Планирование учебного материала
«Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (9 часов)
Номер урока/ Дата проведения | Тема учебного занятия | Содержание изучаемого материала (разделы стандарта) | Учащиеся должны знать | Приобретаемые умения и навыки |
Практические работы | ^ |
| Аппаратное и программное обеспечение компьютера | Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности
| Историю развития ЭВМ |
| «Виртуальные компьютерные музеи» | 1.1 |
| Архитектура современных компьютеров | • знать архитектуру современных компьютеров |
| Сведения об архитектуре компьютера | 1.2 |
| Многообразие операционных систем Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи | Назначение и состав операционной системы компьютера - Знать основные характеристики операционных систем | - Уметь работать с операционной системой Windows - Уметь работать с операционной системой Linux
| Сведения о логических разделах дисков Значки и ярлыки на Рабочем столе Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux Установка пакетов в операционной системе Linux
| 1.3.1 1.3.1 |
| Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи
| 1.3.2 |
| Программные средства создания информационных объектов Программные средства создания информационных объектов | Знать, как защитить ПК от несанкционированного доступа к информации Знать, как защитить информацию на ПК паролем
| - Уметь устанавливать биометрические системы защиты
| Биометрическая защита: идентификация по характеристикам речи | 1.3.3 |
| Защиты информации | - Знать способы защиты от вредоносных программ - Знать вредоносные и антивирусные программы - Знать компьютерные вирусы и защита от них - Знать сетевые черви и защита от них - Знать троянские программы и защита от них - Знать хакерские утилиты | - Уметь распознавать виды вирусов - Уметь устанавливать и пользоваться антивирусными программами | . Защита от компьютерных вирусов Защита от сетевых червей Защита от троянских программ Защита от хакерских атак | 1.4 |
| Защиты информации Защиты информации | 1.5 1.6 |
| Решение задач из ЕГЭ |
| -Уметь решать задачи по ЕГЭ из части А |
| индивидуальное решение примеров из части А |
| Контрольная работа |
|
|
|
|
|
^ Информация и информационные процессы» (7 часов). ^ Дата проведения | Тема учебного занятия | Содержание изучаемого материала (разделы стандарта) | Учащиеся должны знать | Приобретаемые умения и навыки |
Практические работы | ^ |
| Моделирование, как метод познания. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. | Информация и информационные процессы Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Информационные модели и системы Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи. Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей) | Что такое модель, сущность моделирования. Что такое система, виды систем, виды систем, окружающая среда, вход и выход | Приводить приметы моделей Представлять объекты в виде системы |
| 2.1 2.2 |
| Формализация Преобразование информации на основе формальных правил. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере | Что такое формализация модели? Знать постановку задач. Основные типы информационных моделей
| - Уметь отличать формальные, формализованные и неформализованные языки, используемые для моделирования Поэтапно разрабатывать исследование моделей
|
| 2.3 2.4 2.5 |
| Исследование интерактивных компьютерных моделей Исследование физических моделей Исследование астрономических моделей
| Что такое интерактивная компьютерная модель Знать виды моделей | Приводить приметы моделей | Исследование интерактивной физической модели Исследование интерактивной астрономической модели
| 2.6 2.6.1 2.6.2 |
| Исследование алгебраических моделей Исследование геометрических моделей (планиметрия) Исследование геометрических моделей (стереометрия) |
|
| Исследование интерактивной алгебраической модели Исследование интерактивной геометрической модели (планиметрия) Исследование интерактивной геометрической моделей (стереометрия)
| 2.6.3 2.6.4 2.6.5 |
| Исследование химических моделей Исследование биологических моделей | Исследование интерактивной химической модели Исследование интерактивной биологической модели | 2.6.6 2.6.7 |
| Решение задач из ЕГЭ |
|
| Уметь решать задачи части А |
| Решение заданий части А |
| Контрольное тестирование по теме: «Моделирование и формализация» |
|
|
|
|
|
^ ^ Дата проведения | Тема учебного занятия | Содержание изучаемого материала (разделы стандарта) | Учащиеся должны знать | Приобретаемые умения и навыки |
Практические работы | ^ |
| Табличные базы данных Система управления базами данных Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты | Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач
| Назначение базы данных. Различные способы организации базы данных Основные способы и правила сортировки и поиска информации в БД Основы работы с БД Знать основные объекты СУБД | Использовать готовые базы данных для решения задач Осуществлять поиск и сортировку записей в СУБД. Создавать отчеты Формирование простейших БД | Создание табличной базы данных Создание Формы в табличной базе данных Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов | 3.1. 3.2. |
| Использование Формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных | Принципы обработки данных в БД | Осуществлять обработку данных в БД Использовать Формы для записи данных БД |
| 3.2.2. |
| Поиск записей в табличной базе данных с помощью Фильтров и Запросов. Сортировка записей в табличной базе данных Печать данных с помощью Отчетов | Печатать данных с помощью Отчетов | Сортировка записей в табличной базе данных Создание Отчета в табличной базе данных | 3.2.3. 3.2.4. 3.2.5. |
| Иерархические базы данных
| Знать характерные особенности иерархических моделей данных | Создавать иерархическую базу данных | Создание иерархической базы данных | 3.3. |
| Сетевые базы данных
|
|
| Создание генеалогического древа семьи | 3.4. |
| Контрольное тестирование по теме: «СУБД»
| Основные понятия базы данных и СУБД | Составлять базы данных |
|
|
^
Номер урока/ Дата проведения | Тема учебного занятия | ^ | Учащиеся должны знать | Приобретаемые умения и знания | Практические работы | ^ |
23.
|
Право в Интернете |
Основы социальной информатики Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека | Знать, в чем заключа-ются основные правовые проблемы в Интернете |
|
| 4.1. |
24.
|
Этика в Интернете | Знать основные этические правила при общении по электронной почте |
Уметь корректно общаться в Интернете |
| 4.2. |
25.
| Перспективы раз- вития информационных и коммуникационных технологий
|
Знать информацион-ные и коммуникацион-ные технологии |
Уметь называть различные этапы развития технологии |
| 4.3. |
^
^ | Тема учебного занятия | Содержание изучаемого материала (разделы стандарта) | Учащиеся должны знать | ^ | Практические работы | Домашнее задание/ примечание |
26. | Тема 1. Информация. Кодирование информации |
|
Знать материал курса «Информатика 10, 11» |
Уметь решать задания ЕГЭ. |
| А1-А5 |
27. | Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение |
|
| А6-10 |
28. | Тема 3. Алгоритмизация и программирование |
|
| А11-А15 |
29. | Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера |
|
| А16-А18 В1-В4 | 30. | Тема 5. Моделирование и формализация |
|
| В5-В7 | 31. | Тема 6. Информационные технологии |
|
| В8-В10 | 32. | Тема 7. Коммуникационные технологии |
|
| С1-С3 | 33. | Итоговая контрольная работа |
|
|
| 34-35 | Резерв |
|
|
|
|
|
^
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Рабочая программа курса «Информатика и ИКТ» на базовом уровне составлена на основе: стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (приказ Минобразования России от 05.03.04 №1089), федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.04 №1312), методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс рассчитан на 34 часа. Изучение курса ориентировано на использование учебника «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса» /Н.Д.Угринович.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 и практикума «Практикум по информатике и информационным технологиям» Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова. — 8-е изд. — 2009. Программная поддержка курса осуществляется ЦОР на CD (комплект из 3-х дисков) из методического пособия Н.Д. Угринович «Преподавание курса информатика и ИКТ в основной и старшей школе», 2008 г.:
^ Диск № 1 — Windows-CD. содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей; Диск № 2 — Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic.NET, Visual C# и Visual J#; Диск № 3 — Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;
^ Содержание программы согласовано с содержанием примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Методы обучения: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповое обсуждение, мозговой штурм, ролевые и деловые игры, практический эксперимент, индивидуальные домашние задания, баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций, обучение с использованием компьютерных обучающих программ, метод проектов. |