«Методы решения задач по физике»1(10-11 классы, 69 часов) Пояснительная запискаКурс рассчитан на учащихся 10—11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса:
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики профильной школы. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др. При изучении первого раздела возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач, индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности. При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории. Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д. ^ 10 -11 классы 10 класс (35 часов) Физическая задача. |
^ | Тема урока | Количество уроков | Дата |
1 | Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов. | 1 | |
2 | Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач | 1 | |
Номер урока | Тема урока | ^ | Дата |
3-4 | Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ решения и его значение. Оформление решения. | 2 | |
5-6 | Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения . | 2 | |
7 | Законы Ньютона | 1 | |
8 | Сила упругости | 1 | |
9 | Сила трения | 1 | |
10 | Гравитационная сила. Закон всемирного тяготения | 1 | |
11 | Сила тяжести. Вес тела | 1 | |
12 | Применение законов Ньютона | 1 | |
13-14 | Движение тела по окружности под действием сил тяжести и упругости | 2 | |
15 | Импульс материальной точки | 1 | |
16 | Закон сохранения импульса | 1 | |
17 | Работа силы. Мощность | 1 | |
18 | Потенциальная энергия. Кинетическая энергия | 1 | |
19 | Закон сохранения механической энергии | 1 | |
20 | Закон сохранения импульса. Закон сохранения механической энергии | 1 | |
21-22 | Абсолютно неупругое столкновение. Абсолютно упругое столкновение | 2 | |
23-24 | Основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. | 2 | |
25 | Задачи на свойства паров: использование уравнения Менделеева — Клапейрона, характеристика критического состояния. | 1 | |
26 | Задачи на описание явлений поверхностного слоя; работа сил поверхностного натяжения, капиллярные явления, избыточное давление в мыльных пузырях. Задачи на определение характеристик влажности воздуха. | 1 | |
27-28 | Характеристики твердого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости. | 2 | |
29-30 | Первый закон термодинамики. Задачи на тепловые двигатели. | 2 | |
31 | Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель газового термометра. | 1 | |
32 | Модель предохранительного клапана на определенное давление; проекты использования газовых процессов для подачи сигналов. | 1 | |
33 | Модель тепловой машины. | 1 | |
34 | Проекты практического определения радиуса тонких капилляров. | 1 | |
35 | Зачётное занятие | 1 | |
Номер урока | Тема урока | ^ | Дата |
1 | Закон сохранения заряда. Закон Кулона | 1 | |
2 | Напряженность электрического поля | 1 | |
3 | Работа сил электростатического поля. Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов | 1 | |
4 | Электроемкость конденсатора. Электроемкость конденсатора | 1 | |
5 | Закон Ампера. | 1 | |
6 | Индукция магнитного поля | 1 | |
7 | Магнитный поток Сила Лоренца | 1 | |
8 | Движение заряженных частиц в магнитных полях | 1 | |
9 | Индуктивность. Энергия магнитного поля | 1 | |
10 | Сила тока | 1 | |
11 | Закон Ома для участка цепи | 1 | |
12 | Сопротивление | 1 | |
13 | Удельное сопротивление | 1 | |
14 | Зависимость сопротивления веществ от температуры | 1 | |
15 | Закон Ома для замкнутой цепи | 1 | |
16 | Последовательное и параллельное соединения проводников | 1 | |
17 | Работа, мощность, тепловое действие постоянного тока | 1 | |
18 | Электролиз | 1 | |
19 | Закон Фарадея – Максвелла | 1 | |
20 | Правило Ленца | 1 | |
21 | Переменный электрический ток. | 1 | |
22 | Характеристики переменного электрического тока. | 1 | |
23 | Трансформатор | 1 | |
24-27 | Сопротивление, индуктивность, емкость в цепи переменного тока | 4 | |
28-29 | Свойства электромагнитных волн: скорость, отражение, преломление, интерференция, дифракция, поляризация. | 2 | |
30 | Задачи по геометрической оптике: зеркала, оптические схемы. | 1 | |
31-32 | Классификация задач по СТО и примеры их решения | 2 | |
33 | Итоговое тестирование. | 1 | |
34 | Зачётное занятие. | 1 | |
![]() | Программа элективного курса «Методы решения задач по физике»1 Курс рассчитан на учащихся 10—11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных... | ![]() | Пояснительная записка: Курс адресован учащимся 10-11классов общеобразовательной школы При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления описываемого в данной задачи,... |
![]() | С. Крым Пояснительная записка Курс «Введение в бизнес. Школьная компания (предпринимательский всеобуч)» рассчитан на учащихся 9-ых классов | ![]() | Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие... |
![]() | Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 10-11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют определенный интерес к химии Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных задач и упражнений по химии, развитие... | ![]() | Пояснительная записка Элективный курс «Химия вокруг нас» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ и рассчитан на 17 часов Содержание данного курса не представлено в базовом курсе химии, а точнее, термины «химия и человек», «химия окружающей среды» вскользь... |
![]() | Учебная практика, проекты, исследовательская деятельность в процессе обучения Пояснительная записка Элективный курс предназначен для учащихся 8-11 классов и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации | ![]() | Пояснительная записка Предметный кружок «Подготовка к гиа» Предметный кружок «Подготовка к гиа» предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 70 часов. Он отвечает важным целям: знакомит... |
![]() | Программа элективного курса по английскому языку 10 класс по теме «Путешествие по Объединенному Королевству. Страноведение» Пояснительная записка. (1 полугодие) Данный курс направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся о традиции и культуре англоязычных стран, способствует лучшему... | ![]() | Пояснительная записка. Курс изучения "Занимательной грамматики" для учащихся 2-4-х классов ставит следующие задачи: развитие интереса к русскому языку как учебному предмету Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма,... |