Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» icon

Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре»



НазваниеВыступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество



Щукина Светлана Александровна, воспитатель

МДОУ д/с «Улыбка».


Выступление на педагогическом совете:


«Нравственное воспитание через обращение к русской культуре».

Тема: «Ознакомление детей с русским народным декоративно – прикладным искусством».


Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов. Устойчивое сохранение у детей интереса к изобразительной деятельности обуславливает более быстрое и глубокое усвоение знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, содействует расширению общего умственного кругозора.

Живопись народных мастеров лежит в основе различных видов деятельности эффективно способствует развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, важных для овладения определенным объемом знаний, на основе которого у детей формируются разнообразные художественно - творческие способности. А наличие художественно - творческие способности у детей является залогом успешного обучения в школе.

Декоративно - прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно - прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно - прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно - прикладного искусства в жизни. Творческие способности детей при применении декоративно - прикладного искусства

развиваются в разных направлениях:

  • В предварительном создании эскизов на бумаге;

  • В продумывании элементов узора;

  • В расположении их на объемах;

  • В создании предметов декоративного характера;

  • Умения найти способ изображения и оформления предмета;

  • В перенесении задуманного декоративного узора на изделие;

В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования и использования в своих работах. В процессе овладения приемами народной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, развиваются разные части руки, координация руки и глаз.

Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке. Следовательно, работа влияет на развитие мелких мышц кисти ребенка, учит работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т.е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.

Также декоративно - прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

На занятиях по декоративно - прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно - прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, четкость в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно - прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

Дети узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства; о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на северные мотивы, отличать орнаменты от других. У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно - прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их, и наоборот, вызывает отрицательное отношение. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной, поэтому выражение отношения к изображаемому или предмету - это проявление не только эстетической оценки, но и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для нравственного воспитания детей. Общественная направленность проявляется в том, что они создают что-то своими руками для других. В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремление выполнять рисунок, лепку как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребность в добрых делах.

На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, фигурку вместе составляет общую композицию.

В процессе занятий декоративно - прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно - волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою работу самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно - прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.

Важную роль народного декоративно - прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно - прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальности, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносить людям радость.


Тук-тук, щелк-щелк,

Медведь, мужик, коза и волк...

Деревянные игрушки;

И медведи, и старушки-

То сидят, а то спешат.

Ребятишек всех смешат.

(Богородская резьба)


Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусры и рыбки,

А ну назовите меня.

(Дымка)


Есть еще для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У нее сестрицы.

Каждая сестрица-

Для маленькой темница.

(Матрешка)


Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры!

Все в букетах белых роз.

Может вывел из мороз?

Что за скатерть получилось!

Может это все приснилось?

(Вологодские кружева)


Ах! эти барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки-гуляки

Кавалеры наши.

(Каргопольская игрушка)


Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей.

(Филимоновская игрушка)


Чашки, чайники и вазы

Отличите эти сразу.

Белый фон снегов белей,

Синий - небушка синей.

Кружевное это чудо

Привезли купцы откуда?

(Из Гжели)


Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелечек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой?

(Хохлома)


Коль на досточке девица

Иль удалый молодец,

Чудо - конь и чудо - птица-

Это значит ...

(Городец)


На черном фоне красные розы,

Лилии, маки, ромашки, подснежники...

Ими повязаны девичьи головы,

Глазки лукавые, личики нежные.

(Павлово – Посадские шали)



Похожие:

Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconВыступление на педагогическом совете по теме «Современные образовательные технологии». Технология проектного обучения
Выступление на педагогическом совете по теме «Современные образовательные технологии»
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconСистема работы над коррекцией орфографического навыка на уроках русского языка в 5 классе Аннотация Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звене»
Данное выступление было заслушано на педагогическом совете «Об адаптации учащихся 5 класса в среднем звене»
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconПлан работы комиссии «Патриотическое, нравственное и трудовое воспитание молодежи» при Совете ветеранов Нижнеудинского района на 2013 год
В нижнеудинском районе в основном создана система патриотического воспитания граждан. При Совете ветеранов создана и работает комиссия...
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconВыступление воспитателя Пилиной О. В. на педагогическом совете, декабрь 2009 г. Тема педагогического совета «Воспитание и обучение успехом как фактор здоровье- сберегающей среды учащихся»
«Я – концепции» ученика ( личности, готовой успеш-но справляться с поставленными задачами)
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconВыступление на педагогическом совете «Компетентносный подход в современных образовательных технологиях»

Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconДуховно-нравственное воспитание через формирование гражданского самосознания школьников областной фестиваль духовной культуры «Воспитание души-истинное служение Отечеству!»
Духовно-нравственное воспитание через формирование гражданского самосознания школьников
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconМного на свете мест, где жить привольно
«Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре»
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconВыступление заместителя директора по вр о. Н. Грязновой на открытом педагогическом совете «Портфолио учителя как стимул самосовершенствования педагога»

Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconВыступление на районном педагогическом совете по теме: «Использование пальчиковых и речевых игр в музыкально- театрализованной деятельности дошкольников»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 «Малинка» обще развивающего вида
Выступление на педагогическом совете: «Нравственное воспитание через обращение к русской культуре» iconВыступление на педагогическом совете: «Личностно-ориентированное образование в начальной школе» Учитель: В. А. Устимкина
Все основные государственные документы последнего времени выделяют в качестве приоритетов российского образования его развивающий...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты