|
МБОУ «Джасайская ООШ» Из опыта работы учителя начальных классов I категории Олейник Л.Б. Тема: Развитие орфографической зоркости. Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры человека. Многие годы не одно поколение ученых, учителей, родителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о за конах русской орфографии с детьми младшего школьного возраста, как вызвать интерес малыша к изучению русского языка Как же обстоят дела с обучением орфографии в наши дни. Из собственного опыта, из средств массовой информации, статей педагогических журналов следует вывод ,что проблема повышения грамотности всё ещё остаётся актуальной .В тетрадях учеников встречается значительное количество ошибок .Дети младших классов теряют интерес к изучению родного языка именно из-за неуспехов в орфографии. Анализ ошибок, допускаемых учащимися среднего звена, показывают, что многие ошибки идут из начальной школы, ведь именно в младших классах должна закладываться орфографическая грамотность Значит, орфографическая зоркость выступает базовым орфографическим умением , первейшим этапом при обучении правописанию ,залогом грамотного письма Для того ,чтобы умение находить ,дифференцировать орфограммы было сформировано, необходимо прежде всего познакомить младших школьников с понятием « орфограмма « М.Р. Львов даёт такое определение : « Орфограмма - это та буква , та часть слова или текста ,где возникает опасность ошибки , это написание , требующее проверки « Ученик ставится в ситуацию выбора. Он понимает, чтобы выбрать правильно букву ,надо знать правило. Изучение орфограмм становится мотивированным. Такое понятие орфограммы позволяет уже на ранних этапах обучения , до знакомства с правилами правописания ,формировать у учащихся умение обнаруживать орфограммы. При обучении правописанию в начальных классах основным содержанием работы является формирование у учащихся орфографических умений: 1) обнаруживать орфограммы; 2) различать орфограммы ( определять тип) и соотносить их с определёнными правилами ;3 ) выполнять действия по правилу 4) осуществлять орфографический самоконтроль. Орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения разнообразных упражнений ,обеспечивающих зрительное ,слуховое , артикуляционное моторное восприятие и запоминание орфографического материала. Зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов , письма по памяти , выборочного анализа заданий и текста упражнений , корректировки письма. Слуховое восприятие происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов ,при использовании сигнальных карточек . Для рече-двигательного восприятия и запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание .Руко-двигательное восприятие имеет место при письменном выполнении всех упражнений . Наибольший эффект для выработки орфографической зоркости даёт комбинированное восприятие и запоминание ,которое возможно в процессе комбинированного письма , звуко буквенного орфографического разбора Отработка способов обнаружения орфограмм осуществлялась в ходе зрительного ,предупредительного , выборочного ,объяснительного диктантов ,при графическом выделении орфограмм,в ходе разбора по составу. Самоконтроль формировался на основе само- и взаимопроверки диктанта « Проверяю себя « Предложенные упражнения обеспечивают сочетания фронтального, группового и индивидуального способов обучения Виды упражнений,способствующих развитию орфографической зоркости « ^ « Учитель произносит слова ,а дети должны хлопнуть в ладоши ,как только услышат звук которому при письме нельзя доверять . Дети объясняют ,как нашли этот звук «Светофор» Ученики показывают красный сигнал светофора или зажигают красный огонёк при письме, как только найдут опасное место «^ Проведение звукового анализа слова с составлением схемы ,в которой обозначаются орфограммы Письмо с проговариванием Такой вид письма обеспечивает аккуратность ,красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, учит работать в определённом темпе. Вначале проговаривает учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние и слабые ученики . Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик проговаривает слово с ошибкой, класс и учитель помогут предотвратить опасность , не дадут зафиксировать ошибку на письме. ^ .На доске записывается несколько слов или предложений. Текст выразительно читается, затем выделяются слова с орфограммой , объясняется их правописание , проводится орфографическое чтение. Затем учащиеся « фотографируют « отдельные слова и стараются увидеть их внутренним зрением ( закрыть глаза и постараться представить их ). Текст на время закрывается , и дети ещё раз проговаривают трудные слова .Класс настроен писать текст без ошибок .Попутно здесь оттачивается зрительная память. Если ученик сомневается в написании, какого либо слова, он может поставить точку на месте сомнительной буквы ^ Даётся текст, « написанный Незнайкой», в котором допущены ошибки. Дети с большим энтузиазмом ищут ошибки. Этот вид работы приучает детей видеть место орфограммы и мотивирует необходимость исправления ошибки. А это и есть орфографическая зоркость Напиши как можно больше слов на данную орфограмму. Два ученика на определённую фонограмму на память пишут слова .Кто из них больше напишет ,тот побеждает. Объяснительный диктант. Во время диктанта дети выделяют орфограмму или обозначают её номер по памятке « ^ При изучении орфограммы дети отмечают её зелёной пастой. Чем больше орфограмм изучается , тем чаще зелёный свет « зажигается» в тетрадках учеников .Применение этого приёма способствует обострению орфографической зоркости ^ ». Дети находят в слове звук слабой позиции ,помогают ему в выборе буквы , изменяя слово от слабой позиции к сильной. «От буквы - загадки к букве- отгадке –и все в порядке!» Диктант с постукиванием Во время диктанта учитель постукивает по столу в т от момент ,когда произносит слово с орфограммой. Постукивание заставляет ученика думать при письме и быть внимательным ^ . Учитель диктует слова с орфограммой ученик должен написать сначала проверочное слово , а затем то ,которое диктует , т. е. должен обосновать орфограмму ^ .На небольших карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары : проверяемые и проверочные . Дети играют парами. Один ученик называет по карточке слово так , как оно слышится , второй должен назвать орфограмму и проверочное слово ^ .Каждый урок русского языка проводится «орфографическая зарядка « в течение пяти минут. Материал для данного упражнения представляет собой набор заданий , состоящих из группы слов и словосочетаний 1. Объяснить выделенные орфограммы. К атюша , зуб , вершина, Дуся, зверь ,белочка, альбом , дома. 2. Объясни пропущенные орфограммы. Ч… гунок , лос… ,…учка . задач…, сне…, сн…пы, б…лет.- 3. Найди в словах орфограммы ,объясни их правописание. Грибочки ,трость ,очки ключ, арбуз, машина ,трава. 4. Напиши слова под диктовку , обозначь орфограмму. Билет, прачка, окуньки, моржи, наши ,Надя ,ищу , слоны смешить, грибной 5. Найди всловах ошибки и исправь их Ночька , бирёза , белет , лёт , ужы , трова , кречят , гарох. Практическое применение системы упражнений по развитию данного орфографического умения даёт положительные результаты При формировании и развитии орфографической зоркости младших школьников не только улучшается качество знаний и умений ,но иразвивается мышление , познавательные способности ; повышается интерес к учебной деятельности , появляется мотивация к изучению орфографии. День зимнего именинника. Чтец №1: Волшебство пришло к нам в школу, волшебство пришло само, Изменилось всё сегодня, что- то вдруг произошло. Чтец №2: Почему и отчего к нам пришло веселье? Ведь уже не новый год и не новоселье. Но не зря нам сейчас весело с друзьями. Что у нас, что у нас отгадайте сами. Чтец №3: Почему и отчего мы довольны очень. И сегодня без конца весело хохочем? И не зря в этот час – пироги с вареньем, Ведь у нас, ведь у нас праздник – день рожденья! (хор исполняет «Песенку крокодила Гены») Ведущий: Сколько у нас гостей! Сколько вокруг хороших друзей! И поэтому на нашем празднике не должно быть ни одного грустного лица. Но чтобы было ещё веселее, давайте запустим ракету веселья. Знаете, как это сделать? Ногами топаем, руками хлопаем и громко произносим звук: «У-у-у…» Раз, два, три – начали! Ну вот теперь совсем хорошо. Чтец №4: Когда приходит праздник этот, Звучат и музыка, и смех. Мы, эти вам стихи читая, С улыбкой поздравляем всех! Чтец №5: Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем. Он на блюде расписном с белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим. Чтец №5: Светлый праздник – День рожденья мы встречаем каждый год. Кто желает веселиться, становитесь в хоровод! (ребята встают в круг, именинники в середину. Исполняется танец – игра «Каравай») Чтец №6: День рожденья – день чудесный, Радостный, весёлый. Мы желаем на «отлично» вам учиться в школе. Чтец №7: А ещё мы вам желаем маме дома помогать. И, конечно, никогда малышей не обижать. Чтец №8: Всех подружек поздравляем, Поздравляем всех друзей. И от всей души желаем Мы вам самых светлых дней. Чтец №9: Этот день мы долго ждали, Мы рисунки рисовали. Из бумаги, красок ярких Мы готовили подарки. Хором: А теперь подарим вам дорогим своим друзьям. (вручение подарков именинникам) Слышен звук моторчика. Влетает Карлсон. Карлсон: Я спешил к вам, друзья, с жутким нетерпеньем. И моторчик не зря смазывал вареньем. У меня за спиной вертится пропеллер, Я хочу, чтоб со мной все ребята пели. ( хор исполняет весёлую детскую песню) Карлсон: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора! (игра «Эхо». Карлсон читает стихотворение, ребята повторяют только окончания) Карлсон: Собирайся, детвора! Дети: Ра – ра – ра. Карлсон: Начинается игра. Дети: Ра –ра – ра. Карлсон: Сколько времени сейчас? Дети: Час, час,час. Карлсон: Как кричит в селе петух? Дети: Ух –ух –ух. Карлсон: Сколько будет дважды два? Дети: Два, два, два. Карлсон(показывает на ухо): Это ухо или нос? Дети: Нос, нос, нос. Карлсон(показывая на локоть): это локоть или глаз? Дети: Глаз, глаз, глаз. Карлсон(показывая на нос): Ну, а это что у вас? Дети: Нас, нас,нас. Карлсон: Неужели это так? Дети: Так, так,так. Карлсон: Вы хорошие всегда? Дети: Да, да, да. Карлсон: Славно мы повеселились, поиграли, пошутили. А теперь пришла пора танцевать нам, детвора. (все танцуют танец – польку) Карлсон: Разыгрывается лотерея, товару целая галерея. Тяните билеты, готовьте ответы. Каждый из вас выиграть может. Пусть удача вам в этом поможет. (Ребята вытягивают билеты, в которых загаданы загадки. Отгадаешь – получишь приз.) Карлсон: Славный выдался денёк, поиграем в «Ручеёк» (игра «Ручеёк») Карлсон: Всех, кто зимою родился, ещё раз поздравляю, Здоровья вам желаю я и радости желаю! Спасибо вам, мои друзья, за праздник чудный, яркий. Старался, видно, я не зря. И вот- мои подарки! |
![]() | Развитие орфографической зоркости младших школьников. Батраченко Ирина Петровна Формирование орфографической зоркости у учащихся это одна из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего её исторического... | ![]() | Формирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение... |
![]() | Солодковой Аллы Владимировны по проблеме Развитие орфографической зоркости учащихся на урок Я, Солодкова Алла Владимировна, работаю над данной проблемой, так как считаю, что формирование орфографической зоркости одна из главных... | ![]() | Формирование орфографической зоркости у младших школьников удк 372. 31 Ббк74. 200. 5 Выпускная квалификационная работа Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости у младших школьников |
![]() | Формирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников В статье предложена система работы, направленная на формирование у младших школьников навыка словообразовательного анализа, которая... | ![]() | Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка Совершенствование орфографических навыков при использовании активных форм обучения |
![]() | «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе» Мельникова Елена Петровна, боу г. Омска «сош №17», учитель начальных классов, 55 регион | ![]() | Предмет: Русский язык. Класс: 3 Учитель: Айсова Светлана Карнеевна, учитель высшей квалификационной категории. Тема: РазделительныеЪиЬ знаки. Цель Цель: развитие умения сравнивать и различать слова с ъ и ь разделительными знаками, развитие памяти, орфографической зоркости и внимания... |
![]() | С. Г. Филатова Развитие стратегии орфографической зоркости и подбора проверочных слов Развитие умения самостоятельно мыслить и действовать важно на всех этапах школьного обучения, но особенное значение этот навык имеет... | ![]() | Тема: «Обобщение знаний о местоимении как части речи». Цель: Образовательная Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления и памяти на |