Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» icon

Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития»



НазваниеТема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

МБДОУ д\с комбинированного вида №8 «Белочка»













Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития»



Сообщение на ГМО учителей логопедов, дефектологов







Выполнила: учитель-дефектолог

Ершова В.С.















2012г.


Во многих психолого-психологических исследованиях и руководствах по обучению детей с ЗПР отмечается, что осложнения в распознавании цветов и их вербальном выражении создают трудности при овладении детьми в школьном возрасте основам некоторых дисциплин: математики, русского языка, естествознания, географии, изобразительной деятельности. Всё это препятствует дальнейшему обучению детей с задержкой психического развития.

Установлено, что при ЗПР представление о сенсорных эталонах у детей дошкольного возраста формируется только в условиях специальной работы. Установлено также, что 30-40% детей, посещающих коррекционное учреждение, не могут самостоятельно различать цвета. Причиной этого является органическое поражение центральной нервной системы, лежащей в основе ЗПР (кроме ЗПР, лежащей вследствие педагогической запущенности). Органические поражения могут захватывать центральную и периферическую части зрительного анализатора, что ведёт к снижению остроты зрения, проявлению некоторых особенностей зрительного восприятия таких детей – медленность, узость, недифференцированность, инактивность, нарушение цветоразличения. Следовательно, цветоанамалии у детей с ЗПР встречаются чаще, чем у детей с неповреждённой центральной нервной системой.

Темп зрительного восприятия у детей с ЗПР замедлен. Большая длительность восприятия предметов у этих детей объясняется замедленностью процессов анализа и синтеза в коре головного мозга.

Как отмечалось выше, в восприятии важную роль играет отражение совокупности воспринимаемой информации. Быстрое окидывание “скользящим взором”, в одно мгновение пробегающим по нескольким объектам и задерживающимся лишь на некоторых, а также “оглядывание”, позволяющее ознакомиться с обстановкой, чтобы затем остановить свой взор на существенном, возможно только при том условии, если ребёнок будет воспринимать не более – менее неопределённые пятна, а правильно узнавать предметы. Это осуществимо благодаря чрезвычайной скорости восприятия предметов ребёнком, которой он достигает при нормальном развитии уже к 2,5-3 годам.

Дети с ЗПР вследствие медленности своего восприятия не обладают такими возможностями, как их нормально развивающиеся сверстники. Так как у детей с ЗПР возникают менее разнообразные ощущения, то при обозрении окружающего эти дети не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету от тех, на которых или перед которыми они находятся.

Инактивность восприятия – наиболее выраженная особенность детей с ЗПР. Глядя на какой-нибудь предмет, такой ребёнок не обнаруживает стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Он довольствуется при этом самым общим узнаванием предмета. Об инактивном характере восприятия свидетельствуют и неумение детей с ЗПР всматриваться, искать и находить какие-либо объекты, избирательно рассматривать какую-либо часть окружающего мира, отвлекаясь от ненужных в данный момент ярких и привлекательных сторон воспринимаемого.

Указанные выше особенности восприятия учитываются в процессе обучения и воспитания дошкольников с ЗПР. Развивая у воспитанников процесс восприятия, педагог не только учит их выделять группу ощущений, но и осмысливать этот образ, понимать его, привлекая для этого, пусть ещё небогатый, прошлый опыт детей. Иначе говоря, развитие восприятия не происходит без развития памяти и мышления.

Обогащая опыт ребёнка очень важно научить его смотреть и видеть, слушать и слышать, ощущать и воспринимать всеми своими анализаторами и их совокупностью. Обогащение жизненного опыта детей, расширение круга их знаний (на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, на экскурсиях, музыкальных вечерах) – это основные средства улучшения качества восприятия. Организация и проведение занятий по коррекции и развитию восприятия цвета у детей с ЗПР осуществляется с учетом медицинской и психолого- педагогической характеристики, а также с учётом результатом констатирующей (первичной) диагностики. Занятия строятся с учётом психологических особенностей детей, а именно: пассивность восприятия, узость и неустойчивость внимания, бедность словаря, неполноценность чувственного опыта, вызванная интеллектуальной недостаточностью и т.д. Занятия основываются на синтезе живописи, музыки, слова, вбирающем в себя основной круг образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач.

Основными из этих задач являются:

1.Знакомство детей с основными и дополнительными цветами.
^ 2. Обучение различению основных и дополнительных цветов, выделению нужного цвета из множества других цветов.
3. Формирование умений называть основные и дополнительные цвета, анализировать цвет предмета, дифференцировать и сравнивать предметы по цвету.
^ 4. Подбирать и передавать в рисунке цвета реально существующих предметов действительности.
5. Формирование интереса к работе с цветом.
6. Формирование у детей представлений об окружающем нас разноцветном мире. Эти представления в ходе занятий уточняются, конкретизируются в процессе наблюдений, экскурсий, бесед.
^ 7. Знакомство с особенностями влияния цвета на эмоциональное настроение.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие и коррекция восприятия у детей с ЗПР.
2. Развитие и коррекция мелкой моторики.
^ 3. Обогащение словарного запаса и расширение кругозора.
4. Активизация психических процессов.

На занятиях по коррекции и развитию восприятия цвета детям предлагаются различные игры и упражнения с основными и дополнительными цветами, изготовление поделок из разноцветного материала, а также изготовление рисунков различными изобразительными средствами (цветными карандашами, мелками, гуашью, акварелью). Приобретённые на занятиях знания закрепляются в повседневной жизни, то есть в течение всего дня, а также на индивидуальных занятиях.

Каждое подгрупповое занятие построено в виде “путешествия” детей в цветную сказку, где они знакомятся с разными цветами, выполняют задание на различение, называние, систематизацию, дифференциацию, анализ цветных предметов и картинок. Цветные сказки рассказываются детям спокойно, плавно, интонируются наиболее значимые моменты. Путешествие в сказку имеет музыкальное сопровождение, которое выступает фоном в различных ситуациях занятия. В качестве музыкального сопровождения используются фонограммы шума прибоя, пения птиц, шума дождя, журчания ручья. Как известно, новые знания и умения усваиваются детьми с ЗПР не сразу, а в течение длительного срока. Поэтому все занятия на тему “Цвет” направлены на усвоение детьми одного и того же навыка, то есть умения различать и называть цвет.

Очень важно, что в ходе занятий по теме “Цвет” дети работают вместе с педагогом, объяснение и работа идёт поэтапно. При таком проведении занятий дети, слушая объяснения взрослого, последовательно переходят от одного этапа к другому. Благодаря пояснению, подражание не носит механического характера: ребёнок понимает, что за чем идёт, старается выполнить задание, поставленное перед ним, как можно лучше.

В каждом конкретном занятии используется свой, красочно оформленный материал, объединённый общим цветом – основой стимульного материала. Например, попадая в фиолетовую сказку, дети сталкиваются с фиолетовыми предметами: фиалкой, виноградом, баклажаном, сливой, производя с ними разные действия: рисуют эти предметы, раскрашивают контурные изображения цветными материалами; распределяют предметы по их цветам в группы, что помогает ребёнку почувствовать идею классификации предметов по цвету. Учитывая, что сенсорный опыт этих детей долго не закрепляется ими в слове – необходимо подобрать некий образ, созвучный с названием того или иного цвета, например: в фиолетовой сказке живёт принцесса Фи, растут фиолетовые фиалки.


Фиолетовая сказка ”.


Цель: познакомить детей с фиолетовым цветом.

Задачи:

1. Закрепить знание названия фиолетового цвета.
^ 2. Научить детей выделять фиолетовый предмет из множества разноцветных предметов.
3. Усилить интерес детей к работе с цветом.
4. Развивать воображение детей.
^ 5. Развивать мелкую моторику.

I. В фиолетовой стране, в фиолетовом дворце жила – была маленькая принцесса. И звали её – принцесса Фи. Всё в этой стране было фиолетового цвета : и дома, и деревья, и даже еда была фиолетовая.

По утрам к окнам фиолетового дворца прилетали фиолетовые птички и будили принцессу Фи своим нежным пением. Принцесса просыпалась, открывала окошко и кормила фиолетовых птичек фисташками. Фи была доброй, но очень капризной девочкой – всё ей было не так : принесут ей фиолетовое платье – топает принцесса ногами: “Не хочу !” Поставят на завтрак фиолетовую кашу – плачет, рыдает принцесса : “Ой, не нравится!”

Одно лишь радовало маленькую принцессу – сад, во дворе фиолетового дворца. Очень любила Фи прогуливаться по своему фиолетовому саду. Росли там на грядках фиолетовые баклажаны, на клумбах цвели фиолетовые фиалки, с деревьев свисали фиолетовые сливы, гроздья фиолетового винограда. Маленькая принцесса Фи брала фиолетовую леечку и поливала свой садик.

II. Хотели бы вы, ребята, попасть в фиолетовое королевство ?

– Вспомните, как звали маленькую принцессу ?

– Какого цвета был её дворец ?

– Что ещё в этом королевстве было фиолетового цвета ?

– Что росло в саду ?

– Какого цвета баклажан, виноград, фиалка, слива ?

III. Игры и задания на закрепление.

Игра : “ Путаница ”.

Оборудование : картинки с изображениями животных, растений и т.д., которые раскрашены в нехарактерные для них цвета.

Ход игры : детям показывают картинку – “Путаницу”. Им необходимо внимательно её рассмотреть и зачеркнуть предметы раскрашенные неверно.

Задание :Я буду называть вам предмет и его цвет, если предмет такого цвета существует – хлопните в ладоши :

– фиолетовое яблоко
– рыжая лиса
– синий огурец
– фиолетовый баклажан

Учитель раздает детям карточки с контурным изображением предметов.

Задание: Выбрать из набора карандаш фиолетового цвета и раскрасить только те предметы, которые бывают фиолетового цвета. Рисунок подклеивается в рабочую тетрадь, на память о фиолетовой сказке.


Недостаточное понимание детьми с ЗПР цвета, как постоянного (условного) признака многих окружающих предметов, требует усиления внимания к работе с натуральными предметами на занятиях. При этом цвет предметов показывается в сравнении, чтобы дети могли называть предметы по цвету, находить сходство и различие. По мере проведения занятий, цвет в понимании детей становится присущим не только отдельным предметам, но и обобщается. Такие знания о цвете на занятиях приобретаются наглядным путём, что отвечает особенностям мышления дошкольников с ЗПР.

Данный методический комплекс не исключает работу по другим методикам, а дополняет и развивает их, способствуя формированию восприятия цвета в изобразительной деятельности детей с ЗПР.

Реализация этого материала предполагает максимум усилий всех педагогов, которым необходимо последовательно осуществлять межпредметные связи по различным направлениям работы – как общеразвивающей, так и коррекционной. Это должно способствовать раскрытию потенциальных возможностей цветовосприятия детей с задержкой психического развития.

Большие трудности в узнавании и назывании вызывают дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой, серый;

В малонасыщенных оттенках дети не различают их основные цветовые тона и не могут найти сходства между насыщенными и малонасыщенными оттенками одного и того же тона. Это связано с недостаточной дифференцированностью восприятия детей с ЗПР, неумением отмечать тонкие различия и нюансы насыщенности цветового тона.

При назывании цвета у дошкольников с ЗПР высок процент замены одних названий другими. Выделено три вида “переноса названий”:

а) название основных цветов переносится на дополнительные цвета (оранжевый называется желтым или красным);
б) объединяют малонасыщенные и светлые оттенки различных цветов названием “белый цвет”;
в) название цвета может быть образовано от названия предмета, которому принадлежит данный цвет (оранжевый – морковный, зелёный – травяной).

У дошкольников с ЗПР значительно быстрее вырабатывается умение различать и правильно называть цвета, чем использовать их в своей изобразительной деятельности, в соответствии с реальной окраской предмета.


^ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ О ЦВЕТЕ И ЕГО СВОЙСТВАХ.

Игра: " Какого цвета шар?"

Оборудование: настоящие воздушные шары разных цветов или их плоскостное изображение.

Ход игры: Посмотрите, кто встречает нас у входа. Это же обезьянка с большой связкой воздушных шаров. Обратите внимание, что у обезьянки нет двух одинаковых шаров. Назовите все цвета шариков.

^ Игра: "Назови цвет предмета".

Оборудование: Контурные, изображения предметов, имеющие постоянную окраску.

Ход игры: Любой цвет в природе имеет своё собственное имя - название. Многие знакомые вещи легко распознаются по окраске. Учитель показывает контурные изображения предметов, дети должны назвать его цвет. Например, апельсин - оранжевый, помидор - красный, ёлка - зелёная и т. д.

^ Игра: "Найди предмет нужного цвета".

Оборудование: Сигнальные карты разных цветов, предметы и игрушки разных цветов.

Ход игры: Учитель показывает сигнальную карту какого-нибудь цвета, дети со словами: "Во все стороны пойду и всё красное (зелёное, синее, белое и т.д.) найду", ищут, показывают и называют предметы такого же цвета, как показанная учителем сигнальная карта.

^ Игра : "Угадай, какого цвета одежда?"

Ход игры: Дети сидят по кругу на стульчиках, одно место свободное. Ведущий говорит: "Место рядом со мной справа свободно. Я хочу, чтобы его заняла девочка в красном платье (мальчик в синей рубашке и т. д.)". Ведущим становится ребёнок, занявший пустое место.

^ Игра: "Какого цвета цветок пропал?"

Оборудование: Вырезанные из бумаги цветы разного цвета .

Ход игры: Учитель выкладывает на полу цветы разного цвета. Просит детей внимательно посмотреть на них и запомнить. По команде дети отворачиваются, а учитель убирает один (два, три и т. д.) цветок и спрашивает:" Какого цвета цветка не стало?"

^ Игра: "Запретное слово".

Ход игры: Педагог задаёт вопросы, а дети на них отвечают. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить названия цвета предметов. Нужно быть предельно внимательными, так как учитель всячески пытается подловить играющих. Вопросы могут быть следующие: "Снег белый?", "Какого цвета пожарная машина?", "Какой твой любимый цвет?" и т. д. Ребёнок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры. Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Ребёнок, который ошибся, выходит из игры. Выигрывает тот, кто правильно, без ошибок ответил на все вопросы и остался.

  ^ Игра: "Определи цвет предмета."

Оборудование: сигнальные карты с изображением разноцветных клякс, предметные картинки разных цветов.

Ход игры: Учитель раскладывает на столе разноцветные кляксы и предметные картинки изображением вниз. Дети садятся вокруг стола, по очереди берут по одной картинке, называют предмет, определяют его цвет и кладут к кляксе соответствующего цвета.

^ Игра : " Кто скорее найдёт все цвета".

Оборудование: рисунки выполненные в виде аппликации из цветной бумаги разных оттенков, разноцветные квадраты таких же цветов и оттенков, которые использованы в аппликации рисунков.

Ход игры: Дети получают по одному рисунку. Все цветные квадраты перемешиваются и располагаются на середине стола. По сигналу учителя дети начинают подбирать к своему рисунку квадраты тех цветов и оттенков, которые были использованы в аппликации данной картинки. Выигрывает тот, кто первым правильно подберёт все цвета и оттенки к своему рисунку, а затем верно назовёт все цвета и оттенки.

^ Игра: " Цветные карты".

Оборудование: Небольшие прямоугольные карты разных цветов.

Ход игры: Перемешайте цветные карты, раздайте каждому игроку по 6 карт. Остальные складываются в стопку. Каждый игрок по очереди берёт из колоды по одной карте. Если карта совпадает с одной из тех , что есть на руках, он откладывает эти две карты в сторону, если нет, то берёт себе. Выигрывает тот, кто первый избавиться от всех карт на руках.

^ Игра: "Цветное домино".

Оборудование: прямоугольные карточки разделённые пополам и раскрашенные разными цветами (фишки).

Ход игры: Фишки выкладываются на стол цветной стороной вниз. Каждый игрок набирает себе по 6 фишек. Игрок, у которого попалось на фишке два одинаковых цвета, "дубль", начинает игру. К "дублю" участники игры по очереди прикладывают другие фишки так, чтобы поля подходили по цвету друг к другу. Всякий раз можно прикладывать только одну фишку. В случае, если у ходящего ни один цвет на фишке не совпадает с лежащими цветами на кону, играющий берёт из общей кучи, "на базаре", одну фишку и пропускает ход. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои фишки.

^ Игра: " Раскрась рисунок, используя схему".

Оборудование: Контурные рисунки со схемами для раскрашивания и цветные карандаши.

Ход игры: Ребёнку выдаётся контурный рисунок со схемой, по которой он раскрашивает его цветными карандашами.


Таким образом, система работы, построенная на основе авторской сказки, синтезе живописи, слова и музыки, формирует у дошкольников с ЗПР восприятие цвета в целом и цветоразличение в частности.

Проведённая работа показала, что процесс формирования восприятия цвета у дошкольников с ЗПР происходит медленно, с большими затруднениями. Но по результатам диагностики в конце учебного года был сделан вывод: у дошкольников с ЗПР с возрастом и под влиянием специально организованного обучения и воспитания можно развить и повысить эффективность восприятия цвета. Следовательно, недопустимо для детей с ЗПР стихийное (без вмешательства обучения) развитие восприятие цвета. Необходимо с самого младшего дошкольного возраста специально руководить и управлять процессом развития восприятия цвета, чтобы скорректировать недостатки их цветоразличения и сформировать у детей навыки работы с цветом (различать, называть, дифференцировать и правильно использовать их в практической деятельности).



Похожие:

Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconОтчет формирование навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, воспитывающихся в детском доме
Формирование навыков словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, воспитывающихся...
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconРазвитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий Актуальность
Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconИспользование нетрадиционных методов в коррекции развития детей с задержкой психического развития
Использование нетрадиционных методов в коррекции развития детей с задержкой психического развития Барышева Елена Павловна Муниципальное...
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconОб индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития*
Система специального обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных...
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconОб индивидуальных и групповых коррекционных занятиях с учащимися специальных школ и классов выравнивания для детей с задержкой психического развития
Система специального обучения детей с задержкой психического развития предусматривает проведение индивидуальных и групповых коррекционных...
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconТема: «Развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста»
Центр развития ребенка детский сад №56 «Ромашка» 141407 г. Химки Московская область Молодежная 28, тел. 571 1
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconТема: «Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития»
Тема: «Игра – как средство коррекции интеллектуальных нарушений у детей с задержкой психического развития» 1
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconОсобенности коммуникативных умений дошкольников с задержкой психического развития
Альным вопросом является вопрос развития и формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с особыми образовательными...
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconРазвитие мелкой моторики у детей 5 – 6 летнего возраста с задержкой психического развития
Проблема развития мелкой моторики у детей 5 – 6 лет с зпр психолого-педагогической литературе
Тема : «Коррекция и развитие восприятия цвета у дошкольников с задержкой психического развития» iconОпыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты