Книга для души, которую они читают в свободное время? icon

Книга для души, которую они читают в свободное время?



НазваниеКнига для души, которую они читают в свободное время?
Дата17.10.2016
Размер
ТипКнига

Проект

«Семейное чтение для души и разума»

Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы в помощь телевизор.

Сын не разберется, что там на экране.

И добрей и лучше от него не станет

И не упустите в этой жизни мига:

Подскажите детям, что такое книга.


Краткая аннотация проекта

Проект выполняет заведующая библиотекой муниципального образовательного учреждения Радищевской средней общеобразовательной школы №1 Радищевского района Ульяновской области.

Необходимость реализации проекта.

Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. В настоящее время чтение все больше утрачивает свою культурную, образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.

Исследователи отмечают, что за последнее десятилетие в России:
● возросло число детей, читающих только по школьной программе;
● все меньше детей и подростков стало проводить свое свободное время за чтением;
● по мере взросления интерес к чтению у ребенка ослабевает;
● усиливается воздействие массовой культуры на круг чтения детей и подростков (растет популярность детективов, страшилок, книг по мотивам телесериалов);
● большинство детей и подростков относятся к чтению только как к средству развлечения.

Знаем ли мы, взрослые, какое место в жизни ваших детей занимает книга? Не учебник, обязательный для изучения, а просто книга для души, которую они читают в свободное время?

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями и способствует формированию социально ценного человека, более развитого, причем воспитывать такого человека можно только с самого раннего возраста. Большую роль в этом процессе играет систематическое его приобщение к семейному чтению. Дети приобщаются к книге и к слову благодаря рассказам, чтению вслух, театрализованным представлениям, совместным обсуждением прочитанного.

Среди учащихся 2-5 классов (120 человек) в нашей школе было проведено анкетирование. На вопрос есть у вас дома собрания книг – практически все дети дали утвердительный ответ. Но собрания книг разное количество: до 50 книг – 15, 5%, от 50 –до 100 книг – 33,8%, от 100 до 200 книг – 24¸5 % , от 200 и больше - 28, 2%.

На вопрос пользуетесь ли вы книгами из домашней библиотеке – 59% постоянно, иногда – 24%, не пользуются вообще – 17 %. При выборе книг школьники чаще всего полагаются на собственное мнение или на совет друзей, а 19% - ответили, что вообще не выбирают, а читают, что попадется. У 25 % опрошенных детей дома читают вслух любимые произведения и 43% хотели бы читать некоторые книги вместе с родителями вслух, о прочитаном делятся с друзьями – 58%, 36% - с родителями.

В создавшихся условиях именно на семью возлагается наибольшие надежды по спасению чтения детей. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивать речь, память, воображение, то есть удовлетворяют потребность в развитии, заложенную самой природой. Отсюда – радость познания. Но есть и другая причина детской радости. Ребята жаждут общаться с родителями: вместе с папой или мамой читают сказку, вместе переживают за добрых героев, вместе тревожатся, печалятся, радуются, вместе наслаждаются дивным звучанием родного языка, открывая красоту и смысл слов.

Ведь читатель легче всего возникает в семье, где книга окружена почетом, где есть хорошая домашняя библиотека, где родители и друзья родителей сами много читают, говорят и спорят о книгах..

Домашняя библиотека – это тихая радость сердца. В доме, где читают, нет бездуховности и читающие дети - надежда на лучшее будущее страны.

Личность зарождается в детстве, и важно, чтобы ребенок усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей.

Можно пробудить интерес к чтению и у старшеклассников. Есть такой прием как эмоциональное чтение, это гораздо удобнее сделать родителям. Вместе прочитать того же Пушкина, но не безразлично, а с выражением и с критикой, и с комментариями. Есть еще одна особенность, если родители говорят с ребенком о родословной семьи: о бабушке, о дедушке, т.е. о том, что не может не быть интересным ребенку, что происходит с его близкими - это сближает его с семьей, а, значит, успех и в семейном чтении будет достигнут.

В нашей школе ведется большая пропаганда книги и уделяется большое внимание в работе с семьей, семейному чтению. Потому, что именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские издания, советуют ребенку, что лучше почитать. Таким образом, родители, семья оказывают во многом решающее влияние на формирование круга чтения, вкусов и интересов детей.

В связи с этим возникла идея разработать мероприятия, чтобы в каждый ученик школы вместе с родителями, мог посвятить книге и поучаствовать различных конкурсах, диспутах, беседах.

^ Аудитория проекта – учащиеся общеобразовательной средней школы №1 и их родители, педагоги школы.


Ценности проекта:

  • воспитание любви к чтению

  • ученики, библиотекарь и учителя, родители - участники проекта получают достаточно большой опыт активного, творческого и созидающего общественного действия

  • совместная, творческая деятельность детей и родителей позволяет снятию психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытию их творческих возможностей.

  • пропаганда литературы различного жанра;

  • формирование коллектива детей и взрослых в условиях творческой театрализованной деятельности;

  • развитие способности и раскрытие возможностей ребенка;

^ Цели проекта:

- Формирование у подрастающего поколения духовно- нравственных ценностей и художественного вкуса через пропаганду литературы по искусству и активизацию семейного чтения.

- Воспитание уважительного отношения к отечественной культуре, любви и бережное отношение к книгам, стремления сохранять и развивать семейные традиции, воспитывать бережное отношение к природе, любить и гордиться

своей малой Родиной, страной и семьей.

- Создание условий для того, чтобы чтение книги стало праздником души, радостью, а не мукой.

- Развитие творческого самовыражения, эмоционально-волевых качеств детей: независимости, инициативы, ответственности, умение быть человеком.

Задачи:

  1. Формировать круг детского чтения, помогать родителям, как руководителям детского чтения;

  2. Возродить традиции семейного чтения, устранить разобщенности между поколениями.

  3. Повысить читательскую культуру родителей, их компетентность в области детской литературы;

  4. Привлечь внимание родителей к чтению детей и ознакомить их с детской литературой.

5. Установить контакт между детьми и взрослыми.
6. Научить думать, видеть красоту и понимать прекрасное через чтение книг;
7. обогатить словарный запас, развить память и воображение и нацелить на получение новых знаний.

8.  Отвлечь от долгого сидения у телевизора или за компьютером;
9. Организовать совместную клубную работу с родителями.


^ Реализация проекта осуществляется силами учащихся, их родителей педколлектива, библиотекаря.

Информационная поддержка проекта осуществляется школьной газетой

«Клас-с-с!» и районной газетой «Восход».

Итоги реализации проекта будут подведены на заключительном фестивале «Да здравствует, книга!», активные участники будут награждены почётными грамотами и ценными призами.


^ Продолжительность проекта Сентябрь 2009 г. – май 2010 г.

Степень реализации проекта. Проект реализован полностью.

Рабочий план реализации проекта.


№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки выполнения

Ответственные за выполнение

1.

День знаний. Театрализованное представление «Посвящение в первоклассники» И путешествие в Книжный город. (1класс)

Сентябрь 2009 года

Библиотекарь

Кружок любителей книги. Родители первоклассников.

2.

Участие в конкурсе «Мама, папа и я – читающая семья»

3, 4 классы.

Октябрь 2009года

Библиотекарь, классные руководители, родительский комитет

3.

Семейный конкурс «Детки и предки». 2 класс

Ноябрь 2009 год

Классные руководители, Библиотекарь, совет класса

4.

Встреча с поэтами, песенниками и фотохудожником нашего поселка «Тропинками лазоревого края». 7-8 классы.

Апрель 2010г

Библиотекарь, Депутат Школьной Думы Куманяев А, организатор.

5.

«Свет книг не гаснет в вашем доме». Познавательное мероприятие для 5 класса и их родителей.

Январь 2010 год

Школьная Дума, род. комитет. библиотекарь

6.

«Хозяюшки» конкурс для девочек и их мам.

март 2010 года

библиотекарь, организатор, совет класса.

7.

Участие в общешкольном конкурсе «Книгочей»

Конец марта-начала апреля 2010 года

библиотекарь

8.

Акция «Подари книгу библиотеке!»

В течение месяца.

Кирилова И.В., учащиеся, родители

9.

«Солдатом быть – Родине служить». Конкур для мальчиков 6-7 классов и их отцов.

февраль 2010 год

Учитель изобразительного искусства

10

Круглый стол «Книги трех поколений» 4-11 класс

Апрель 2010

Учащиеся, их родители, Бабушки и дедушки.

11

Диспут «Нужно уметь быть человеком»


Ноябрь 11 класс

2009 г

Учащиеся, родители, учителя, библиотекарь

12

Работа больницы доктора Айболита.

В течение года

Учащиеся 4-6 классов






Прощание с Азбукой

Утренник «Книга –

удивительное чудо на свете»

апрель 2010 г.



Ученики 1 кл, их родители, кружок любителей книги, библиотекарь, учителя.

14.


Создание семейного литературного клуба любителей поэзии «Зеленая лампа»

Работа и заседание клуба в течение года


Родители, учащиеся, учителя.


15

Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль семейного чтения»

Декабрь, 2009 г

Родители, учителя, библиотекарь.

16

Заключительный фестиваль «Да здравствует, Книга!»

Апрель 2010года

Кружок любителей книги, библиотекарь, организатор, Школьная Дума, родительский комитет


^ Конкретные результаты:


Победители проекта награждены грамотами, ценными призами, лучшие работы учащихся опубликованы в газетах «Класс-с», «Антошка»

^ Коваленко Виктория, Иванова Ксения (11б класс) приняли участие в районном конкурсе «Библиотека моей мечты», где заняли первое место.

Учащаяся 8 класса Филимонова Ирина стала победительницей областного конкурса «Легенды земли Симбирской».

^ Юшина Оксана – призер областного конкурса «Аленький цветочек».


1. Каждый учащийся школы – читатель школьной библиотеки.

2. Организован выпуск локального СМИ школьной газеты «Клас-с-с!», осуществляющей информационную поддержку проекта.

3. Организован проект учащимися 9 класса «Библиотека будущего».

4. Учащимися 10 класса создана презентация и прошли дебаты на тему «Нужно уметь быть человеком».

5. Силами учащихся 3-6 классов и их родителей создана мастерская доктора Айболита.

6. Прошла акция «Подари книгу – библиотеки!». Каждая семья приняла участие в акции. В результате этого произошло пополнение фонда художественной литературы.

7. Родители 3-4 классов совместно с детьми приняли участие в конкурсе «Мама, папа и я – читающая семья»

8. Продолжает работать кружок любителей книги в течение 20 лет.

9. Ученики 7-8 классов вместе с родителями на творческой встрече познакомились с творчеством писателей и поэтов нашего края.

10. Первоклассники и родители первоклассников приняли в семейном празднике «Посвящение в первоклассники», на котором ребята из кружка любителей книги показали театрализованное представление «Приключение Незнайки в первый школьный день» и проходили все испытания то станции до станции вместе с родителями и с героями детских книг.

11. Был создан семейный клуб любителей поэзии «Зеленая лампа». Заседание клуба проходило 1 раз в месяц. Родители, дети, учителя читали любимые стихи поэтов – юбиляров, делились мнениями о других прочитанных книгах и новинках литературы.

12. На мероприятии «Книги трех поколений» за круглым столом встретились ученики их родители, бабушки и дедушки. Старшее поколение пришло со своей любимой книгой и рассказало о книгах, которые они читали в детстве, что их интересовало и как чтение повлияло на выбор профессии. Ученики же поделились своими увлечениями, рассказали о книгах, которые читают нынешнее поколение.

13. Интересно прошел конкурс во 2 классе «Детки и предки». Соревновалось 2 команды: родители – «Предки» и дети - «Детки». Во время конкурса обе команды показали свою эрудицию, смекалку, знание детских художественных произведений, стихов наизусть (чему дети явно были удивлены, что их родители некоторые стихи помнят еще со школы). Всем понравился театральный конкурс с постановкой на известные русские народные сказки. Это мероприятие сплотило детей и взрослых, дети с интересом ждали, как ответит на вопрос их папа или мама и радовались, что ответ был верным.

14. В мероприятии «Свет книг не гаснет в вашем доме» принимали участие 8 семейных пар из 5 класса. Задания были разнообразные: вопросы на знание литературы, эрудицию, разгадывали литературные кроссворды, исполняли любимые песни семьи, читали любимые стихи, рекламировали семейные журналы.

15. На Недели литературы для учащихся с 1 -11 класс проходил конкурс «Книгочей». Ребята в течение 5 дней отвечали на вопросы викторины вместе с родителями. В викторине были вопросы антикоррупционного характера: Государство богатое – это хорошо? - Что значит «решить вопрос»? - Главный приз – интересная Книга. Победителем оказалась семья Коваленко Е.В. , ее детей Ксении (3 кл,) Вике (10 кл) и Турутиных В. В. и Л.Ю., их детей Владика (3Б кл.) и Славы (8Б кл)

16. На Фестивале «Да здравствует, Книга!» подведены итоги всех мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта. Самым активным участникам вручены памятные призы, грамоты, дипломы.

^ Механизм оценки результатов:

Критериями оценки эффективности проекта является его

необходимость. В связи тем, чтобы дети больше читали, любили книгу, необходимо сделать так, чтобы каждая встреча с книгой была праздником, который бы длился вечно.

- Семейное чтение развивает способности для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

- Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

доступность. Участие в проекте могут принимать все учащиеся школы, родители и учителя.

экономичность. Проект, охватывающий большое количество участников реализуется с минимальными затратами.

социальная направленность. В процессе работы над проектом учащиеся приобретают необходимый опыт социализации.

Завтрашний день ребенка – это день всей России, путь в «завтра» всегда лежит через «сегодня» И то, каким будет это завтра, зависит от ценностей, которые закладывают в ребенка не только семья, улица, но и строки книг.

массовость. Проект рассчитан на неограниченное количество участников.

Реализация проекта научит детей любить и уважать книгу, ждать встречи с ней, правильному чтению, повысит культуру учащихся, воспитает навыки самостоятельной работы с книгой.


Оценивать результаты работы в ходе реализации проекта будут следующие лица:

Штаева Валентина Петровна – директор школы.

Кирилова Ирина Валентиновна – Зав. школьной библиотекой.

Смолянникова Наталья Ивановна – учитель русского языка и литературы.

Алмакаева Диана, 10Б класс - представитель Школьной Думы,

Коваленко Елена Витальевна – заместитель директора школы по внеклассной работе.

Коновалова Светлана Анатольевна – председатель общешкольного родительского комитета.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект реализуется ежегодно (Можно менять только мероприятия)

Бюджет проекта.

Проект финансируется из субвенции школы.



Похожие:

Книга для души, которую они читают в свободное время? iconТема: организация свободного времени школьника
Цель: актуализировать проблему общения со своими детьми-школьниками в свободное время; выработать рекомендации для родителей, как...
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconМбоу «Гимназия №3»
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности...
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconВнеклассное мероприятие «Моё свободное время» Цели
Воспитывать чувство ответственности; умение проявлять и развивать свои положительные способности
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconОбучение дошкольников регуляции своего эмоционального состояния. Актуальность
Что такое психология взаимодействия с дошкольниками ? Для родителей, для детей, для воспитателей, для специалистов. Для меня, как...
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconКнига мост в мир знаний
В наше время нужно знать очень много информации. Книга всегда была источником знаний. Но люди перестают читать. Интернет, телевизор,...
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconКнига за походите и разходите. Инвентарна книга. Книга за материалните запаси
Важно значение има познаването на неговата организация и методиката на отчитане дейността на предприятието
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconМатематический праздник. 1класс. Тема: Путешествие в сказочное королевство математики. Цель
На сцену выходят ведущие утренника – Буратино и Мальвина. Они читают стихотворение Ю. Яковлева «Учись считать» (Это стихотворение...
Книга для души, которую они читают в свободное время? icon«Система организации внеурочной деятельности с использованием икт в коррекционной школе»
Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от...
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconУтверждаю: директор школы /Вратских Т. Ф./ «29»августа 2011 года Положение
Внеучебная работа с обучающимися осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью образовательного...
Книга для души, которую они читают в свободное время? iconИ. А. Комарова, Н. Ю. Ясева уо «мгу им. А. А. Кулешова»
Участие детей в различных видах художественной деятельности начинается с дошкольного возраста. Они с удовольствием рисуют, лепят,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты