания образовательной программы.

Образовательная область

Центры активности

Интегративная направленность деятельности центра

^ Познавательно-речевое направление развития детей

Познание

Интегрируется с образовательными областями:

  • Чтение художественной литературы.

  • Коммуникация.

  • Социализация.

  • Безопасность.

  • Музыка.




-   Центр сенсорного развития

-   Центр «Мы познаем мир»

-   Центр конструктивной деятельности

-   Центр математического развития

  • Развитие и обучение детей средствами игровой предметности.

  • Стимулирование и развитие познавательной активности ребенка.

  • Развитие системы элементарных математических, экологических, естественно - научных представлений, физических, коммуникативных, художественно-эстетических навыков.

  • Формирование элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника.

  • Развитие чувства прекрасного к природным объектам и явлениям через восприятие музыки, произведений художественно-литературного творчества.

  • Приобщение к чтению познавательной и художественной литературы.

  • Развитие  умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

  • Формирование трудовых и безопасных навыков по уходу за растительными и животными объектами.

  • Формирование у детей представлений о сенсорных эталонах объектов природного и социального окружения.

  • Формирование стремления к освоению нового (получение информации из энциклопедий, справочной литературы).

Воспитание стремления к соучастию в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, заботе о ближайшем природном окружении.


Чтение художественной литературы

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Социализация

  • Музыка

  • Здоровье

-   Центр «Здравствуй, книжка»

  • Формирование потребности  рассматривать книгу, беседовать по поводу ее содержания.

  • Развитие литературной речи, художественно-творческого потенциала.

  • Развитие интереса к художественной литературе.

  • Воспитание привычки к аккуратному обращению с книгой.

  • Воспитание эмоционального отношения к героям художественно-литературных произведений средствами музыкальных произведений разных жанров, желание создавать яркие выразительно-изобразительные образы литературных героев.

  • Приобщение к миру уральской художественной культуры через сказки, сказы, легенды, мифы народов России, Среднего Урала, творчество известных писателей литературных произведений для детей.

  • Развитие понимания нравственно-этических отношений героев художественных произведений.

Коммуникация

Интегрируется с образовательными областями:

  • Социализация

  • Безопасность

  • Чтение художественной литературы

  • Познание

  • Труд

  • Физическая культура

  • Здоровье

-   Центр речевого развития

-   Центр «Будем говорить правильно»

  • Стимулирование и развитие речевой активности ребенка.

  • Развитие всех компонентов речевой системы.

  • Формирование коммуникативных навыков.

  • Развитие мелкой и крупной моторики. Умение манипулировать с предметами.

  • Развитие эмоционально-чувственной сферы на примерах литературных произведений.

  • Ознакомление с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения в любой форме (сказка, миф, легенда, сказ).

  • Развитие представлений о нравственных качествах: об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности, определяющие нормы поведения детей после прочтения литературных произведений.

    • Воспитание культуры речи, речевого поведения, чтения.

Физическое направление развития детей

Физическое развитие

Интегрируется с образовательными областями:

  • Коммуникация

  • Познание

  • Музыка

  • Здоровье

  • Социализация

  • Безопасность

-   Центр физического развития

  • Удовлетворение потребности детей в двигательной активности.

  • Организация самостоятельной двигательной активности на основе использования накопленных знаний, средств и методов в области физической культуры.

  • Профилактика негативных эмоций. Формирование способности контролировать свои эмоции в движении. Формирование умений передавать ощущения, эмоции в речи.

  • Ознакомление с нормами и правилами безопасности в двигательной деятельности

  • Развитие самооценки собственных достижений в области физической культуры.

  • Формирование навыка выполнения правил безопасного использования физкультурного оборудования.

  • Формирование необходимых культурно-гигиенических навыков: умение самостоятельно и правильно мыть руки после занятий физическими упражнениями и играми. Формирование умения самостоятельно устранять беспорядок в одежде, прическе, после занятий физическими упражнениями и после игр.

  • Развитие потребности в творческом самовыражении через физическую активность.

  • Развитие умения налаживать отношения со сверстниками в совместных видах физической деятельности в соответствии с принятыми правилами и нормами.

  • Развитие способности после рассматривания книжных иллюстраций, схем воспроизводить по ним основные движения, комплексы упражнений.

  • Ознакомление детей со знаменитыми спортсменами, видами спорта, спортивными сооружениями, оборудованием, великими достижениями российских, уральских спортсменов в области спорта.

  • Развитие представлений детей об основных способах обеспечения и укрепления доступными средствами физического и психического здоровья

Безопасность

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Здоровье

  • Чтение художественной литературы

-   Центр «ПДД»

- Центр «Пожарная безопасность»

Здоровье

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Социализация

  • Безопасность

- Центр сохранения здоровья ребенка

  • Формирование валеологических основ и основ ОБЖ.

  • Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья; что безопасность зависит и от самого ребенка, от соблюдения гигиенических правил, от умения предвидеть и избежать возможную опасность.

  • Формирование представлений о культуре здоровья и путях его сохранения, развития;




Художественно-эстетическое направление развития детей

Художественное творчество

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Коммуникации

  • Ручной труд

- Центр изобразительной деятельности


  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к изобразительной деятельности.

  • Формирование навыков изобразительной деятельности.

  • Воспитание эстетических чувств.

  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

  • Формирование умения определять жанры живописи: натюрморт, портрет, пейзаж

  • Формирование умений использовать различные материалы (природный, бросовый) с учетом присущих им художественных свойств, выбирать средства, соответствующие замыслу, экспериментировать с материалами и средствами изображения;

  • Формирование ин­тереса и способность прони­каться теми чувствами, переживаниями и отношениями, которые несет в себе произведение искусства.

  • Приобщение детей к театральному искусству через знакомство детей с историей театра, его жанрами, устройством и профессиями;

Музыка

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Социализация

  • Физическая культура

- Центр музыкально-театрализованной деятельности

  • Поддержание и развитие у ребенка интереса к музыкальной и театрализованной деятельности.

  • Воспитание эстетических чувств.

  • Формирование индивидуального и коллективного творчества и возможности самореализоваться.

  • Воспитание у детей основы музыкально-эмоциональной культуры.

  • Формирование легкость  и ловкость исполнения основных естественных движений (различных видов шага, бега, прыжков).

  • Развитие музыкального интонационно-речевого опыта, умение пользоваться эмоционально-образным словарем.

Социально-личностное направление  развития детей

Социализация

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Труд

  • Коммуникации

  • Безопасность

-   Центр сюжетно-ролевых игр

-   Центр социализации

-   Мини-музей «Изба»

-   Мини-музей кукол

  • Обеспечение активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.

  • Стимулирование коммуникативно–речевой, познавательной, эстетической деятельности детей.

  • Обеспечение комфорта и эмоционального благополучия детей.

  • Формирование представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами;

  • Развитие представления о поступках, людей (великих, известных) как примерах возможностей человека.

  • Развитие этически ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.

Труд

Интегрируется с образовательными областями:

  • Познание

  • Чтение художественной литературы

  • Социализация

  • Физическая культура

  • Художественное творчество

-   Центр труда

  • Формирование трудовых навыков по уходу за растительным и животным миром.

  • Формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

  • Развивать осознание своих физических возможностей на основе представлений о своем теле;

  • Формирование трудовых умений и навыков, основ безопасности в разных видах труда.

  • Формирование умения осуществлять коллективную деятельность, способность радоваться достижениям в трудовой деятельности других детей.

  • Формирование представлений о трудовой деятельности людей (в первую оче­редь с деятельностью членов семьи и близких): о профессиональ­ной деятельности (кто и где работал и работает); о бытовой дея­тельности (домашние дела и их распределение между члена­ми семьи); об увлечениях и хобби.


В основе инновационного подхода к организации среды развития ребенка лежат научно обоснованные положения, отраженные в зарубежной и отечественной педагогики и психологии:

^ Функции образовательной среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей возраста позволяют сформулировать функции образовательной среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии

^ Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

^ Информационная функция

Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

^ Функция сохранения психологического здоровья

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений вызывает положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды является ведущей. Только тогда среда может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки того самого продвижения, о котором мы говорим, подразумевая развитие.

Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремиться к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

Педагоги детского сада создают условия для возникновения и развертывания игры, для развития общения между детьми в игре, способствовать развитию у детей разных видов игры, создать условия для развития творческой игровой активности детей,, развивать у детей в соответствии с их индивидуальными возможностями, способность к самовыражению, побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций, учить детей различать настроения, переживания, эмоциональные состояния персонажей и людей, передавая их различными игровыми средствами, предоставлять детям право выбора игровых средств.

^ Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

  • реализация поставленных в программе общих задач психического развития;

  • реализация регионального компонента воспитания и образования;

  • цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей.

Место педагога в развивающей среде

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он «одушествляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.



Похожие:

Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconТема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Автор опыта: Бобрецова Екатерина Григорьевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Автор опыта: Бобрецова Екатерина Григорьевна, воспитатель мбдоу «Детский сад комбинированного вида №62»
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconБаулиной Светланы Николаевны Баулина Светлана Николаевна – воспитатель мбдоу «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
...
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconАнализ деятельности муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад №25 комбинированного вида за 2012/2013 учебный год
Вид доу: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 комбинированного вида
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в мдоу детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка в сфере образования Белгородской области в 2010 2011 учебном году
Полное наименование оу муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида п. Вейделевка
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconПлан инновационной деятельности муниципальной инновационной площадки мдоу «Детский сад комбинированного вида №136» на 2011/12 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №136»
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconСистема профилактической работы по профилактики дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Романцова Е. Ю. Мбу- детский сад комбинированного вида N163 «Непоседа»
Мбу- детский сад комбинированного вида N163 «Непоседа» городского округа Тольятти
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconРазличают несколько видов интеграции
Что такое интегративный подход в образовании? Как осуществлять интегративный подход к организации образовательного процесса?
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconМбдоу «Детский сад комбинированного вида №78 «Звездочка» города Кургана
Основными задачами коррекционного обучения и воспитания детей с дефектами речи являются
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconПлан работы студии оригами «Страна Сложения» в старшей группе
Мбдоу «Детский сад комбинированного вида №77» Энгельсского муниципального района Саратовской области
Предметно-развивающая среда в мбдоу детский сад комбинированного вида «Колокольчик» Интегративный подход и к организации развивающих центров активности iconФормирование предпосылок к обучению грамоте у детей дошкольного возраста с зпр
...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты