|
Программа исследования Незавитина И.А. учитель высшей категории МОУ «Гимназия №2 г. Орска Тема «Технология формирования компенсаторной компетенции учащихся на уроках английского языка» Изучение языка, как родного, так и иностранного ,- личная потребность, которая проявляется в социальном взаимодействии, общении. Успешное общение зависит не только от желания говорящего вступить в контакт, но и от умения реализовать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях( при этом знание отдельных элементов языка само по себе не может быть отнесено к понятию «владение языком как средством общения»).Эти условия владения языком составляют сущность коммуникативной компетенции, которая была выдвинута в число центральный категорий коммуникативной лингвистики и лингводидактики. Согласно новым стандартам образования и современным технологиям обучения иностранному языку, изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей: дальнейшее развитие коммуникативной компетенции ( речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной), развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использование иностранного языка в других областях знаний. Коммуникативная компетенция реализуется через свои составляющие: речевая компетенция- совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности ( говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение; языковая компетенция- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; увеличение объема используемых единиц; социокультурная компетенция- увеличение объема знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, формирования умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка; компенсаторная компетенция- дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации; учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений , позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком. Развитию коммуникативной компетенции посвящены многие труды современных методистов. Р.П. Мильруд , И.Л.Бим, Е. М Быстрикова, П.Б. Гуревич объясняли необходимость формирования коммуникативной компетенции, давали подробные характеристики ее составляющих, обращали внимание на практическую значимость компетентностного подхода. Эти работы способствовали накоплению знаний по проблеме формирования коммуникативной компетенции, изучению эффективности опыта развития речевой, языковой, социокультурной компетенции, однако собственно одна из составляющих, а именно компенсаторная компетентность в них не выделена. В современной практике преподавания английского языка с позиции формирования компенсаторной компетенции нарастает ряд противоречий между: - потребностью общества в людях обладающих способностью к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка и отсутствием разработанности этого вопроса в методической литературе; - востребованностью опыта выходить из сложных ситуаций при приеме и передаче информации при дефиците языковых средств и отсутствием данного опыта в практике преподавания иностранных языков; - необходимостью перехода на качественно новый уровень преподавания с позиций формирования коммуникативной компетенции и неразработанностью на практике средств и способов формирования одной из ее составляющих, компенсаторной компетенции. В связи с этим перед учителем нередко возникает ряд вопросов по поводу практических путей достижения поставленной цели. С этим связана актуальность нашего исследования. Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс ,направленный на формирование компенсаторной компетенции. Предметом исследования является технология формирования компенсаторной компетенции на уроках английского языка. Целью исследования является разработка и экспериментальная проверка средств, способов , способствующих становлению компенсаторной компетенции учащихся. В связи с этим необходимо будет решить следующие задачи: 1 Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме. 2 Разработать технологию направленную на формирование компенсаторной компетенции. 3 Подобрать(составить) диагностический инструментарий по проблеме исследования. 4 Экспериментально проверить на практике эффективность разработанной технологии. 5 Разработать методические рекомендации по использованию данной технологии при обучении английскому языку в школе. Гипотеза исследования: высокий уровень сформированности компенсаторной компетенции достижим, если развить у учащихся умения: - пользоваться языковой и контекстуальной догадкой: -прогнозировать содержание текста, используя текстовые опоры различного рода ( подзаголовки, таблицы, шифровые выделения, сноски); -игнорировать лексические и смысловые трудности, не влияющие на основное содержание текста; -использовать переспрос и словарные замены в процессе устноречевого общения План хода эксперимента по теме «Технология формирования компенсаторной компетенции на уроках английского языка» ^ I этап--2009- поисковый 1 Изучить теоретическую и прикладную литературу по проблеме исследования. 2 Создать программу исследования: определить тему, проблему, цель и гипотезу II этап- 2009-2010- констатирующий 1 Выработать собственное восприятие проблемы, собственную технологию формирования компенсаторной компетенции. 2 Провести стартовую диагностику с целью выявления уровня компенсаторной компетенции. III этап-2011-2013- формирующий 1 Разработать проект общей программы, скорректированной с темой исследования. 2 Разработать систему заданий, способствующих расширению компенсаторной компетенции. 3 Разработать диагностический инструментарий и экспериментально проверить эффективность разработанной технологии. 4 Провести повторный диагностический срез IV этап-2014- контрольный 1 Обобщить полученные в ходе эксперимента результаты. 2 Разработать методические рекомендации по проблеме исследования. 3 Составить научный отчет по теме и подвести итоги работы над данным экспериментом. |