Опытно-экспериментальная площадка icon

Опытно-экспериментальная площадка



НазваниеОпытно-экспериментальная площадка
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество




Опытно-экспериментальная площадка

«Реализация современных требований к результатам обучения выпускников ОУ в контексте федерального государственного образовательного стандарта второго поколения»


на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 г. Орска»


Тема заседания: «Комплексный подход к подготовке учащихся 8-9 классов к ГИА и учащихся 10-11 классов к ЕГЭ по английскому языку».


Тема выступления: «Пути и методы модернизации процесса профессионального роста учителей английского языка».


^ Руководитель ОЭП: С.А.Рыбакова,

учитель английского языка высшей категории

МОУ «СОШ №43 г. Орска»


Подготовила выступление: Л.И. Кудрявая,

учитель английского языка первой категории

МОУ «СОШ №6 г. Орска»


12 октября 2010


Всестороннее расширение международных контактов в различных сферах человеческой деятельности, начиная с 1990-х годов, значительно повлияло на изменение потребностей и целей овладения языками международного общения. Активизация диалога культур, политических и экономических контактов между государствами повысила прагматическую значимость владения иностранным языком и современная методика обучения иностранным языкам провозгласила определяющей личностно-деятельностную ориентированность содержания процесса обучения иностранному языку. Такая ориентированность предполагает поиск и создание оптимальных условий для лингвистической и когнитивной деятельности педагога, результатом которой является сформированная в объеме, заданном целями обучения, языковая, социокультурная и лингвокультуроведческая компетенция учителя в изучаемом иностранном языке» (Орехова, 2004).

В современном мире знания обновляются в среднем каждые 3-5 лет. Традиционное базовое педагогическое образование, получаемое в начале жизни не может обеспечить на всю жизнь учителя знаниями и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения функциональных обязанностей (Никитин, 2004). Образование педагогов - это образование лиц, обладающих высоким уровнем профессиональной культуры, выполняющих крайне важную роль в обществе. Следовательно, дополнительное педагогическое образование взрослых предполагает осуществление деятельности по сохранению, развитию, модернизации системы повышения квалификации (далее - ПК) педагогических кадров, обеспечивающую развитие и совершенствование всех профессиональных компетенций.

Проблемы повышения профессиональной квалификации учителя занимали значительное место в научно-педагогических исследованиях Д. Дидро, Ф.А. Дистервега, Я.А. Коменского, Д.Локка, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, С.Г. Тер-Минасовой, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, И.И. Халеевои и др. Научно-теоретические основы совершенствования подготовки педагогов в системе повышения квалификации разрабатывали Г.С. Альшуллер, А.А. Вербицкий, Г.И. Ильин, Ю.Н. Кулюткин, Э.М. Никитин, К.А. Нефёдов, В.Г. Онушкин, Ю.В. Сенько, А.П.Ситник, В.Н. Семенцев, Г.С. Сухобская, Е.П. Тонконогая, П.В. Худоминский, И.Д. Чечель и др. Общепедагогические проблемы ПК разрабатывались О.А. Абдуллиной, СП. Барановым, М.Я. Басовым, Б.З. Вульфовым, А.Н. Зевиной, Г.М. Коджаспировской, Н.Д. Никандровым, Л.Ф. Спириным.

Становление, развитие и совершенствование системы ПК может рассматриваться как определённая совокупность взаимосвязанных учреждений, органов управления, которые выполняют определенные функции.

  • Динамичный аспект системы проявляется в непрерывном совершенствовании теоретической подготовки, профессионального мастерства, расширении кругозора работников образования, использование и внедрение передового педагогического опыта, достижений педагогической науки в практику работы учителей. Подготовка преподавателя ИЯ с учетом не только настоящих, но и будущих потребностей данной системы является основной проблемой научной и практической деятельности системы ПК. Ключевыми понятиями качественных перемен в развитии современной системы выступают концепты рефлексии, автономии, модульного обучения и интеграции в ее широком педагогическом смысле (Соловова, 2004).

  • К важнейшим интегративным характеристикам процесса ПК учителей относят целостность и непрерывность совершенствования педагогического профессионализма. Целостность процесса определяется устойчивостью, прочностью связей между его компонентами, согласованностью и преемственностью функционирования различных форм ПК(курсы, семинары - практикумы, разработка авторских программ и т.д.).

  • Непрерывность процесса обеспечивается тесной взаимосвязью практической деятельности учителей и повышением их профессионального и общекультурного уровня.

Современное состояние развития общества, требующее постоянного углубления и обновления знаний как неотъемлемой потребности человека, привело к появлению новой парадигмы образования - образования в течение всей жизни (Нечаев, 1999), сменившей традиционную систему образования. Поэтому отличительной чертой современного этапа развития системы ПК является возрастание роли и спроса на различные виды образовательных услуг.

Реализация концепции модернизации российского образования потребовала изменения его образовательной парадигмы, совершенствования содержания, технологий, форм обучения и обновления ресурсной базы (Шамова, 2004). Подготовка специалистов качественно нового уровня, способных разрешать профессиональные проблемы, требующие гуманитарных знаний, в том числе и знание ИЯ, приобретает сегодня огромное значение (Государственный стандарт по ИЯ, 2004). Существуют противоречия между уровнем подготовки учителя ИЯ и учителя, понимающего и принимающего новую лингводидактическую парадигму, где ИЯ рассматривается как стратегическая цель развития профессиональной компетенции учителей АЯ, в частности, в сфере деловой и межкультурной коммуникации.

Термин компетенция (от лат. competentis - способный) понимается как совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения ИЯ. «Под именем языка мы преподаем культуру», определяет А.А. Леонтьев. Язык и культура являются равноправными, взаимообусловленными, взаимовлияющими объектами изучения.

Учитывая современные условия обучения учителей в системе ПК, необходимо совершенствовать коммуникативно-ориентированную методику обучения учителей ИЯ, применять такие приемы и методы обучения АЯ, использовать такие организационные формы и методы обучения учителей, которые бы отвечали социальному заказу, индивидуальным потребностям обучаемых и, как результат, способствовали бы эффективности процесса обучения (Концепция модернизации российского образования до 2010г).

Эти цели достижимы при условии повышения качества учебного процесса в системе ПК: внедрения новых технологий, интерактивных форм, методов и приемов работы в образовательном процессе со слушателями. Выделение делового английского в отдельную программу переподготовки учителей АЯ связано с многочисленными заявками из образовательных учреждений, в которых деловой английский является отдельным предметов в учебном плане или вводится в качестве элективного курса для учащихся, пользующегося у них большим спросом. Сторонники такой тенденции считают, что современный учитель влияет на уровень языковой подготовки выпускников ОУ и их профессиональной ориентации через изучение ИЯ, поэтому важно уделить особое внимание формированию и совершенствованию деловой и межкультурной компетенций у учителей, готовящих будущих специалистов для различных сфер международной деятельности (П.В. Домбровский, Д.В. Калашников, X. Коэн, Д. Ниренберг, Р. Фишер и др).

Иностранный язык относится к образовательной области «Филология» и готовит к углублению гуманитарных знаний. В современном образовании появляется потребность изменения филологического профиля ИЯ в прикладной, где ИЯ стал бы и целью и средством познания картины мира (Бим, 2005). Один из путей решения этой задачи - конструирование новых профильных курсов и программ по ИЯ, разработка их учебно-методического обеспечения, на основе овладения учителем современными технологиями учебного процесса и совершенствования ключевых компетенций учителей.

Процессы модернизации содержания образования, новые приоритеты в образовательной политике, изменение концептуальных ориентиров побуждают к поиску иных подходов к организации учебной деятельности. Значительные изменения в содержании образования ставят перед учителем задачу не только хорошо владеть своим предметом, но и уметь свободно ориентироваться в соответствующей области знаний, осуществлять интеграцию в рамках смежных дисциплин. В этой ситуации остро «востребована» профессиональная компетентность педагога, которая в значительной степени достигается непрерывным образованием и повышением квалификации, поэтому важным направлением методической работы является постоянное совершенствование педагогического мастерства учительских кадров через систему курсовой переподготовки. Так же осуществляется переподготовка учителей в связи с переходом на предпрофильное и профильное обучение.

Особую роль в совершенствовании учебно-воспитательного процесса играть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные аудио- и видеотехника и системы коммуникации.

Каждый педагог, не может не задумываться над тем, что ожидает его учеников в будущем, а оно потребует от них огромного запаса зна­ний в области современных технологий. К примеру, сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют ми­нимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать.

Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «го­товности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходи­мые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже прони­кают в их жизнь.

Поэтому школа должна ставить перед собой задачу как можно эффективней использовать технологии для по­вышения качества обучения школьников.







Разумеется, что и педагоги должны быть «на уровне» при преподавании уроков с использованием этих технологий. В мире, который становится все более зависимым от информационных техноло­гий, школьники и учителя должны быть знако­мы с ними. Применение компьютерной тех­ники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала, предусмотреть различные подходы в обучении предмета. Конечно, учитель должен в совершенстве владеть сам совре­менными информационными технологиями, для того, чтобы работать с компьютером, и должен вла­деть технологиями педагогическими,

— чтобы уметь научить школьника.

Следует также отметить, что удержать внимание детей можно надолго, используя нетрадиционные уроки. То есть учитель должен построить свои уроки так, чтобы каждый ученик с радостью и нетерпением ждал этих уроков. При этом учитель тоже должен получать удовольствие от творческой работы. Труд учителя дол­жен быть вознагражден, и учитель может и должен сам помочь себе в этом, научившись строить свои уроки «в купе» с информационной техникой.

Каким же образом можно построить такой урок? Можно построить урок на основе обучающих дисков; можно использовать слайд-фильмы, которые педагог может составить сам, исходя из тематики урока; можно построить комбинированный урок: смешивая традиционные формы обучения с интерактивными и, конечно же, используя проектное обучение, в конце которого дети должны оформить свои исследования в виде презентации, сайта или публикации.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. В основу инновационной стратегии обучения и воспитания, разработанной в школе, лежит формирование компетентностной среды, как фактора развития основных компетенций учащихся. Для этого разработаны инновационные направления, наиболее актуальные на сегодняшний день.



Хуторской А.В. выделяет семь ключевых образовательных компетенций, которыми должны обладать учителя:

^ Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями учителя, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначении, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения учителя в ситуациях учебной или иной деятельности.

^ Общекультурная компетенция - круг вопросов, в которых учитель должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере.

^ Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций учителя в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

^ Информационная компетенция. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности учителя с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

^ Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

^ Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

^ Компетенция личностного самосовершенствования направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

^ Общепредметная компетентность предполагает владение современными педагогическими технологиями, связанными с тремя компетенциями, очень важными для учителя.

  • культурой коммуникации при взаимодействии с людьми,

  • умением получать информацию в своей предметной области, преобразуя ее в содержание обучения и используя для самообразования,

  • умением передавать свою информацию другим.

Повышать свой профессиональный уровень учителя могут следующим образом:

  • осваивать новые методы и технологии преподавания АЯ, посещая курсы повышения квалификации, методические семинары;

  • изучать отечественную и зарубежную методическую литературу самостоятельно и выступать с сообщениями на методических совещаниях;

  • принимать участие в профессиональных конкурсах, международных и всероссийских проектах;

  • создавать программы по своим курсам, факультативам и спецкурсам;

  • создавать методические разработки по программным темам;

  • создавать компьютерную поддержку действующих УМК

  • посещать уроки своих коллег и осуществлять взаимоконтроль при проведении контрольных работ, что позволяет педагогам изучать опыт коллег, перенимать от них что-то новое, анализировать свою деятельность и делиться своим опытом с другими.

  • Работать над созданием личного «Профессионального портфеля учителя».





Похожие:

Опытно-экспериментальная площадка iconОпытно-экспериментальная площадка
«Реализация современных требований к результатам обучения выпускников оу в контексте федерального государственного образовательного...
Опытно-экспериментальная площадка icon«Русский язык: прошлое, настоящее и будущее» Секция «Стилистические особенности языка произведений владимирских авторов» Тема исследования
Каламбур – экспериментальная площадка по выработке и оформлению необычных смыслов
Опытно-экспериментальная площадка iconОпытно-эксперементальная площадка Группа инициативных учителей «Развитие социокультурной и лингвострановедческой компетенции учащихся средствами педагогических технологий»
Тема заседания : «Лингвистические и социокультурные основы коммуникативных методов обучения иностранному языку.»
Опытно-экспериментальная площадка iconОпытно-эксперементальная площадка Группа инициативных учителей «Развитие социокультурной и лингвострановедческой компетенции учащихся средствами педагогических технологий»
Тема заседания : «Лингвистические и социокультурные основы коммуникативных методов обучения иностранному языку.»
Опытно-экспериментальная площадка iconОпытно-экспериментальная деятельность в природе как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Расскажи – и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица
Опытно-экспериментальная площадка iconОбластная экспериментальная площадка Инновационный проект Формирование научно-исследовательской культуры учащихся в условиях образовательного пространства лицея
Руководитель эксперимента: научно-методический совет «моу лицей №11 г. Шахты Ростовской области»
Опытно-экспериментальная площадка icon«Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности»
Опытно – экспериментальная работа по формированию экологической культуры учащихся начальных классов
Опытно-экспериментальная площадка iconМуниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Куйбышевского района Дом детского творчества
Опытно-экспериментальная работа как условие для вовлечения обучающихся в деятельность эколого-биологической направленности
Опытно-экспериментальная площадка iconОпытно-экспериментальная работа в оу района
На основании приказа мо хк №1793 от 30. 08. 2010г на базе муниципальных образовательных учреждений Верхнебуреинского района в течение...
Опытно-экспериментальная площадка icon«Утверждаю» Директор моу сош №4 Ю. Р. Конюшенко Муниципальная экспериментальная площадка Тема эксперимента
России делаются первые кардинальные шаги по изменению мотивации социально-экономического поведения людей с помощью внедрения экономического...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты