|
Группа инициативных учителей «Формирование иноязычной коммуникативной компетенции на основе реализации информационных технологий современным учителем английского языка» на базе МОУ « СОШ № 35 г.Орска » Тема заседания «Медиа на уроке английского языка: техническое средство обучение или медиаобразование?» Тема выступления «Организация автономной деятельности учащихся старших классов с использованием ИКТ» Руководитель ГИТУ: Н.Ю.Андронова, учитель английского языка высшей категории МОУ «СОШ № 35г. Орска» ^ : Л.В.Федюкина, учитель английского языка высшей категории МОУ «СОШ № 35 г. Орска» 2 декабря 2010 Эффективность самостоятельной работы учащихся на основе интерактивных тестов на уроке английского языка Самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это вид учебной деятельности, при которой учащиеся самостоятельно под руководством учителя выполняют различные задания, проявляя навыки самоконтроля. В настоящее время учеными доказано, что высокая активность учителя с целью передачи учащимся большего количества информации тормозит восприятие учащихся. Учителю необходимо формировать и развивать активность учащихся. Важнейшей задачей является необходимость приобретения учащимися навыков самостоятельной работы. Отсутствие данных навыков отрицательно сказывается на изучении иностранного языка. Самостоятельная работа не может состоять только из выполнения домашнего задания или контрольной работы, она должна включать все виды самостоятельной работы ученика в классе и дома. Самостоятельная работа имеет внешние признаки (формулировка задания, возможные источники информации, навыки и приемы учебной работы) и внутренние признаки (ранее накопленные опыт и знания, мотивы выполнения работы, навыки мыслительной деятельности). Важно отметить необходимость получения учеником результата в процессе выполнения данной работы, а также возможность проанализировать полученные результаты. В самостоятельной работе можно выделить несколько видов по организационному признаку: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. При этом задания могут быть дифференцированными и недифференцированными. Рассмотрим разные виды самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка с использованием интерактивных программ. Фронтальный вид работы чаще всего проводится на основе мультимедийных программ с использованием интерактивной доски. Каждый ученик самостоятельно выполняет задание, сидя за партой; затем данное задание выполняется на интерактивной доске и с использованием программы проводится автоматическая проверка: результат виден или озвучен. Возможен и другой вариант работы: ученики по очереди выполняют задание непосредственно на интерактивной доске. Необходимо отметить увлекательность заданий, красочный дизайн и быстроту проверки, что повышает мотивацию учащихся к изучению предмета. Для фронтальной самостоятельной работы с использованием интерактивной доски можно рекомендовать следующие мультимедийные программы: CD-ROM к УМК «Way Ahead», Macmillan, 6 уровней CD-ROM к учебному пособию «New Grammar Time», Longman, 5 уровней DVD-ROM к УМК «Spotlight. Английский в фокусе» , 3-4 классы общеобразовательной школы, издательство «Просвещение» программное обеспечение для интерактивной доски к УМК «Английский в фокусе», 2-3 классы общеобразовательной школы, издательство «Просвещение» «Приключения Пиноккио», озвученная книга с заданиями, издательство «Магнамедиа» Групповая форма работы используется в основном для выполнения мини-проектов. Большой интерес для учащихся представляет создание мультимедийных презентаций в программе PowerPoint и интерактивных презентаций в программе Notebook 10, сопровождающих их монологические высказывания, создание различных творческих заданий и проектов, а также поиск дополнительных материалов к урокам. При таком виде работы каждый ученик может выполнять посильную и интересную для него работу, распределив задания между собой. Парная и индивидуальная формы работы проводятся на основе интерактивных программ, предназначенных для работы с использованием персональных компьютеров. На этапах формирования и развития умений и навыков целесообразно использовать парную форму работы (по 2 человека за компьютером), а на этапах совершенствования и контроля – индивидуальную. Для индивидуальной работы учитель может планировать одинаковые задания для всех учеников или дифференцированные для каждого учащегося с учетом их индивидуальных способностей и особенностей, а также уровня усвоения учебного материала. Данную работу достаточно легко можно спланировать, используя интерактивные программы, в которых представлено большое количество однотипных упражнений. Для парной и индивидуальной самостоятельной работы на персональных компьютерах можно рекомендовать следующие интерактивные программы: к учебному пособию «Grammar Practice», Longman, 4 уровня «Витаминный курс», 5-8 классы, Руссобит М.А. Гацкевич «Английский язык для школьников», 4 выпуска, Магнамедиа А.В. Кузьмин «Учите английский, учите английскому», 2 уровня, Магнамедиа Данные интерактивные обучающие программы включают задания на формирование, развитие и совершенствование умений и навыков в различных видах речевой деятельности, особенно в грамматике и лексике, аудировании и чтении. Таким образом, данные мультимедийные продукты могут быть достаточно часто использованы для проведения самостоятельной работы учащихся на разных ее этапах. Задача учителя: цель организации самостоятельной работы учащихся - своевременное повторение, так как забывание отдельных аспектов учебного материала недопустимо. Если материал забыт, то это уже не повторение, а восстановление. Таким образом, обязательным условием прочного усвоения и активного владения учебным материалом является многократное повторение и возвращение к нему через некоторые промежутки времени. Только при этом условии могут образоваться новые прочные речевые умения и навыки. Большую роль играет такая форма работы, как самостоятельное припоминание частично забытого материала без использования примеров, схем-подсказок и справочного материала. Для данной работы можно использовать разнообразный дополнительный материал, представленный интерактивными программами. Роль учителя при самостоятельной работе заключается в наблюдении за последовательностью действий учеников и ходом выполнения работы, а также индивидуальном консультировании учеников. При обнаружении типичных ошибок учителю необходимо дать дополнительные разъяснения для всех учащихся, а также целесообразно выполнить ряд упражнений на усвоение данного аспекта языка. Перед началом выполнения учащимися данного им задания учителю необходимо провести объяснение этого задания и хода его выполнения. Учащиеся должны четко понимать цель и ход выполнения данной им работы. Тестирование. Самостоятельная работа учащихся на основе интерактивных программ включает задания разных видов и разного уровня сложности, направленные не только на формирование, развитие и совершенствование разных видов речевой деятельности, но и на контроль сформированности основных умений и навыков. Во многих программах заложены контрольные задания, выполнив которые невозможно просмотреть правильные ответы и вернуться к выполнению заданий, при этом выполняется автоматическая проверка введенных ответов. Контрольные задания удобно выполнять в тестовой форме. Использование данного вида контроля приобретает все большее значение в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Учить детей выполнять задания в тестовой форме необходимо на протяжении всего обучения в школе. С точки зрения обучения иностранному языку, тестирование интересно не только своей основной функцией – контролем, но и средством диагностики трудностей языкового материала, а также мерой определения обученности учащихся и способом прогнозирования успешности или неуспешности процесса обучения. Поэтому в настоящее время тестирование находит все более частое применение в повседневной учебной практике. ^ открытая (свободный ответ), закрытая (один из множества, несколько из множества), установление соответствия, установление правильной последовательности. В тестах необходимо использовать задания со свободно конструируемым ответом, так как выбор правильной формы не всегда указывает на умение применить ее в практике владения языком. Практика тестирования показывает, что ученику легче выбрать правильный ответ из данных, чем сформулировать его самому. Одним из эффективных типов тестовых задания является клоуз-процедура, которая предполагает восстановление пропущенных слов в тексте. Данным тестом проверяется общий уровень владения языком. В практике преподавания иностранного языка можно выделить несколько видов тестовых заданий: использование интерактивных программ; использование ресурсов Интернета; тестирование онлайн; тесты, разработанные учителем. Эффективность использования тестовой методики в самостоятельной работе учащихся включает: частое использование тестов с разными обучающими целями, четкость и краткость формулировок, быстроту выполнения и проверки результатов, анализ ошибок в классе. Современный учитель должен владеть не только техникой проведения тестирования, но и практикой составления тестов. Из практики своей работы хочу отметить, что самыми эффективными тестами, с точки зрения обучения, являются тесты, разработанные учителем с конкретными целями, направленные на контроль или обучение конкретным аспектам учебного материала. Целесообразно проводить текущее и итоговое тестирование по каждой изучаемой теме. Результаты тестирования учитель должен учитывать при дальнейшем планировании и корректировании учебной работы с данной группой учащихся. Интерактивные тесты можно создавать в разных программах и приложениях Microsoft Office. В заключении еще раз хочу подчеркнуть эффективность использования интерактивных программ и тестов в самостоятельной работе учащихся на уроках английского языка: быстрота выполнения четкость и краткость заданий автоматическая проверка фронтальная, групповая, парная и индивидуальная формы работы дифференцированность заданий возможность работы в собственном темпе разнообразие видов заданий отработка разных видов речевой деятельности возможность тестирования повышение мотивации к изучению предмета На современном этапе преподавания иностранного языка в процессе обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы учащихся, эффективность которой повышается при ее организации на основе использования интерактивных программ и тестов. ^ как средство развития исследовательской и проектной деятельности одаренных учащихся в процессе обучения английскому языку Цель: выявление принципов, отбор и внедрение методов и средств эффективного применения информационных образовательных ресурсов для развития одаренности учащихся в процессе обучения английскому языку. Опыт по данной теме является весьма актуальным, поскольку, во-первых, исследовательская и проектная компетентность является важной составляющей функциональной грамотности современного человека; во-вторых, важно владение учащимися методами и средствами работы с информацией на английском языке; в-третьих, тема согласуется с теми проблемами, над которыми работает коллектив нашей гимназии; далее, школы все полнее оснащаются компьютерной техникой. Здесь представлен опыт, в котором многие известные идеи представлены в личностном преломлении. Опыт сформировался и получил развитие благодаря рефлексивному анализу собственной практики обучения, выявлению противоречий и поиску эффективных путей их преодоления; а также наличию необходимых материально-технических и организационно-педагогических условиий для творческой самореализации педагогов, которые имеются в гимназии № 1 им. Франциска Скорины. Меня, как учителя, побудили к развитию собственной профессиональной деятельности противоречия практики между: актуальностью задачи развития одаренности учащихся и ограниченностью возможностей традиционной практики обучения; массовым характером обучения и необходимостью индивидуального подхода к одаренным учащимся; большим потенциалом ИТ для развития мотивации и одаренности учащихся и, зачастую, стереотипными способами их использования в образовательном процессе; востребованностью проектной и исследовательской компетентности уча-щихся и недостаточностью соответствующих научно-практических рекомендаций для учителей. Анализ данных противоречий позволил выявить проблему, которая состоит в поиске и обобщении методов и средств поддержки одаренных учащихся, развития их проектной и исследовательской компетентности на основе использования информационных образовательных ресурсов. Ведущая идея опыта: применение при обучении английскому языку ИТ обеспечивает повышение познавательной активности гимназистов, увеличивает возможности для их творческой самореализации и проявления индивидуальности, повышает уровень их учебных достижений и результативность участия в проектной и исследовательской деятельности. Раскроем сущность и представим опыт по следующему плану: Основные понятия опыта. Принципы использования ИТ в процессе обучения английскому языку. Примеры включения информационных ресурсов в деятельность учителя и учащихся. Условия применимости данного опыта. Результативность опыта. Доступность опыта. ^ Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Она характеризуется наличием у человека задатков к развитию способностей. Под проектной деятельностью понимается целенаправленная деятельность по созданию проектов.. Если проект носит исследовательский характер, то учащиеся осуществляют исследовательскую деятельность, которая предполагает усмотрение противоречий в изучаемом объекте или явлении, выдвижение гипотезы, определение методов проверки гипотезы и т.п обществе. Под информационными образовательными ресурсами (ИОР) будем понимать учебные материалы на электронных носителях и средства работы с информацией, которые могут применяться в образовательном процессе: на уроках, внеурочных занятиях и в самостоятельной домашней деятельности учащихся. ^ Помимо классических принципов (научности, доступности, систематичности, последовательности и др.), на основе анализа литературы выделены и другие принципы: опоры на «продвинутость» учащихся в умении пользоваться ИТ. Это следует принять как факт и с благодарностью учиться у школьников; контекстности в обучении. Принцип предполагает применение здесь и сейчас тех ИОР, которые лежат в контексте изучаемой темы и в контексте образовательного и профессионального самоопределения старшеклассников; гуманистической направленности. Этот принцип предполагает запрет на применение ресурсов, которые пропагандируют насилие, ущемление прав граждан; мультикультурности - включение материалов, которые формируют приверженность учащихся к разнообразию, их терпимость к иному, умение сотрудничать с людьми другой веры, национальности, цвета кожи и др.; двойственности содержания. Предполагается освоение учениками не только предметного содержания, но и информационно-компьютерной грамотности; свободного выбора источников информации учащимися. Скажем, при разработке проектов ученики вправе выбрать способ добывания необходимых сведений; принцип образовательной продукции учеников. Работа с электронными источниками информации должна завершаться тем или иным образовательным продуктом: эссе, индивидуальным или совместным проектом, разработкой темы и др.; принцип культуросообразности. В учебном процессе должна создаваться среда, в которой взаимодействие субъектов образовательного процесса будет ориентировано на присвоение базовых культурных ценностей, которые характерны для гимназии, страны. ^ Подготовка учащимися учебных проектов В рамках данного направления ИОР используются как: средство для учебной коммуникации учащихся c помощью ICQ и E-mail с учителем и учащимися других школ, в том числе зарубежных; средство для знакомства с образцами выполненных школьниками проектов; источник необходимой для выполнения проекта информации (Интернет, DVD); «хранилище» получаемой в ходе исследования информации; инструмент для обобщения данных и подготовки презентации; возможность ярко и убедительно представить проект учащимся, родителям и педагогам, членам жюри конкурсов исследовательских работ. ^ Reward Inter@ctive включает материалы 4-х учебников с соответствующими аудио- и видео приложениями. Это уникальное сочетание средств мультимедиа в одном программном продукте, созданном для изучения английского языка. Этот продукт устанавливает новый стандарт в обучении иностранному языку с помощью компьютера. Программа «English Tutor» направлена на совершенствование лексических и грамматических навыков, необходимых учащимся в типичных ситуациях общения. Программа по книге Артура Конан-Дойля «The Hound of the Baskervilles» представляет собой размещенные на СD 18 глав указанной книги и соответствует учебной программе по английскому языку. Компьютерное пособие обеспечивает интерактивный режим, который создает условия для совершенствования навыков аудирования. Программа «Тesting English». Ее применение обеспечивает совершенствование грамматических навыков употребления системы времен английского глагола, артиклей, предлогов, структуры предложения в языковых упражнениях, а также позволяет эффективно осуществлять диагностику и коррекцию навыков учащихся. По содержанию данная программа хорошо согласуется с разноуровневым подходом и 10-балльной системой оценки учебных достижений учащихся. СD-энциклопедии: «Micrpsoft Encarta», «Webster's Interactive Encyclopedia», «Our House». Эти энциклопедии имеют интерактивные элементы, что существенно повышает образовательный эффект от их применения. Они широко применяются мною при разработке учебных тем и организации учебного проектирования. ^ В процессе обучения по технологии кооперативного обучения ИОР применяются для: получения группами с ИОР необходимой для выполнения заданий информации, получения лексического материала, подготовки групповых отчетов, индивидуального тестирования. ^ Электронный ресурс «Европейский языковой портфель» (ЕЯП) www.coe.int/portfolio позволяет изучающему родной или иностранный язык оценить собственную языковую и мультикультурную компетентности. Портфель включает три раздела: а) языковой паспорт, в котором отражены языковые навыки, сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов; б) языковую биографию; в) досье, содержащее документы, подтверждающие достижения ученика в области изучения иностранных языков. ЕЯП является практической реализацией «общеевропейских компетенций». Он помогает развивать и поддерживать заинтересованность каждого человека в изучении языков на протяжении всей жизни; вооружать обучающегося общедоступным инструментом для определения своих достижений и путей дальнейшего совершенствования своих знаний и умений. На основе ЕЯП мои выпускники создали свои языковые портфели ^ Учитель размещает на этих ресурсах учебные материалы и задания для учащихся. Ученики изучают тексты, выполняют задания и по электронной почте высылают свои работы педагогу, после чего получают оценку своей работе и соответствующие рекомендации. Данный способ работы особенно полезен, когда учащиеся отсутствуют в школе продолжительное время или, что характерно для многих старшеклассников, свободнее передают свои мысли при помощи клавиатуры, чем при помощи ручки. ^ Учащиеся, выполняя различные учебные и социальные роли, находят в сети необхо-димые сведения и таким образом, во-первых, получают экслюзивную информацию по теме, во-вторых, развивают свои коммуникативные и информационно-компьютерные компетентности. ^ Ученики работают с размещенными в сети тестами. При этом они тренируются выполнять тесты в ограниченное время, осуществлять самоконтроль. Такие занятия являются сильным мотивирующим фактором для активизации самообразования. Самым популярным у моих выпускников в мае 2007 года был адрес www.examenglish.com, где они могли определить свой уровень владения английским языком. Систематическая и методически грамотно организованная работа в рамках описанных направлений обеспечивает эффективное развитие и совершенствование учебных навыков и умений: аудирования, всех видов чтения, говорения, грамматики, правописания, самоконтроля, а также способствует формированию ключевых компетенций: мультикультурной, информационно-компьютерной, коммуникативной, исследовательской. ^ Данный опыт эффективен при наличии или создании следующих условий: владение учителем офисными компьютерными программами, Интернетом, знание преимуществ и недостатков существующих программных средств; осведомленность педагога о сущности, структуре, возможностях для обучения старшеклассников Европейского языкового портфеля; знание и наличие опыта применения кооперативного обучения; наличие в классе компьютеров, объединенных локальной сетью. Здесь уместно отметить хорошие возможности предметного кабинета подключение учительского компьютера к сети Интернет. Не обязательным, но желательным условием является наличие у самого учителя и у школьников домашних компьютеров с выходом в Интернет. ^ Важнейший критерий эффективности опыта- это творческая самореализация одарен-ных учащихся. Возрастающее год от года качество разработанных школьниками проектов свидетельствует о развитии их проектной и исследовательской деятельности, что подтверждают, например, проекты ^ Многим педагогам известно высказывание К.Д. Ушинского о том, что передается не сам опыт, а только идея, мысль выведенная из этого опыта. Это объясняется тем, что учителя различаются стилем и приёмами обучения, различным жизненным и профессиональным опытом. Следовательно, многие из них могут изучить, принять, творчески осмыслить и реализовать следующие идеи описанного здесь опыта: идея языкового портфеля ученика, который строится им на основе подходов и принципов ЕЯП и позволяет существенно повысить учебную мотивацию учащихся, их познавательную активность и самоопределение в отношении личных учебных и профессиональных целей; идея использования личного веб-сайта учителя, наличие которой создает условия для дистанционного обучения болеющих или наиболее продвинутых учащихся; идея поддержки кооперативного обучения информационно-компьютерными средствами. Реализация этой идеи повышает результативность образовательного процесса за счет его рационализации и повышения учебной мотивации школьников. |