Паспорт Программы развития школы icon

Паспорт Программы развития школы



НазваниеПаспорт Программы развития школы
Дата17.10.2016
Размер
ТипПаспорт программы

Программа развития МУО Алексеевская СОШ на 2010-2015 г.г.


СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Паспорт Программы развития школы.

  2. Информационная справка.

  3. Проблемный анализ состояния школы.

  4. Формирование концепции школы «Школа ключевых компетенций».

  5. Управление реализацией Программы развития.

  6. Основные механизмы реализации Программы развития.

  7. Объём и источники финансирования Программы.

  8. Мониторинг реализации программы развития. Критерии и показатели.

  9. Ожидаемые результаты.



1. Паспорт Программы развития

Наименование Программы


«Школа ключевых компетенций»

Основополагающие документы для принятия решения о разработке программы

  • Закон РФ «Об образовании»

  • Приказ директора школы «Об итогах реализации программы развития на 2006-2010 г.г. и разработке программы развития школы на 2010-2015 г.г.»

Разработчики Программы


Педагогический, ученический, родительский коллективы школы, научно-методический совет, администрация МУО Алексеевская СОШ.


Миссия школы

Создание модели образовательной среды, предоставляющей каждому участнику образовательного процесса возможность сформировать и максимально реализовать ключевые компетенции, делать осознанный выбор и нести за него ответственность

Цель Программы.


Создание единого образовательного пространства, способствующего переходу на качественно новое образование в условиях сохранения и развития здоровья обучающихся

Задачи программы

  • обеспечение прав ребёнка на качественное образование;

  • изменение методов, технологий обучения, расширение информационно - коммуникационных технологий, способствующих формированию практических умений и навыков анализа информации, самообучению;

  • формирование исследовательских умений и навыков у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью предоставления им оптимальных возможностей для получения универсального образования, реализации индивидуальных творческих запросов;

  • организация предпрофильного и профильного обучения с целью осознанного выбора будущей профессии;

  • построение образовательной практики с учетом региональных, социальных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, краю, России;

  • совершенствовать организацию учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

  • систематизировать работу по обеспечению социально-педагогического сопровождения;

  • развитие органов ученического самоуправления, детской общественной организации.




Сроки и этапы реализации программы

Срок действия Программы 2010-2015 гг.

Первый этап . 2009-2010г. - проблемный анализ состояния школы;

Второй этап 2010 - 2013 г. - изучение направлений модернизации российского образования; научно-методической литературы, отечественного и зарубежного опыта по формированию компетентностной личности, по осуществлению компетентностного подхода в образовании

Третий этап 2014-2015 – завершающий: анализ, систематизация и обобщение достигнутого результата

Исполнители Программы


Участники образовательного процесса, органы самоуправления

Ожидаемые результаты

  • обеспечение высокого качества образования;

  • качественное обновление содержания общего образования;

  • расширение перечня дополнительных услуг, предоставляемых обучающимся;

  • удовлетворение потребностей детей в занятиях по интересам;

  • совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников МУО Алексеевская СОШ;

  • повышение ИКТ-компетентности педагогов и учащихся;

  • создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование их здорового образа жизни;

  • создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы;

  • развитие материально-технической базы;

  • повышение уровня обеспечения информационной техникой и современным учебным оборудованием;

  • повышение эффективности государственно-общественных форм управления




Система организации контроля исполнения программы

Отчет о ходе реализации программы ежегодно рассматривается:

  • Советом школы с дальнейшим представлением публичного отчета широкой общественности;

  • Педагогический советом школы

Контроль осуществляет Управление образования Москаленского района

Научно-методические основы Программы.

При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Приоритетные направления Программы.

  • Формирование ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, социального опыта и опыта личности, основных видов деятельности ученика: ценностно-смысловой, трудовой, личностного самосовершенствования, учебно-познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной.

  • Реализация потенциальной эффективности информатизации в рамках интеграции учебно-воспитательного процесса, внедрение информационно-коммуникационных технологий.

  • Повышение качества образования.

  • Организация информационно-диагностической деятельности, содействующей позитивной самореализации.



2. Информационная справка.

1.1.Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом

Муниципальное учреждение образования Алексеевская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района омской области

1.2.Юридический адрес: 646086 Омская обл., Москаленский р-он. С. Алексеевка

1.3.Фактический адрес: 646086 Омская обл., Москаленский р-он. С. Алексеевка, ул.Школьная,2

Телефоны: 39-5-90

Адрес электронной почты: alsosh1@rambler/ru

Характеристика контингента учащихся

1.5.Количество обучающихся – 211

Контингент учащихся по полу: девочек - 45% (%), мальчиков - 55 (%)

^ Характеристика социума.

Муниципальное учреждение образования Алексеевская средняя общеобразовательная школа основана в 1976 году.

Школа расположена в центре села Алексеевка, состав населения динамичен, миграционные процессы интенсивны. Перспектива на увеличение контингента учащихся есть – за счет высокого уровня рождаемости в селе. Население села не имеет ярко выраженной асоциальной направленности, среди родителей есть пьющие, есть семье с отрицательным влиянием на детей.

Анализ итогов социальной диагностики социума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами:

- недостаточно высокой образованностью;

- средним уровнем общей культуры;

- достаточно высоким процентом малообеспеченных и неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития ребенка - %;

Высшее образование имеют 20% родителей, которые понимают значение приобретения прочного образования детьми. Это является огромным подспорьем школы для мотивации получения учащимися образования.

В последнее время растет число детей, в семье которых родители вынуждены довольствоваться случайными заработками.

По материальному обеспечению состав семей также разнообразен: есть высокообеспеченные семьи , но во многих семьях доход резко понизился в последнее время. Кроме того, заработная плата значительной части родителей выплачивается нерегулярно. Все это создает дополнительные трудности в работе с детьми, их семьями.

В ближайшем окружении школы располагаются Дом культуры, где есть кинотеатр, библиотека, на базе школы работают филиалы Школы искусств, Детского дома творчества.

^ Состояние материально-технической базы.

Технический паспорт школы с указанием учебных и вспомогательных помещений, площадей помещений (в м2)

Кабинет ОБЖ – 52,7

Кабинет начальных классов – 52,6

Кабинет начальных классов – 52,9

Кабинет начальных классов – 52,7

Кабинет начальных классов – 36,7

Кабинет обслуживающего труда – 52

Кабинет – мастерская обслуживающего труда – 70,8

Лаборатория мастерская – 25,74

Спортзал – 196

Зал столовой – 81

Кабинет истории – 52,6

Кабинет информатики – 52,4

Кабинет физики – 71,8

Кабинет русского языка – 52,6

Методкабинет – 34

Музей детского творчества – 25

Актовый зал – 129

Музей боевой и трудовой славы – 36,9

Библиотека – 38

Лаборатория физики – 15.(

Кабинет физики – 124,6

Кабинет химии – 16,1

Лаборатория химии – 16,1

Кабинет география – 74,4

Кабинет иностранного языка – 73

Лаборатория иностранного языка – 17,8


1.6.Численность педагогического персонала - 21

1.7.Численность управленческого персонала (администрации) - 4

1.8.Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала - 6

1.9.Директор образовательного учреждения Динер Надежда Михайловна

Особенности управления школой.

Административное управление осуществляют директор и его заместители. В своей работе по управлению директор школы и администрация руководствуются законом «Об образовании», Уставом школы, гражданским кодексом, локальными актами, регламентирующими деятельность школы, приказами, инструкциями. Основной функций директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, научно-методический совет.

Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления.

Коллективным органом общественно-профессионального самоуправления является педагогический совет. В управление школой включен орган общественного управления Совет школы.

Непосредственное управление школой осуществляет директор.

3. Проблемный анализ состояния школы.

Проблемы, на решение которых направлена программа развития.

Программа развития МУО Алексеевская СОШ на 2010-2015 годы была разработана в 2009 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной программы развития.

Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект.

Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена.

Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы.

Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций» на период 2010-2015 годов.

4. Формирование концепции школы «Школа ключевых компетенций»

Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений.

Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования»

Ценностные приоритеты развития школы

Основные цели деятельности.

  • Стремиться к созданию условий для образования творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру.

  • Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей формированию у школьников гражданской ответственности, духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

  • Перейти к системе управления, создающей наилучшие условия для согласования целей основных участников педагогического процесса: учащихся, родителей, учителей.

  • Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования учителей.

  • Оптимизировать систему социального и психологического сопровождения учебного процесса.

  • С целью повышения возможностей профессионального развития педагогов разработать индивидуальные карты их профессионального роста.

  • Оптимизировать систему дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • Продолжить работу по дифференциации образования, создать условия для формирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

  • Создать условия для установления прочных интеграционных связей между системой основного и дополнительного образования, разработать новые образовательные и учебные программы на интегративной основе. С учетом новых образовательных стандартов.

  • Создать постоянно действующую систему информации коллектива школы о современных педагогических достижениях, передовом педагогическом опыте и об опыте создания и использования новых педагогических технологий.

  • Оптимизировать систему внешних связей школы.

^ Базовые ценности школы.

Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Тверской области, города Твери, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

^ Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

  • осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;

  • доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей;

  • стремление к высокой психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

  • стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

  • атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;

  • обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

  • стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника.



Концептуальная модель компетентностей педагогов школы

Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:

  • наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры, теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации, осуществляемой в режиме диалога;

  • способность к освоению достижений теории и практики предметной области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности, достаточности, научности;

  • способность к критической оценке и интеграции личного и иного (отечественного, зарубежного, исторического, прогнозируемого) опыта педагогической деятельности;

  • стремление к формированию и развитию личных креативных качеств, дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения инновационных педагогических результатов;

  • наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического процесса;

  • наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования результатов собственной деятельности;

  • готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического процесса освоению социального опыта;

  • освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения, отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков;

  • принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих идей развития личности педагога;

  • наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет профессиональную успешность в условиях конкуренции;

  • сформированность теоретических представлений о системно-педагогическом мышлении, наличие опыта системного исследования педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;

  • осознание метода педагогической деятельности как одной из высших профессиональных ценностей педагога.

Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:

  • готовность к жизни в современном мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, понимание особенностей жизни, ориентация в возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в научном понимании мира, умение ставить реалистические жизненные цели и быть способным их достигать;

  • наличие продуманной и практически реализуемой жизненной стратегии по сохранению и развитию своего физического, психического и нравственного здоровья;

  • способность к творческому созиданию своей личной жизни, ее осмысленной организации на основе национальных и общечеловеческих ценностей, любви к своей Родине и уважения традиций иных национальных культур;

  • коммуникативная культура, владение навыками делового общения, простраивание межличностных отношений, способствующих самореализации, достижению успеха в общественной и личной жизни;

  • высокая познавательная мотивация, готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня образованности на основе осознанного выбора программ общего и профессионального образования;

  • совмещение рационалистического и эмоционально-ценностного подходов к жизни, умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения;

  • способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и осознанию своих обязанностей;

  • адекватная самооценка (внутренняя гармония и самоконтроль);

  • стремление к продуктивной жизни (максимальной реализации своего индивидуально-личностного потенциала).

Задача педагогов школы - воспитать выпускника, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах.

^ Основные направления работы воспитательной системы школы

Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития.

Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Именно в досуговой внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Структура воспитательной системы.

^ 1.Целенаправленность в воспитательной работе.

Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса.


^ 2.Основные методы воспитания.

а) Единые педагогические требования;

б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя;

в) Педагогическая индивидуальная поддержка.

^ 3. Школьная воспитывающая среда.

а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса;

б) Организация ученического самоуправления;

в) Традиции школы.

^ 4. Воспитательные центры.

5.Воспитание на уроке.

6.Система работы классного руководителя.

а) Согласованность воспитательных целей с общими;

б) Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы;

в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки;

Содержание и организация образовательного процесса.

^ 1.Содержание и организация начального образования.

Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени.

^ Социальная компетенция. Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

^ Общекультурная компетенция. Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства.

^ Коммуникативная компетенция. Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированость первичных навыков саморегуляции.

^ Учебный план, его инвариантная и вариантная части.

Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:

  • гуманизации;

  • гуманитаризации;

  • оптимального соотношения вариативного и инвариантного компонентов;

  • непрерывности и поступательности;

  • дифференциации;

  • интеграции;

  • культуросообразности.

Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:

  • литературное чтение для формирования социальной компетенции;

  • язык и литературное чтение для формирования коммуникативной компетенции;

  • музыка, изобразительное искусство и художественный труд для формирования общекультурной компетенции;

  • физическая культура для формирования социальной компетенции

  • все учебные предметы для формирования общекультурной компетенции.

^ Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ:

программа «Школа России»;

^ Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:

  • формировании у них основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учеников;

  • овладении элементарными умениями и навыками неконфликтного, диалогового стиля общения и отношений, освоение азбуки рефлексии и творчества;

  • в развитии способности совершать осознанный нравственный выбор в учебных и других жизненных ситуациях.

Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:

  • приемы актуализации субъектного опыта учащихся;

  • методы диалога;

  • приемы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

  • игровые методы;

  • рефлексивные приемы и методы;

  • методы диагностики и самодиагностики.

Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся

Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы.

В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу создать школу разных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями.

^ 2.Содержание и организация основного общего образования

Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени.

^ Ценностно-смысловая компетенция. Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

^ Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

^ Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.

^ Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

^ Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы видеозаписей,электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

^ Общекультурная компетенция. Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.

^ Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

^ Учебный план, его инвариантная и вариантная части

Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана (БУП – 2004) и соответствующий им набор учебных предметов. В вариативную часть учебного плана включены факультативные, и элективные курсы, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей, также часы предпрофильной подготовки в 9-х классах.

^ Учебные программы, используемые в образовательном процессе.

Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников.

^ Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приемы.

Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект.

Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота;

  • развитие и совершенствование информационных и коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности;

  • овладение умениями анализировать, опознавать, классифицировать, и т.д.

  • применение полученных знаний и умений на практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра.

^ Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:

  • образовательные программы;

  • КТД;

  • кружки;

  • секции;

  • факультативы;

  • предпрофильную подготовку.

Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9 –х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах.

^ Содержание и организация среднего (полного) общего образования.

Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени.

^ Ценностно-смысловая компетенция. Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

^ Социально-трудовая компетенция. Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

^ Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств.

Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

^ Информационные компетенции. При помощи учебной, художественной, справочной литературы видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

^ Общекультурная компетенция. Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д.

^ Коммуникативная компетенция, включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую.

Учебный план, его инвариантная и вариантная части.

Учебный план составлен на основе федерального базисного плана. При его разработке учитывались региональные особенности и специфика образовательного процесса в МУО Алексеевская СОШ. Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей старшеклассников. Одним из ведущих принципов отбора содержания среднего (полного) образования является принцип профильной дифференциации.

^ Организация учебного процесса, применяемые в нем педагогические технологии, формы, методы и приёмы.

Учителя 10 – 11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:

  • диалогичность;

  • деятельностно-творческий характер;

  • устремленность на установление отношений сотрудничества в учебном взаимодействии;

  • направленность на поддержку развития субъективных качеств и индивидуальности учащегося;

  • предоставление ученику необходимого пространства для творчества, самостоятельности, осуществления личностно значимого выбора.

В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы:

  • приёмы актуализации субъектного опыта учащихся;

  • методы диалога и полилога;

  • приёмы создания ситуации коллективного и индивидуального выбора;

  • метод деловой игры;

  • методы диагностики и самодиагностики.

Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Создание в школе профильных классов позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10 – 11 классов.

^ Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся.

На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления.

В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в школе имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях:

  • оптимизация влияния ребенка за счет повышения педагогической культуры родителей (педагогический всеобуч, лектории для родителей, педагогические чтения и т.п.);

  • частичное включение родителей в учебно-воспитательный процесс (Совет школы, родительский комитет школы и класса);

  • партнерское взаимодействие, когда создаются благоприятные условия для реализации специфических возможностей участников взаимодействия (организация досуга, профориентационные консультирования, факультативные занятия, спортивная туристско-краеведческая деятельность и т.д.).

5. Порядок управления реализацией Программы.

Общее руководство работой по ПРОУ и оценка степени эффективности её реализации осуществляются методическим советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами - представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях методического совета и педагогического совета.

^ Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы.

Внутренний мониторинг проводит администрация.

Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями.

6. Основные механизмы реализации Программы развития.

  1. Создание подпрограмм (проектов) развития школы в соответствии с задачами Программы, направленных на создание условий достижения целей Программы развития и включающих имеющиеся ресурсы, возможные решения в данном направлении, ответственных за их выполнение и ожидаемые результаты.

  2. Создание системы управления, диагностики и контроля реализации Программы развития с целью обеспечения условий для ее реализации по схеме:



Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО



Временные творческие коллективы


Совет школы ↔ Классные родительские комитеты


^ ПУТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

1. Подпрограммы развития школы

В соответствии с основными задачами развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм, среди которых можно выделить тактические подпрограммы:

«Одаренные и талантливые дети»,

«Информатизация»,

«Здоровье»,

^ Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы.

Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования.

При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные.

Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:

  • повышение качества общего образования:

  • выравнивание возможностей учащихся в получении качественного образования;

  • повышение функциональной грамотности выпускников школы (рост уровня грамотности чтения, математической грамотности, естественно-научной грамотности учащихся);

  • улучшение социальной ориентации учащихся и достижение социального равенства в получении образования:

  • профилирование школьного образования;

  • расширение возможности получения дополнительного образования в соответствии с запросами обучающихся и их родителей;

  • обновление учебно-материальной базы учреждения образования (увеличение удельного веса учебных расходов в общем объеме финансирования школы, оборудование учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы, соответствующей современным требованиям и нормам);

  • расширение социального партнерства .

^ 7 .Объем и источники финансирования Программы

Бюджетное финансирование. Федеральный бюджет, добровольные пожертвования родителей и спонсорская помощь.

^ Ресурсное обеспечение реализации Программы.

Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.

  1. Мониторинг реализации программы развития. Критерии и показатели.

Для повышения эффективности реализации программы развития разработана программа мониторинга результатов. Она ориентирована на:

  • изучение условий достижения планируемых результатов;

  • сравнение реальных достижений с желаемыми;

  • выявление недостатков в организации образовательного процесса и определение путей их компенсации.

Главная задача руководства школы – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата, так как объектом реализации программы главным образом являются дети. Результаты промежуточного анализа обобщаются, определяются пути и формы необходимой коррекции. Собранные аналитические материалы представляются на обсуждение Совету школы. На основании его решения в программу вносятся необходимые поправки.

Для получения более достоверной информации о ходе реализации программы развития и оптимизации деятельности по достижению её задач в школе осуществляется мониторинг, предполагающий включение исполнителей программы в процессы контроля исполнения, анализа полученных результатов, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Таким образом, в систему мероприятий по реализации программы включаются все участники образовательного пространства, в сам процесс реализации становится более открытым для всех заинтересованных в нем членов школьного сообщества.

^ Диагностика результатов деятельности школы



Критерии

Диагностические методики

Периодичность

1

2

3

Оценка учебной деятельности

Изучение уровня форсированности обще учебных компетенций

Два раза в год

Качество знаний, умений и навыков

Анализ административных контрольных работ, срезов знаний

По графику внутри школьного контроля

Степень готовности выпускника к продолжению образования

Методика П.И.Третьякова «Управление школой по результатам»

Один раз в год, май

Уровень мотивации учащихся

Методика Т.И.Шамовой

Два раза в год

Уровень профессиональной компетенции учителя

Методика Т.И.Шамовой

Два раза в год

Уровень роста личностных достижений участников образовательного пространства

Анализ результативности образовательного процесса

Два раза в год

Уровень воспитанности учащихся

Методика Капустина

Один раз в год

Ценностные ориентиры и ценностные отношения

Методика А.Андреева

Один раз в четверть

Степень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг

Методика Е.Степанова, анкетирование

Один раз в четверть

Уровень комфортности школьной жизни

Материалы книги Е.Рогова «Настольная книга школьного психолога в образовании»

По полугодиям

Оценка психологического климата в школе

Анкетирование всех участников образовательного пространства

По полугодиям

Здоровье школьников

Анализ медицинских карт

Два раза в год

Анализ результатов диспансеризации

Один раз в год

Здоровье педагогов

Анализ медицинских карт

Два раза в год

Анализ результатов диспансеризации

Один раз в год

Уровень взаимодействия всех участников образовательного процесса

Анализ результативности реализации промежуточных этапов программы

По полугодиям



^ Прогнозируемые риски, возможные способы предупреждения и компенсации их негативных последствий при реализации программы развития



Прогнозируемые риски

Способы предупреждения и компенсации их негативных последствий

1

2

Возрастание учебной нагрузки учащихся при реализации проекта

  1. Активизация работы по проекту «Здоровье»

Низкий уровень мотивации учащихся к занятиям

  1. Создание ситуации успешности для учащихся, использование различных видов стимулирования их деятельности

  2. Широкая популяризация достигнутых позитивных результатов и общественная оценка трудов

Возникновение трудностей учителей, внедряющих новые образовательные технологии в практику своей работы

Проведение учебных семинаров, индивидуальных консультаций по проблемам модернизации образовательного процесса в школе

Значительные затраты времени у учителей

Проведение консультаций по рациональному распределению времени и использованию разработанных практических решений. Популяризация удачного опыта в этом направлении

Недостаточное использование творческого потенциала педагогов в работе вследствие её многоплановости и трудоемкости

  1. Использование различных видов стимулирования участия педагогов в инновационной деятельности

  2. Обязательная популяризация достигнутых позитивных результатов

Отсутствие у коллектива и общественности четких представлений о ходе реализации инноваций, запланированных в программе развития

  1. Обязательная своевременная систематизация полученных результатов, их аналитическое обобщение, коррекция и планирование дальнейшего развития работы.

  2. Открытый характер проходящих проектов




  1. Результаты реализации программы развития



Мы считаем, что реализация программы развития позволит добиться:

  • повышения качества образовательного процесса по следующим показателям:

- повышения качества обученности учащихся по образовательным областям;

- повышение результатов ЕГЭ;

- увеличение количества участников проектно-исследовательской деятельности;

- увеличение количества участников олимпиад и конкурсов различных уровней;

  • изменения структуры учебного плана, которые:

- позволят увеличить долю проектно-исследовательской деятельности в общем объёме учебной работы;

- приведут к активизации использования ИКТ-технологий;

  • изменение характеристик школьного образовательного пространства, которые приведут к тому, что:

- увеличится доля креативной составляющей в школьном образовании;

- будет реализован принцип открытости образовательного пространства в школе;

- будет создана ситуация успеха для более полного удовлетворения школьников своих образовательных потребностей;

- будет предоставлена возможность формировать свои компетенции в общественно-социальной и гражданско-патриотической сферах, совершенствовать свою информационно-коммуникационную культуру, знания основ самовоспитания;

  • изменения психологического и профессионального портретов субъектов образовательного процесса, когда:

- получат развитие партнерские креативные отношений всех участников открытого образовательного пространства;

- получит распространение модель личности высокопрофессиональной, убежденной, ответственной, толерантной и креативно мыслящей; сознательно относящейся к своему здоровью и жизни; способной справляться с разнообразными жизненными проблемами, самостоятельно определять свой выбор и нести за него ответственность.



Похожие:

Паспорт Программы развития школы iconПаспорт программы развития школы
Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации
Паспорт Программы развития школы icon1. Паспорт программы развития Наименование Программы
Программа является организационно-правовой основой функционирования, развития и стабилизации школы
Паспорт Программы развития школы iconПаспорт Программы развития школы
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа ключевых...
Паспорт Программы развития школы iconПаспорт Программы развития школы
Программы развития мбоу «Усть-Янская средняя общеобразовательная школа имени Семена Васильевича Горохова»
Паспорт Программы развития школы iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы
Паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования)
Паспорт Программы развития школы iconПаспорт программы развития школы
Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении
Паспорт Программы развития школы iconПаспорт программы развития моу «Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска на 2011 – 2015 годы. Наименование Программы
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №61» г....
Паспорт Программы развития школы iconГосударственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №596 с углубленным изучением французского языка Приморского района Санкт-Петербурга паспорт программы развития
Тема: Интерактивный подход как фактор формирования допрофесиональной компетентности выпускника современной школы
Паспорт Программы развития школы iconПаспорт программы программа «Школа деятельной личности»
...
Паспорт Программы развития школы iconПроект программы развития школы на 2011 2016 годы содержание
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Новошипуновской средней (полной)общеобразовательной...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты