|
Программа развития МУО Алексеевская СОШ на 2010-2015 г.г. СОДЕРЖАНИЕ.
1. Паспорт Программы развития
Научно-методические основы Программы. При подготовке Программы учитывались цели, концептуальные положения и идеи, имеющиеся в реализуемых школой образовательных программах. Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Приоритетные направления Программы.
2. Информационная справка. 1.1.Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом Муниципальное учреждение образования Алексеевская средняя общеобразовательная школа Москаленского муниципального района омской области 1.2.Юридический адрес: 646086 Омская обл., Москаленский р-он. С. Алексеевка 1.3.Фактический адрес: 646086 Омская обл., Москаленский р-он. С. Алексеевка, ул.Школьная,2 Телефоны: 39-5-90 Адрес электронной почты: alsosh1@rambler/ru Характеристика контингента учащихся 1.5.Количество обучающихся – 211 Контингент учащихся по полу: девочек - 45% (%), мальчиков - 55 (%) ^ Муниципальное учреждение образования Алексеевская средняя общеобразовательная школа основана в 1976 году. Школа расположена в центре села Алексеевка, состав населения динамичен, миграционные процессы интенсивны. Перспектива на увеличение контингента учащихся есть – за счет высокого уровня рождаемости в селе. Население села не имеет ярко выраженной асоциальной направленности, среди родителей есть пьющие, есть семье с отрицательным влиянием на детей. Анализ итогов социальной диагностики социума школы показывает, что он характеризуется следующими чертами: - недостаточно высокой образованностью; - средним уровнем общей культуры; - достаточно высоким процентом малообеспеченных и неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития ребенка - %; Высшее образование имеют 20% родителей, которые понимают значение приобретения прочного образования детьми. Это является огромным подспорьем школы для мотивации получения учащимися образования. В последнее время растет число детей, в семье которых родители вынуждены довольствоваться случайными заработками. По материальному обеспечению состав семей также разнообразен: есть высокообеспеченные семьи , но во многих семьях доход резко понизился в последнее время. Кроме того, заработная плата значительной части родителей выплачивается нерегулярно. Все это создает дополнительные трудности в работе с детьми, их семьями. В ближайшем окружении школы располагаются Дом культуры, где есть кинотеатр, библиотека, на базе школы работают филиалы Школы искусств, Детского дома творчества. ^ Технический паспорт школы с указанием учебных и вспомогательных помещений, площадей помещений (в м2) Кабинет ОБЖ – 52,7 Кабинет начальных классов – 52,6 Кабинет начальных классов – 52,9 Кабинет начальных классов – 52,7 Кабинет начальных классов – 36,7 Кабинет обслуживающего труда – 52 Кабинет – мастерская обслуживающего труда – 70,8 Лаборатория мастерская – 25,74 Спортзал – 196 Зал столовой – 81 Кабинет истории – 52,6 Кабинет информатики – 52,4 Кабинет физики – 71,8 Кабинет русского языка – 52,6 Методкабинет – 34 Музей детского творчества – 25 Актовый зал – 129 Музей боевой и трудовой славы – 36,9 Библиотека – 38 Лаборатория физики – 15.( Кабинет физики – 124,6 Кабинет химии – 16,1 Лаборатория химии – 16,1 Кабинет география – 74,4 Кабинет иностранного языка – 73 Лаборатория иностранного языка – 17,8 1.6.Численность педагогического персонала - 21 1.7.Численность управленческого персонала (администрации) - 4 1.8.Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала - 6 1.9.Директор образовательного учреждения Динер Надежда Михайловна Особенности управления школой. Административное управление осуществляют директор и его заместители. В своей работе по управлению директор школы и администрация руководствуются законом «Об образовании», Уставом школы, гражданским кодексом, локальными актами, регламентирующими деятельность школы, приказами, инструкциями. Основной функций директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Совет школы, педагогический совет, научно-методический совет. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации и Уставом школы на основе принципа гласности, открытости, демократии и самоуправления. Коллективным органом общественно-профессионального самоуправления является педагогический совет. В управление школой включен орган общественного управления Совет школы. Непосредственное управление школой осуществляет директор. 3. Проблемный анализ состояния школы. Проблемы, на решение которых направлена программа развития. Программа развития МУО Алексеевская СОШ на 2010-2015 годы была разработана в 2009 году. К этому времени педагогическим коллективом школы была проделана значительная работа, которая явилась основой для разработки данной программы развития. Заявленные Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»: повышение качества образования, его доступности и эффективности требуют конкретизации применительно к деятельности образовательного учреждения с учетом все более возрастающей роли образования в развитии личности и общества, ориентации образования на социальный эффект. Проблема повышения качества образования для школы является одной из важнейших. Это определяется необходимостью успешного освоения всеми учащимися образовательной программы, формирования навыков исследовательской деятельности учащихся, подготовки их к дальнейшему обучению и осознанному профессиональному выбору. Данная проблема приобретает особую актуальность в условиях развития компетентностного подхода и оценки качества образования в школе на основе единого государственного экзамена. Важной для школы является проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Проблема заключается в необходимости сочетания новых технологий и лучших отечественных традиций образования. Важной проблемой является доступность образования, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Доступность образования заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным. Важной проблемой, которую призвана решать настоящая программа развития, является демократизация школьного уклада. Особенно важным является использование потенциала родителей и местного сообщества в качестве ресурса развития школы. Как показывает анализ проблем, которые решает в настоящее время школа, необходим целостный подход к их решению. Педагоги и родительская общественность в качестве такого целостного подхода рассматривают средовой подход. По данному научно-практическому направлению в течение ряда лет в школе были проведены педагогические советы, конференции родителей, семинары. В результате обсуждения проблем, которые решает школа, было принято решение создания программы развития по теме «Школа ключевых компетенций» на период 2010-2015 годов. 4. Формирование концепции школы «Школа ключевых компетенций» Программа разработана в соответствии с основными положениями Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»; федеральной Программой развития образования; законом Российской Федерации «Об образовании». Программа составлена на основе анализа имеющихся условий и ресурсного обеспечения с учетом прогноза о перспективах их изменений. Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определяет цели образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» Ценностные приоритеты развития школы Основные цели деятельности.
^ Ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя жителем Тверской области, города Твери, гражданином России и хранителем их исторического и культурного наследия. Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом. Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития. Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности. Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры. ^
Концептуальная модель компетентностей педагогов школы Настоящий педагог нашей школы должен обладать такими качествами, как:
Задача педагогов школы – воспитать выпускника, обладающего следующими качествами:
Задача педагогов школы - воспитать выпускника, обладающего ключевыми, общепредметными, предметными компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, информационной, коммуникационной и прочих сферах. ^ Работа школы направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Целью программы является создание на уровне школы оптимальных социально-педагогических условий для развития личности в процессе образования на основе ее индивидуальных особенностей, обеспечивая высокий уровень образованности, социализации, сохранения здоровья, интеллектуального, духовного и физического развития. Цель воспитательной работы школы – помочь ребёнку продуктивно адаптироваться в социальном мире. Именно в досуговой внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребёнка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации. Структура воспитательной системы. ^ Цели, определенные воспитательной системой, приняты всеми участниками педагогического процесса. ^ а) Единые педагогические требования; б) Мотивация учащихся на самовоспитание. Организовать воспитательную работу так, чтобы целенаправленно пробудить и вызвать потребность у учащихся изменить себя; в) Педагогическая индивидуальная поддержка. ^ а) Школьный и классный коллектив. Воспитательная система предполагает включенность в систему каждого класса; б) Организация ученического самоуправления; в) Традиции школы. ^ 5.Воспитание на уроке. 6.Система работы классного руководителя. а) Согласованность воспитательных целей с общими; б) Реализация программы нравственного и патриотического воспитания через классные часы; в) Применение технологии индивидуальной педагогической поддержки; Содержание и организация образовательного процесса. ^ Образ выпускника начальной школы как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на I ступени. ^ Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены. Стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом. ^ Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность основных черт индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе. Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционально окрашенного отношения к произведениям искусства. ^ Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе. Сформированость первичных навыков саморегуляции. ^ Учебный план составлен на основе концепции содержания непрерывного образования. При отборе содержания образования учитывались следующие дидактические принципы:
Особое значение для развития основных потенциалов личности учащихся имеют следующие предметы:
^ В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональному выбору учителей образовательный процесс на I ступени строится на основе следующих программ: программа «Школа России»; ^ Успешность реализации инновационного замысла во многом зависит от того, насколько учителя начальных классов смогут оказать профессионально компетентную помощь младшим школьникам в:
Для организации личностно ориентированного взаимодействия педагоги первой ступени принимают следующие приемы и методы:
Содержание и организация внеучебной деятельности учащихся Содержание внеучебной деятельности учащихся 1–4-х классов обусловлено целевым ориентиром – образом выпускника начальной школы. В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания младших школьников выступает нравственное воспитание учащихся. Педагогический коллектив поставил перед собой задачу создать школу разных возможностей с широким диапазоном деятельности детей и учителей. Педагогический коллектив школы считает, что воспитание в начальной школе должно быть направлено на формирование личности в соответствии со своими задатками, интересами и склонностями. ^ Образ выпускника 9-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на II ступени. ^ Способность ученика видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умение выбирать цели, принимать решения. От этой компетенции зависит программа его жизнедеятельности в целом. Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы. ^ . Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. ^ направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. ^ . Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. ^ . При помощи учебной, художественной, справочной литературы видеозаписей,электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. ^ Определенный круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, культорологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. ^ , включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Включает в себя знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. ^ Учебный план включает все образовательные области федерального базисного плана (БУП – 2004) и соответствующий им набор учебных предметов. В вариативную часть учебного плана включены факультативные, и элективные курсы, направленные на реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся и их родителей, также часы предпрофильной подготовки в 9-х классах. ^ Содержание основного общего образования ориентировано на продолжение деятельности по формированию ключевых компетенций у школьников. ^ Учебный процесс на второй ступени обучения строится на основе принципов личностно ориентированного подхода. Главным предметом учебно-воспитательной деятельности педагогов выступает процесс формирования индивидуальности ребёнка через культурологический аспект. Изучение предметов (русского языка, истории, иностранного языка) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой, культурологической компетенции. Педагогические технологии развития критического мышления, дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, модульная технологии образуют технологический компонент учебных занятий в 5 – 9-х классах. Основными формами организации уроков является практикум, зачёт, лекция, семинар, лабораторная работа, дидактическая игра. ^ Главным целевым ориентиром при определении содержания и способов организации внеучебной деятельности учащихся 5 – 9 классов является образ выпускника основной школы. Для формирования ключевых компетенций целесообразно использовать следующие педагогические средства:
Основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, олимпиады, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся. Создания ситуаций выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. Учащиеся 5 – 9 –х. классов являются субъектами управления жизнедеятельностью в классных коллективах. ^ Образ выпускника 11-го класса как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе с обучающимися на III ступени. ^ Осмысление целей и смысла жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «самоактуализация», «субъективность». Наличие чувства гордости за принадлежности к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации. ^ Школьник учиться выполнять роль гражданина, наблюдателя, избирателя, потребителя, покупателя, производителя. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. ^ направлена на то, чтобы ученик осваивал способы физического, духовного, и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности. Развитие основных физических качеств. Учебно-познавательная компетенция. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании. ^ При помощи учебной, художественной, справочной литературы видеозаписей, электронной почты, СМИ, Интернета у ученика формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. ^ Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов и т.д. ^ , включающая в себя социокультурную, речевую, компенсаторную, языковую. Учебный план, его инвариантная и вариантная части. Учебный план составлен на основе федерального базисного плана. При его разработке учитывались региональные особенности и специфика образовательного процесса в МУО Алексеевская СОШ. Вариативная часть предназначена для удовлетворения индивидуальных потребностей старшеклассников. Одним из ведущих принципов отбора содержания среднего (полного) образования является принцип профильной дифференциации. ^ Учителя 10 – 11 классов организуют процесс обучения в соответствии с принципами самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, доверия и поддержки. Технологический арсенал их педагогической деятельности составляют формы, методы и приёмы, которые соответствуют таким требованиям, как:
В процессе обучения старшеклассников используются следующие приёмы и методы:
Лекция, семинар, лабораторная работа, аукцион, деловая игра, практикум, зачёт являются основными формами организации учебных занятий в старших классах. Создание в школе профильных классов позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся 10 – 11 классов. ^ На третьей ступени общего образования приоритетным видом деятельности является познавательно-профессиональная. Ей принадлежит роль системообразующего фактора в построении системы воспитания старшеклассников. Не случайно интеллектуальные игры и конкурсы, конференции, предметные олимпиады, недели, вечера относятся к разряду основных форм организации процесса воспитания учащихся 10 – 11 классов. По сравнению с другими возрастными группами школьников старшеклассники имеют наибольшее представительство в органах школьного самоуправления. В контексте формирования познавательной и коммуникативной культуры учащихся особое значение в школе имеет медиаобразование, призванное помочь школьникам лучше адаптироваться в мире массовой информации и коммуникации. Взаимодействие школы и семьи учащегося осуществляется в различных направлениях:
5. Порядок управления реализацией Программы. Общее руководство работой по ПРОУ и оценка степени эффективности её реализации осуществляются методическим советом школы. Ход работы над отдельными проектами курируется должностными лицами - представителями администрации школы в соответствии с имеющимися у них функциональными обязанностями и представляется на заседаниях методического совета и педагогического совета. ^ Внутренний мониторинг проводит администрация. Результаты обсуждаются один раз в полгода. Программа реализуется путем проведения мероприятий в соответствии с основными направлениями. 6. Основные механизмы реализации Программы развития.
Педагогический совет ↔ методический совет ↔ предметные МО ↕ Временные творческие коллективы Совет школы ↔ Классные родительские комитеты ^ 1. Подпрограммы развития школы В соответствии с основными задачами развития школы Программой предусмотрена реализация взаимосвязанных подпрограмм, среди которых можно выделить тактические подпрограммы: «Одаренные и талантливые дети», «Информатизация», «Здоровье», ^ Социальная эффективность реализации Программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих следующие стратегические приоритеты развития страны, связанные со сферой образования. При выборе показателей и индикаторов используются достоверные, сравнимые и доступные данные. Социальные эффекты реализации Программы оцениваются по следующим направлениям:
^ Бюджетное финансирование. Федеральный бюджет, добровольные пожертвования родителей и спонсорская помощь. ^ Учреждение обеспечено кадровыми, методическими, материально-техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации программы.
Для повышения эффективности реализации программы развития разработана программа мониторинга результатов. Она ориентирована на:
Главная задача руководства школы – свести до минимума отклонения от прогнозируемого результата, так как объектом реализации программы главным образом являются дети. Результаты промежуточного анализа обобщаются, определяются пути и формы необходимой коррекции. Собранные аналитические материалы представляются на обсуждение Совету школы. На основании его решения в программу вносятся необходимые поправки. Для получения более достоверной информации о ходе реализации программы развития и оптимизации деятельности по достижению её задач в школе осуществляется мониторинг, предполагающий включение исполнителей программы в процессы контроля исполнения, анализа полученных результатов, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Таким образом, в систему мероприятий по реализации программы включаются все участники образовательного пространства, в сам процесс реализации становится более открытым для всех заинтересованных в нем членов школьного сообщества. ^
^
Мы считаем, что реализация программы развития позволит добиться:
- повышения качества обученности учащихся по образовательным областям; - повышение результатов ЕГЭ; - увеличение количества участников проектно-исследовательской деятельности; - увеличение количества участников олимпиад и конкурсов различных уровней;
- позволят увеличить долю проектно-исследовательской деятельности в общем объёме учебной работы; - приведут к активизации использования ИКТ-технологий;
- увеличится доля креативной составляющей в школьном образовании; - будет реализован принцип открытости образовательного пространства в школе; - будет создана ситуация успеха для более полного удовлетворения школьников своих образовательных потребностей; - будет предоставлена возможность формировать свои компетенции в общественно-социальной и гражданско-патриотической сферах, совершенствовать свою информационно-коммуникационную культуру, знания основ самовоспитания;
- получат развитие партнерские креативные отношений всех участников открытого образовательного пространства; - получит распространение модель личности высокопрофессиональной, убежденной, ответственной, толерантной и креативно мыслящей; сознательно относящейся к своему здоровью и жизни; способной справляться с разнообразными жизненными проблемами, самостоятельно определять свой выбор и нести за него ответственность. |
![]() | Паспорт программы развития школы Настоящая программа определяет концепцию развития школы и основные направления деятельности по ее реализации | ![]() | 1. Паспорт программы развития Наименование Программы Программа является организационно-правовой основой функционирования, развития и стабилизации школы |
![]() | Паспорт Программы развития школы Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа ключевых... | ![]() | Паспорт Программы развития школы Программы развития мбоу «Усть-Янская средняя общеобразовательная школа имени Семена Васильевича Горохова» |
![]() | Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы №6 имени К. Д. Ушинского паспорт национальной программы Паспорт национальной программы «Русская народная школа» (Русская школа как система воспитания и образования) | ![]() | Паспорт программы развития школы Государственное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении |
![]() | Паспорт программы развития моу «Средняя общеобразовательная школа №61» г. Брянска на 2011 – 2015 годы. Наименование Программы Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №61» г.... | ![]() | Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №596 с углубленным изучением французского языка Приморского района Санкт-Петербурга паспорт программы развития Тема: Интерактивный подход как фактор формирования допрофесиональной компетентности выпускника современной школы |
![]() | Паспорт программы программа «Школа деятельной личности» ... | ![]() | Проект программы развития школы на 2011 2016 годы содержание Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения Новошипуновской средней (полной)общеобразовательной... |