Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов icon

Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов



НазваниеОсновы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов
Соколова И.В
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мирненская средняя общеобразовательная школа»


Основы православной культуры

4 класс

Совесть. Раскаяние.


Выполнила:

Соколова И.В.

учитель начальных классов


п. Мирный


2012 год

Соколова И.В.

Основы православной культуры 4класс

Тема урока. Совесть. Раскаяние.

Цель. Познакомить учащихся с представлениями о добре и о зле в поведении и внутреннем состоянии человека

Задачи. Узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре.

Осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Понять, что значит «вести диалог со своей совестью», научиться видеть и исправлять в себе отрицательные качества.

Виды деятельности: беседа, учебный диалог, работа с терминами, решение кроссворда, тренинг, демонстрация опыта.


Этапы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

1.Организационный

момент


2. Опрос учащихся

по заданному на дом материалу.


Цель. Помочь детям осознать, что различать добро и зло помогает совесть.


3.Изучение нового учебного материала.


4.Изучение нового материала.

Цель. Узнать значение слова «совесть».Научиться прислушиваться к себе и слушать свою совесть, научиться видеть и исправлять в себе отрицательные качества.


Тренинг «Как не попасть в сети зла?»


5. Закрепление

изученного материала.

Цель. Развитие осознанного отношения к тому, что различать добро и зло человеку помогает совесть и отрицательные качества можно исправить.


6. Дача домашнего задания

Цель.

Осмысление понятия добро, зло, раскаяние, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствению.


7. Итог урока.





Душа.


Плохие.

Это совесть говорит человеку: «в этом ты не прав!»


Учащиеся перечисляют главные ценности .

-Здоровье, мир, семья, добро, Родина и т. д.


Стыд


Обида


Гнев


Грех

Раскаяние


Радость


Счастье


СОВЕСТЬ


Ученики дают свои варианты ответов


.


Отвечая на этот вопрос, ученики приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали.


Нужно учиться говорить правду, признавать свои

ошибки, уметь просить прощение, чтобы совесть не мучила.


-На книгу .Называется она: «Жизнь Маши», или «Жизнь Коли». Глава в книге – год. Есть там 2009, 2010, 2011 и есть 2012 год. Страница в книге – день. С утра страница чистая , а потом мы сами пишем эту страницу добрыми или злыми делами, которые остаются там навсегда и никуда не исчезают из книги нашей жизни. Сделаем добро и – лист в книге нашей жизни будет хорошим и наоборот.


-Конечно, нет.


-Нужно сказать ему: «Неправда. Плохое делают только злые люди».

-Потому что оно доброе, так правильно и мама будет рада


Дети сжали пальцы в кулак.


-В самом начале, на мизинце.


-Добро, любовь, терпение, уважение, ласку, заботу, сострадание, улыбку, послушание, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, прилежание, щедрость, трудолюбие, радость,

спокойствие, скромность, тактичность.

Дети высказывают предположения.


Надо сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души.

Приветствие детей.

Здравствуйте, ребята! Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня с вами вместе.


Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть?

Как Библия рассказывает о происхождении души?

Как вы думаете, какие именно мысли надо

отгонять от себя подальше? Почему?


Болела ли когда-нибудь у вас душа?


-На уроках мы говорили о главных

ценностях нашей жизни, назовите их.


-Представьте себе, что у нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на земле.

Всё для человека. И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить всё это? Что самое главное в человеке?

Сегодня мы постараемся найти на них ответы.

Разгадаем кроссворд.


1.Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохой поступок.

2. Чувство, которое испытал несправедливо обиженный человек.

3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида

4. Недоброе чувство, мысль или дело.

5. Изменение оценки, которую человек даёт своим поступкам, сожаление, испытываемое им от совершённых ошибок.

6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7. Состояние полной , высшей радости.

-Ребята, прочтите ключевое слово кроссворда.


-Как вы думаете, что такое совесть ?


Наш разговор о важнейшем нравственном понятии «совесть»

- А сейчас познакомимся с тем , как толкуют это слово учёные.

Ожегов С. И.

«Совесть- чувство ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом»

Бердяев Н. А. «Совесть-это то глубинное в человеке, что напрямую связывает его с Богом. Тот, кто сверяет свои действия с совестью, чист не только перед собой, но и перед всеми, о таких людях говорят. Что они живут по законам Божьим»

Даль В.И.

«Нравственное чутьё в человеке, внутренне сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине.

-А как в нас отзывается каждый поступок?

-Ребята, мы убедились в том, что каждый поступок вызывает определённое чувство: хороший – радость, удовлетворение, спокойствие, по телу, словно разливается тепло, а плохой поступок вызывает волнение, тревогу, стыд, человека бросает в жар, он краснеет.


Значит, у каждого из нас есть совесть и к ней надо прислушиваться.

Часто человек страдает от того, что сделал что-то не по совести и тогда его мучает бессонница.

-«У совести есть одна особенность - она никогда не забывает нанесённые раны. Даже спустя много лет, она может напомнить о былой неправде, о том, что человек поступил не по совести.»

Давайте послушаем рассказ и найдём в нём подтверждение этим словам.

Чтение учителем рассказа «Возмездие» Б. Ганаго.

Данька считал, что ему всё можно. Запрещали ругаться- ругался, говорили кошек не мучить- камни в них кидал, малышей не обижать- замки их из песка растаптывал.

-Ох и воздастся тебе, Данька! –предсказывали ему старушки- соседки. Он им в ответ рожицы строил, веря в безнаказанность.

Жил Данька рядом с кладбищем. Там многие воины, жизнь за нас отдавшие, покоятся. Их охраняют, как стражи, деревья высокие. Могилки цветами украшены. Тишина. Скамейки кое-где. Невольно мысли о предках, ушедших, о своих путях-перепутьях, о вечности приходят к тем, в ком душа пробудилась. У Даньки она ещё дремала- некрещёным был, без Ангела-хранителя обойтись пробовал. Вот и правил его мыслями некто....

Заметил Данька, что по вечерам к кладбищу стаи птиц слетаются: поспать, гнёзда свить, птенцов вывести. Утром галки разлетались.

Чем они ему помешали, кто знает? Чужая душа потёмки. Только задумал он опять недоброе, будто кто диктовал ему, что делать. Смастерил Данька рогатку и стал галок подстреливать. Ему всегда всё сходило ,а тут птенцы заголосили, предупреждая, и громадной стаей над ним грозно пронеслись. Перепугался он, едва скрылся.

Галки его запомнили. Если этот охотник на улице появлялся, такой галдёж устраивали, что не только ему- прохожим жутковато становилось.

Пришло время уехать Даньке в другой город. На прощанье решил память о себе особую оставить, отомстить галдящим.

Как-то днём, когда птиц не было, добрался до одного гнезда и у маленьких галчат язычки вырвал. Повзрослел. Сам своё гнездо свил- женился. Прошлое, казалось, ушло в небытиё. Только ребёнок у него почему –то немым родился. Почему? Долго переживал молодой папаша, но смысла в происшедшем не увидел.

Когда и второй сынок немым оказался, сна лишился. По ночам мучился, заснуть не мог. Закроет глаза, перед ним галчата безъязыкие клювиками хлопают или разъярённые галочьи стаи на него пикируют. Обращался к врачам. Но разве медики совесть лечат?

-Как пробуждать и развивать в себе чувство совести?


-Дети, на что похожа наша жизнь?


А если мы видим, что кто-то делает плохое, надо ли ему подражать?

-А если он скажет, что все так делают?


-А почему нужно делать доброе?


Как не попасть в сети зла?

Объясняю на пальцах.

Поднимите руку. Вот 5 пальцев. С чего начинается зло?

Вы впустили его в себя. Это- первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это – второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше всё быстро- стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла.


-Покажите ,где, на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разогреться?


-Какой надёжный щит надо поставить пути зла?


Знаете ли вы, что происходит внутри у человека, когда он делает не то, что подсказывает ему совесть?

-А может быть, всё происходит вот так?

В фарфоровую чашечку горочкой насыпается вещество оранжевого цвета (бихромат аммония). Оно похоже на светлые, чистые чувства людей. Ложь, зависть, злоба - невидимые, словно стеклянная палочка, раскалённая в огне страсти (нагреваю её на огне спиртовки), касаются нашей души (ставлю разогретую палочку вертикально в центр горочки, и как только начинается химическая реакция, палочку убираю) и превращается всё светлое, радостное, чистое в пепел. Вместо маленькой горсточки порошка на столе лежит огромная гора пепла.

Злоба и зависть переполняют нас и мы выплёскиваем всё наружу: кричим и срываем злость на слабых, оскорбляем других людей.

Выбирайте сами, что лучше: сказать правду - поступить по совести и сохранить чистоту души.

Соврать ( может быть, никто и никогда не узнает о лжи), но в вашей душе останется это - ( показываю на гору пепла)....


Дома прочитайте текст на стр.36-39.

Сделайте в тетрадях записи понятий: добро, зло, раскаяние.


Благодарю Вас, ребята! Сегодня вы приоткрыли завесу над самым главным качеством человека, вы искали и открывали истины, над которыми размышляют взрослые и не всегда находят ответы. Пусть годы не скроют от вас мудрость, открывшуюся сегодня на уроке. И ваша совесть всегда будет вам главным советчиком на всю жизнь.



На доске карточка со словом «совесть»


Дети поочерёдно называют положительные качества, а учитель вручает каждому маленькое сердечко.


Демонстрация опыта





Похожие:

Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconЦель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Задачи: Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние»
Обучающая: узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит...
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconПояснительная записка 1 Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры»
Рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» в рамках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconПрограмма тишкиной Елены Александровны, учителя православной культуры по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (фгос)
«Основы духовно-нравственной культуры народов России». Модуль «Основы мировых религиозных культур» для 5 класса разработана на основе...
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconПояснительная записка по «Основам православной культуры»
Планирование составлено на основе авторской прграммы «Основы православной культуры» А. В. Бородиной и является частью Федерального...
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconАвтор опыта: Ельчанинов Петр Михайлович учитель Православной культуры моу средней общеобразовательной школы №1
Личностно-ориентированное обучение на уроках православной культуры с применением информационных технологий для проявления познавательной...
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconПредмет: русский язык Класс: 3 класс умк
Учитель: Кузнецова Оксана Александровна, учитель начальных классов мбоу нагорненская сош, Увельский район, Челябинская область
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconВыступление на совещании учителей начальных классов рмо мулюкина Наталья Валентиновна, учитель начальных классов
Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От того, каким окажется...
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconНикитина С. В., учитель начальных классов мбоу «сош №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н. П.»г. Меленки Мастер – класс на тему: «Использование технологии развития критического мышления в начальных классах»
Никитина С. В., учитель начальных классов мбоу «сош №1 им. Героя Советского Союза Каманина Н. П.»г. Меленки
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconКолемаскина Лариса Викторовна учитель начальных классов Черепенько Ирина Юрьевна учитель начальных классов Тисуль 2013 Содержание письменной части отчет
Листовки, газета, запрещающие знаки, сочинения,рефераты, сборник собственных рецептов, блюда своего приготовления
Основы православной культуры 4 класс Совесть. Раскаяние. Соколова И. В. учитель начальных классов iconЗадание №2 Цель занятия: сформировать понятие о нравственной ценности «совесть» и «раскаяние». Задачи
Носов Н. «Огурцы», «Карасик», «Веселая семейка», «Незнайка в солнечном городе», глава «Разговор незнайки с совестью»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты