|
«Утверждаю» Директор МОУ СОШ № 30 __________ О.А. Щедухин «15» августа 2011 г. ПОЛОЖЕНИЕ о безотметочном обучении в 1 – 2 классах МОУ СОШ № 30 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендательных писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. №1561/14-15, «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13). 1.2. Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие — перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие учебной самостоятельности, влекут за собой и изменение системы оценивания. 1.3. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. 1.4. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной стороны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их успеваемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития. 1.5. В 1-2 классах начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п. Наряду с выставлением отметок используется содержательно-оценочная лексика, недопустимо использование суждений «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.п. 1.6. Основными принципами безотметочного обучения являются:
1.7. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, мышления и т.д.). 1.8.Основные виды контроля можно определить по их месту в процессе обучения:
по содержанию:
по субъектам контрольно-оценочного действия:
1.9.Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. ^ 2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся 1 – 2 классов должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды. 2.2. Основными показателями развития учащихся являются:
2.3. Одной из форм отслеживания результативности продвижения учащегося в нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности остаются методы наблюдения, анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей). ^ 3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком опорных знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми. 3.2. Для отслеживания уровня усвоения опорных знаний и умений используются:
3.3. При определении уровня развития навыка чтения необходимо учитывать: осознанность, способ чтения, беглость, правильность, выразительность, владение речевыми умениями и навыками работать с текстом. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный послоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимания значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. Низкому уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. 3.4.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочётов относятся:
3.5.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочётов. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок без ошибок и недочётов превышает указанное количество. 3.6.Критериями оценки сформированности устной речи являются
Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений. 3.7.При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые и составные задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро. Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. Низкому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. 3.8.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно. Среднему уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок. Низкому уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено более 3 грубых ошибок. 3.9.Высокому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи. Среднему уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок. Низкому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибок. 3.10.Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. Низкому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям. 3.11.Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике. Среднему уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике. Низкому уровню развития умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. 3.12.При определении уровня сформированности универсальных учебных действий необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилия автора и заглавие книги), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). Низкому уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте. 3.13.Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. Низким уровнем определяется непонимание учеником учебной задачи, составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приёмов и способов работы даже при помощи учителя. 3.14.При определении уровня самооценки учащихся и формировании адекватной самооценки используется приемы
^ 4.1.На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания учащихся 1 – 2 классов, приводят аргументы по данной системе оценивания, называют преимущества. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации. 4.2.Информация о предметных и метапредметных результатах обучения и развития обучающегося фиксируется в «Листке достижений» и технологических картах, «Портфеле достижений» учащегося |
![]() | Положение о безотметочном обучении Директор муниципального общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной школы №19 | ![]() | Положение о безотметочном обучении Общие положения «Средняя общеобразовательная школа №41» имени Героя Советского Союза Е. И. Пичугина |
![]() | Положение о специальных (коррекционных) классах IV вида моу «сош №2» Постановление Правительства РФ от 12. 03. 1997года №288), письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября... | ![]() | Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда моу сараевская сош и оказании материальной помощи Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников моу сараевская сош |
![]() | Протокол от 24. 10. 09г. №1 Утверждаю: Директор моу сош №14 О. Н. Демьянкова от 03. 11. 09г. №170 положение Родительский совет создается для содействия школе и семье в воспитании и обучении детей и подростков имеющим целью | ![]() | Организация обучения в 1-х классах в 2012 – 2013 уч г. В соответствии с фгос ноо В 2012 2013 учебном году в моу сош №5 обучение в первых классах будет организовано в соответствии с требованиями нового Федерального... |
![]() | Положение о формировании фонда оплаты труда и стимулирующей выплаты по моу сош №59 города Тюмени Положение о формировании фонда оплаты труда моу сош №59 города Тюмени (далее по тексту – Положение) определяет общие требования к... | ![]() | Тарасова Людмила Анатольевна учитель математики мбоу сош №125 Кировского района города Екатеринбурга Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы Письменные вычисления в 1-4 классах формируют навыки письменной работы учащихся, необходимые в дальнейшем обучении, и ряд сопутствующих... |
![]() | Анализ работы по «Введению фгос на первой ступени образования» в 1 2 классах моу «сош №12» города Ржева Тверской области в 2012-2013 учебном год Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 – 2 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения | ![]() | Т. В. Никищенко Положение о лицейских классах I. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Закон Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном... |