|
Система условий реализации ООП пос. Медвежий в соответствии с требованиями стандарта Программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее - Стандарт) начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом № 373 от 06 октября 2009 года, зарегистрированного Минюстом России 22.12.09 регистрация № 17785, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО (М.:Просвещение,2010). Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа пос. Медвежий видит свою миссию в создании необходимых условий для овладения учащимися определенным набором качеств, ценностей, умений каждый на своем уровне. ^ является развитие личности учащихся с нормативными характеристиками как идеального представителя гражданского общества. Задачи основной образовательной программы:
Принципы и подходы к формированию Программы направлены на обеспечение: - равных возможностей получения качественного начального общего образования; - духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества; - преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; - единства образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений; - демократизации образования и всей образовательной деятельности, в том числе через развитие форм государственно-общественного управления, расширение возможностей для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников, использования различных форм образовательной деятельности обучающихся, развития культуры образовательной среды образовательного учреждения. Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе; • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества с взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Программа сформирована с учетом характерных для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) психо-физиологических особенностей: - центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов; - развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения. Задачи, решаемые младшими школьниками в разных видах деятельности:
Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего образования: - реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах (уроки, занятия, проекты, практики, конкурсы, выставки, соревнования, презентации и пр.), - обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную. Создать условия для овладения различными формами игровой деятельности, - обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого:
Создать пространство для социальных практик младших школьников и приобщения их к общественно значимым делам. Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен
а) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы; б) иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникационными технологиями;
а) обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность. б) знать: – философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм; – возрастную и педагогическую психологию, основы психологии девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики; – способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка; – методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой; – показатели формирования гражданской зрелости человека; – принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно-образовательной; – сущность современных педагогических технологий и методик, таких, как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио, а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу; – правовые нормы отношений участников образовательного процесса. в) уметь: – оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе; – выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса; – применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно-образовательной среде; – организовывать взаимодействие с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей; – реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а также формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; – использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности; – использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шкалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся; – использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации; – осуществлять профессиональную рефлексию; – вести документацию. г) владеть: – конкретными методиками психолого-педагогической диагностики; – средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении; – современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения; – методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации. В предметной подготовке: а) знать: – содержание отраслей научного знания, которые положены в основу преподаваемых предметов, и области их применения в различных сферах человеческой деятельности; – частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования; – состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях. б) уметь: – использовать частные методики; – анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы; – разрабатывать программы внеурочной деятельности; – разрабатывать дидактические материалы. Основная образовательная программа начальной школы реализуются через УМК «Гармония». Данная программа не противоречит основным целям и задачам ФГОС. Она является личностно-ориентированной, развивающей, вариативной программой, обеспечивает непрерывное образование для массовой школы. Это образовательная система, рассчитана на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. В основе всех теоретических и практических разработок авторов лежит единый методологический документ – Образовательная программа «Гармония», содержащая основные концептуальные положения. Все учебники, пособия и программы опираются на единую систему психолого-педагогических принципов. Авторами разработаны хорошие современные учебники, продумана система работы по этим учебникам, которая предусматривает отсутствие перегрузок учащихся, развитие интеллекта и личности школьника. В основу учебно-методического комплекта «Гармония» положены следующие педагогические принципы:
2. культурно-ориентированные принципы
Комплект учебников:
Для реализации целей и задач начального общего образования муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа пос.Медвежий обеспечена учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным дисциплинам ООП. ^ 2011 – 2012 уч. год
Система оценивания достижения планируемых результатов позволит вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования, осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся, оценку качества реализации Программы, деятельности образовательного учреждения. Описать конкретные условия реализации Программы можно с позиции кадрового состава начальной школы, материально-технической оснащенности образовательного процесса школы, финансового, нормативно-правового обеспечения образовательного процесса и др. Для реализации основной образовательной программы начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы пос.Медвежий имеется кадровый потенциал:
Школа функционирует в здании постройки 1974 года Теплоснабжение централизованное, канализации нет, вода приносная, колодезная, освещение люминесцентное. Здание 1 -этажное типовое. В школе 4 оборудованных учебных кабинета. Библиотека имеет общий фонд 2087 книг, в том числе 198 учебная литература, 58-методическая литература, 1857 художественная литература, справочная литература – 30 медиотека содержит 349 дисков, имеет компьютер В классе информатики один компьютер подключен к Интернету, кроме этого имеется 3 компьютера, экран, принтер и многофункциональное устройство (принтер-сканер-ксерокс), интерактивная доска. Спортивный зал (используется холл – площадь-75 кв.м.) Имеются лыжи - 3 пары, козел -1, «конь» -1, маты -2, спортивные мячи -11, обручи-3, гимнастические скамейки-3, волейбольная сетка -1); Стадион имеет беговую дорожку, волейбольную площадку, футбольное поле. Имеется оборудованная столовая на 12 посадочных мест. В школе есть просторный холл, для проведения внеклассной работы используется магнитофон, музыкальный центр, фотоаппарат, есть два телевизора и DVD плейер. Реализация программы запланирована на 2011 – 2015 учебный год. |