|
Программа факультативного курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Автор Кололеева Елена Викторовна учитель истории и обществознания МАУ СОШ № 3 г. Усть - Лабинск Краснодарский край Пояснительная записка В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным. Программа курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края (Краснодар, 2006) послужила основой для разработки факультативного курса, предполагающего более глубокое изучение регионального компонента. Программа курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» является интегрированной и сочетает в себе изучение символов муниципальных образований Краснодарского края через изучение основ геральдики и вексиллологии, а также истории, географии и обществознания. Курс строится с учётом того, что учащиеся, освоившие определённую сумму исторических, географических знаний, имеющие определённый жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию составляющих данной программы. Программа предназначена для организации на её основе факультативных занятий в 7-9 классах общеобразовательных учреждений. Рассчитана программа на 1 час в неделю (34 часа в год), но содержание курса настолько многогранно и гибко, что, при наличии условий, предлагаемая тематика может быть углублена и расширена. ^ Как и все государства мира, Россия имеет свои символы – герб, гимн, флаг. Символы отражают особенности исторического пути региона и его отличительные черты, они вобрали в себя традиции национальной культуры, достижения и победы. Бесспорным является тот факт, что стать образованным человеком и настоящим гражданином без знания истории и символики своей страны просто невозможно. Субъекты Российской Федерации, к числу которых относится и Краснодарский край, также обладают символами. Наш край состоит из 38 районов, 15 городов краевого и 11 городов районного подчинения, и все эти административные единицы имеют свою символику (герб и флаг). 1 июня 2005 года впервые отмечался День символов Краснодарского края, и. наверняка, каждый житель края имеет представление о кубанской символике. Но мало кто из кубанцев сможет рассказать о символах своего населённого пункта и этот факт подчёркивает актуальность данного курса. Ко всем существующим символам надо относиться с уважением, знать и понимать их смысловое содержание – это обязанность каждого гражданина, поэтому актуальность введения факультативного курса «Символика муниципальных образований Краснодарского края» на средней и старшей ступени общеобразовательной школы очевидна. Знания об истории, географии и экономике городов и районов родного края, полученные через изучение символики, составят существенную часть интеллектуального потенциала ученика - юного гражданина. ^
Задачи курса
^ «Символика муниципальных образований Краснодарского края» учащиеся должны Знать и понимать: - основные средства и методы получения информации; - административное устройство Краснодарского края; - основы геральдики и вексиллологии, правила «чтения» символики; - государственные символы Российской Федерации и Краснодарского края, символы муниципальных образований края; - законы «О символах РФ» и «О символах Краснодарского края»; - особенности пути развития Кубани, её роль в российской и мировой цивилизации; - взаимосвязь и особенности истории Кубани, России и мира, национальной и региональной, локальной истории; - видовое разнообразие растительного и животного мира Краснодарского края и своей местности, редкие и исчезающие виды растений и животных края, причины их исчезновения; - особенности края как индустриально-аграрного, основы экономического развития Кубани; - особенности географического положения своей местности и Краснодарского края, размеры территории, протяжённость морских и сухопутных границ; - положение на карте основных элементов рельефа Краснодарского края, основные виды и месторождения полезных ископаемых; - климатообразующие факторы края; - природные ресурсы и природно-хозяйственные объекты Краснодарского края и своей местности; - влияние географического положения и климата на особенности хозяйственной деятельности, жизни и быта населения края; - особенности размещения основных отраслей хозяйства края и специализацию отдельных местностей края; -уникальность памятников природы и культуры Кубани; Уметь: - грамотно «читать» символику, анализировать смысловое содержание символов; - видеть общие и отличительные черты символики разных населённых пунктов края; - проводить поиск информации в источниках разного типа, критически анализировать источники информации; - систематизировать полученную информацию; - отображать информацию в различных знаковых системах (текст, таблица, схема и др.) и переводить информацию из одной знаковой системы в другую; - устанавливать причинно-следственные связи; - проводить индивидуальную и участвовать в групповой исследовательской работе, формулировать и представлять результаты в форме конспекта, реферата; - определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для её аргументации имеющиеся сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи. ^ Реализуя цели и задачи курса, учителю рекомендуется применять все известные методы обучения, оптимально сочетая их между собой: - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, индуктивные и дедуктивные, репродуктивные и проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя); - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (метод формирования познавательного интереса, стимулирующее влияние содержание обучения, познавательные игры, создание ситуаций успеха в учении, методы стимулирования долга и ответственности в учении); - методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности (устный и письменный контроль, самоконтроль и взаимоконтроль). При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться соответствием методов: - принципам обучения; - целям и задачам обучения; - содержанию данной темы; - учебным возможностям школьников: возрастом, уровню подготовленности, особенностям коллектива; - имеющимся условиям; -возможностям самого учителя (опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личными качествами и профессиональными умениями др.). ^ по усвоению, обобщению и закреплению знаний, способствующие реализации целей и задач курса Традиционные формы учебных занятий с использованием основных структурных элементов современного урока (актуализация опорных знаний, изучение нового материала, повторение и закрепления материала, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков учащихся, контроль за знаниями, умениями и навыками). Нетрадиционные формы учебных занятий: деловая игра, конференция, консультация, с индивидуальными и групповыми формами работы, взаимообучение учащихся, творческий отчёт, конкурсы, обобщения, зачёты, экскурсии, семинары. Также предлагаются такие формы работы, как: - составление кроссвордов, ребусов, тестов; - «Найди ошибку в тексте» (описание герба, флага); - «Собери флаг» (из разноцветных полос сложить конкретный флаг); - «Что лишнее» (из предложенных изображений ложенных гербов, флагов выбрать те. гербов или флагов выбрать те, которые по какой-либо причине выпадают из общего логического ряда и объяснить свой выбор); - «Подпиши название» города (района), которому принадлежит герб (флаг); - «Соотнеси символ с населённым пунктом»; - прикрепить изображение герба (флага) на географическую карту на месте соответствующего населённого пункта; - игра-экзамен «Цвета (фигуры) символов» - «вытягивая» карточки с изображением фигур (цветов) символов, дать их обоснование и назвать населённые пункты, в символах которых встречается эта фигура (цвет); - работа с терминами возможна в самых разных вариантах: тесты, соотнесение термина с определением, соотнесение термина с изображением символа, создание логических цепочек из предлагаемых терминов, разгадывание и составление кроссвордов и др.; - работа с шаблонами (типы щитов, деления щита, части щита); - проведение игры «Путешествие по краю», предполагающую «передвижение» ребят по «станциям» и выполнение разного рода заданий, связанных с изучаемыми темами. ^ Контроль знаний – важный и неотъемлемый компонент учебно-воспитательного процесса. Задача контроля – проверка знаний и умений школьников, определение их уровня с целью восполнения пробелов в подготовке учащихся, организации повторения и включения новых знаний в систему уже усвоенных. Контроль способствует успешному решению задач формирования личности, управления познавательной деятельности учащихся. Контроль за эффективностью учебно-познавательной деятельности учащихся в рамках предлагаемого факультативного курса должен быть организован с учётом следующего: во-первых, контроль не может быть осуществлён по традиционной балльной шкале, а, во-вторых, без оценки процесс усвоения невозможен. Таким образом, оптимальным вариантом осуществления контроля представляется зачётная система (текущий зачёт по отдельным темам, тематический зачёт по разделам, а также итоговый зачёт по всему курсу). Зачёт может представлять собой выполнение творческого отчёта и исследовательской работы, активное участие в деловых играх, конференциях и семинарах, регулярное выполнение заданий в тетради и т.д. Обязательным является соблюдение учителем требований, предъявляемых к контролю: объективность, регулярность, всесторонность, дифференцированность, целенаправленность, мобильность, единство требований. Определённой новизной данной программы является акцентирование внимания через изучение символики (знание символики и умение её «читать» рассматривается не только как цель данного курса, но и как средство и метод обучения) на исторические, экономические и географические особенности Краснодарского края в целом и муниципальных образований в его составе; на исторически сложившуюся кубанскую ментальность, нашедшую своё отражение в символах Кубани; на рассмотрение Краснодарского края как региона Российской Федерации, играющего важнейшую роль в экономике страны. Особенностью предлагаемой программы является то обстоятельство, что она послужила основой для создания своеобразного учебного пособия – рабочей тетради для учащихся, через работу с которым, в основном, и будут реализовываться цели и задачи курса. Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности. В программе указано распределение часов по темам и разделам, которое является примерным: преподаватель, учитывая подготовленность учащихся, их учебные возможности, в указанное распределение может вносить коррективы. Также программа даёт возможность для творческого поиска самому учителю. К программе прилагается список источников и литературы, которым могут пользоваться как учитель, так и ученик. ^ (34 часа) Введение – 1 час 1. Вводное занятие. Символика, её значение. Герб и флаг как сочетание знаково-символического и эстетического начала. Цели и задачи курса, понятие интегрированности курса. Краткая характеристика Краснодарского края. Символика и её составляющие. Понятие о гербе (виды гербов), флаге (виды флагов), гимне. История символов, их значение. Герб и флаг как сочетание знаково-символического и эстетического начала. Язык символики и его правила – 2 часа 1. Цвета символики, их обоснование. Геральдика – наука о гербах. Вексиллология – наука о флагах. Государственный геральдический регистр. Цветовая гамма символики (два металла и пять финифтей). Обоснование цветов. Графическая система обозначения цветов и финифтей. Цветовое содержание гербов и флагов. 2. Фигуры символики, их обоснование. Щит как основа щита, типы щитов. Три деления щита, части щита. Классификация фигур. Геральдические фигуры (главные и второстепенные). Негеральдические фигуры (естественные, искусственные, мифические). Обоснование фигур. Государственные символы России – 1 час 1. Герб, гимн, флаг России. Закон «О символах РФ». Конституция РФ. Федеральные законы о государственных символах. Ознакомление с внешним видом герба и флага, официальным описанием и трактовкой символов. Требования к воспроизведению герба, поднятию флага, исполнению гимна. Символы Краснодарского края – 2 часа 1. Из истории кубанской символики. Регалии казачества и символы атаманской власти. Регалии казачества (знамена, царские грамоты и др.) – символ воинской казачьей доблести. Символы атаманской власти (бунчук, булава, пернач, насека). История возникновения кубанских символов. 2. Герб, гимн, флаг Краснодарского края. Закон «О символах Краснодарского края». Возрождение символики Краснодарского края. Закон «О символах Краснодарского края». Ознакомление с внешним видом герба и флага, официальным описанием и трактовкой символов. Отражение в символике края истории Кубани. Требования к воспроизведению герба, поднятию флага, исполнению гимна. День символов Краснодарского края Символы городов и районов Краснодарского края – 23 часа 1) Герб и флаг Краснодара. Гербы города Екатеринодара - Краснодара: геральдическое описание старого и нового гербов. Флаг Краснодара. Обоснование символики муниципального образования город Краснодар. История казачества в символике кубанской столицы.
Географическое положение, история, экономическое развитие Усть-Лабинского района. Усть-Лабинск сегодня. Ознакомление с гербом и флагом района.
Герб и флаг Белоглинского района Географическое положение, история, экономическое развитие Абинского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Апшеронского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Белоглинского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Герб и флаг Выселковского района. Географическое положение, история, экономическое развитие Белореченского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Брюховецкого района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Выселковского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Гулькевичского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Динского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Ейского района и города Ейска. Ознакомление с гербом и флагом. Географическое положение, история, экономическое развитие Кавказского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Калининского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Каневского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Кореновского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Красноармейского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Крыловского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Крымского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Курганинского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Кущевского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Лабинского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Ленинградского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Мостовского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Новокубанского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Новопокровского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Отрадненского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Павловского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Приморско-Ахтарского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Северского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Славянского района. Ознакомление с гербом и флагом района. 16) Герб и флаг Староминского района. Герб и флаг Тбилисского района. Географическое положение, история, экономическое развитие Староминского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Тбилисского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Темрюкского района. Ознакомление с гербом и флагом района. Географическое положение, история, экономическое развитие Тимашевского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Тихорецкого района и города Тихорецка. Ознакомление с гербом и флагом. Географическое положение, история, экономическое развитие Успенского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Туапсинского района и города Туапсе. Ознакомление с гербом и флагом. Географическое положение, история, экономическое развитие Щербиновского района. Ознакомление с гербом и флагом района.
Географическое положение, история, экономическое развитие Анапы. Ознакомление с гербом и флагом города. Географическое положение, история, экономическое развитие Армавира. Ознакомление с гербом и флагом города.
Географическое положение, история, экономическое развитие Геленджика. Ознакомление с гербом и флагом города. Географическое положение, история, экономическое развитие Горячего Ключа. Ознакомление с гербом и флагом города.
Географическое положение, история, экономическое развитие Кропоткина. Ознакомление с гербом и флагом города. Географическое положение, история, экономическое развитие Новороссийска. Ознакомление с гербом и флагом города.
Географическое положение, история, экономическое развитие Сочи. Сочи – столица Олимпийских игр 2014 года. Ознакомление с гербом и флагом города. Символика как отражение исторических, экономических и географических особенностей региона – 4 часа 1) География Кубани в символике городов и районов Краснодарского края. Краснодарский край - уникальный регион РФ по своеобразию своего географического положения, исключительному разнообразию природных ландшафтов, почвенных и климатических ресурсов, поверхностных и подземных вод, растительного и животного мира.
Краснодарский край – крупнейший сельскохозяйственный регион России с развитой промышленностью.
История заселения и освоения Кубани. Казачество на Кубани. Кубань в годы Великой Отечественной войны.
Освоение Кубани русскими переселенцами. Присоединение Прикубанья к России. Краснодарский край – субъект Российской Федерации. Общее и особенное в истории России и Кубани. Итоговое занятие – 1 час 1) Знание и уважение символики – обязанность каждого гражданина. Гражданин, гражданство. Права и обязанности гражданина. Знание и уважение символики – обязанность каждого гражданина. ^ Краснодарский край – субъект Российской Федерации. Административно-территориальное деление Краснодарского края. Муниципальное образование. Символы, символика. Федеральные законы о государственных символах. Региональные законы о символах. Гражданин, гражданство. Права и обязанности гражданина. Внешний вид герба и флага, официальное описание и трактовка символов. Требования к воспроизведению герба. Требования к поднятию флага. Требования к исполнению гимна. «Чтение» символики. Язык символики. Авторская группа. Источники информации. Символика как отражение исторических, экономических и географических особенностей региона. Герб и флаг как сочетание знаково-символического и эстетического начала. Геральдика – наука о гербах. Вексиллология – наука о флагах. Герб, виды гербов. Флаг, виды флагов. Гимн. Государственный геральдический регистр. Герольдмейстер. Цветовая гамма символики, металлы и финифть. Обоснование цветов. Графическая система обозначения цветов и финифтей. Цветовое содержание гербов и флагов. Щит как основа щита, типы щитов. Деления щита, части щита. Щитодержатели. Статусная корона. Вензель. Классификация фигур. Геральдические фигуры, главные и второстепенные. Негеральдические фигуры (естественные, искусственные, мифические). Обоснование фигур. Навершие. Регалии казачества, знамена, царские грамоты, символы воинской казачьей доблести. Символы атаманской власти, бунчук, булава, пернач, насека. ^
Список источников и литературы
3) Борисов В.И. Занимательное краеведение. Кубанское книжное издательство, Краснодар, 2005.
6) Лотышев И.П. Люби и знай Кубанский край. Майкоп. ОАО «Полиграфиздат» Адыгея», 2007.
М., ЦНСО, 2003.
М., Русское слово, 2002. 13) Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., ФАИР-ПРЕСС, 2002.
2000. 18) Официальный сайт Администрации Краснодарского края. 19) Официальные сайты муниципальных образований Краснодарского края. 20) Материалы периодической печати, издаваемой на территории Краснодарского края. 21) Электронная версия Большой Советской Энциклопедии. |