Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. icon

Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр.



НазваниеСодержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр.
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Опыт работы Манохиной Ольги Ивановны «Пути повышения речевой активности детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности».

ГОУ «.Корочанская школа-интернат»



Содержание


Информация об опыте……………………………………………..стр. 2


Технология опыта………………………………………………. ...стр. 6


Результативность опыта…………………………………………..стр. 15


Библиографический список………………………………………стр. 17


Приложения………………………………………………………..стр. 18


^ Тема опыта: «Пути повышения речевой активности детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности»


Автором опыта является Манохина Ольга Ивановна, воспитатель подготовительной группы Корочанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната для детей с нарушениями речи санаторного типа.

Двадцатитрехлетний стаж работы с детьми дошкольного возраста позволил накопить богатый опыт коррекционной работы по преодолению нарушений речи, проблем школьной дезадаптации и школьного невроза, развитию психических процессов, сохранению и укреплению здоровья, в оказании помощи в первоначальном становлении личности, социальной адаптации, выявлении и целостном развитии способностей, в формировании учебной мотивации.

Свою главную задачу воспитатель видит в организации разнообразной интересной детям деятельности по преодолению речевых нарушений и поиску оптимальных путей качественной подготовки каждого ребёнка , независимо от уровня его речевого развития , к усвоению программы первого класса начальной школы. Кроме того, в качестве критериев подготовленности ребенка к школе принимает и такие показатели, как нормальное физическое развитие и координация движений; желание учиться; управление своим поведением; владение приемами умственной деятельности; проявление самостоятельности; отношение к товарищам и взрослым. При этом ведущим видом детской деятельности является игра. Опыт подобной организации работы дает высокий эффект и позволяет снять дефициты в развитии школьно-значимых функций. У детей ярко и активно проявляется интерес к процессу познания, к творческим действиям, интенсивно развивается воображение, память, внимание, восприятие, способность к общению; расширяется область самореализации; повышается общий жизненный тонус, растет уверенность в своих силах, возможностях. У педагога работы растет заинтересованность и удовлетворенность от своей деятельности в результате наличия обратной связи.

У родителей появляется заинтересованность в обучении детей, активное отношение к воспитанию, позитивный взгляд на детей, понимание психофизиологических процессов детей, исчезает излишнее беспокойство за детей, повышается удовлетворенность.


^ Сущность опыта заключается в создании комплексной системы работы воспитателя по коррекции и формированию речи дошкольников с тяжелой речевой патологией, созданию условий для формирования полноценных и устойчивых навыков речевой деятельности, сохранению и укреплению здоровья детей через игровую деятельность.

Этот процесс осуществляется поэтапно и позволяет формировать у детей необходимые знания и умение системно и постепенно, без излишнего нервно – психического напряжения, поскольку базируется на ведущем виде детской деятельности на данном возрастном этапе. Дети с нарушениями речи получают возможность формирования в короткий срок нового функционального состояния, новых речевых и поведенческих навыков.

Внедрение игр и игровых приемов в коррекционную работу способствует повышению мотивации обучения, позволяет моделировать сложные для непосредственного наблюдения объекты познания, обеспечивает возможность продуктивной индивидуально – дифференцированной деятельности в условиях группового обучения.


^ Опыт возник в условиях увеличения с каждым годом количества детей с тяжелой речевой патологией, роста числа детей со сложной структурой дефекта.

Между тем, социально – экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.


^ Актуальность опыта очевидна, поскольку игра – это основной вид деятельности дошкольника. Сказочные сюжеты, элементы фольклора, воображаемые путешествия, используемые в известных и придуманных играх, более целесообразны для активизации речи, развитии познавательных процессов и соответствуют детским психофизическим данным, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности дошкольников, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности.

Многолетняя практика работы в подготовительной группе и поиска новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. Побуждая детей к общению друг с другом и комментированию своих действий, воспитатель способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и т.д.


^ Теоретической основой опыта являются идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина о развивающем характере игры при обучении детей. Учитывается специфика игровой деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи,


научно-методические аспекты применения игры как коррекционного средства, разработанные В.И. Селиверстовым, Т.Б. Филичевой.

Следуя классификации игр, предложенных П.Ф. Лесгафтом, разработала систему игр по воспитанию плавной, выразительной речи детей дошкольного возраста.


Определение путей повышения эффективности коррекционной работы основывается, как на традиционных, так и на нетрадиционных методах работы (М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева).

Опыт возник в результате разрешения противоречий:

  • Между уровнем речевого развития детей подготовительного класса и требованиями, предъявляемыми к ним в начальной школе;

  • Между уровнем сформированности познавательной деятельности и ограниченностью социальных контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности, так как дети воспитываются в условиях школы-интерната.

Для разрешения этих противоречий мы ставим следующие задачи :

  • создать условия для формирования полноценных и устойчивых навыков речевой деятельности;

  • выстроить комплексную систему работы по коррекции и формированию речи дошкольников с тяжелой речевой патологией, основанную на игровой деятельности;

  • подобрать игровые приёмы, позволяющие развивать сенсорные и моторные функции, мимическую мускулатуру, формировать кинестетические основы артикуляторных движений.

  • определить эффективные пути формирования психологической базы речи детей;

  • увеличить словарный запас на основе расширения знаний об окружающем


^ Ведущая педагогическая идея опыта. Коррекция речи – процесс сложный, требующий больший усилий со стороны ребёнка. Воспитатель должен построить этот процесс не на принуждении, а на подлинном интересе. Для дошкольника интересна прежде всего игра. При этом главная задача состоит не в приспособлении целей и содержания игры к отдельным детям, а в выборе форм игры с учетом уровня развития их речи, речевого дефекта , состояния здоровья и индивидуальных особенностей.


^ Ведущими в моей педагогической деятельности стали общедидактические принципы, при этом некоторые из них наполнялись новым


содержанием. Это – принципы системности и последовательности, принцип индивидуального подхода.

Принцип системности и последовательности предполагает адаптацию содержания, методов и приёмов деятельности воспитателя к требованиям, предъявляемым задачами конкретного этапа логопедического воздействия. Поэтапность в работе обусловлена представлением о речи как системе, усвоение элементов которой протекает взаимосвязанно и в определённой последовательности. Принцип индивидуального подхода предполагает учёт индивидуально-речевых особенностей детей. Это объясняется наличием различных по структуре и тяжести речевых нарушений у детей и неодновременностью их преодоления на логопедических занятиях. В такой интерпретации принцип индивидуального подхода требует от воспитателя:

  • глубокой осведомлённости об изначальном состоянии речи каждого ребёнка и уровне его актуального речевого развития;

  • использование этих знаний в своей работе.

Опыт носит репродуктивно- рационализаторский характер.


^ Новизна опыта состоит в создании определенной системы работы с детьми по коррекции речи и подготовке их к школе , основанной на результатах диагностики, выработке собственных подходов к формированию полноценной речи с использованием игровой деятельности .

^ Доступность опыта обусловлена отсутствием сложного оборудования, простотой методов работы. Поэтому опыт может быть использован не только в условиях речевой школы, но и любым воспитателем или учителем начальных классов, если ему придётся готовить к школе детей с нарушениями речи.

^ Трудоемкость опыта заключается в создании полноценной развивающей и игровой среды.


Исходное состояние речи детей. Работа по теме опыта была организована в подготовительном классе школы-интерната 5 вида. Перед началом работы проведена диагностика уровня речевого развития с использованием речевых проб. Я применила экспресс-вариант методики обследования речи с балльно-уровневой системой оценки (приложение 1) , потому что она удобна для уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля), для построения системы индивидуальной коррекционной работы и для отслеживания динамики речевого развития ребёнка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

Первичное обследование дошкольников и составленный на его основе «Индивидуальный речевой профиль» позволил наглядно и убедительно провести анализ результатов обследования ребёнка, выявить общее и

индивидуальное, обнаружить связи между выявленными в процессе обследования нарушенными звеньями .

Результаты обследования речи детей показали, что элементарными навыками звукового анализа владели лишь 3 ребёнка, что составило 15%. У 23% детей нарушена слоговая структура слов. Словарный запас соответствовал возрасту лишь у 15% учащихся При составлении рассказов по картинке и по серии картинок все дети нуждались в помощи. Обследование готовности к школьному обучению показало, что лишь 2 ребёнка из 23 воспитанников дошкольного отделения по результатам психолого-педагогического обследования 2 показали психологическую готовность к обучению в школе, остальные показали в разной степени неготовность к школьному обучению.


^ Технология опыта

Для полноценной подготовки детей к школе и устранения недостатков речевого развития я определила основную цель своей работы :


Определить пути повышения эффективности работы по коррекции речи на основе ведущей деятельности для данного возраста –игровой.


^ Основными направлениями коррекционной работы стали:


  • развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики при устранении недостаточности развития речевой моторики, освоение артикуляционных упражнений, развивающих подвижность артикуляционного аппарата;

  • закрепление и автоматизация произношения поставленных логопедом звуков;

  • закрепление, уточнение и активизация отработанного логопедом лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

  • закрепление сформированных логопедом грамматических категорий;

  • формирование диалогической и монологической форм связной речи;

  • закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

  • закрепление навыка чтения;

  • развитие памяти, внимания, мышления.


Концепция обучения базируется на том, что преодоление речевого нарушения строится на основе дифференциации и осуществляется с учетом состояния


здоровья, задатков, возможностей, интересов ребенка. Для реализации этой концепции намечены следующие пути:

  • Создание условий и отбор игр и игровых упражнений;

  • Определение целей, задач, содержание работы;

  • Прогнозирование результатов;

  • Разработка программы деятельности;

  • Определение методики работы.

Для создания оптимальных условий для коррекционной работы я отбирала игры и игровые упражнения, максимально насыщенные изучаемым звуком, лексическим и грамматическим материалом. В игровые формы вводила коррекционные задачи речевого развития по нарастающей сложности, старалась исключить использование дефектных звуков

Учитывая особенности речевого развития дошкольников, специфику школы, создала коллекцию игр для детей, имеющих речевые дефекты.

( Приложение 2)

Последовательность усвоения детьми звуков речи разработана с учетом формирования звуков речи при нормальном речевом развитии.
Закрепление произношения осуществляла путём закрепления артикуляционного уклада поставленного звука в слогах, в словах и предложениях; сравнения на слух поставленного звука с другими звуками речи.
По мере закрепления произношения вводятся упражнения, включающие 2-3 задания и, следовательно, требующие распределения внимания ребенка. Затем вводятся упражнения, связанные с развитием словаря и грамматически правильной речи. На последнем этапе обучения включаются специальные упражнения, направленные на развитие выразительности речи

При первоначальной постановке звука отбираю ряд звуков, принадлежащих к разным фонетическим группам; при этом стараюсь использовать все анализа­торы. Ввожу кинестетические ощущения для осоз­нанного звучания речи. Отработку звуков, смешиваемых в речи детей, осуще­ствляю поэтапно и распределяю во времени. Закрепление поставленных звуков провожу в процессе диффе­ренциации всех близких звуков. Материал по закреплению и автоматизации звуков под­бираю таким образом, чтобы в нем отсутствовали дефектные и смешиваемые в речи ребёнка звуки; чтобы отобранный мате­риал мог способствовать обогащению, уточнению словаря, вы­работке грамматически правильной связной речи.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия с ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. При их распределении также учитываю особенности каждого ребёнка. Например, если


у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему предлагаю собрать мозаику или нанизать бусы.

При организации работы по коррекции произношения у дошкольников использовала комплексно-игровой метод. Сюжетно-тематическая организация детской деятельности более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Для достижения поставленных целей использовала разнообразные методические приёмы, которые носят развивающий характер и учитывают требования к коррекции всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии.

Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматривались задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществлялась подготовка к обучению грамоте. Всё это, благодаря специфике детского организма, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно-сюжетная основа фронтальной работы с детьми была разнообразной с использованием:

  • сказочных сюжетов;

  • элементов фольклора;

  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

  • литературных персонажей;

  • известных и придуманных игр;

  • элементов сюжетно-дидактической игры;

  • настольно-печатных игр;

  • сюжетов и героев мультфильмов.

Особое место отвела сюжетно – ролевым играм, играм – драматизациям и играм с правилами: подвижным, хороводным.

Сюжетно – ролевая игра оказывает наиболее благоприятное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей, и т.д.

Я разговариваю с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить о чем – либо, сообщить что – то. В ходе игры всячески побуждаю детей обращаться с вопросами по поводу той и иной игрушки. Дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между


ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама, наливай чай», «Шофер едет на машине».

Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения, в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающий детей и взрослых. Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно – ролевой игре, я считаю, является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, набор посуды, мебели, овощей, фруктов, машин различного назначения и т.д. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы – заменители (палочки, кубики, шарики и т.д.). обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Дети подготовительной группы знают и очень любят играть в такие сюжетно – ролевые игры, как «Больница», «Магазин игрушек», «Продовольственный магазин», «Парикмахерская», «Почта», «Семья».

Руководя игрой, я учу детей рассуждать и обмениваться впечатлениями, устанавливать тождество или различие предметов, делать выводы.

Сюжетно – ролевые игры учат детей устанавливать смысловые связи и отношения между действующими персонажами и понимать разные жизненные ситуации. Передавая эти отношения посредством связной речи, дети осмысливают содержание жизненных ситуаций. Эти игры обеспечивают органическую связь между мышлением и речью, которая взаимообогащает эти важнейшие психические процессы и способствует развитию ребенка.

^ Дидактические игры не только имеют большое познавательное значение, расширяют кругозор детей, но и формируют психологическую базу речи, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия. Разнообразные дидактические игры на развитие слуха, дыхания, голоса, звукоподражания и т.д. – развивают зрительное и слуховое восприятие, внимание, мелкую моторику, подражательность, произвольную память и на простом речевом материале знакомят детей с разными образцами речи, данными воспитателем или логопедом. Для удобства пользования я провела систематизацию используемых в работе дидактических игр (приложение №3)

Дидактические игры с четкими, строго упорядоченными правилами и действиями, ставят всех речевых детей в равное положение, что способствует воспитанию у них дисциплинированности, собранности, выдержки. Выбор водящего приучает детей к спокойному началу игры, правильному ее развитию и окончанию. В дидактической игре наибольшее значение приобретает образец речи воспитателя. Неизменность данных воспитателем речевых стереотипов способствует спокойному общению детей. Отсутствие вследствие этого задержки в речи не нарушает течение игры. По мере усвоения активного поведения и правильной речи, дети все реже пользуются готовыми речевыми стереотипами, поскольку самостоятельная организация игры требует от них и самостоятельных форм общения. Дидактические игры, несущие скрытую педагогическую цель – сформировать у детей правильную речь, одновременно дают им определенные знания, обогащают словарный запас, совершенствуют грамматический строй речи, психические процессы. Развивается восприятие цвета, формы, величины предметов. / «На что похоже?», «Найди такой же предмет?», «Большой - маленький»/. Целый ряд игр направляю на развитие логического мышления: «Письма», «Сколько ног?», «Что из чего сделано?».

В играх с картинками дети классифицируют предметы и явления, что развивает связанные с этим, умственные действия, операции обобщения и сравнения: «Назовите одним словом», «Найди и положи», «Кто это и что это?» и др.

Применяя дидактические игры, я существенно увеличиваю эффективность процесса формирования связного речевого высказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. По сравнению с нормально развивающимися детьми рассказы детей, имеющих общее недоразвитие речи, отличаются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением логичности, наличием аграмматизмов и другими особенностями.

В начале работы дидактическая игра включает ряд схем, нацеливающих детей на называние основных признаков описываемого предмета. Например, в задании «Опиши овощи и фрукты» схемы направляют внимание ребенка на обозначение формы, цвета, запаха, сочности, вкуса описываемых овощей или фруктов.

Далее учу детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ. К примеру, в задании «Расскажи о домашнем животном» наглядная модель рассказа-описания включает следующие стилизованные изображения: «зеркало» — внешний вид животного; «человек» — какую пользу животное приносит человеку; «кастрюля» — чем питается животное; «домик» — где оно живет; «коляска» — как называются детеныши; «ухо» — как животное подает голос.

При затруднениях некоторых детей в процессе рассказывания использую дополнительные опоры, помогающие ребенку определить последовательность изложения отдельных частей рассказа (например, при описании внешнего вида животного). Постепенно дети учатся составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор.

В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии использую игры, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых мною наглядных опор напоминает детям о так называемых «ключевых» словах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания. Приемы помощи детям с ОНР III уровня различны: предоставление образца рассказа, использование вопросов различного типа, совместное составление рассказа, стимулирование детей к самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели и др.

Для детей, имеющих речевые дефекты особенно полезны хороводные игры. Используя плясовые, хороводные мелодии с ярким мелодическим началом и простой песенно – ритмической основой учу детей владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения, так как воспитание этих умений положительно влияет на речь. Игры с пением развивают у детей произвольное поведение, нормализуют переключаемость процессов возбуждения и особенно торможения, поскольку движение организуется в соответствии с музыкой во времени и в пространстве. При использовании роли, ребенку необходимо отобрать нужный «запас» движений, своевременно их применить, затормозить ненужные в данный момент. Это способствует воспитанию находчивости, инициативы, воли и умению планировать ряд последовательных движений.

Кроме того, игры с пением развивают внимание (необходимо слушать мелодию, выдерживать паузы, во время вступать в игру, менять движения), чувство коллективизма, ответственности за общую игру; совершенствуют просодические компоненты речи. Дети знают такие хороводные игры: «Скворушка прощается», «Осень», «Зайка серый умывается», «Жучок - паучок», «Кабачок», «Зайка- зайка…»

Очень значима роль подвижных игр в развитии речи детей. Опыт показывает, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы подготавливает и совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями, обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой,

четкой и эмоциональной. Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, обучаю детей правильному дыханию с акцентом на выдохе: «Перышки», «Подпрыгни и подуй на шарик», «Насос», «Задуй свечу», «Кораблик».

В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предметов и наречий, обозначающих пространственные отношения (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом), и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.

Однако выбор игры никогда не бывает случайным. При постановке у ребёнка конкретного звука подбираю игры и игровые действия, ситуации, способствующие закреплению артикуляционные и акустические признаки.

На данном этапе реализую следующие задачи:

  • уточняю артикуляцию – положение губ, языка, и зубов при произношении изучаемого звука;

  • уточняю акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие); поётся или не поётся звук (гласные или согласные), мягкость и твёрдость;

  • находим образное сравнение звука;

  • обозначаем их цветовыми символами

Для определения характеристики звуков помогают «Девочки-звуки» (гласные), «Мальчики-звуки» (согласные, в разных костюмчиках, с колокольчиком и без него.). Соответственно, «Девочки-звуки» в красных костюмчиках с колокольчиком (гласный звук, участвует в образовании голос). «Мальчики-звуки» в синих костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, твёрдый), без колокольчика – согласный, глухой, твёрдый. «Мальчики-звуки» в зелёных костюмчиках с колокольчиком (согласный звук, звонкий, мягкий), без колокольчика – согласный, глухой, мягкий.

Далее отрабатываем произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют «вопилки» и «дразнилки», с Колобком поют песенки, с Домовёнком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.

Провожу игры «Наоборотики» – преобразование слогов (твердые в мягкие, мягкие в твёрдые).

Произношение звуков в словах базируются на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей. Провожу игры на развитие слухового внимания: «Узнай инструмент», «Слушай и делай», «Делай как скажу, а не как покажу», «Будь внимателен», «Подскажи словечко», «Послушай и сделай», «Дятел», «Какое

слово отличается от других?», «Четвёртый лишний», «Определи на слух самое короткое слово», «Какие пары слов похожи по звучанию?».

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, пища и т.д.), способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова), - развивает звуковое чутьё.Организую игры «Угадай звук в слове?», «Определи место звука в слове?»

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе веду работу над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставлю таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками.

Для развития слухового внимания подобрала словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто стоял или сидел между ними?», «Кто улетел?».Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы игровым персонажам, друг другу, воспитателю. Намеренно допущенные мной ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям:

  • согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

  • образование относительных прилагательных.

Забавными и интересными бывают задания с просьбой определить предметы на ощупь, которые развивают осязание.

Установление закономерностей в усвоении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятий решаю следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;

  • актуализация накопленного словаря;

  • формирование связности и четкости высказываний;




  • работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений.

Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» и «небывальщинах» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно мною допущенные.

Обязательным условием при выборе принципов и приёмов организации заданий на этом этапе работы над предложением является связь с сюжетом игры. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;

  • развитие словотворчества;

  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками по заданию логопеда. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей игрового сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета игры. По ходу игры дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций направлено на формирование логических умозаключений

Организуется пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий (имитация движений, разыгрыванием сценок и т.д.)


Эффективности коррекционной работы невозможно достичь вне связи с развитием психологической базы речи, познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

Для развития мышления использую:

  • выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать. Толкование пословиц и метафор и т.д.;

  • моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв;

  • складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы;

  • игра «IV лишний»

Для стимуляции слухового внимания хорошо подходят игры и упражнения из программы детского сада («Угадай, кто кричит?»;«Угадай, на чём играют?»;«Угадай, что делают?»;«Найди пару»;«Где мой домик?»;«Узнай по описанию»;«Телефон»;«Отгадай сказку по отрывку».


  • Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания использую , когда необходимо выделить время на индивидуальную работу и занять других детей (длительная сортировка и нанизывание бусинок; лабиринты ). Рисунок-схему, тактильные ощущения посредством узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, на ощупь использую для развития образной памяти, а игры на выполнение многошаговых инструкций –оперативной памяти. Например, игра «Найди клад»;«Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности);«Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение; рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

Для обеспечения комплексного подхода к формированию полноценной речевой деятельности у детей, разработали «Программу психолого – медико – педагогической реабилитации детей подготовительных групп» в условиях школы – интерната и подготовки их к школе. Реализуется программа в рамках логопедического блока, созданного в школе (Приложение 4)


^ Результативность опыта

В результате проведенной работы к концу учебного года у детей значительно улучшилось фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова.

Повторный анализ обследования речи детей по той же методике, что и в начале года, показал: умеют производить звуковой анализ слов, состоящих из 4-5 звуков, слов со стечением согласных -76, 9% нарушение слоговой структуры слов осталось лишь у 23% учащихся, научились согласовывать слова в роде, числе, падеже -61,5%, умеют употреблять существительные в форме множественного числа- 61,5%, научились правильно согласовывать существительные с числительными - 61,5%,хорошо пересказывают текст - 61,5%,умеют составлять рассказ по картинке -61,5%,составляют, но иногда требуется помощь- 30,7%, составляют рассказ по серии картинок - 50%

В результате коррекционно-развивающей работы 7 успешно освоили программу дошкольного отделения и переведены в первый класс, 2 воспитанников продолжат подготовку к обучению в подготовительных группах в соответствии с возрастом. Однако и у их отмечается значительное улучшение всех показателей. 3 выведены в массовые школы( Приложение 1)


Заключение

Итак, игровая деятельность имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры, помогают автоматизировать звуки в связной речи. Кроме того, игра позволяет расширить кругозор, обогатить словарь, помогает эффективно и интересно для детей строить сложный процесс формирования полноценной речевой деятельности дошкольником, повышает эффективность логопедического воздействия.


Библиографический список

  1. Богусловская З.М., Смирнова Е.О.

Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1991. – 207с.

  1. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В.

Развивающие тгры для дошкольников. Популярное пособие для детей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 208с.

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А.

Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталым дошкольников: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 191с.

  1. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии \ Под редакцией Л.В. Шапковой. – СПб, «Детство - ПРЕСС», 2002, 160с.

  2. Лаврентьева С.В. Семейная игротека. –

СПб.: Речь, 2003. – 112с.

  1. М.Ф. Фомичева воспитание у детей правильного произношения. –

М.: Просвещение, 1989

7. Т.А. Ткаченко Игры и упражнения по развитию фонетического восприятия.

- С. – Петербург, ,Детство – Пресс, 1998


Приложение 1.







Приложение 2.

Система игровых упражнений на развитие памяти у детей 6-7 лет

Октябрь

Задачи

Д/игры, упражнения

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Нарисуй, что запомнил» (5предметов)

«Продолжи ряд» (графический диктант №1)

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Запомни фигурки» (посмотри 5 геометрических фигур, нарисуй, вспомни цвет и форму)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) >

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Пропущенная цифра» (читается цифровой ряд и пропускается цифра)

«Продолжи ряд» (графический диктант №2)

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Вспомни буквы» (вспомни и напиши буквы (5), которые только что видел)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v

Ноябрь

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие графических навыков

«Чего не стало?» (с игрушками)

«Проведи пунктирные линии сверху вниз»

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Нарисуй, что запомнил» (7 предметов)

«Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь)

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие графических навыков

«Кого не стало?» (с детьми)

«Проведи пунктирные линии слева направо»

1) Развитие тактильной,

зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Кто стоит перед тобой» (у ребенка завязаны глаза, определяет на ощупь)

«Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши)

Декабрь

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие графических навыков

«Нарисуй то что запомнил» (запомнить и затем зарисовать изображение любых фигур»

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

1) Развитие двигательной памяти

 

2) Развитие мелкой моторики

«Повтори движение» (один наблюдает за несколькими детьми, затем повторяет движения того, кого выберет ведущий)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ?

1) Развитие наблюдательности, зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Художник» (не называя ребенка, дать другому его словесный портрет, не глядя на него)

«Продолжи ряд» (графический диктант №3)

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие графических навыков

«Запомни слова» (запомни и воспроизведи 10 слов)

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

Январь

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Радио» (диктор разыскивает девочку по описанию)

«Продолжи ряд» (графический диктант №4)

1) Развитие двигательной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Кукловод» I вариант

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Повтори рассказ» (воспроизведение рассказа 2-3 пр.)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Назови и нарисуй все цвета радуги по порядку)

«Продолжи ряд» (графический диктант №5)

Февраль

1) Развитие двигательной памяти

2) Развитие графических навыков

«Кукловод» II вариант

“Наматываем клубочки” (от центра)

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие графических навыков

«Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись, кто за кем стоит – 5 чел.)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

1) Развитие моторно-зрительной памяти

2) Развитие графических навыков

«Разведчики» I вариант.

«Наматываем клубочки» (с края в центр)

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Я помню 5 имен мальчиков…»

«Продолжи ряд» (графический диктант №6)

Март

1) Развитие моторно-слуховой памяти

2) Развитие зрительно-моторной координации

«Повтори за мной» (отработка ритмических фраз)

«Точки» (копирование группы точек)

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие графических навыков

«Я помню 5 названий городов…»

«Наматываем клубочки» (по часовой стрелке)

1) Развитие моторно-зрительной памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Разведчики» II вариант

“Продолжи ряд” (графический диктант №7)

1) Развитие зрительной памяти

2) Развитие графических навыков

«Запомни порядок» (перечисли, отвернувшись, кто за кем стоит-7 чел.)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

Апрель

1) Развитие памяти, ориентировки

в пространстве

2) Развитие графических навыков

«Где ты был?»

«Нарисуй рисунок по точкам»

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие графических навыков

«Антонимы»

«Графические узоры» (продолжи по клеточкам)

1) Развитие моторно-слуховой

памяти

2) Развитие мелкой моторики

«Повтори за мной» (отработка ритмических фраз)

«Продолжи ряд» (графический диктант №8)

1) Развитие слуховой памяти

2) Развитие графических навыков

«Синонимы»

«Нарисуй рисунок по точкам»

^ Система игровых упражнений на развитие внимания у детей 6-7 лет

Октябрь

Задачи

Д/игры, упражнения

1) Развитие внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Переплетенные линии» (проследи глазами все линии без помощи рук и найди конец каждой линии)

«Продолжи ряд» (графический диктант №1)

1) Развитие зрительного восприятия

2) Развитие мелкой моторики

«Сложи картинку» (складывание целого из частей)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) >

1) Развитие внимания (избирательность внимания)

2) Развитие мелкой моторики

«Помоги Коту в сапогах найти второй сапог»

«Продолжи ряд» (графический диктант №2)

1) Развитие слухового восприятия

2) Развитие мелкой моторики

«Слушай хлопки» (слушай сколько раз я хлопну в ладоши - нарисуй столько кружков)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v

Ноябрь

1) Развитие зрительного внимания

2) Развитие графических навыков

«Угадай, чего не стало?»

«Проведи пунктирные линии сверху вниз»

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Лягушка» (угадай по голосу)

«Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь)

1) Развитие объема и концентрации внимания

2) Развитие графических навыков

«Выложи кружки как у меня»

«Проведи пунктирные линии слева направо»

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Запретное число»

«Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши)

Декабрь

1) Развитие произвольного внимания

2) Развитие графических навыков

«Четыре стихии»

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

1) Развитие тактильного восприятия

2) Развитие мелкой моторики

«Чудесный мешочек» (узнай предметы на ощупь)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ?

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Нарисуй фигуры» (затем выполнить с ними действия по инструкции)

«Продолжи ряд» (графический диктант №3)

1) Развитие зрительного внима-ния, концентрации внимания

2) Развитие графических навыков

«Перепутаница» (найди предмет в запутанном рисунке)

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

Январь

1) Расширение объема внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Угадай: какой буквы не стало?»

«Продолжи ряд» (графический диктант №4)

1) Развитие зрительного внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Опиши…» (кого-нибудь из детей… по памяти с закрытыми глазами)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \

1) Развитие произвольного внимания

2) Развитие графических навыков

«Перепутаница» (что неправильно нарисовал художник)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

1) Развитие концентрации внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Найди фигуру» (уметь выделить фигуру из «зашумленного» рисунка)

«Продолжи ряд» (графический диктант №5)

Февраль

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие графических навыков

«Слушай» (займи позу на определенное количество хлопков)

«Наматываем клубочки» (от центра)

1) Расширение объема внимания

2) Развитие графических навыков

«Выложи цифры» (в той последовательности как было)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие графических навыков

«Горшочек»

«Наматываем клубочки» (с края в центр)

1) Развитие зрительного внимания

2) Развитие мелкой моторики

«Что изменилось?» (на столе, в группе, дети пересели)

«Продолжи ряд» (графический диктант №6)

Март

1) Развитие произвольного внимания

2) Развитие зрительно-моторной координации

«Путаница имен» (с мячом)

«Точки» (копирование группы точек)

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие графических навыков

«Улиточка» (узнай по голосу)

«Наматываем клубочки» (по часовой стрелке)

1) Развитие зрительного восприятия

2) Развитие мелкой моторики

«Найди 5 отличий» (чем 2 картинки отличаются)

«Продолжи ряд» (графический диктант №7)

1) Развитие устойчивого внимания

2) Развитие графических навыков

«Вычеркни букву» (газетный вариант)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

Апрель

1) Развитие слухового внимания

2) Развитие графических навыков

«Слухачи» (послушаем звуки)

«Нарисуй рисунок по точкам»

1) Развитие зрительного восприятия

2) Развитие графических навыков

«Найди отличия» (чем 2 картинки отличаются)

«Графические узоры» (продолжи по клеточкам)

1) Развитие слухового восприятия

2) Развитие мелкой моторики

«Лабиринт» (графический диктант – помоги человеку добраться до цирка)

«Продолжи ряд» (графический диктант №8)

1) Развитие слухового восприятия

2) Развитие графических навыков

«Нелепицы» (что неправильно сказано)

«Нарисуй рисунок по точкам»

^ Система игровых упражнений на развитие мышления у детей 6-7 лет

Октябрь

Задачи

Д/игры, упражнения

1) Развитие логического мышления

2) Развитие мелкой моторики

«Летает не летает»

«Продолжи ряд» (графический диктант №1)

1) Развитие умения классифицировать

2) Развитие мелкой моторики

«Найди 2 одинаковых предмета» (из ряда похожих)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) >

1) Развитие логического мышления

2) Развитие мелкой моторики

«Съедобное несъедобное»

«Продолжи ряд» (графический диктант №2)

1) Развитие умения классифицировать

2) Развитие мелкой моторики

«Что лишнее?» (вербально)

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) v

Ноябрь

1) Развитие умения сравнивать

2) Развитие графических навыков

«Найди 5 отличий» (2 картинки)

«Проведи пунктирные линии сверху вниз»

1) Развитие логического мышления

2) Развитие мелкой моторики

Задача-шутка «Сколько ушей у 2 мышей?»

«Увеличь фигуру» (обведи по контуру и увеличь)

1) Развитие зрительного синтеза

2) Развитие графических навыков

«Чего не хватает на рисунке?» (Найди недостающие детали изображения)

«Проведи пунктирные линии слева направо»

1) Развитие слухового синтеза

2) Развитие мелкой моторики

«Нелепица» (вербально)

«Уменьши фигуру» (обведи по контуру и уменьши)

Декабрь

1) Развитие логического мышления

2) Развитие графических навыков

Задача-шутка «Сколько сапожек Оля купила, чтобы кошка лапок не замочила?»

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

1) Развитие анализа и синтеза

2) Развитие мелкой моторики

«Собери танграм»

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) ?

1) Развитие умения обобщать

2) Развитие мелкой моторики

«Я знаю 5 названий…»

«Продолжи ряд» (графический диктант №3)

1) Развитие умения классифицировать

2) Развитие графических навыков

«Что лишнее?» (с картинками)

«Закончи задание» (с опорой на рисунок)

Январь

1) Развитие логического мышления

2) Развитие мелкой моторики

Думай и считай : «На столе 3 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?»

«Продолжи ряд» (графический диктант №4)

1) Развитие слухового синтеза

2) Развитие графических навыков

«Нелепица» (вербально)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

1) Развитие логического мышления

2) Развитие мелкой моторики

Отгадай загадку: «Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибегала. Сколько вместе кошек стало?»

«Заштрихуй фигурки» (в заданном направлении) \

1) Развитие зрительного синтеза

2) Развитие мелкой моторики

«Перепутанница» (Что неправильно нарисовал художник?)

«Продолжи ряд» (графический диктант №5)

Февраль

1) Установление последовательности событий

2) Развитие графических навыков

«Разложи картинки так, чтобы получился рассказ»

“Наматываем клубочки” (от центра)

1) Развитие зрительного синтеза

2) Развитие графических навыков

«Перепутанница» (Сколько геометрических фигур здесь нарисовано?)

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

1) Развитие умения обобщать

2) Развитие графических навыков

«Я знаю 5 названий…»

«Наматываем клубочки» (с края в центр)

1) Развитие логического мышления

2) Развитие мелкой моторики

Задача-шутка: «Росло 4 березы. На каждой березе по 4 ветки, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок?»

«Продолжи ряд» (графический диктант №6)

Март

1) Развитие умения сравнивать

2) Развитие зрительно-моторной координации

«В ряду похожих найди предмет, отличающийся от других»

«Точки» (копирование группы точек)

1) Развитие умения классифицировать

2) Развитие графических навыков

«Что лишнее?» (вербально)

«Наматываем клубочки» (по часовой стрелке)

1) Развитие умения сравнивать

2) Развитие мелкой моторики

«Найди 10 отличий» (2 картинки)

“Продолжи ряд” (графический диктант №7)

1) Развитие логического мышления

2) Развитие графических навыков

Задача-шутка: «В аквариуме, в молоке, плавали 4 рыбки, к ним добавили еще 2 рыбки. Сколько рыбок плавает в аквариуме?»

«Закончи ряд» (с опорой на рисунок)

Апрель

1) Развитие тактильных анализаторов

2) Развитие графических навыков

«Чудесный мешочек» (Узнай и назови предмет на ощупь)

«Нарисуй рисунок по точкам»

1) Развитие логического мышления

2) Развитие графических навыков

Задача-шутка: «Бабушка связала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки?»

«Графические узоры» (продолжи по клеточкам)

1) Развитие умения классифицировать

2) Развитие мелкой моторики

«Что лишнее?» (с картинками)

«Продолжи ряд» (графический диктант №8)

1) Развитие логического мышления

2) Развитие графических навыков

«Синоним-антоним»

«Нарисуй рисунок по точкам»



Приложение № 3

Тематический план игровых занятий по коррекции речи

День

п/п

Тема и задачи занятия

1.

1, 2

Первая встреча со школой “Шаг за шагом”.

1. Развитие речи, внимания и двигательной памяти.
2. Развитие мелкой моторики руки.
3. Моделирование и счет порядковый и числительный.
4. Автоматизация звуков.

2.

3, 4

В магазине игрушек”. “В мире животных”.

1. Развитие пространственной ориентировки, мышления.
2. Развитие умения слышать звуки и называть их.
3. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове.

3.

5, 6

Птичий базар”.

1. Развитие пространственной ориентировки, внимания, мышления.
2. Сравнение предметов, уравнивание, количественный и порядковый счет.

4.

7, 8

У нас в гостях кукла Маша”. “В лес за грибами”.

1. Звук [и] и буквы И, и. Звук [ы] и буква ы.
2. Цифры 1,2,3. Числовой ряд.
3. Развитие мелкой моторики руки.
4. Развитие слуховой памяти, быстрой реакции, внимания, пространственной ориентировки, мышления.

5.

9, 10

На цветочной поляне”. “Путешествие насекомых”.

1. Определение количества звуков и их кодирование.
2. Решение примеров вида +1,–1, стихотворных задач.
3. Развитие пространственных отношений, мышления, слуховой и двигательной памяти.
4. Постановка руки.

6.

11, 12

Наши верные друзья”. “Мы поехали на разных видах транспорта”.

1. Звук [т] и буквы Т, т. Автоматизация звука [г] в словах, повторение пройденных букв.
2. Цифра 5.
3. Развитие мышления, пространственных отношений, слуховой памяти.
4. Развитие речи.

7.

13, 14

Усатый-полосатый”. “Радуга-дуга”.

1. Сравнение групп предметов и уравнивание, закрепление знаний свойств геометрических фигур.
2. Повторение знаний о слове, слоге, звуках и буквах. Звук [к] и буквы К, к. Дифференциация звуков [с], [ц], [ч
3. Развитие пространственной ориентировки, мышления, внимания, речи.
4. Постановка руки.

8.

15, 16

Случай в лесу”. “Жители Африки”

1. Решение задач.
2. Звук [л] и буквы Л, л. Повторение пройденных букв.
3. Развитие тактильной памяти, двигательной памяти, мышления, внимания, пространственной ориентировки.
4. Развитие речи.
5. Постановка руки.

9.

17, 18

На рыбалке”. “Сбор урожая”.

1. Буквы Р, р. Чтение слогов.
2. Цифра 7. Сравнение групп предметов и уравнивание.
3. Развитие мышления, пространственной ориентировки, внимания.
4. Развитие речи. Постановка руки.

10.

19, 20

В гостях у времен года”.   “Все работы хороши – выбирай на вкус”.

1. Звук [в] и буквы В, в. Повторение букв.
2. Счет порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел.
3. Постановка руки.
4. Развитие словесно-логической памяти, пространственной ориентировки.

11.

21, 22

Почтальон разносит почту”. “Моя семья”.

1. Звук [п.] и буквы П., п. Автоматизация звуков [с], [з].
2. Цифра 8. Образование чисел с помощью единицы.
3. Постановка руки.
4. Развитие пространственной ориентировки, внимания, речи.

12.

23, 24

В магазин за покупками”. “Растительное домино”.

1. Звук [м] и буквы М, м.
2. Сравнение предметов. Взаимосвязь между компонентами действий сложения и вычитания.
3. Состав чисел.
4. Развитие мышления, памяти.

13.

25, 26

Зимние забавы”. “Елочка зажигает огни”.

1. Звук [з] и буквы е, е.
2. Прямой и обратный счет, решение примеров.
3. Развитие словесно-логической памяти, зрительной памяти, мышления.
4. Постановка руки.

14.

27, 28

Дни недели”. “ Банный день или стыд и срам грязнулям”.

1. Прямой и обратный счет. Повторение состава чисел 3,4,5.
2. Повторение изученных букв. Звук [б] и буквы Б,б.
3 Развитие внимания, пространственной ориентировки, быстроты, внимательности, зрительной памяти.
4. Развитие речи.

15.

29, 30

Инструменты все я знаю”. “Бережем время”.

1. Счет прямой и обратный. Решение примеров.
2. Автоматизация звука [л]. Звук [д], буквы Д, д.
3. Развитие мышления, внимания.
4. Развитие речи.

16.

31, 32

Яблочный день”. “Грибная охота”.

1. Порядок чисел, состав числа 6. Решение и составление задач.
2. Буквы Я, я. Звук [г] и буквы Г, г.
3. Развитие памяти, мышления, внимания.

17.

33, 34

Школьные принадлежности”.

1. Звук [ч], буквы Ч, ч. Звук [ш], буквы Ш, ш. Буква ь. Автоматизация звуков [ч], [ш].
2. Состав чисел 4,5. Решение задач. Повторение знаний о геометрических фигурах квадрате и треугольнике.
3. Развитие тактильной памяти, мышления, речи.
4. Постановка руки.

18.

35, 36

Домик жука”. “Слава хлебу на столе”.

1. Повторение состава числа 7. Решение задач.
2. Звук [ж], буквы Ж,ж. Звук [х], буквы Х, х.
3. Развитие тактильной памяти, логического мышления, внимания.
4. Развитие речи и техники чтения.



Приложение 4 . Материалы из опыта работы

Игра «Помоги Наташе разложить вещи по местам».

Цель: закрепить понимание и употребление глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки), журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

^ Инструкция логопеда: «Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т.п.)? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т.п.)?».

Ход выполнения задания. Воспитатель предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на его вопросы.

^ Примерные ответы детей: «Я поставлю молоко в холодильник. Я положу ключ в сумку. Я повешу юбку в шкаф» и т.п.

Игра «Угадай, какие это фрукты?»

Цель: развитие понимания категории рода у прилагательных; обогащение активного лексикона детей прилагательными, обозначающими разные признаки предметов (фруктов).

Материал: карточки-схемы, отображающие отдельные признаки и свойства фруктов (форма, цвет, вкус и др.); предметные картинки с изображениями фруктов.

^ Инструкции логопеда: «Посмотрите на эти картинки. Назовите их»; «Отгадайте, какой из фруктов я опишу. Желтый, овальный по форме, кислый, сочный»; «Как ты догадался, что это лимон (апельсин и т.п.)?»; «Вспомните, что я говорила о лимоне. Карточки-помощники вам помогут».

^ Ход выполнения задания. Воспитатель обращает внимание детей на изображения фруктов, просит назвать их. Затем предлагает отгадать, какой из фруктов она описывает с помощью карточек-схем. В процессе описания отдельных видов фруктов детьми логопед стимулирует использование ими прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов.

^ Примерные ответы детей: «Это лимон. Он желтый, овальный по форме, кислый, сочный».

Примеры игр на словоизменение:

Игра «Опиши овощи и фрукты».

Цель: закрепление навыка использования прилагательных, обозначающих различные признаки фруктов; развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; формирование навыка составления описательного рассказа о предмете.

Материал: схемы для описания овощей и фруктов (форма, цвет, запах, сочность, вкус), выполнения действий по отношению к ним (посмотрим, потрогаем, понюхаем, попробуем).

Инструкция: «Посмотрите на эти карточки. Они помогут вам правильно описать разные фрукты»; «Представьте, что вы делаете с овощами и фруктами то, что обозначают эти карточки-схемы. А теперь отвечайте на мои вопросы. «Что можно сказать о лимоне, яблоке» и т.д.

^ Ход выполнения задания. Работа с детьми организуется логопедом поэтапно. На первом этапе детям предлагается описывать овощи и фрукты с помощью схем (образец дается воспитателем). На втором этапе детям предлагается мысленно выполнить те или иные действия с фруктами (овощами), которые иллюстрируют соответствующие схемы, и ответить на вопросы воспитателя по поводу результата действия.

^ Примерные ответы детей: «Это яблоко. Оно красное, круглое по форме. Яблоко твердое, сочное, сладкое, вкусное».

В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР III уровня. Применение дидактических игр может способствовать более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания. Предлагая детям выполнить задания по теме «В семье слов», логопед на практическом уровне формирует у детей умение подбирать родственные слова к заданному слову. В последнем случае наглядные схемы ориентируют детей на поиск слов-«родственников» в определенном лексико-семантическом поле.

Проиллюстрируем возможности использования дидактической игры для развития словообразовательных операций.

Игра «Вкусный сок».

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материал: наглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока), вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

^ Инструкция логопеда: «Я люблю яблочный сок. А ты? Какой сок любит Вова?»

Ход выполнения задания .Воспитатель, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

^ Примерные ответы детей: «Я люблю сливовый сок. Вова любит апельсиновый сок».

Примеры игр на усвоение предлогов:

Игра «Где лежит мяч?»

Цель: практическое усвоение падежных конструкций с предлогами на, под, в, за, из-за, из-под.

Материал: серия стилизованных сюжетных картинок (или схем), изображающих различное положение мяча по отношению к другим предметам (домашних животных и сказочных героев, играющих в «прятки»).

Инструкция: «Посмотрите на картинку. Где лежит мяч?» (Куда положил Вова мяч? Куда закатился мяч? Откуда достанет Вова мяч? Куда спряталась кошка? Откуда выглядывает Филя? и т.п.).

^ Ход выполнения задания. Логопед предлагает детям последовательно рассмотреть картинки и ответить на вопросы.

Примерные ответы детей: Мяч лежит на шкафу (на холодильнике, под холодильником, под шкафом). Мяч лежит на стуле (под стулом, в коробке). Вова положил мяч на тумбочку (под тумбочку). Мяч лежит на кровати (под кроватью). Кошка спряталась за диваном (за шкафом, за домом). Кошка выглядывает из-за дивана (из-за шкафа, из-за дома, из-под стола, из-за кресла). Филя выглядывает из-за ели и т.п.

Игра «Кто какую пользу приносит».

Цель: составление простого распространенного предложения с прямым дополнением по заданной схеме.

Материал: наборное полотно с двумя карманами; предметные картинки.

^ Ход выполнения задания. Воспитатель показывает предметные картинки, расположенные в обоих карманах наборного полотна (в первом — с изображениями домашних животных и птиц, во втором — с изображениями тех предметов, которые связаны с пользой, приносимой животными и птицами). Демонстрируется наглядная схема, иллюстрирующая тип будущих высказываний детей («курица — яйца»). Логопед стимулирует составление детьми предложений по составленным схемам.

Примерные ответы детей: «Куры несут яйца. Куры дают перья. Кошка ловит мышей. Лошадь возит грузы».

Игра «Исправь ошибку».

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкции; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материал: предметные картинки (червяк и цыпленок; кастрюля и женщина; бабочка и девочка; мышка и кошка и др.), карточка со стрелкой; магнитная доска (для составления модели предложения).

Инструкция: «Смотри и слушай внимательно: «Рыба поймала мальчика». Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась».

^ Ход выполнения задания. Воспитатель последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой (субъект действия, предикат, объект действия). Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки. После выполнения детьми нескольких заданий предложения произносятся логопедом без зрительной опоры («куры кормят хозяйку»; «коза пасет девочку»; «чай выпил мальчика» и т.п.).

^ Примерные ответы детей: «Это неправильно. Рыба не может поймать мальчика. Надо сказать: «Мальчик поймал рыбу».


Задание «Опиши животное».

Цель: формирование умения составлять описательный рассказ по опорным картинкам.

Материал: картинки-схемы для составления описательного рассказа.

^ Ход выполнения задания. Воспитатель рассказываем детям, как пользоваться схемами для описания животного (1 картинка «зеркало» — внешний вид; 2 — «человек» — какую пользу приносит человеку; 3 — «кастрюля» — что любит; 4 — «домик» — где живет; 5 - «коляска» - как называются детеныши; 6 — «наушники» — как подает голос).

^ Примерный ответ ребенка: Это кошка. У нее пушистый длинный хвост, маленькие уши, красивые глаза, маленькие лапки с острыми когтями. Она ловит мышей. Кошка любит лакать молоко. Она очень любит лежать на диване. У кошки котята. Кошка мяукает и мурлычет.

Задание «Составим рассказ по опорным картинкам».

Цель: формирование связного речевого высказывания по опорным картинкам.

Материал: опорные картинки (мальчик; окно; дуб; дуб осенью, зимой, весной и летом; птица; кормушка, скворечник, птенцы в гнезде).

Инструкция: «Послушайте мой рассказ (рассказывает, используя опорные картинки). Почему птицы не прилетали на этот дуб? Как вы думаете? (Они не прилетали, потому что мальчик никогда зимой не вешал кормушку, а весной не делал скворечник). Потом он исправил свою ошибку. Теперь на дубе всегда были птицы, зимой они прилетали к кормушке. А весной вили гнезда и выводили птенцов. Дуб ожил, на нем весело пели птицы!»

^ Ход выполнения задания. Воспитатель составляет рассказ, используя опорные картинки и стимулируя детей к высказываниям в контексте общего повествования (описание дуба в разные времена года). После рассказа задает вопросы детям и помогает им ответить с использованием других опорных картинок. После этого (возможно на последующих занятиях) можно предложить некоторым детям повторить весь рассказ.

^ Примерный ответ ребенка (с помощью воспитателя): «Жил-был мальчик. Он любил смотреть в окно. За окном рос красивый могучий дуб. Весной на ветках появлялись зеленые почки. Летом он шумел густой сочной листвой. Осенью дуб был золотой. Зимой его покрывал легкий пушистый снег. И только птицы никогда не прилетали на этот дуб. Мальчик сделал кормушку, насыпал в нее зернышек и повесил ее на дуб. Стали прилетать птицы. Они клевали зернышки. Весной мальчик смастерил скворечник и прикрепил его к веткам дуба. Прилетели птицы и поселились в скворечнике. Они вывели птенцов. Дуб ожил. Весело поют на нем птицы!».

Задание «Составим рассказ вместе».

Цель: формирование связного речевого высказывания; развитие логического мышления; развитие умения творчески закончить рассказ с опорой на предметные картинки.

Материал: стилизованные предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; лыжи; солнце и ручейки; дом; вопросительный знак; самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Инструкция: «Давайте составим рассказ, используя эти картинки (далее дети с помощью логопеда составляют начало рассказа). Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?»

^ Ход выполнения задания. Воспитатель направляет внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулирует их к самостоятельному, творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей воспитатель помогает им с помощью различных вопросов.

^ Примерные ответы детей: «Вова взял лыжи и пошел гулять. На улице светит яркое солнце, снег тает, блестят лужи, бегут ручейки. На лыжах кататься нельзя. Наступила весна. Вова вернулся домой. Он взял кораблик и снова вышел на улицу. Вова стал пускать кораблик в ручейке».


^

План развития сюжетно-ролевой игры
в средней группе детского сада "Автопарк"


Задачи:

  1. Обогащать содержание сюжетно-ролевой игры "Автопарк" за счёт расширения представлений детей об окружающем мире (экскурсии, художественная литература, дидактические игры и пр.);

  2. Продолжать формировать умения менять в ходе игры роль и ролевое поведение при необходимости введения в сюжет новых персонажей, развивать у детей умение подключаться к игре двоих (или нескольких) сверстников, находя подходящую по смыслу роль;

  3. Продолжать учить разворачивать самостоятельно сюжет, учить детей готовить обстановку для игры, самостоятельно и с помощью воспитателя изготавливать необходимые атрибуты.

  4. Автоматизация шипящих звуков



Подготовительный этап

Изменение игровой среды

Кусты ролей

ГАРАЖ

  • Экскурсия к проезжей части

  • Целевые прогулки по улицам района, наблюдение за движением транспорта с целью закрепления ПДД, названий марок машин, их назначение

  • Работа с плакатами серии "ПДД – малышам"

  • Стихи, загадки о транспорте

  • Дидактические игры "Виды транспорта", "Узнай по описанию", "Подбери гараж для машины"

  • Совместное изгототовление атрибутов: "ключи" от машин, вывеска, шапочки таксистов

  • Внесение оборудования: крупный конструктор, огнетушитель, телефон

СЛОВАРЬ

Радиатор, фары, кабина, кузов, автомобильный транспорт, скорость, маршрут

^ В – начальник гаража
Р– водитель
Р– диспетчер


P – начальник гаража
В – водитель 1
Р – водитель 2
Р – диспетчер

АЗС

  • Целевая прогулка к АЗС

  • Просмотр отрывков из х/ф "Королева бензоколонки" и т.п.

  • Дидактические игры: "Найди символ вида транспорта", "Узнай машину", "Найди безопасный маршрут"

  • Художественная литература: Н. Калинина "Как ребята переходили улицу", сборник "Едет, плавает, летает", "Три сигнала светофора"

  • Работа с плакатами серии "ПДД – малышам"

  • Работа с родителями – поездка на личном автотранспорте на АЗС

  • Совместное изготовление атрибутов: "форма" работников АЗС, вывеска, чеки, талоны

  • Внесение оборудования: бензоколонка, пульт оператора, огнетушитель, телефон

СЛОВАРЬ

Автозаправочная станция, бензоколонка, кассир, автозаправщик, топливо, бензин

Р– водитель 1
В – оператор АЗС
Р – водитель2
Р – автозаправщик

^ Р – оператор АЗС
В – водитель 1
Р – водитель2
Р – автозаправщик

Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель2
В – автозаправщик

Р – оператор АЗС
Р – водитель 1
Р – водитель 2
Р – автозаправщик

^ АВТОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ

  • Экскурсия в шиномонтажную мастерскую

  • Встреча с мастером-автослесарем

  • Дидактические игры: "Собери автомобиль", "Узнай автомобиль по силуэту", "Кому что нужно для работы, "Диспетчер автопарка"

  • Художественная литература: Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла?", "Какого цвета ремёсла?", сборник "Едет, плавает, летает"

  • Совместное изготовление атрибутов: чертежи деталей, чертежи машин, "технические заготовки", журнал заявок, регистраций

  • Внесение оборудования: игровой центр "мастерская", вывеска, диспетчерский пульт, машины, заместители

СЛОВАРЬ

Автослесарь, ремонтные работы, оборудование, двигатель, запасные части, сервисные услуги

^ В – мастер
Р – автослесарь
Р – водитель

В – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель

Р – диспетчер
Р – водитель
Р – автослесарь
Р – водитель

^ МЕДИЦИНСКИЙ ПУНКТ

  • Экскурсия в медицинский кабинет детского саде, беседа с врачом

  • Экскурсия в поликлинику (доврачебный кабинет)

  • Дидактические игры: "Подбери вывеску", "Угадай профессию по движению", "Кому что нужно для работы"

  • Художественная литература: отрывок из произведения В. Маяковского "Кем быть?", С. Михалков "Прививка", Янис "Кукла заболела", Куприн отрывок из произведения "Слон", К.Чуковский "Доктор Айболит"

  • Совместное изготовление атрибутов: бланки "допуск к работе", печати, медицинские карты

  • Внесение оборудования: медицинский центр, вывеска

СЛОВАРЬ

Медпункт, медосмотр, допуск к работе, состояние здоровья, самочуствие

В – врач
Р – медсестра
Р – водитель
Р – диспетчер

Р – медсестра
В – водитель 1
Р – водитель 2

Р – диспетчер
Р – водитель
Р – медсестра

^ КАФЕ "У ДОРОГИ"

  • кскурсия на кухню

  • Работа с родителями: семейный выход в детское кафе

  • Встреча с работником кафе, рассказ о работе бармена

  • Дидактические игры: "Сервируем стол", "Кому что нужно для работы", "Скатерть-самобранка", "Угощение", "Готовим обед"

  • Художественная литература: Дж. Родари "Чем пахнут ремёсла?", С. Михалков "А что у вас?"

  • Совместное изготовление атрибутов: "выпечка", меню, салфетки для сервировки, вывеска

  • Внесение оборудования: фартуки, наколки для официантов, центры "кухня", "кафе", касса

СЛОВАРЬ

Меню, шеф-повар, официант, посетитель

В – официант
Р – повар
Р – посетитель

В – официант
Р – повар
Р – посетитель 1
Р – посетитель 2

Р – официант
В – повар
Р – посетитель 1
Р – посетитель 2









Похожие:

Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconОглавление Введение стр. История улицы стр. Методы и формы исследования стр. Результаты и выводы работы стр. Список использованной литературы стр. Приложения Введение
Тема патриотизма – сегодня жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому...
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. icon1. Введение стр. 3 Описание понятия имиджа. Цели и функции стр. 5
Описании концепции для конструирования группового процесса по теме исследования стр. 8
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconИсследование отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства аэровокзалов. Стр. 5
Введение. Актуальность работы и аргументация выбора международных аэровокзалов аэропортов в качестве объекта исследования. Определения....
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconИнструкция по монтажу стр. 8 Контроль монтажа стр. 9 Инструкция по эксплуатации стр. 10
Для этого все работники пользователя должны быть ознакомлены с назначением и принципом работы системы, а служба технического обслуживания...
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconЗадания для 6-х классов по русскому языку и литературе
Прочитать, повторить и закрепить параграфы 43 стр. 222-224, параграф 44 стр. 226, параграф 46 стр 228. Знать, что такое деепричастия,...
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconУчебные материалы по грамматике для студентов уровней с и В* Лечебного факультета Педиатрического факультета Стоматологического факультета Использованная литература
Сборник тестовых заданий к курсу английского языка для студентов медицинских вузов. Часть, М., 2009, 2011 (Сб. 1, упр. 16-19 стр....
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconВведение стр. 1 Нормативная база контроля над расходами физических лиц стр. 2 Общие положения стр. 3
Система государственного контроля за расходами физических лиц существует во многих странах. Мировая практика показывает, что наличие...
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconЛитература для детей стр. 13 Приложение №1 Анкета стр. 14 Приложение №2 Анкета стр. 15 3 Пояснительная записка
Одной из основных задач учебно-воспитательной работы является формирование у подрастающего поколения экологического воспитания и...
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconПлан мероприятий на июнь 2013 Г
Праздник – День защиты детей, выступление детей из детской школы танцев (стр. 70. ст в 10), (стр. 74. ст в 09)
Содержание Информация об опыте стр. 2 Технология опыта стр. 6 Результативность опыта стр. 15 Библиографический список стр. 17 Приложения стр. iconЛитература стр. 12
Заключение стр. 11
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты