|
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Дары осени» (в 1-8 классах) ![]() ![]() ![]() Учитель биологии I квалификационной категории МОУ «ООШ с.Чернавка» Пинтелькина Е.В. 2011-2012 уч год Внеклассное мероприятие в 1-8 классах. Тема: «Дары осени» Цели. 1.Расширить знания детей о роли овощей, фруктов, ягод, грибов в жизни человека, возможности включения их в рацион питания. 2. Познакомить детей с флорой края, в котором они живут, ее богатством и разнообразием, необходимости заботиться и сохранять природные богатства. ^ Оборудование. Карточки грибов, корзинки, компьютер, электронные носители презентаций, реквизит к сказке . ^ Ход занятия. Вед: Здравствуйте, дорогие ребята! Как вы думаете, по какому поводу мы сегодня собрались? Не знаете? Честно говоря, мне тоже хочется узнать, кто же нас собрал. ^ : Почта! Почта! Вот нам письмо. Вед: Все правильно, МОУ «ООШ с.Чернавка». Это нам? (Зрители: «Нам».) Тогда открываю. Здесь какое-то стихотворение, только последние строчки почему-то стерты. (Как будто читает) Нет, ничего не понимаю. Может, мне кто-нибудь поможет? Я совсем запутался. А вы ребята что-нибудь понимаете? Если вы догадались о чем идет речь, громко произнесите пропущенные слова. (Загадываются загадки ведущими по очереди). 1.Захотелось плакать вдруг- Слезы лить заставил…(лук) 2.Набирай скорее в миску Краснощекую … (редиску) 3.Отыскали, наконец, Мы зеленый … (огурец) 4. Кто, ребята, не знаком С белозубым… ( чесноком). 5. Под кустом копнешь немножко, Выглянет на свет …(картошка) 6. Разве в огороде пусто, Если там растет… (капуста). Вед: И все-таки, о чем пойдет сегодня речь, ребята? Как одним словом можно назвать эти растения? (Зрители: «Овощи») Вед: Верно! Значит, об овощах и пойдет речь. А какие же овощи вы знаете? (За правильный ответ – жетончик.) Вед: Ай, да молодцы! Все то вы знаете! Все, Дане все! Может быть, кто-нибудь знает, как в наших огородах появились картофель и помидоры? (Рассказы зрителей). ^ Вед: Сейчас, ребята, вам покажут сказку, но сказку не простую, а поучительную. А почему она поучительная, вы сами и догадаетесь, когда ее посмотрите. Будьте внимательны. СКАЗКА. (По одному выходят овощи и представляются.) ^ Я веселый молодец, Я зеленый огурец. Капуста. Без меня на грядке пусто, А зовут меня капуста. Лук. Без меня вы, как без рук, В каждом блюде нужен лук. Помидор. Любят дети с давних пор Вкусный, сладкий помидор. Ведущий. Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его. Хозяйка. (ходит с лейкой и «поливает» овощи) Я полью свой огород, Он ведь тоже воду пьет. Ведущий. Овощи с каждым днем все росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились Но однажды помидор решил, что он лучше всех, и начал хвастаться. .Помидор. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете. Огурец. Слушай, это просто смех – Хвастать, что ты лучше всех. ^ Не поймет никак он, братцы, - Некрасиво задаваться. Ведущий. А помидор все свое твердил… Помидор. Я на свете всех вкуснее, Всех круглее, зеленее. Меня взрослые и дети Любят больше всех на свете. ^ (хором) Хвалился, хвалился И с куста свалился. Ведущий. В это время на огород пришла хозяйка, чтобы сорвать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила ( она уводит все овощи ). ^ Не хотел быть с ними дружен, Будешь никому не нужен. Ведущий. Стыдно стало помидору. Заплакал он… и покраснел от стыда. Помидор. Вы меня, друзья, простите, Вы меня с собой возьмите. Ведущий. Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите, верьте, хотите, нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными. Так в чем же поучительность этой сказки? (Ответы зрителей) Верно, верно, быть хвастуном плохо. Ведущий. М с вами немножко рассказали об овощах, а теперь посмотрим, знаете ли вы их. Мы вам будем загадывать загадки об овощах, а вы отгадывать. За каждый правильный отве – жетончик. Загадки. 1.Что за скрип, что за хруст? 2.И зелен, и густ Это что еще за куст? На грядке вырос куст. Как же быть без хруста, Покопай немножко - Если я…(капуста). Под кустом … (картошка). 3.Щеки розовы, нос белый, 4.Круглый бок, желтый бок, В темноте сидит день белый. Сидит на грядке колобок, А рубашка зелена, Врос в землю крепко, Вся на солнышке она. (Редиска). Что же это? (Репка). 5.Маленький, горький, 6.Голова на ножке, Луку брат (Чеснок). В голове горошки. (Горох). 7.Как на нашей грядке, 8.Золотая голова Выросли загадки – Велика, тяжела. Сочные да крупные, Золотая голова Вот такие круглые, Отдохнуть прилегла. Летом зеленеют, Голова велика, К осени краснеют. (Помидор). Только шея тонка. (Тыква) 9.Вверху зелена, 10.Заставит плакать всех вокруг, Внизу красна. Хоть он и не драчун, а … (лук). В землю вросла. (Свекла). 12.Сидит красная девица 11Наши поросятки В темнице, а коса на улице. (Морковь) Выросли на грядке. К солнышку бочком, Хвостики крючком. Эти поросятки Играют с нами в прятки. (Огурцы). ^ : Что могли собирать люди в лесу летом и осенью? (Ягоды.) Ведущий: Правильно. Посмотрите на названия ягод (написаны на доске), которые собирали наши предки: земляника, малина, черника, ежевика, брусника, голубика, княженика. Некоторые нам не очень известны. Хотя это далеко не весь перечень даров леса. Не все ягоды легко давались в руки человеку, ради некоторых приходилось и пострадать. Так, например, малина и ежевика. Как вы думаете, из-за чего ягоду могли назвать "ежевикой"? Ведущий: Ежевика получила свое название за ветки, снабженные колючками, напоминающими ежа. Набирали про запас черемуху, из которой получалась чудесная начинка для пирогов. По берегам рек и озер, у болот, в сырых лугах собирали смородину. Ведущий: Кто из вас скажет, какого цвета ягоды у смородины? (черная, красная) У смородины есть еще сорт, ягоды которого при созревании белые. Позднее поспевали дикая вишня, слива, боярышник, яблоки. Вот видите, это занятие сохранилось и по сей день. Ведущий: Что же дарила природа с приходом осени? Замечательными подарками становились россыпи клюквы, грозди рябины и калины. Эти ягоды - любимые персонажи русского фольклора. ^ ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «Соберем ягоды» ( используется презентация при ответах на загадки, дети получают жетоны). Ведущий - Угадате, какие ягоды кладёт лес в наши корзины? Если ягоды не знаешь, лучше ты ее не рви, если ягоды не знаешь, в рот ее ты не клади. Ведущий: Ягоды берите аккуратно, не топчите зря кусты, чтоб сюда другие люди после вас могли прийти (Карточки с ягодами на экране) З Весной зеленела, Летом загорела, Осенью надела Красные кораллы. (Рябина) АГАДКИ 1.Так и гнется над поляной Стебель с ягодкой румяной, А пониже, рядом с ней, Две другие покрупней... (Земляника) 2.Будто снежный шар бела, По весне она цвела. Нежный запах источала. А когда пора настала, Разом сделалась она Вся от ягоды черна. (Черёмуха) 3.Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) 4.В сенокос – горька. В мороз – сладка. Что за ягодка? (Калина) 5.На кусточки под листочки Кто-то бусы бросил — Все поляны в синих точках Собирай скорее, дочка... (Ежевика) 6.Сидит на палочке В красной рубашечки, Брюшко сыто, Камешками набито. (Ягода шиповника) 7.Черный маленький барашек, костяно брюшко. (Черемуха) 8.Какой кустарник называют копилкой витаминов? (Облепиха) 9.Какая ягода заменяет лимон? (Клюква) Ведущий: Что можно приготовить из всех этих ягод? (Ответы детей) Облепиха, земляника, смородина, рябина, черёмуха, шиповник, ежевика, малина. Чем ценны эти растения? Какую пользу они приносят людям? Ведущий: В процессе своей жизни, человек использует около 20 тысяч видов растений. Растения обеспечивают нас продуктами питания, являются источниками биологически активных веществ, в том числе витаминов. Что такое «тихая охота»? (Сбор грибов) Ведущий: Запасали наши предки на зиму и грибы, которых было великое множество. Кто из вас ходил с родителями по грибы? А какие грибы вы собирали в наших лесах? ^ Ведущий: Встану вместе с солнышком, К лесу час ходьбы. Там в траве под листьями Ждут меня грибы. Ведущий: Мы идём по грибной полянке. Надо вспомнить правила сбора грибов. ^
Ведущий: Я доволен. Правила вы знаете. А выполняете ли вы их? (Ответы детей) Я приготовила две корзины, которые вам нужно разложить грибы: съедобные и несъедобные. / На доске –« грибная полянка » картинки грибов. Ведущий читает описание гриба, дети угадывают, находят нужный гриб, кладут в корзину. К доске выходят два грибника и собирают грибы в лукошко./ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ЗАГАДКИ 1. Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шляпка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухариками. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. (Опенок.) 2. Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березой. У него плотная тонкая ножка белого цвета с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдет, тот в свою корзину возьмет. (Подберезовик.) 3. У гриба должна быть ножка и шляпка, а тут просто белый шарик. И все-таки это гриб. Свое название он получил за то, что обычно появляется после дождя. Он белый и хорошо заметен в траве. В созревшем виде на месте белого шарика темно-коричневый сморщенный комочек. (Дождевик.) 4. Самый опасный гриб. Шляпка у него зеленоватая, под шляпкой - красивый бахромчатый шарфик-бантик. (Бледная поганка.) 5. У этих грибов шляпки ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазаны маслом. (Маслята.) 6. Э ти грибы узнаешь по цвету и еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, который пахнет смолой. (Рыжики.) 7. На зеленой полянке симпатичная семейка грибов: красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками. (Мухомор.) 8. Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб. (Шампиньон.) 9.Ах, какие мы заметные, Грибники для нас — гроза! Шляпки наши разноцветные Всем бросаются в глаза. Как увидят нас — не мешкая, Собирают всех подряд, Называют сыроежками, А сырыми не едят. (Сыроежки) 10. Коричневые грибочки у тропинки Ловят шляпками дождинки. Чтоб в жару Могла синица Дождевой воды Напиться. (Свинушки) 11. В красной шапочке расту Среди корней осиновых, Меня увидишь за версту, Зовусь я... (Подосиновик) Ведущий: Ребята, вы верно разделили грибы. В этой корзине — грибы хорошие, вкусные, а в этой — опасные, ядовитые. Ведущий: Грибы, даже мухоморы и поганки, не лишние. Для людей — они ядовиты, но вполне съедобны для лесных обитателей. Поэтому топтать, уничтожать несъедобные для человека грибы нельзя! |