Управление образованием администрации Подосиновского района Районный методический кабинет
Программа деятельности инновационной площадки
«Развитие одаренности детей разного возраста в муниципальной системе образования Подосиновского района»
Автор-разработчик: О.Г. Селиванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИРО Кировской области
2011-2013 г.г.
План-программа работы инновационной площадки «Развитие одаренности детей разного возраста в муниципальной системе образования Подосиновского района»
Актуальность. В Рабочей концепции одаренности детская одаренность понимается «как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал» 2, с.3. А.И.Савенков утверждает, что «психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому детская одаренность «реально предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов» [3, с.8]. В настоящее время в педагогической науке открытым остается вопрос выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у гимназиста ключевых компетенций. Мы исходим из того, что большинством ученых, таких кА Н.С.Лейтес [1], Н.Б.Шумакова [4], В.С.Юркевич [5] выделяются два структурных компонента одаренности: мотивационный («хочу») и инструментальный («могу»). ^ содержит такие характеристики, как повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству. ^ включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками: наличие специфических стратегий деятельности; сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции; особый тип организации знаний одаренного ребенка; своеобразный тип обучаемости. ^ теоретически обосновать и апробировать систему работы по развитию детской одаренности в муниципальной системе образования Подосиновского района; или комплекс методик обучения и воспитания одаренных детей разного возраста; Задачи: изучить теоретические основы темы инновационной деятельности и разработать план-программу эксперимента; организовать экспериментальное обучение, направленное на развитие детской одаренности и обеспечить его научно-методическое сопровождение; обеспечить психолого-педагогический мониторинг процесса развития детской одаренности в образовательном процессе; обобщить инновационный опыт образовательных учреждений разного типа и вида по развитию детской одаренности.
Объект: муниципальная система образования Подосиновского района. Предмет: процесс развития детской одаренности в образовательных учреждениях. ^ развитие детской одаренности будет осуществляться эффективнее, если 1. обеспечена теоретическая и практическая готовность педагогов к работе по развитию детской одаренности; выявлены и учтены особенности развития одаренных детей разного возраста в условиях муниципальной системы образования; разработаны и апробированы методики развития детской одаренности в образовательных учреждениях разного вида и типа; деятельность по развитию детской одаренности носит системный и комплексный характер. ^ 1-й этап - поисковый, ориентировочный – сентябрь 2011 года Задачи: Знакомство с экспериментальной базой Разработка теоретических основ эксперимента Определение общих задач экспериментальной работы Время | ^ | Практическое направление Эксперимента | Сентябрь 2011 года | Разработка теоретических основ эксперимента и плана-программы инновационной площадки | Решение организационных вопросов, связанных с открытием инновационной площадки |
2-й этап - констатирующий эксперимент – октябрь – декабрь 2011 года Задачи: - Осмысление педагогами актуальности проблемы развития детской одаренности в современных условиях; - Выявление особенностей развития одаренности детей разного возраста;
Октябрь 2011 года | Научно-методический семинар № 1 «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности Психолого-педагогическая диагностика как основа работы с одаренными детьми» | Определение готовности педагогов-экспериментаторов к деятельности по развитию детской одаренности | Ноябрь 2011 года | Анализ и теоретическое осмысление результатов проведенной психолого-педагогической диагностики, обсуждение полученных результатов | Организация психолого-педагогической диагностики с целью выявления особенностей мотивационного и инструментального компонентов детской одаренности | Декабрь 2011 года | Научно-методический семинар №2 «Организация работы в образовательном учреждении с одаренными детьми разного возраста» | Разработка педагогами-экспериментаторами программ работы с одаренными детьми разного возраста |
3-й этап - формирующий эксперимент – январь 2012 года – июнь 2013 года Задачи: Разработка и апробация методик обучения и воспитания одаренных детей разного возраста в ОУ муниципальной системы образования;
Время | ^ | Практическое направление эксперимента | Февраль 2012 года | Научно-методический семинар №3 «Развитие детской одаренности средствами учебного занятия» | Разработка и апробирование педагогами моделей учебных занятий с одаренными детьми | Апрель 2012 года | Научно-методический семинар №4 «Особенности воспитательной работы с одаренными детьми» | Разработка и апробирование приемов воспитания одаренных детей | Октябрь 2012 года | Научно-методический семинар №5 «Индивидуальная образовательная программа школьника как эффективный способ развития детской одаренности» | Проектирование педагогами индивидуальных программ учащихся | Декабрь 2012 года | Научно-методический семинар №6 «Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в свете стандартов нового поколения» | Освоение педагогами методик и технологий работы с одаренными детьми | Февраль 2013 года | Научно-методический семинар №7 «Преемственность в работе педагогов ОУ разного типа и вида с одаренными детьми» | Координация программ развития детской одаренности в образовательных учреждений | Апрель 2013 года | Научно-методический семинар №8 «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений МСО по проблеме развития детской одаренности» | Освоение педагогами ИКТ, обеспечивающих сетевое взаимодействие ОУ по проблеме развития детской одаренности | Июнь 2013 года | Научно-методический семинар №9 «Управление деятельностью ОУ по развитию детской одаренности в МСО» | Разработка комплексно-целевой программы по проблеме развития детской одаренности в МСО |
|
|
|
4-й этап – контрольно-оценочный - сентябрь – декабрь 2013 года Задачи: Обработка данных формирующего эксперимента и анализ его результатов; Подготовка и проведение научно-практической конференции по теме инновационной площадки; Подготовка материалов к публикации.
Библиографический список
Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтис, Т.М. Марютина и другие.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996. |