Программа деятельности инновационной площадки icon

Программа деятельности инновационной площадки



НазваниеПрограмма деятельности инновационной площадки
О.Г. Селиванова
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

Управление образованием администрации Подосиновского района

Районный методический кабинет


Программа

деятельности инновационной площадки


«Развитие одаренности детей разного возраста

в муниципальной системе образования Подосиновского района»


Автор-разработчик: О.Г. Селиванова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИРО Кировской области


2011-2013 г.г.

План-программа работы инновационной площадки

«Развитие одаренности детей разного возраста

в муниципальной системе образования Подосиновского района»


Актуальность. В Рабочей концепции одаренности детская одаренность понимается «как системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. При этом именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал» 2, с.3. А.И.Савенков утверждает, что «психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития. Поэтому детская одаренность «реально предстает перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов» [3, с.8]. В настоящее время в педагогической науке открытым остается вопрос выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование у гимназиста ключевых компетенций.

Мы исходим из того, что большинством ученых, таких кА Н.С.Лейтес [1], Н.Б.Шумакова [4], В.С.Юркевич [5] выделяются два структурных компонента одаренности: мотивационный («хочу») и инструментальный («могу»).

^ Мотивационный компонент содержит такие характеристики, как повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности; ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность предметом; повышенная познавательная потребность; предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные задачи, стремление к совершенству.

^ Инструментальный компонент включает в себя все, что связано со способностями школьника, его знаниями, умениями и навыками: наличие специфических стратегий деятельности; сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции; особый тип организации знаний одаренного ребенка; своеобразный тип обучаемости.

^ Цель эксперимента: теоретически обосновать и апробировать систему работы по развитию детской одаренности в муниципальной системе образования Подосиновского района; или комплекс методик обучения и воспитания одаренных детей разного возраста;

Задачи:

  1. изучить теоретические основы темы инновационной деятельности и разработать план-программу эксперимента;

  2. организовать экспериментальное обучение, направленное на развитие детской одаренности и обеспечить его научно-методическое сопровождение;

  3. обеспечить психолого-педагогический мониторинг процесса развития детской одаренности в образовательном процессе;

  4. обобщить инновационный опыт образовательных учреждений разного типа и вида по развитию детской одаренности.


Объект: муниципальная система образования Подосиновского района.

Предмет: процесс развития детской одаренности в образовательных учреждениях.

^ Рабочая гипотеза: развитие детской одаренности будет осуществляться эффективнее, если

1. обеспечена теоретическая и практическая готовность педагогов к работе по развитию детской одаренности;

  1. выявлены и учтены особенности развития одаренных детей разного возраста в условиях муниципальной системы образования;

  2. разработаны и апробированы методики развития детской одаренности в образовательных учреждениях разного вида и типа;

  3. деятельность по развитию детской одаренности носит системный и комплексный характер.



^

Основные этапы экспериментальной работы:


1-й этап - поисковый, ориентировочный – сентябрь 2011 года

Задачи:

  • Знакомство с экспериментальной базой

  • Разработка теоретических основ эксперимента

  • Определение общих задач экспериментальной работы



Время


^ Теоретическое направление эксперимента

Практическое направление

Эксперимента

Сентябрь 2011 года

Разработка теоретических основ эксперимента и плана-программы инновационной площадки

Решение организационных вопросов, связанных с открытием инновационной площадки


2-й этап - констатирующий эксперимент – октябрь – декабрь 2011 года

Задачи:

- Осмысление педагогами актуальности проблемы развития детской одаренности в современных условиях;

- Выявление особенностей развития одаренности детей разного возраста;


Октябрь 2011 года

Научно-методический семинар № 1 «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности Психолого-педагогическая диагностика как основа работы с одаренными детьми»

Определение готовности педагогов-экспериментаторов к деятельности по развитию детской одаренности

Ноябрь 2011 года

Анализ и теоретическое осмысление результатов проведенной психолого-педагогической диагностики, обсуждение полученных результатов

Организация психолого-педагогической диагностики с целью выявления особенностей мотивационного и инструментального компонентов детской одаренности

Декабрь 2011 года

Научно-методический семинар №2 «Организация работы в образовательном учреждении с одаренными детьми разного возраста»

Разработка педагогами-экспериментаторами программ работы с одаренными детьми разного возраста



3-й этап - формирующий эксперимент – январь 2012 года – июнь 2013 года

Задачи:

  • Разработка и апробация методик обучения и воспитания одаренных детей разного возраста в ОУ муниципальной системы образования;



Время


^ Теоретическое направление эксперимента

Практическое направление

эксперимента

Февраль 2012 года

Научно-методический семинар №3

«Развитие детской одаренности средствами учебного занятия»

Разработка и апробирование педагогами моделей учебных занятий с одаренными детьми

Апрель 2012 года

Научно-методический семинар №4 «Особенности воспитательной работы с одаренными детьми»

Разработка и апробирование приемов воспитания одаренных детей

Октябрь 2012 года

Научно-методический семинар №5 «Индивидуальная образовательная программа школьника как эффективный способ развития детской одаренности»

Проектирование педагогами индивидуальных программ учащихся

Декабрь 2012 года

Научно-методический семинар №6 «Новые подходы к организации работы с одаренными детьми в свете стандартов нового поколения»

Освоение педагогами методик и технологий работы с одаренными детьми

Февраль 2013 года

Научно-методический семинар №7 «Преемственность в работе педагогов ОУ разного типа и вида с одаренными детьми»

Координация программ развития детской одаренности в образовательных учреждений

Апрель 2013 года

Научно-методический семинар №8 «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений МСО по проблеме развития детской одаренности»

Освоение педагогами ИКТ, обеспечивающих сетевое взаимодействие ОУ по проблеме развития детской одаренности

Июнь 2013 года

Научно-методический семинар №9 «Управление деятельностью ОУ по развитию детской одаренности в МСО»

Разработка комплексно-целевой программы по проблеме развития детской одаренности в МСО











4-й этап – контрольно-оценочный - сентябрь – декабрь 2013 года

Задачи:

  • Обработка данных формирующего эксперимента и анализ его результатов;

  • Подготовка и проведение научно-практической конференции по теме инновационной площадки;

  • Подготовка материалов к публикации.


Библиографический список


  1. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтис, Т.М. Марютина и другие.; Под ред. Н.С. Лейтеса. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

  2. Рабочая концепция одаренности. – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003.

  3. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001.

  4. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

  5. Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М.: Просвещение, 1996.



Похожие:

Программа деятельности инновационной площадки iconОтчет по первому этапу муниципальной инновационной площадки Направление инновационной деятельности
Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка – детский сад №110 «Теремок»
Программа деятельности инновационной площадки iconОтчет о деятельности муниципальной инновационной площадки в сфере образования Ртищевского района в 2012- 2013учебном году
Тема инновационной работы: «Система оценки качества и результативности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования...
Программа деятельности инновационной площадки iconПлан деятельности региональной инновационной площадки
Наименование оу: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Видновская гимназия
Программа деятельности инновационной площадки iconПоложение о краевой инновационной площадке
Кип в рамках инновационной инфраструктуры в сфере образования и науки Хабаровского края, цели, задачи, права, ответственность, условия...
Программа деятельности инновационной площадки iconПрограмма деятельности областной инновационной площадки «Ресурсный центр как среда развития икт компетентности педагогов естественнонаучного цикла (технологический аспект)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Надежда» города Холмска муниципального образования «Холмский городской округ»...
Программа деятельности инновационной площадки iconЗаявка на статус региональной инновационной площадки инновационной инфраструктуры департамента образования
Формирование системы оценки личностных и метапредметных результатов обучающихся начальной школы
Программа деятельности инновационной площадки iconПлан инновационной деятельности муниципальной инновационной площадки мдоу «Детский сад комбинированного вида №136» на 2011/12 учебный год
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №136»
Программа деятельности инновационной площадки iconПриложение 3 План деятельности региональной инновационной площадки
Тема проекта Школа как социокультурный центр развития личности в условиях сельского поселения
Программа деятельности инновационной площадки iconУправленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки Сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников на основе внедрения технологии организации учебного процесса на принципах сенсорно–моторной свободы В.
Управленческий аспект реализации деятельности инновационной площадки Сохранение и укрепление физического и психического здоровья...
Программа деятельности инновационной площадки iconПлан деятельности региональной инновационной площадки Наименование оумбоу «Пролетарская средняя общеобразовательная школа»
Тема проекта «Использование возможностей инновационных педагогических и информационных технологий для развития образовательного потенциала...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты