Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» icon

Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры»



НазваниеПрактикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрактикум



Практикум

по теме «Приобщение к нравственным ценностям через

формирование экологической культуры»

Подготовила:

Родимцева О.В.,

учитель начальных классов

МБОУ «Тугустемирская СОШ»


Цель: создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния через формирование экологической культуры,

организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности

Задачи:

  • Показать необходимость и способы оказания помощи птицам зимой.

  • Способствовать увеличению числа добровольцев для помощи птицам в зимний период.

  • Научить участников практикума конструировать собственные модели кормушек.



Ход мероприятия

  1. Вводная часть

Слайд 1(тема)

Учитель: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я вас хочу пригласить принять участие в разработке проекта исследовательской деятельности во внеурочное время.

^ Девиз нашей встречи:

Собраться вместе – это начало.
Оставаться вместе – это прогресс.
Работать вместе – это успех.

(Звучит фонограмма "Голоса птиц")

Слайд 2 (природа)

- Закройте, пожалуйста, глаза. Что вы представляете себе? Какие чувства у вас вызывает пение птиц?

- В какое время года можно услышать пение птиц?

- Когда и почему поют птицы? (Когда тепло и сытно)

- Почему, сейчас не слышно пения птиц?

- Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут.

^ II. Совместное целеполагание

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятие? (высказывают свои мнения)

Учитель: Вы правы, мы начинаем большую работу по изучению жизни птиц зимой. Вместе подумаем, как их жизнь облегчить в холодное время года.

Слайд 3 (эпиграф)

III. Основная часть

Учитель:

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры – есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.

- Сегодня на нашем занятии мы займёмся разработкой проекта « Покормите птиц зимой!». И я, как учитель, результат реализации этого проекта вижу в первичном приобщении детей к нравственным ценностям через формирование экологической культуры.

- Для разработки данного проекта нам необходимо заняться исследовательской деятельностью.

- Как вы думаете, какие исследования мы должны провести? (мы должны понаблюдать за птицами, выяснить, какие птицы зимуют в нашем крае, чем они питаются, как им можно помочь; поэкспериментируем, какой корм для каких птиц подходит больше всего; какие кормушки более удобны и практичны).

- Исходя из этого, определим этапы работы нашего проекта.

Предмет исследования:

- Одним из этапов проектно – исследовательской деятельности является определение предмета исследования.

Учитель: Давайте мы определим, что будет предметом исследования нашего проекта.

(Образ жизни зимующих птиц)

Объект исследования:

- Что является объектом исследования?

(Зимующие птицы нашего края)

Цель работы:

- А сейчас определим цель нашей работы.

( Необходимость организации птичьих столовых в зимний период )

Слайд 4 (предмет, объект, цель)

- Для достижения этой цели определим следующие задачи:

Слайд 5(задачи)

- Выяснить, какие зимующие птицы обитают в Оренбургской области и какие из них занесены в Красную книгу;

- Проанализировать, чем питаются птицы в зимний период в природе и чем их может подкармливать человек;

-Изготовить кормушки .

- Какие методы исследования и приёмы мы можем использовать в нашей работе?

Слайд 6 (методы)

(наблюдение, сбор информации, работа с литературой, обработка собранной информации, сравнение, практический метод (изготовление кормушек)


Слайд 7(гипотеза)

- А теперь выдвинем гипотезу ( предположение): если мы постоянно будем подкармливать зимующих птиц, то тем самым поможем им пережить холодный период года и сохраним их численность.

^ IV. Практическая часть

- Увидеть всех птиц в мире невозможно, но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от вашего дома, надо знать.

- О птицах существует множество загадок и их описаний.

- Попробуем при помощи описания и загадок познакомиться с некоторыми зимующими птицами.

^ Спиной зеленовата, 
Брюшком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)



Слайд 8 (синица)


Синица - это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса - галстучек. Крылья и хвост серые, спина желто- синяя, а брюшко - жёлтое.

Точно живые цветы, с весёлым писком и свистом пролетают синицы. Бойко перескакивают они с сучка на сучок. Летом они питаются насекомыми, а зимой подбирают любые зёрнышки. Название они получили из-за синих перьев на теле.

^ Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю (воробей)


Слайд 9 (воробей)

Воробей - это маленькая подвижная птичка, с округлой головой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Клюв твёрдый к концу заострённый. Спокойно переносит холод. Когда им холодно, они прячут лапки в пушистое оперенье своего брюшка. Они чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются в снегу. Знаете ли вы, что воробей назван так давным- давно за то, что стаи полевых воробьёв, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей".

Так и остались они воробьями, хотя давно уже ничего не опустошают.

^ Окраска сероватая,
Повадка вороватая.
Известная персона
Кто она? (ворона)


Слайд 10 (ворона)

Чернокрылый, красногрудый.
Он везде найдёт приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут (снегирь)


слайд 11 (снегирь)

Снегирь - очень красивая птица. Она в ярко- красных нарядах. Снегири не суетятся и не торопятся.

Они ещё и галантны. Самцы, как бы ни были голодны, всегда уступят лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака. Летают снегири легко и красиво. Они обычно держатся стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку.

^ Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче (дятел)


Слайд 12 (дятел)

Дятел - у этой птицы красивое пёстрое оперенье: верх тела чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Это одна из очень полезных птиц наших лесов. В отличие от других насекомоядных, он никогда не улетает на зиму, работая круглый год по уничтожению вредителей. Питается дятел летом древесными насекомыми, а зимой - семенами хвойных деревьев.

- К зимующим птицам относятся оседлые и кочующие виды.

- Некоторые виды зимующих птиц исчезают и поэтому они занесены в Красную книгу нашей области.

Слайд 13 (красная книга)

- Какие из этих птиц занесены в Красную книгу нашей Оренбургской области?

Слайд 14 (таблица)

Группы

Количество видов в области

Внесено в Красную книгу

Млекопитающие

82

10

Птицы

280

51

Рептилии

12

5

Амфибии

9

2

Рыбы

60

10



Слайд 15 (зимующие птицы)

^ 1. Задание в группах

- Из списка выбрать только зимующих птиц.

Птицы
Гагара чернозобая, Пеликан кудрявый, Колпица, Аист черный, Фламинго обыкновенный, Казарка краснозобая, Пискулька, Лебедь малый, Савка материковый, Скопа, Лунь степной, Тювик европейский, Курганник, Змееяд, Орел степной, Подорлик большой, Могильник, Беркут обыкновенный серый, Орлан-долгохвост, Орлан-белохвост, Дрофа, Стрепет, Авдотка, Кречетка, Кроншнеп большой, Кроншнеп тонкоклювый, Кулик-сорока, Ходулочник, Шилоклювка, Тиркушка степная, Хохотун черноголовый, Крачка малая, Филин, Дятел пестрый средний, Сорокопуд, Лазоревка европейская белая, Цапля большая белая, Дербник степной, Зуек морской, Сплюшка, Гриф черный, Балобан, Сапсан, Пустельга степная, Чечетка горная, Красавка, Неясыть серая, Жаворонок степной, Жаворонок белогорлый рогатый, Скворец розовый, Воробей каменный

- Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.

- Что нужно сделать, для того чтобы сохранить птиц зимой? (кормить)

- А чем питаются зимующие птицы?

^ 2. Задание в группах

1 гр. - Чем питаются в природе зимой?

2 гр. - Чем можно подкармливать?

Слайд 16 (виды корма для зимующих птиц)

^ Название птицы

Чем питается в природе зимой

Чем можно подкармливать

Воробей домовой

Семена сорных растений, хлебные крошки.

Овес и просо, пшеничные отруби, а также крошки белого хлеба

Сорока

Мелкими животными, падалью и плодами.

Крупы, семена арбуза и дыни, семена тыквы, крошки белого хлеба.

Синица большая

Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

Семена, мясо, говяжий жир, несоленое сало. Очень любят семечки подсолнечника.

Дятел

Семена сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.

Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало.

Снегирь

Семенами растений и ягодами.

Ягоды рябины, бузины, боярышника.

Свиристель

Плодами рябины, калины, плоды можжевельника.

Бусы из сушеных ягод шиповника и боярышника.

Сойка

Семенами растений и ягодами.

Ягоды рябины, семена, крошки белого хлеба.

Чёрный ворон

Всеяден.

Может питаться любыми отходами из мусорных контейнеров.

^ Виды корма для зимующих птиц

Название птицы

Чем питается в природе зимой

Чем можно подкармливать

Воробей домовой




Овес и просо, пшеничные отруби, а также крошки белого хлеба

Сорока




Крупы, семена арбуза и дыни, семена тыквы, крошки белого хлеба.

Синица большая




Семена, мясо, говяжий жир, несоленое сало. Очень любят семечки подсолнечника.

Дятел




Сухофрукты, свежие мягкие фрукты, несоленое сало.

Снегирь




Ягоды рябины, бузины, боярышника.

Свиристель




Бусы из сушеных ягод шиповника и боярышника.










Сойка




Ягоды рябины, семена, крошки белого хлеба.

Чёрный ворон




Может питаться любыми отходами из мусорных контейнеров.

^ Виды корма для зимующих птиц

Название птицы

Чем питается в природе зимой

^ Чем можно подкармливать

Воробей домовой

Семена сорных растений, хлебные крошки.




Сорока

Мелкими животными, падалью и плодами.




Синица большая

Семенами и другой растительной пищей, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.




Дятел

Семена сосны и ели, личинками и куколками спрятавшихся насекомых.



Снегирь

Семенами растений и ягодами.

.

Свиристель

Плодами рябины, калины, плоды можжевельника.




Сойка

Семенами растений и ягодами.




Чёрный ворон

Всеяден.






Слайд 17-23 (птицы и корм)

- А для чего нам нужны зимующие птицы?

- Они необходимы для того, чтобы сохранить наш лес, например, дятлы, синицы, сойки являются санитарами леса. (за сутки воробей съедает до 1000 насекомых, из них 800 вредителей; синица массой 18-20 гр. съедает 50 гр насекомых; дятел от 750-900 короедов.) Главное – не дать птицам погибнуть в зимнюю стужу от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

^ V. Изготовление кормушек

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
"Спасибо, вам великое!"

Учитель: Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки. Можно воспользоваться подручными средствами, т.е. взять коробки из-под сока, пакеты из-под молока, кефира или взять пластиковые бутылки. Я предлагаю вам изготовить кормушки своими руками и представить ее.

(выполняют задание)

1гр. – из пластиковых бутылок

2 гр. – из коробок из-под сока


- Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда.

(Защита своей работы слушателями практикума)

Слайд 24 (вывод)

- А вот такие кормушки мы изготовили с ребятами.

Слайд 25-28 (стихи к кормушкам)

Слайд 29 (стихотворение)

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну

- Как вы понимаете из стихотворения, какая связь между зимней птичьей столовой и весенней песней птиц?

^ Составление кластера: «Цветок детской души»

Учитель:

- Сегодня мы побывали детьми, испытав себя в роли наблюдателей, в роли исследователей, в роли изобретателей: наблюдали за птицами, изобретали птичьи столовые, проводили эксперименты с кормами… А теперь предлагаю посмотреть на этот проект глазами педагога. Напишите на лепестках, какие, по-вашему, качества воспитываются у детей в процессе реализации данного проекта. (Записывают на листочках)

ВЫВОД:

- Красота цветка детской души во многом зависит и от нас с вами: какие ценности мы заложим в детскую душу.

- Таким образом, у детей в ходе реализации данного проекта воспитываются такие качества как сострадание, милосердие, чуткость. Отзывчивость. Они учатся любить. Ценить красоту и беречь её.

- Проблема духовности сегодня очень актуальна, и мы, педагоги, должны использовать все средства, чтобы разбудить в душе ребенка его духовно-нравственный потенциал. Я считаю, что экологический проект – одно из таких средств.

- Этот проект является продуктом совместной внеурочной деятельности учащихся 1-2 классов. Таким образом, мы решаем проблему совместных занятий по внеурочной деятельности. Хотелось бы услышать ваше мнение о нашей работе и эффективности данного проекта.



  1. Рефлексия

- Предлагаю Вам выбрать для себя соответствующую кормушку и положить в неё корм для наших птиц.

(на доске три кормушки разных цветов, слушатели высказывают своё мнение, «бросая семечки» в понравившуюся кормушку).

- Какие пожелания и предложения Вы хотели бы сейчас озвучить?

VII. Итог

слайд 30

Всем спасибо за работу!

- Хочу пожелать всем в новом году здоровья, семейного благополучия, творческого успеха!

Памятка

^ ЗИМНЯЯ ПОДКОРМКА ПТИЦ

Для птиц лучшая кормушка – это полная кормушка. (Народная мудрость)

Наиболее существенной помощью зимующим птицам является их подкормка в период бескормицы.

КОГДА?

С конца октября и до схода снежного покрова и появления массовых насекомых и массового раскрытия почек на деревьях (середина – конец апреля).

ЗАЧЕМ?

Цель подкормки – защита птиц от голода и сохранение их жизнеспособности на протяжении долгих зимних ночей. При систематическом кормлении в одних и тех же местах птицы охотно посещают искусственные «столовые» и надолго запоминают их.

Другая положительная сторона подкормки – возможность наблюдения за птицами без оптики. Птицы на кормушках обычно очень близко подпускают человека, быстро к нему привыкают. Кроме того, кормушки вы можете располагать в удобных для вас местах, даже  у собственного окна или на балконе и в любое время наблюдать за птицами. Проводя всего несколько часов за наблюдениями в течение дня, вы сможете узнать массу интересного из жизни птиц.

Кормить птиц можно круглый год. Особенно семечками подсолнуха. Даже летом или весной бывают периоды нехватки корма, и птицы с благодарностью примут ваш подарок.

ГДЕ?

Возле дома или возле школы. Главное, чтобы вы хотя бы раз в день могли бы пополнять кормушку. В суровые зимние дни необходимо насыпать корм дважды: утром и чуть позже полудня.

^ Сроки и нормы подкормки

Помните, что, прикормив птиц, желательно не прекращать подкормку до весны. Зазимовавшие в районе вашей кормушки и привыкшие к ежедневному угощению птицы, в случае перебоев с кормлением могут оказаться  в крайне незавидном положении.

Кроме того, не стоит выкладывать подкормку для птиц регулярно в то же самое время, так как, начав это делать, вы ставите птиц в большую зависимость от своей помощи. Если у вас нет дополнительной необходимости выкладывать корм  одно и то же время, лучше это делать один раз в день и каждый раз  в разное время. Это поможет птицам не надеяться только на вашу столовую и искать дополнительные источники питания. Исключениями могут быть только дни с экстремальными погодными условиями: сильные продолжительные снегопады или дожди, сильные морозы, когда продолжительные и безрезультатные поиски корма могут окончиться для птиц фатально. В такие дни  необходимо выкладывать дневную норму корма 2-3 раза.

^ ЧЕМ КОРМИТЬ?

Корма должны быть по возможности разнообразными. Зимующих  у нас насекомоядных птиц лучше всего подкармливать семенами подсолнечника. В них много жира. Черные семечки содержат больше жира, чем полосатые и более предпочтительны для птиц. Их можно давать птицам круглый год, т.к. они неопасны и для птенцов.

В состав кормовой смеси для зерноядных должны входить семечки (до 40%), просо (50%), овсянка или овес (10%), очень полезно добавлять смесь из семян сорняков. Кроме того, синицы и дятлы с удовольствием едят несоленое сало.

Синицы, воробьи, зеленушки, поползни, чижи и дятлы любят арахис. Он богат жиром. На размолотые орехи прилетают даже завирушки, крапивники и зарянки. Нельзя только класть жареный и соленый арахис. Некоторые сорта арахиса содержат токсическое для птиц вещество афлатоксин, от которого они погибают. Когда у птиц появятся птенцы, арахисом можно кормить только с помощью колонок из металлической сетки, иначе птенцы могут подавиться.

Не рекомендуется давать птицам зерно пшеницы и ячменя, горох, фасоль, сухой рис, т.к. в них мало воды и только крупные виды, такие как голуби, могут их есть. Маргарины с ненасыщенными жирами и растительные масла не рекомендуются и даже опасны для птиц, т.к. они легко могут вымазать в них свое оперение.

Никогда не предлагайте птицам молоко. Желудок птицы не приспособлен для его переваривания, и она может погибнуть. Рис должен быть только вареный. А вот овсяные хлопья для птиц не надо варить, иначе вязкая каша застывает у них на клюве и потом причиняет серьезные неудобства.




Похожие:

Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconПриобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе

Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconПриобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе

Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» icon1. Введение Содержание гражданско-патриотического воспитания
Воспитание гражданcтвенности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно- нравственной культуры
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconВ 2012 2013уч г. воспитатель Марченко Н. А
«Формирование экологической компетентности школьников в ходе обучения решению экологических проблем». Работа по экологическому воспитанию...
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» icon«Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconПрограмма элективного курса по черчению в 8 классе «Кристаллы минералов родного края»
Содержание программы «Кристаллы минералов родного края» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся...
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconФормирование валеологической культуры через дидактическую игру
Опыт работы Алексеевой С. А. 2 кв категории во 2 мл гр по теме Формирование валеологической культуры через дидактическую игру
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconН. Г. Чернышевского С. А. Суркина Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламент
С90 Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности : учебно-методическое пособие / С. А. Суркина....
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» icon«Откуда есть-пошла письменность наша?»
...
Практикум по теме «Приобщение к нравственным ценностям через формирование экологической культуры» iconПриобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество
Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты