Программа «Академия будущих первоклассников» icon

Программа «Академия будущих первоклассников»



НазваниеПрограмма «Академия будущих первоклассников»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма


Авторская программа

«Академия будущих первоклассников»


Автор программы: Степанова Вероника васильевна, учительница начальных классов МКОУ «Бугуянская ООШ», Ибресинский район, Чувашская Республика


Оглавление

  1. Пояснительная записка

  2. Требования к результатам обучения по программе подготовительного курса

  3. Тематическое планирование занятий

  4. Сотрудничество родителей и учителей

  5. Нетрадиционные родительские собрания

  6. Заключение

  7. Литература


«Только тогда, когда педагоги будут знать, что надо делать, они смогут делать»

П.П. Блонский

Пояснительная записка


Одним из направлений реализации Республиканской целевой программы развития образования на 2006-2010 годы в Чувашской Республике является введение предшкольного образования и его вариативных форм.

Наше сельское поселение состоит из четырёх посёлков и только в одном из них есть детское дошкольное учреждение, поэтому не все дети посещают дошкольные учреждения. Соответственно, дети в школу приходят с разным уровнем подготовленности. Отсюда возникла необходимость создания «Академии будущих первоклассников».

Исходя из своей практики работы как учителя начальных классов, я пришла к выводу, что и нашей школе необходима предшкольная подготовка детей с целью их всестороннего развития. Это позволит им в дальнейшем успешно овладевать школьной программой.

В 2002 - 2006 учебном году разработала программу подготовительного курса для детей дошкольного возраста, за основу взяла свою дипломную работу “Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению”, программу “ Преемственность” (ж. «Практика административной работы в школе» №7, 2004) и методическую литературу.

Главное назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие способности, развить у детей интерес и внимание к слову, воспитать бережное отношение к природе, психологическая подготовка к школе.

Цель:

- подготовить ребенка к обучению, развитию знаний, навыков, умений, способностей, интересов у детей ;

-подготовить родителей к тому, что их ребенок скоро станет школьником,

-научить их сотрудничать, помогать детям и понимать причины неудач ребенка

и оказывать посильную помощь.

Занятия проводятся по субботам с 9 до 11 часов. Учитель проводит три вида занятия в день:

  • Развитие речи и игры.

  • Развитие моторики рук.

  • Развитие математических навыков.

Дети приходят в сопровождении родителей (если занятия в субботу), или их приводит воспитатель из детсада. Срок проведения обучения с апреля до июня (10 дней 30 занятий)

Работа ведется по следующим направлениям:

  • развитие внимания и памяти; развитие связной, и грамматически правильной речи;

  • развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителей и товарищей, действовать совместно с другими);

- развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев;

- овладение знаниями, умениями, навыками по математике (счет прямой и обратный, работы с множествами предметов, пространственная ориентировка, решение простых задач…);

- обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки буквами);

- развитие волевой готовности к школе.

Данная работа содержит курс подготовки дошкольника к школе. В ней собраны занятия по развитию речи, по математике и конструированию и по подготовке пальчиков к письму. Также прилагается примерный план занятий- лекций с родителями. Эти занятия помогли учителям подготовить детей к школе. Большинство детей, посещавших «Академию будущих первоклассников», успешно обучаются в первом классе.

« Знаете ли вы своего ученика? Знаете ли вы своего ребенка?» - мы задавали эти вопросы многим учителям и родителям, и первой реакцией всегда было недоумение: что за странный вопрос?

Что действительно знает учитель и родитель? Какие качества они считают определяющими успех обучения? Знают ли они возможности ребенка, индивидуальные и возрастные его особенности развития? И, наконец, знают ли, как учитывать все эти различия? Как строить учебный процесс, чтобы помочь малышу справиться со всем комплексом учебных и вне учебных нагрузок, которые ложатся на плечи с приходом в школу.

Каждому учителю приходится сталкиваться с такой проблемой. Конечно, можно не видеть и не знать всю многозначность проблемы.

Можно ли ожидать положительных результатов, если работать с ребенком, не зная его? При таком отношении неудивительна и обоснованна тревога о здоровье детей.

Школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между учителями, родителями и учеником устанавливаются доброжелательное, дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми.

Знание и понимание ребенка дают в руки учителя « волшебный ключик», который позволяет открывать сердца и души детей.

Хотелось бы, чтобы наша работа использовалась учителями как справочник, который можно изменять, дополнять и применять отдельные занятия в своей работе в зависимости от уровня развития собранных групп дошколят.

Задачи программы:

  • обеспечивать преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

  • развить умения и навыки, необходимые для занятий в начальной школе;

  • снятие психологического стресса перед школой;

  • развитие творческого мышления.

Принципы программы:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей;

  • практическая направленность;

  • занимательность;

  • наглядность и др.

Разделы программы:

    1. АБВГДЕйка

    2. 1,2,3,4,5…

    3. Умелые пальчики и конструирование

Каждый раздел имеет свои цели:

АБВГДЕйка

Данный раздел программы нацелен на развитие связанной речи ребёнка, его фонематического слуха, творческого мышления, к обучению чтению и письму, формирование элементарных навыков культуры речи, снятие психологического стресса перед школой.

1,2,3,4,5…

Этот раздел программы направлен на развитие умений:

- проводить наблюдения;

- сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта;

- делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

- уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы;

^ Умелые пальчики и конструирование

Раздел позволяет вести подготовку детей к письму, развитие координации и мелкой моторики рук, к восприятию различных конструкций предметов;

- знакомит с природным материалом, видами соединений и способами крепления деталей;

- с правилами безопасной работы ручными инструментами


^ Требования к результатам обучения

по программе подготовительного курса

В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:

По первому разделу АБВГДЕйка

- отчетливо и ясно произносить слова;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определенным звуком;

  • определять место звука в слове;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • составлять предложения на заданную тему по опорным словам;

  • пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;

  • психологически быть настроен к школьному обучению;

По второму разделу 1,2,3,4,5…

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • соотносить цифру с числом предметов;

  • пользоваться арифметическими знаками действий;

  • решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • измерять длину предметов с помощью условной меры;

  • составлять из нескольких треугольников фигуры большего размера;

  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

  • знать значения арифметических действий

По третьему разделу Умелые пальчики и конструирование

- достаточна должна быть развита мелкая моторика рук к письму;

- уметь различать конструкции предметов;

- знать простейшие виды соединения деталей


^ Тематическое планирование занятий с дошколятами


АБВГДЕйка

Математика и конструирование

^ Умелые пальчики

1

День знакомства.

Здравствуйте! До свидания!

Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал ).

Пальчиковые упражнения.

Изготовление самолёта, стаканчика из бумаги

2

Из чего состоит наша речь.

Устная и письменная речь.


Пространственное ориентирование: между, посередине…

Аппликация «Ёжик». Пластилин и семечки подсолнуха.



3

Путешествие по школе.

В стране звуков и букв.

Сложение предметов .

Знак «+»

Делаем аппликацию из геометр. фигур.

4

Знакомство с дразнилками, скороговорками, считалками. Загадаем вам загадки.

Число и цифра 1. Понятия « один» -

« много»

Эти забавные животные. Природный материал.

5

Звук, буква, слово, речь.

Эта сказка хороша, начинай другую.

Число и цифра 2. Пара. Вычитание. Знак «-».

Сказочное путешествие.

6

Игры со словами.

Игра 2»Дежурная буква»

Число и цифра 3.

Закладки для книжки.



7

Сундук со сказками.

Театр – инсценирование сказок.

Число и цифра 4. Знаки «=» и «=».

В стране занимательной геометрии. Узоры.

8

Мой режим дня.

Школьные принадлежности.

Развитие речи.

Число и цифра 5. Движение лягушки по числовому ряду.

Работа с конструктором.

9

Школа, урок, перемена.

Презентация «Как вести себя в школе»

Числовой ряд 1,2,3,4,5 и работа с ним. Знаки «>» и « <».

Там на неведомых дорожках. Нанизывание бус.

10

Рассказ по картине.

Заучивание стихов со слуха.

Итог занятий.

Задачи- ловушки.Круг.

Коллективное панно. Коллаж.


^ Нетрадиционные родительские собрания

Встречи детей и родителей с учителем еще до школы позволяют решить некоторые проблемы:

- готов ли ребенок идти в школу;

- что такое школьные нагрузки;

- как сохранить работоспособность ребенка;

- как сохранить здоровье ребенка.

Родители, чьи дети занимаются в « Академии будущих первоклассников» могут вместе с учителем наметить пути работы с малышом, чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить адаптацию ребенка в школе.


(Перечень рекомендуемых встреч, занятий, собраний,

организуемых во время работы «Академии будущих первоклассников”)

1. Встреча с администрацией школы « В гости к школе» (знакомство с классными кабинетами, оборудованием, преподавателями).

2. Встреча с завучем школы (знакомство с учебными программами).

3. Встреча с психологом школы « Что такое готовность ребенка к школе?»

4. Встреча с педиатром « Физическая готовность ребенка к школе».

5. Встреча в библиотеке « Круг детского чтения».

6. Занятие с психологами « Помогите мне учиться».

7. Тренинг. Упражнения для развития мышления, памяти, внимания.

8. Встреча с логопедом « Роль развитой речи в успешности обучения».

9. Тренинг. Упражнения для развития мелкой мускулатуры пальчиков.

10. « Когда наш ребенок не такой как все!» (одаренные дети)

11.Профилактическое занятие для детей, требующих коррекционной работы.

12. Занятие « Если мой ребенок левша».

Заключение


В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению – понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности.

Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку. Проанализировав данную литературу, я предполагаю, что упражнения в программе будут содействовать успешному обучению учащихся.

Проблема готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от её решения зависит многое, в конечном счёте, судьба детей, их настоящее и будущее.

На основании полученных результатов возникла необходимость в создании коррекционно-развивающих мероприятий для повышения уровня готовности к школьному обучению. Основной целью явилось целенаправленное использование игровой деятельности, формирующей необходимые предпосылки для комплексной подготовки к обучению детей в школе.

В результате проделанной работы я увидела, что к концу учебного года общий уровень готовности детей экспериментальной группы повысился. Такие результаты я смогла получить при совместной работе с педагогами, воспитателями и родителями.

Работая по этой программе, я пришла к выводам:

- во-первых, предшкольная подготовка детей необходимо для школы и для детей, для их успешного обучения;

- во-вторых, занятия следует проводить учителям начальных классов, тогда эта работа будет более эффективной, потому что, мало констатировать неготовность ребенка к обучению в школе, необходимо наблюдать за его развитием.

В дальнейшей своей работе я буду продолжать обновлять проект для сельских детей “Академия будущих первоклассников”.


Литература:

  1. Ю. В. Тумаланова

«Обучение детей 5-6 лет чтению». Методическое пособие для учителей начальных классов, воспитателей детских учреждений и родителей.- Чебоксары., -1997

2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Хомина « Раз – ступенька, два – ступенька..» Математика для дошкольников в двух частях . « Балласт», -1998

3. В.И. Брайковская « Верить, надеяться, любить…».

Опыт работы в группах коррекции с детьми и младшего возраста.

Учебно-методическое пособие. -Иваново, -1991

4. Н.И Борзова «1, 2, 3, 4, 5, …»

Дидактический материал для обучающихся счёту детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1 классов начальной школы. -Чебоксары, -1991

5 Е.В. Гунина «Учимся думать». Упражнения по развитию мышления у учащихся начальной школы. «Клио», -Чебоксары, -1997

6. В.В. Волина «Занимательное азбуковедение». Книга для учащихся. «Просвещение», -Москва, -1995г.

7. Л. Ф. Климанова С. Г. Макеева « Школа вежливости» 1 класс. Азбука первоклассников. «Просв.», –Москва, -1995г

8. Дошкольные прописи. Подготовка ребёнка к школе. -М: «Мозаика-синтез», -2000

9. С.И Агеева. «Обучение с увлечением» .М: ВО «Совэкспорткнига», -1991

10. В.В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь». -С-П ,-1996

11. Н.В.Пилипко. Практическая психология учителю «Здравствуй школа!» (Адаптационные занятие с первоклассниками) Учителю начальных классов, «Перспектива»,.- М, -2002

12. В.Волина «Праздник числа». Занимательная математика для детей., -Знание», –М, -1993




Похожие:

Программа «Академия будущих первоклассников» iconРабочая программа подготовки детей к школе Рабочая программа подготовки детей к школе на подготовительных занятиях для будущих первоклассников православной гимназии г. Ноябрьска
Формирование основных необходимых навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и желания учиться в школе
Программа «Академия будущих первоклассников» iconРекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников
И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже имеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения,...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconАнализ работы по набору будущих первоклассников
«круглые столы» для педагогов дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, но они носили больше формальный...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconВстреча с родителями будущих первоклассников
Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребенок...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconГотовность к школе
Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconГотовность к школе
Перед вами встает вопрос: готов ли он к этому? Ведь вы наверняка сталкивались c понятием "готовность ребенка к школе". Тема эта очень...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconШкольная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников
Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребенок...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconФормирование коммуникативной компетентности у будущих первоклассников Подготовила: Гребенщикова О. В. учитель начальных классов Братск – 2011
Это приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. И мы, учителя и воспитатели, должны вовремя увидеть эту проблему и помочь...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconШкольная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников. Цели
Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребенок...
Программа «Академия будущих первоклассников» iconШкольная готовность. Встреча с родителями будущих первоклассников Цели
Вот и приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И сейчас вас волнует вопрос: а готов ли мой ребенок...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты