|
ПЛАН- К О Н С П Е К Т Проведения заседания Совета педагогов Тема: «Игра как приоритетное средство развития Дошкольника» Дата проведения: Февраль 2009 г. Новочебоксарск. 2009 Форма проведения: совещание- практикум Цель: Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно-развивающей среды для игровой деятельности и определить пути совершенствования работы в данном направлении. Задачи:
Подготовка к заседанию Совета педагогов:
Порядок работы Совета педагогов:
- сообщение старшего воспитателя – памятка № 1 «Требования к педагогам в развитии игровой деятельности» -инициативная группа № 1 – сообщение по памятке № 2 «Художественно-эстетическая и театрализованная деятельность старших дошкольников» - инициативная группа № 2 – сообщение по памятке № 3 «Развитие игровой деятельности в ДОУ» - инициативная группа № 3 – сообщение по памятке № «Характер взаимодействия педагогов с детьми в игровой деятельности» 5. Проект решения Совета педагогов Список литературы: 1. Азаров Ю.П. Игра и труд. – М.: Знание, 1973. 2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кню для учителя. – М.: Просвещение, 1987. 3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. 4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983. 5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6. 6. Геллер Е.М. Наш друг – игра. – Минск: Народна асвета, 1979. 7. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. – М.: Педагогика, 1971. 8. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. – М., 1967. 9. Змановский Ю.Ф. Вуоспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989. 10. Каникулы: игра, воспитание/ Под ред. Газмана О.С. – М.: Просвещение, 1988. 11. Кон И.С. Ребенок и общество. –М., 1988. 12. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1987. 13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1985. 14. Педагогика и психология игры: Межвузовский сб. науч. трудов. – Новосибирск: Изд. НГПИ, 1985. 15. Терский В.Н., Кель О.С. Игра. Творчество. Жизнь. – М.: Просвещение, 1966. 16. Шмаков С.А. Игра и дети. – М.: Знание, 1968. 17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978. 18. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: Метод. пособие для учителей и воспитателй. – М.: Просвещение,1974. Памятка № 1 «Требования к педагогам в развитии игровой деятельности» Согласно приложения 1 к Приказу Министерства образования Российской Федерации «Форма и содержание проведения самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения: критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения № 448 от 22.08.1996 сотрудники дошкольных образовательных учреждений в процессе игры:
Памятка №2 Художественно-эстетическая и театрализованная Деятельность старших дошкольников В дошкольных образовательных учреждениях рекомендуется использовать технологии Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, в ходе реализации которых педагоги приобщают воспитанников к миру искусства, общечеловеческим ценностям и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Особое место в дошкольном учреждении может занимать театрализованная деятельность. Театрализованное искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. В организации театрально-игровой деятельности педагогам предлагается следующие этапы деятельности:
Ознакомившись с памяткой, проанализируйте организацию и проведение театрально-игровой деятельности со старшими дошкольниками в ДОУ и заполните таблицу. Подготовьте краткое резюме-предложение по данной проблеме Организация и проведение Театрально-игровой деятельности
Памятка № 3 Развитие игровой деятельности в ДОУ Педагоги должны свободно владеть технологиями развития игровой деятельности. Обучение постепенно вытеснило свободную игру, в частности подвижные игры – важный элемент детской субкультуры. Одной из причин снижения двигательной активности детей является ее заорганизованность. Это объясняется тем, что воспитатели, внутренне принимая идеи личностно ориентированного образования, все еще продолжают оставаться на позиции учителя» детей, предлагая им готовый и недостаточно широкий ассортимент подвижных игр. Эффективным средством решения этой проблемы является приобщение детей к модификации знакомых подвижных игр, в котором реализуется идея дидактической системы Л.В. Занкова о слиянии обучения, воспитания и развития. Обучение детей старшего дошкольного возраста модификации подвижных игр может включать несколько этапов: 1-й этап: По мере спада интереса детей к освоенной игре проводится осуждение возможных вариантов ее изменения (мотивация деятельности); 2-й этап: После нескольких упражнений в обновлении содержания подвижных игр проводится рефлексия на выявление способов их модификации; 3-й этап: Коллективное моделирование алгоритма модификации подвижных игр (введение новых ролей, изменение характеристик персонажей, места, времени и правил их действий; введение дополнительных условий игры и пр.); 4-й этап: Дозированная поддержка детей (технология личностно ориентированного образования) с учетом «зоны ближайшего развития каждого ребенка в самостоятельной разработке подвижных игр. Большое влияние на активизацию творческих способностей детей по разработке подвижных игр оказывает сотрудничество инструктора по физическому воспитанию дошкольников с воспитателями и музыкальными руководителями. Ознакомившись с памяткой, проанализируйте организацию и проведение игровой деятельности со старшими дошкольниками в ДОУ и заполните таблицу. Подготовьте краткое резюме – предложение по данной проблеме. Ролевые и реальные взаимоотношения в игре
Памятка № 4 Характер взаимодействия педагогов с детьми в игровой деятельности В приложении к Приказу Министерства образования Российской Федерации «Форма и содержание самообследования (самоанализа) в процессе аттестации дошкольного образовательного учреждения :критерии оценки деятельности дошкольного образовательного учреждения № 448 от 22.08.1996 (в разделе 1 «Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном олбразовательном учреждении" Развития детей второго и третьего года жизни (ранний возраст - Рв)
взаимодействие сотрудников с детьми (РвВ)
^
( оживлённую деятельность, игру, смех, свободный разговор и пр.)
Ознакомившись с памяткой, проанализируйте организацию и проведение игровой деятельности в ДОУ и заполните таблицы, характеризующие игровую деятельность дошкольников по трем возрастным группам: младшая, старшая, подготовительная. Подготовьте краткое резюме – предложение по данной проблеме ^
^ Советские психологи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым. Единство и взаимодействие проявляются по-разному в разных видах игр. В творческой игре фокусом, собирающим все стороны личности, служит замысел, содержание игры и связанные с ним игровые переживания. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и, в большой мере, способность к умственному и волевому усилиям. В играх с правилами главное — решение поставленной задачи. Детей увлекают только такие игры, подвижные и дидактические, которые требуют усилия мысли и воли, преодоления трудностей. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах. Недаром известный советский педагог и врач Е. А. Аркин называл их психическим витамином. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам советских людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Игры с правилами имеют другое назначение: они дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и памяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но в конечном, счете она направлена также на решение основных воспитательных задач. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра — один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи. Игра — самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами. Дети играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Вот почему игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса. Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского колл |
![]() | Содержание: Условия формирования опыта Тема: «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни» | ![]() | Тема: «Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития» Тема: «Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития» 1 |
![]() | Игра как средство воспитания и развития детей Тема изучения игры интересовала многих исследователей. В разные годы ее изучением занимались такие ученые как: Пиаже, Эльконин, Вундт... | ![]() | Тема: «Игра как средство развития творческой личности школьника на уроках технологии» Игровые технологии заинтересовали меня тем, что просты в применении на практике в разных возрастных группах с различной практической... |
![]() | Игра в раннем возрасте как средство социально-личностного развития ребенка На полках расставлены игрушки животных, сделанные из разных материалов, имеющих разные размеры и яркую окраску | ![]() | ПРоект «Игра как средство формирования этических представлений у дошкольников» Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения... |
![]() | Проект «Музейно-этнографическая деятельность мбдоу как средство успешной социализации личности дошкольника в современном мире» Разработала: педагог дополнительного образования Ахметова Д. З. Актуальность Глобальные перемены, происходящие в нашей стране в течение последнего десятилетия, направленные на развитие гражданского общества... | ![]() | Режиссерская игра как средство развития навыков речевого общения дошкольников с онр Формирование навыков речевого общения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
![]() | Театральная игра как средство коррекции и развития ребенка с нарушенными слуховыми возможностями Иалистов, работающих в сфере образования. Пришло время, когда бурное развитие общественных наук поставило вопрос о внедрении новых... | ![]() | Тема: «познание самого себя как одно из направлений социально-личностного развития ребенка дошкольника» Научно-практическая конференция педагогических работников дошкольных образовательных учреждений |