Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны icon

Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны



НазваниеИз опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны.

"Образование и воспитание экологической культуры

у младших школьников"


                                                      Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

(Е. Евтушенко.)

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей - активных субъектов деятельности с окружающей природо -социальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т. е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя экологической культуры.

Ребёнок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры.

Экологическое воспитание следует начинать с раннего детства в семье и школе. Педагогам и родителям предстоит заложить фундамент экологической культуры и сформировать у детей ответственное отношение к природе.

^ Экологическое образование должно решать следующие задачи:

-учить понимать взаимосвязи в природе; понимать, что природа – это непреходящая ценность, а среда обитания и дом человека;

-развивать потребность общаться природой, наслаждаться её красотой и величием;

-овладевать практическими знаниями и умениями, позволяющими правильно строить свои взаимоотношения с природой.

Возможность по воспитанию экологической культуры представляют буквально все учебные предметы. Дети, только пришедшие в школу, уже знают, что бумагу делают из древесины, а для изготовления учебников, тетрадей, альбомов требуется много бумаги. Чуть позже составляем и решаем задачу: сколько весит израсходованная тобой бумага, сколько древесины требуется для её изготовления, сколько деревьев для этого надо срубить? А ещё предстоит узнать, сколько лет растет дерево. В итоге остаётся узнать, сколько новых деревьев надо посадить в конце учебного года, чтобы вернуть земле деревья, использованные для изготовления твоих пособий?

*На производство одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Каждая тонна макулатуры спасает эти деревья от вырубки. Сколько нужно собрать макулатуры, чтобы сохранить 51 дерево?

Дети с интересом решают задачи, содержащие информацию краеведческого характера.

*Сотни тысяч птиц гнездятся на территории нашего района. Посчитано, что одна пара поползней приносит птенцам за день около 300 гусениц; дятлы – в 3 раза больше, чем поползни, а скворцы в 5 раз больше поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам скворцы, чем дятлы? Что будет с лесом, если погибнет большая часть птиц?

Решение таких задач способствует формированию не только вычислительных навыков, но и экологических знаний об объектах природы, их свойствах, многообразие.

Решая задачу: “^ Жужелица уничтожает в день до 30 насекомых-вредителей. Сколько она может уничтожить за 2 дня? За 5 дней?”, учащиеся приходят к выводу, что жужелица приносит большую пользу растениям и человеку в его хозяйственной деятельности и её необходимо охранять. Обращаю внимание на то, что некоторые виды жужелиц занесены в Красную книгу и подлежат охране.

С целью повышения активности и интереса детей к решению арифметических примеров использую задания экологического содержания. Предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим “пылесосом”:

 

15×8 – (48+49)=?

Берёза –28

Сосна –17

Тополь –23

Выясняем, почему тополь является лучшим “пылесосом”, какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.

Математические раскраски – это комплексные задания, способствующие закреплению пройденного материала. Предлагаю учащимся раскрасить определённым образом рисунок, на отдельных элементах которого записаны математические действия. Выполнив задание, дети узнают, как выглядит животное или растение, как оно называется.

Во время устного счёта или на уроках закрепления материала использую книжки – малышки, несущие информацию о различных видах растений и животных. Например, показываю книжку, на обложке которой изображён лось. Спрашиваю: ”О ком рассказывается в этой книжке? Что о нём знаете? ” Предлагаю прочитать и решить задачу: “ В наших лесах обитает одно из самых крупных животных суши – лось. Летом за сутки он съедает 35 кг листьев, травы. Сколько корма потребуется лосю в течение 10 дней? “ Можно предложить детям самим сделать книжки – задачки. Только им необходимо подсказать, где найти материал о каком-либо растении, животном, природном явлении.

Приведённые примеры показывают, как на уроках математики можно организовать работу по экологическому образованию. В ходе выполнения этих заданий ученики получают дополнительные сведения о состоянии природы родного края, заповедниках, значении животных и растений в природе и жизни человека.

Уроки гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования ответственного отношения учащихся в природе. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока русского языка, например при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений и животных (медведь, ворона, воробей, жёлудь и т. д.). Учащиеся рассказывают всё, что они знают о том или ином представителе природы, устанавливают природные связи между объектами, обозначенными этими словами.

Проводя работу по развитию речи, прошу объяснить значение пословиц: Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало леса – посади. Много снега – много хлеба. Составляем рассказ по картинке или на заданную тему, пишем сочинение. Темы могут быть различные: “Пробуждение природы”, “ Звуки леса”, “ В гости к лесу “, “Я – бабочка “, “ Путешествие скворца “ и др. Можно предложить описать какое-либо животное, цветок, дерево или отдельный уголок природы и постараться передать при этом их красоту. Эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, способствуют развитию воспринимать красоту природы и передавать свои впечатления с помощью слова, т.е. формируют мотивы охраны природы.



Похожие:

Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconОписание опыта работы Учителя начальных классов Шутенко Ирины Николаевны
Шутенко Ирина Николаевна, педагогический стаж 16 лет. Имею два высших педагогических образования. Все эти годы работаю в Солохинской...
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconМетодические рекомендации по реализации проектной технологии. Этапы работы Содержание работы
Сухаревой Светланы Владимировны педагога муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа...
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconИз опыта работы
Из опыта работы «Исследовательская деятельность в начальной школе» Ловецкая Л. П., учитель начальных классов
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconАналитическая справка «Описание педагогического опыта Дикаревой Татьяны Владимировны, учителя физической культуры высшей квалификационной категории»
Как педагог с многолетним стажем работы, я успешно реализую проект «Рейтинговая система оценки как средство повышения мотивации и...
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя начальных классов

Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconПлан работы школьного методического объединения учителей начальных классов моу оош села Середниково на 2011-2012 учебный год
Повышение качества образования младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconПлан работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2012-2013 учебный год
Методическая тема объединения: «Современные информационные технологии обучения в работе учителя начальных классов – залог успешного...
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconПлан работы школьного методического объединения учителей начальных классов и педагогов доу на 2012-2013 учебный год
Повышение качества образования дошкольников и младших школьников путем формирования профессиональной компетентности учителя начальных...
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconСтатья учителя начальных классов маоу «Лицей №37»
Статья учителя начальных классов маоу «Лицей №37» Пузиной Елены Валерьевны: «Формирование системы читательских умений в процессе...
Из опыта работы учителя начальных классов Телепегиной Светланы Владимировны iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка моу «Средняя школа №2»
Мордовия. В 1990году окончила Мордовский государственный университет им Н. П. Огарёва по специальности «Романо-германская филология»....
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты