Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 icon

Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30



НазваниеПоложение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 30

__________ О.А. Щедухин

«15» августа 2011 г.


ПОЛОЖЕНИЕ

о безотметочном обучении в 1 – 2 классах МОУ СОШ № 30


1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендательных писем Министерства образования и науки Российской Федерации «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» от 19.11.1998 г. №1561/14-15, «Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения» от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).

1.2. Изменения, произошедшие в содержании современного об­разования за последнее десятилетие — перенос акцента с пред­метных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие учебной самостоя­тельности, влекут за собой и изменение сис­темы оценивания.

1.3. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

1.4. При безотметочном обучении используются такие средства оценивания, которые, с одной сто­роны, позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каж­дого ребенка, с другой стороны, не провоцируют учителя на сравнение детей между собой, ранжирование учеников по их ус­певаемости. Содержательный контроль и оценка должны отражать прежде всего качественный результат процесса обучения, который определяется не только уровнем усвоения учеником знаний по предметам, но и уровнем его развития.

1.5. В 1-2 классах начальной школы система контроля и оценки строится на содержательно-оценочной основе без использования отметок, без употреблений «заменителей» отметочной системы: «звездочек», «зайчиков», «черепашек» и т. п. Наряду с выставлением отметок используется содержательно-оценочная лексика, недопустимо использование суждений «не думал», «не старался», «неверно». Допускаются реплики «ты так думаешь», «это твое мнение», «давай послушаем других» и т.п.

1.6. Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • содержательный контроль и оценка строятся на критериальной, выработанной совместно с учениками основе. Критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

  • приоритет самооценки – в учебном процессе напряду с использованием внешней оценки (оценка учителя, взаимооценка) формируется способность учащихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Самооценка должна предшествовать оценке учителя;

  • непрерывность – с учетом непрерывности процесса обучения, предлагается перейти от традиционного понимания оценки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к нему. При этом учащийся получает право на ошибку, которая, будучи исправленной, считается прогрессом в обучении;

  • сочетание качественной и количественной составляющих оценки: качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, позволяет отражать такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления и т.д. Количественная составляющая оценки позволяет выстроить шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными категориями. Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей;

  • естественность процесса контроля и оценки – контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение;

  • дифференцированный подход при осуществлении оценивающих и контролирующих действий;

  • гибкость и вариативность – использование различных процедур и методов изучения результативности обучения.

1.7. Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, мышления и т.д.).

1.8.Основные виды контроля можно определить

по их месту в процессе обучения:

  • предварительный контроль, позволяющий определить исходный уровень обученности и развития учащихся;

  • текущий контроль, позволяющий определить уровень развития учащихся и степень их продвижения в освоении программного материала;

  • итоговый контроль, определяющий итоговый уровень знаний учащихся по предметам и степень сформированности основных компонентов учебной деятельности школьников;

по содержанию:

  • прогностический или планирующий контроль, определяющий последовательность выполнения операций учебного действия или его операционный состав до начала реального выполнения действия;

  • пооперационный контроль, управляющий правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

  • контроль по результату, сравнивающий фактический результат или выполненную операцию с образцом после осуществления учебного действия;

по субъектам контрольно-оценочного действия:

  • внешний контроль, осуществляемый педагогами или одноклассниками (взаимоконтроль и взаимооценка);

  • внутренний или рефлексивный контроль, осуществляемый учащимися и обращенный на понимание принципов построения и осуществления собственной деятельности (самоконтроль и самооценка).

1.9.Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения является определение учеником границ своего знания – незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления учебной деятельности. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у учащихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности.


^ 2. Контроль и оценка достижения личностных и метапредметных результатов

2.1. Содержательный контроль и оценка учащихся 1 – 2 классов должны быть направлены на выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учащихся за текущий и предыдущий периоды.

2.2. Основными показателями развития учащихся являются:

  • сформированность учебно- познавательного интереса;

  • сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности и усвоение нравственных норм поведения;

  • сформированность универсальных учебных действий;

  • способность определять границы своего знания- незнания;

  • сформированность учебных действий самоконтроля и самооценки как индивидуальных способностей субъекта учебной деятельности;

  • способность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи;

  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям.

  • способность к согласованным действиям с учётом позиции другого.

2.3. Одной из форм отслеживания результативности продвижения учащегося в нравственном развитии, сформированности его мотивации к обучению, уровня его воспитанности остаются методы наблюдения, анкетирование учащихся, их родителей (законных представителей).


^ 3. Контроль и оценка достижения предметных результатов 

3.1. Содержательный контроль и оценка предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребёнком опорных знаний и умений по учебным предметам и не допускает сравнения его с другими детьми.

3.2. Для отслеживания уровня усвоения опорных знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • текущие проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • устный опрос;

  • проверка сформированности навыков чтения;

  • демонстрация достижений ученика с предъявлением накопленного в течение года материала (пакет достижений, включающий характеристику учащегося).

3.3. При определении уровня развития навыка чтения необходимо учитывать: осознанность, способ чтения, беглость, правильность, выразительность, владение речевыми умениями и навыками работать с текстом.

Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует плавный послоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 25-30 слов в минуту (на конец учебного года), понимания значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль.

Среднему уровню развития навыка чтения соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 20-25 слов в минуту (на конец учебного года). Учащийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 

Низкому  уровню развития навыка чтения соответствует чтение по слогам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. 

3.4.При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи.

Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. 

Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. 

Низкому  уровню развития  каллиграфического навыка  соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 

К числу негрубых недочётов относятся:

  • частичные искажения формы букв;

  • несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв;

  • наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв;

  • выход за линию рабочей строки, недописывание до неё;

  • крупное и мелкое письмо;

  • отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 

3.5.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. 

Среднему  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при  котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочётов. 

Низкому  уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в  котором число ошибок без ошибок  и недочётов превышает указанное количество. 

3.6.Критериями оценки сформированности устной речи являются

  • полнота и правильность ответа;

  • степень осознанности усвоения излагаемых знаний;

  • последовательность изложения;

  • культура речи. 

Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. 

Среднему  уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. 

Низкому   уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений. 

3.7.При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые и составные задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. 

Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро.  

Среднему уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. 

Низкому  уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. 

3.8.Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно.  

Среднему  уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,  в которых допущено не более 3 грубых ошибок. 

Низкому   уровня развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы,  в которых допущено  более 3 грубых ошибок.

3.9.Высокому уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи.

Среднему  уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок.

Низкому   уровню сформированности решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых ученик не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубых ошибок.  

3.10.Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. 

Среднему уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом ученик допускает неточности в определении существенных признаков фигур. 

Низкому  уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, не соответствующие указанным требованиям. 

3.11.Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. 

Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Ученик способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применить свои знания на практике. 

Среднему  уровню развития  умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, построенные как  правильные, логически законченные рассказы, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике.  

Низкому   уровню развития  умений и навыков по данному предмету соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.  

3.12.При определении уровня сформированности универсальных учебных действий необходимо учитывать умения учащихся работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. 

Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность ученика самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя её содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). 

Среднему уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилия автора и заглавие книги), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания  (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). 

Низкому  уровню развития умения работать с книгой соответствует такая деятельность ученика, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чём расскажет книга), принимая во внимание главным образом  иллюстрации на обложке и в тексте. 

3.13.Умение учащихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. 

Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. 

Среднему уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы.

Низким уровнем определяется непонимание учеником   учебной задачи,  составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приёмов и способов работы даже при помощи учителя. 

3.14.При определении уровня самооценки учащихся и формировании адекватной самооценки используется приемы

  • «Лесенка» - ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребенок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно;

  • «Волшебная линеечка» - на полях тетради учащиеся чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше;

  • «Светофор» - оценивание выполнения заданий с помощью световых сигналов: красный - нужна помощь, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – я умею сам.

^ 4.Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения

4.1.На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания учащихся 1 – 2 классов, приводят аргументы по данной системе оценивания, называют преимущества. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и индивидуальные консультации.

4.2.Информация о предметных и метапредметных результатах обучения и развития обучающегося фиксируется в «Листке достижений» и технологических картах, «Портфеле достижений» учащегося

 


 



Похожие:

Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconПоложение о безотметочном обучении
Директор муниципального общеобразовательного учреждения, средней общеобразовательной школы №19
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconПоложение о безотметочном обучении Общие положения
«Средняя общеобразовательная школа №41» имени Героя Советского Союза Е. И. Пичугина
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconПоложение о специальных (коррекционных) классах IV вида моу «сош №2»
Постановление Правительства РФ от 12. 03. 1997года №288), письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 4 сентября...
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconПоложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда моу сараевская сош и оказании материальной помощи
Настоящее Положение разработано в целях усиления материальной заинтересованности работников моу сараевская сош
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconПротокол от 24. 10. 09г. №1 Утверждаю: Директор моу сош №14 О. Н. Демьянкова от 03. 11. 09г. №170 положение
Родительский совет создается для содействия школе и семье в воспитании и обучении детей и подростков имеющим целью
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconОрганизация обучения в 1-х классах в 2012 – 2013 уч г. В соответствии с фгос ноо
В 2012 2013 учебном году в моу сош №5 обучение в первых классах будет организовано в соответствии с требованиями нового Федерального...
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconПоложение о формировании фонда оплаты труда и стимулирующей выплаты по моу сош №59 города Тюмени
Положение о формировании фонда оплаты труда моу сош №59 города Тюмени (далее по тексту – Положение) определяет общие требования к...
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconТарасова Людмила Анатольевна учитель математики мбоу сош №125 Кировского района города Екатеринбурга Формирование вычислительных навыков на уроках математики в 5-9 классах общеобразовательной школы
Письменные вычисления в 1-4 классах формируют навыки письменной работы учащихся, необходимые в дальнейшем обучении, и ряд сопутствующих...
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconАнализ работы по «Введению фгос на первой ступени образования» в 1 2 классах моу «сош №12» города Ржева Тверской области в 2012-2013 учебном год
Цель: проанализировать эффективность введения фгос в 1 – 2 классах, выявить проблемы и наметить пути их решения
Положение о безотметочном обучении в 1 – 2 классах моу сош №30 iconТ. В. Никищенко Положение о лицейских классах I. Общие положения Настоящее Положение разработано в соответствии с Закон
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты