Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» icon

Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеПрограмма «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма

КОМИТЕТ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА ПО ОБРАЗОВАНИЮ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района


Программа

«Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района

на 2012-2015гг.


Автор – Гордеева Светлана Валерьевна, учитель высшей категории МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района


с. Первомайское 2012.

Оглавление


  1. Паспорт программы

  2. Введение

  3. Цель, задачи, сроки реализации Программы

  4. Система программных мероприятий

  5. Ресурсное обеспечение Программы

  6. Ожидаемые результаты реализации Программы

  7. Механизмы реализации Программы, организация управления, контроль за выполнением

  8. Содержание программы



Паспорт программы


Наименование Программы

«Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания в школе»


Основания для разработки Программы

Обобщение опыта по внедрению использования ИКТ в преподавании отдельных школьных дисциплин и его систематизация в Программу.


Основной разработчик Программы

учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ «Первомайская СОШ» Первомайского района Гордеева Светлана Валерьевна.


Цель Программы

создание эффективной модели обучения истории и обществознания при помощи ИКТ и формирование у учащихся активной жизненной позиции.


Задачи Программы

  1. совершенствование ИКТ компетентности и методической подготовки учителя истории и обществознания;

  2. внедрение в образовательный процесс специальных программных средств обучения;

  3. включение информационных ресурсов Интернет в образовательный процесс;

  4. систематизация программно-методических материалов и Интернет-ресурсов в курс обществоведческих дисциплин;

  5. создание новых компьютерных программных продуктов с помощью программных средств Microsoft Oficce;

  6. совершенствование технологий применения ИКТ в учебном процессе;

  7. включение школы в образовательную среду района и края путем обобщения и распространения опыта работы школы.


Сроки реализации Программы 2012-2015 гг.


Разделы программы

  1. Концептуальное обоснование и основные направления программы «Введение ИКТ в преподавание истории»;

  2. содержание программы;

  3. программные мероприятия на 2012-2015 гг.


Перечень приоритетных мероприятий Программы

  1. Формирование ИКТ-компетентности педагога.

  2. Внедрение в урочную деятельность по истории информационно-коммуникационных технологий.

  3. Создание и использование в образовательном процессе электронных презентаций, текстовых, графических, анимационных редакторов.

  4. Создание учебных курсов по истории с применением ИКТ.

  5. Организация проектной деятельности учащихся по истории с использованием ИКТ и ресурсов информационной среды.

  6. Направленная поддержка одаренных учащихся, индивидуальная помощь отстающим.

  7. Развитие материально-технической базы.

  8. Обобщение и распространение опыта работы.


Исполнители мероприятий Программы

учитель истории,

учитель информатики,

администрация школы


Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  • создание системы преподавания истории с применением ИКТ;

  • создание новых информационных продуктов;

  • обновление содержательной стороны курса истории в школе;

  • повышение информационной насыщенности уроков и углубление содержания;

  • стимулирование познавательного интереса учащихся и увеличение доли учащихся, вовлеченных в проектную деятельность;

  • индивидуализация и профилизация обучения;

  • обобщение и распространение наработанного опыта.


Контроль выполнения программы

Ежегодный анализ, отчет на заседании педагогического совета.


Введение, или Концептуальное обоснование и основные направления программы «Применение ИКТ в преподавании истории в школе»

Согласно Стратегии развития образования в Алтайском крае основной стратегической целью развития образования является создание условий для формирования личности, способной обеспечить устойчивое повышение качества жизни путем поддержания высокой готовности к самообучению.

Одной из главных задач государственной политики по обеспечению активной адаптации личности к жизни в современном обществе является задача обеспечения равных возможностей для получения образования для всех учащихся.

Современное состояние общества, высокие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний и умений выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся.

Новые информационные технологии и программные средства способны помочь учителю истории более эффективно решать следующие задачи:

  • Стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;

  • Организация индивидуального обучения школьников

  • Наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.

Исходя из материально-технических, программно-методических условий, реально существующих в МБОУ «Первомайская СОШ», реализация программы «Введение ИКТ в преподавание истории» видится в создании среды, направленной на воспитание у учащихся познавательной активности, патриотизма, активной жизненной позиции.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение обучающимися определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что обучающиеся, активно работающие с компьютером, имеют более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации. Важна роль учителей в раскрытии возможностей ИКТ в обучении: позволяют по-новому «зазвучать» уроку, использовать самые различные источники информации, вести мониторинг обученности, снимают страх перед ошибкой.

В МБОУ «Первомайская СОШ» В школе 22 учебных кабинетов (в том числе кабинет информатики и ИКТ), мастерские, спортивный зал, актовый зал, библиотека-медиатека. В школе имеется методический кабинет.

Все кабинеты и мастерские оборудованы необходимым для осуществления учебного процесса. Во всех учебных кабинетах установлены персональные компьютеры, в 19 из них - мультимедийные проекторы. В четырех кабинетах (начальных классов, химии, математики, информатики) установлены интерактивные доски и необходимый комплект мультимедийных средств.

Всего в школе имеется 52 компьютера, в том числе в кабинете директора, секретаря, методическом кабинете, в интернате. Имеется два компьютерных класса. 4 компьютера установлены в библиотеке для доступа учащихся. На всех компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение или свободно-распространяемое программное обеспечение, полученное школой в рамках ПНПО «Образование»: операционная система, антивирусные программы, прикладные программы. Для работы также имеются 9 принтеров, 2 сканера, 6 многофункциональных устройств.

В рамках эксперимента внедрения технологии дистанционного обучения в школы поступили 3 ноутбука, 38 ЭОРов.

Все компьютеры соединены в локальную сеть, которая подключена к Интернету (1м/б). Ученики и учителя используют Интернет в образовательном процессе бесплатно.

Постепенно усложняется уровень применения ИКТ. Мониторинг показывает выросший уровень знаний, повышенный интерес к предмету, развитие креативных способностей обучающихся.

В качестве методологической основы программы выступают принципы системного подхода, принципы личностно-ориентированного образования.

Основные принципы реализации проекта:

1. Принцип участия: привлечение учащихся к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности по внедрению информационных технологий в изучение истории.

2. Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей на получение качественного образования, выполнение государственных гарантий на повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса.

Основная идея концепции – обеспечение равных образовательных возможностей для всех учащихся.


Система программных мероприятий включат в себя реализацию следующих программных мероприятий:

§ Формирование ИКТ-компетентности педагога.

§ Внедрение в урочную деятельность по истории информационно-коммуникационных технологий.

§ Создание и использование в образовательном процессе электронных презентаций, текстовых, графических, анимационных редакторов.

§ Создание учебных курсов по истории с применением ИКТ.

§ Организация проектной деятельности учащихся по истории с использованием ИКТ и ресурсов информационной среды.

§ Направленная поддержка одаренных учащихся, индивидуальная помощь отстающим.

§ Развитие материально-технической базы.

§ Обобщение и распространение наработанного опыта работы.


^ Содержание программы


Процесс создания эффективной модели обучения истории при помощи ИКТ и формирования у учащихся активной жизненной позиции включает 3 этапа:

1 этап (2012г.) –этап формирования ИКТ-компетентности педагога.

Задачи 1 этапа

1.Обеспечение компьютерной грамотности учителя истории, совершенствование и развитие навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.

2. Формирование у учителей готовности и способности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.


3. Ознакомление с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.


Решение этих задач позволит активно использовать ИКТ, ФЦОР в преподавании истории и обществознания.


Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Форма реализации

Показатели реализации


Анализ преподавания истории

Зам.дир.по ИКТ

1 четверть 2012г.

Справка

Выявление проблем


Разработка методики и проведение первоначального мониторинга качества знаний по истории

Зам.дир.по ИКТ

1 полугодие 2012

Таблица

Выявление качества знаний, уровня обученности по истории


Изучение опыта других учителей и ОУ по внедрению ИКТ в преподавание истории

Учитель истории

1 полугодие 2012

Взаимопосещение уроков в рамках МО, РМО.

Публикация в ИГ «Основа».

Участие в форумах, сетевых сообществах, конференциях и т.д.

Ознакомление с опытом работы передовых учителей


Ознакомление с ДОТ

Учитель истории

1 полугодие 2012

Справка

Освоение ДОТ, применение в работе



Ознакомление с возможностями АИС «Сетевой город. Образование», moodle.

Учитель истории

2 полугодие 2012

Мониторинг, заполнение АИС «Сетевой город. Образование»

Выявление проблем


Курсы повышения квалификации по средствам ДОТ

Учитель истории

По заявке

Удостоверение о прохождении курсов

Повышение квалификации, применение ДОТ, применение в работе

Консультации с учителем информатики по теме «Использование Интернет-технологий в образовательном процессе»

Учитель истории

регулярно


Откр.уроки с исп.ФЦОР, ЭОР, ДОТ

Создание банка презентаций по истории

Использование презентаций в образовательном процессе


Использование Интернет-технологий в образовательном процессе



мастер- классы по проблемам использования информационных технологий

МО области «Обществознания»

В течение года

Протокол заседаний МО

Повышение компьютерной грамотности учителя



2 этап (2013 г.) – основной этап разработки и апробации методик использования ИКТ в образовательном процессе


Задачи 2 этапа

1. Разработка учебных программ, предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе.

2. Разработка и адаптация методик использования ИКТ в учебном процессе.

3. Использование инновационных учебно-методических комплексов, обеспечивающих потребности образовательного процесса.

4. Усовершенствование навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).


В результате решения этих задач в школе будут созданы условия для активной самостоятельной работы учащихся, творчества педагогов, гибкой организации учебного процесса, индивидуализации учебного процесса. Учителем истории будут создаваться базовые учебные материалы, на основе которых осуществится обновление содержания образования и формирование новых способов организации учебного процесса. Решение задач этого этапа должно обеспечить следующие формы использования цифровых ресурсов:

  • Использование на уроке: объяснение материала, лекция, выступление учащегося, закрепление, контроль знаний учащихся, самостоятельная работа, тестирование, поиск необходимой информации.

  • Самостоятельное использование учеником вне урока: работа над домашним заданием, подготовка рефератов, самоконтроль знаний.

  • Использование учителем на этапе подготовки к уроку: подбор материалов для последующего использования на уроке в цифровом виде, подбор заданий и их распечатка.




Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Форма реализации

Показатели реализации

Соблюдение инструкций по ТБ


все

постоянно



Инструктаж по ТБ

Обеспечение выполнения законодательства по охране здоровья детей

Работа в системе АИС «Сетевой город. Образование»

Учитель истории

постоянно

Работа с «Портфолио проектов», электронным журналом, электронным дневником.

Мониторинг заполнения «Портфолио проектов», мониторинг работы учащихся с заданиями

Проведение мастер классов с использованием ИКТ

Школьное методическое объединение учителей гуманитарного цикла

1 раз в четверть

Протокол мо

Отзывы

Повышение компьютерной грамотности участников образовательного процесса


Учитель истории

регулярно

Банк презентаций, банк дидактических материалов, планы уроков

Формирование более эффективной модели обучения


Разработка, размножение дидактических материалов и тестов

Учитель истории

Постоянно


Банк дидактических материалов


Рациональное использование урочного времени и времени для подготовки к урокам


Создание списка образовательных ресурсов сети Интернет

Учитель истории

Постоянно

Список ресурсов

Организация помощи в поиске необходимой информации


Создание базы ЭОР, сформированной с использованием сети Интернет в соответствии с тематическими планированиями

Учитель истории

Постоянно

Каталог медиатеки


Достижение эффективности учебного процесса, оптимизация труда педагога, обеспечение равных образовательных возможностей

Использование специальных программ учебного назначения:

Энциклопедий (СД «Энциклопедия истории России. 862-1917», СД «Династия Романовых. Три века Российской империи», СД «От Кремля до Рейхстага», СД «Эрмитаж», и др.

Учитель истории


Постоянно

Тематич. планирование

Активизация познавательных интересов учащихся, улучшение качества знаний, что подтверждается позитивной динамикой успеваемости.


Использование электронных учебников

Учитель истории


Постоянно

Тематич. планирование

Достижение эффективности учебного процесса, оптимизация труда педагога


Использование компьютерных дисков «Эрмитаж. Искусство Западной Европы», «Сокровища мирового искусства», Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»


Учитель истории


Постоянно

Тематич. планирование

Помогают приобщать школьников к мировой культуре, создавая эффект посещения крупнейших музеев мира. Музыкально-худ. композиции знакомят с произведениями различных стран, стилей и эпох.


Закупка обучающих программ, электронных учебников, справочных материалов.


администрация

Постоянно

Каталог медиатеки

Развитие учебной базы



3 этап (2014-2015 гг.) – завершающий, или этап интеграции ИКТ в образовательный процесс и проектную деятельность.


Задачи 3 этапа

1. Использование гибкого расписания, предоставляющего всем учащимся равные возможности в освоении компьютерной грамотности.

2. Интеграция ИКТ в образовательный процесс и разработка общих и индивидуальных планов для учащихся.

3. Повышение качества образования посредством внедрения ИКТ в образовательный процесс.

4. Организация проектной деятельности учащихся с использованием ИКТ и ресурсов информационной среды.


5. Активизация познавательной деятельности учащихся в сфере новых образовательных технологий.

6. Активизация всех форм внеклассной и внешкольной работы с учениками.

7. Анализ и оценка результатов реализации программы ю


Решение задач 3 этапа обеспечит привлечение учащихся к научно- исследовательской деятельности с использованием ИКТ и цифровых образовательных ресурсов. Появится возможность распространения накопленного опыта. Произойдет формирование компетентности учителей в области педагогического дизайна при создании учебных материалов. Повысится качество обучения школьников.


В итоге результаты исследовательской деятельности учащихся по истории и краеведению будут представлены на сайте школы На этом этапе производится оценка эффективности внедрения мероприятий, предусмотренных программой.


Мероприятия

Исполнители

Сроки исполнения

Форма реализации

Показатели реализации

Организация самостоятельной работы учащихся на компьютере, в том числе с применением ДОТ

учитель истории

ежегодно

Кружки,

График работы кабинета информатики


Повышение компьютерной грамотности учащихся, активизация познавательных интересов

Внедрение информационно - обучающих программ

Учитель истории


ежегодно

Программа, тематическое планирование

Реализация индивидуального подхода в обучении истории

Применение тестирующих программ типа «Репетитор»

Учитель истории

ежегодно

Программа, тематическое планирование

Дифференциация процесса обучения


Накопление информационных ресурсов по истории в школьной медиатеке

Учитель истории


ежегодно

Каталог медиатеки

Наличие в школьной медиатеке необходимых ресурсов


Использование возможностей Интернета на уроках истории и обществознания

Учитель истории

ежегодно

Каталог Интернет-ресурсов


Систематизация Интернет-ресурсов



Адаптация расписания работы кабинета информатики и медиатеки для проведения уроков с использованием ИКТ и для работы учащихся над проектами


Зам. директора по ИКТ

ежегодно

Расписание занятий кабинета информатики и медиатеки

Использование всеми учителями и школьниками информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности


Создание презентаций учащимися

учащиеся


ежегодно

Банк презентаций

Развитие познавательной активности учащихся при изучении истории


Подготовка проектов с использованием ИКТ

Учащиеся

ежегодно

Тематические страницы на сайте школы

Приобщение учащихся к исследовательской деятельности


Научно-практические конференции в школе, районе, крае

Учащиеся, учитель истории



ежегодно

участие

Привлечение учащихся к исследовательской деятельности


Мониторинг качества знаний по истории и обществознанию

Учитель истории, зам. директора по УВР

ежегодно

Справка

Оценка эффективности внедрения мероприятий, предусмотренных программой


Создание условий доступности мультимедиа для всех педагогов


Администрация

ежегодно

Расписание занятий с ИКТ


Использование всеми учителями и школьниками информационных технологий на уроках


Развитие материально-технической базы


администрация

ежегодно

Выделение средств

Закупка ноутбуков и проекторов




Похожие:

Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Раздел №9 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо»
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Раздел №2 «Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо»
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconОтчет о результатах самообследования ­муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48»
Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» города Магнитогорска проводилось...
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconСамообследование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Топки Кемеровской области Оглавление
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Топки Кемеровской области
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconПлан внутришкольного контроля муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №2» округа муром на 2011-2012 учебный год
Муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №2»
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11»
Программа развития «Совершенствование модели адаптивной школы» муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconМатериально-техническое оснащение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа пос. Куяново" Краснокамского района Республики Башкортостан
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа пос. Куяново" Краснокамского района...
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма развития школы на 2012 2017 годы
Целевая комплексная программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения «Вознесенская средняя общеобразовательная школа»
Целевая комплексная программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Школа ключевых...
Программа «Применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании истории и обществознания» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Первомайская средняя общеобразовательная школа» iconМетодика формирования системы оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» Каменского района,
Утверждено приказом муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» от «25» августа...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты