Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция icon

Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция



НазваниеТема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Кувалева Светлана Михайловна- учитель начальных классов

МОУ «СОШ№19» г. Абакан 2010год

(выступление на 3 международной научной конференции

«Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России)


Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии.

Коммуникативная компетенция- целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.[C.И. Ожегов,1987,с. 233,234]

Коммуникативные задачи:

  • убедить;

  • утешить;

  • склонить к какому-либо действию.

Значение коммуникативной компетенции:

  • влияет на учебную успешность;

  • на процесс адаптации ребенка к школе, его эмоциональное благополучие в классном коллективе;

  • является ресурсом эффективности и благополучия будущей взрослой жизни ребенка.

Умение успешно общаться друг с другом, вести дискуссию, возможность переживать чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, обеспечивая творческое усвоение знаний посредством специально организованного диалога реализует проблемно-диалогическое обучение.

При проведении уроков (тип - введение нового материала) посредством проблемно-диалогической технологии учитель сначала при помощи диалога (побуждающего, подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (тем самым вызывает у школьников интерес к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию), затем организует поиск решения т.е. «открытие» знания школьниками (достигается подлинное понимание нового материала учениками). Задания проводящие ученика через два звена творческого процесса- выражения решения и реализация продукта означают, что ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд класса собственный продукт. А.А.Вахрушев: «Коммуникативная компетенция- это способность ставить и решать задачи». [А.А. Вахрушев, 2003 с20 ]

В этапе постановки проблемы можно выделить три группы педагогических приемов:

  • приемы создания проблемной ситуации;

  • приемы вывода из проблемной ситуации;

  • приемы принятия предлагаемых учащимися формулировок проблемы

Приемы создания проблемной ситуации:

  • одновременное предъявление ученикам противоречивых фактов;

  • столкновение мнений (вопросом или практическим заданием);

  • выявление житейских представлений учащихся

(вопросом или практическим заданием «на ошибку»);

  • предъявление научного факта (расчетом, экспериментом, наглядностью);

  • дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Согласно Выготскому Л.С. [Выготский 1999, с. 301] и Рубинштейну С.Л. [Рубинштейн, 2000, с.654 ] в определенных проблемных ситуациях и возникает мышление человека. « Самосоздание проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы». Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход.

Приемы выхода из проблемной ситуации:

  • учитель заостряет противоречие и сообщает учебную проблему;

  • учащиеся самостоятельно осознают противоречие и формулируют учебную проблему;

  • учитель побуждает учеников осознать противоречие и сформулировать учебную проблему в диалоге.

Варианты принятия ученических формулировок проблемы:

  • Подтверждение (вербальное «так», «да»; невербальное «кивок головой»)

  • Подтверждение с побуждением («так, кто думает иначе»)

  • Положительное оценивание.

Сообщение учебной проблемы с приемом ее принятия.

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни) либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»


Анализ

Учитель

Ученики




^ С.В. Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. «Ворона и рак». Чтение текста.



Слушают




Чтение цепочкой

Читают

Вопрос на новый материал

Попробуйте определить жанр нового произведения.

-Это сказка о животных

-Это басня!





^ Фиксирует мнения на доске

Проблемная ситуация.



Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока

русского языка по теме «Правила переноса»


Анализ

Учитель

Ученики




-Прочитайте слова на доске.


-Объясните орфограммы.

-Теперь я загадаю вам загадку

(ворона)

-Напишу слово «ворона» (продолжает запись)

-Что мне делать, ребята?

- А что значит перенести?


-Какой знак нужен?

-Ночь, суббота, чайка,

подъехал

Объясняют.


Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.

-Надо перенести.

-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.

-Знак переноса.

Задание на новый материал

-Помогите перенести мне слово «ворона»

^ Работайте в парах.

Пары добавляют знак переноса в слово «ворона» на своем листке.

Проверка

задания

-Посмотрим, что вы предлагаете.

(фиксирует работу на доске)

Варианты:

Вор-она воро-на

Во-рона ворон-а

^ Проблемная ситуация.

Побуждение к осознанию

-Задание было одно?

-А выполнили вы его как?

-Да.

-Мы выполнили по-разному.

^ Осознание противоречия


Этап поиска решения заключается в выдвижении и проверки гипотез.

Предлагаю рассмотреть этап поиска решения на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»

Анализ

Учитель

Ученики

Фронтальная

проверка

ошибочной гипотезы

-Итак, у нас есть 2 гипотезы:

Сказка о животных и басня.

Проверим 1 гипотезу. Назовите признаки сказок о животных.( по ходу на доске вывешиваются опорные слова: развлечение, волшебство, песенки, тема: дружба)




Сказки –это рассказы с целью развлечения. С элементами волшебства, т.е. животные разговаривают и действуют как люди. Часто встречаются песенки, присказки, троекратное повторение действий. Основная тема этих сказок - дружба и взаимовыручка.


Побуждение к

контраргументу



-Давайте посмотрим, есть ли эти черты в этом произведении.

-Это произведение не для развлечения, оно поучительное.

-Нет песенок и троекратного повторения действий.

-Нет дружбы и взаимовыручки.(контраргументы.)


Завершение проверки

-Значит, можно считать произведение сказкой о животных?

Убирает гипотезу с доски.

-У нас есть еще одна гипотеза-басня. Какие черты характерны для басни? (опорные слова)



-Нет, нельзя.


-Волшебство, иносказание и мораль.

Групповая проверка решающей гипотезы

-Проверим гипотезу в группах. Каждый еще раз прочтет про себя произведение, и группа определит, присутствуют ли в тексте черты басни.

-Заслушаем выступление представителей групп.


Работают в группах


-В этом произведении животные ведут себя, как люди. Автор высмеивает отвратительные черты характера и пороки.(аргументы)

Завершение возврат к вопросу

-Значит, ваша гипотеза о басне?

-Вернемся к нашей проблеме: каков же жанр произведения?

Убирает знак вопроса.

-Верна.


-Это басня, потому что здесь есть все признаки басни.(Открытие)

Задание на формулирование темы

-А какую тему мы прошли?

Фиксирует тему на доске.

Басня С. Михалкова

«Ворона и рак»


Предлагаю рассмотреть этап поиска решения на фрагменте урока

русского языка по теме «Правила переноса»

Анализ

Учитель

Ученики

Групповое выдвижение решающих гипотез на разном материале

--Почему в теме написано правила, а не правило?

-В русском языке есть 4 правила переноса. Будите открывать их по группам.

У каждой группы лист с одним правилом.

^ Надо: прочитать слова про себя; обратить внимание на выделенные буквы и знак переноса; догадаться, какое здесь правило переноса.

-Наверно, их несколько.


Работают по группам.

С каждой группой учитель разворачивает побуждающий диалог. При необходимости дает подсказку к решающей гипотезе.

1 правило материал для гипотезы

-Заслушаем первую группу. -Покажите лист с вашим заданием всему классу

Ка-ран-даш

Пи-ла, то-пор


Включение всего класса

-Прочитаем слова хором так, чтобы услышать перенос.

-Что вы увидели?

Весь класс читает слова.


-Выделены гласные. И знак переноса стоит между слогами.

Побуждение к гипотезе

-Какое правило спряталось в вашем задании?

-Слово переноситься по слогам.

Открытие!

Проверка гипотезы

-Ребята, с выводом согласны?

Вывешивает опору: по слогам.

-Да.

Другие правила

Аналогично проводит работу с остальными тремя группами.

Озвучивают еще 3 правила

Вывод

-Сколько правил вы открыли?

-Проговорите их еще раз.

-Четыре правила.


Проговаривают по опоре

учебник

-Сравним с учебником

-Да, мы все открыли верно!

^ Этап выражение решения проходит через продуктивные задания (смотри слайд- схема, опора)

Этап- реализовать продукт т.е. показать свое творение учителю, одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания.

Оценивают:

  • Учитель;

  • Учащиеся;

  • учитель совместно с учащимися

Желательно использовать третий вариант «вместе», т.е. диалог. Выводы:

Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетентности- т.к. дети учатся ставить и решать задачи, посредством диалога. В результате этого появляются:

  • значительные возможности для повышения качества знаний обучающихся;

  • возможность выдвигать гипотезы по собственной инициативе, упражняясь в творческом поиске;

  • развитие речи учащихся, углубление понимания нового материала; повышение уровня использования наглядности на уроке.

Литература.

А.А.Вахрушев «Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100»//Нач. школа плюс До и После 2003 №8

Л.С. Выготский Мышление и речь. Изд.5, испр.,-Издательство «Лабиринт», М., 1999- 352с

Король А. Д. «Эвристический диалог как основа творческой самореализации младшего школьника»//Начальная школа,-2008.-№3.-с.17

Копылова М.А. «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»//Начальная школа,-2007.-№6.-с.70

Мельникова Е. Л. «Проблемный, или как открывать знания с учениками» : Пособие для учителя-М.: АПКиПРО 2002, с 200.

Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение, предметная специфика// Образовательная система «Школа 2100»-качественное образование для всех .М.: Баласс 2006, с 144-180.

Мельникова Е.Л. «Технология проблемно-диалогическое обучение// Образовательная система «Школа 2100»- Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа.»- .М.: Баласс 2008, с75-90.

С.И. Ожегов «Словарь русского языка»Ок.57000слов/ под ред. Чл.-корр АНСССР Н.Ю, Шведовой 19-е изд., испр.,-М., Рус.яз., 1987-750с

С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии- СПб: Издательство «Питер», 2000-712с:ил-



Похожие:

Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconТема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста»

Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconГ. А. учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории мбоу «Лицей №1» р п. Чамзинка Формирование универсальных учебных действий (ууд) посредством проблемно-диалогической технологии на урок
Формирование универсальных учебных действий (ууд) посредством проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания...
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconКонкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения
Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре»
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconПриемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
...
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconI. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconПроектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
«развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста»
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconРазвитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей

Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconИспользование современного информационно-развлекательного медийного пространства в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся
Бучение иностранному языку является одной из важнейших задач современного образования. При этом в качестве конечного результата позиционируется...
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconЖуравлева Наталья Васильевна, Сапрыкина Галина Александровна, Ефремова Оксана Владимировна
Формирование экологической культуры обучающихся объединений эколого-биологической направленности посредством использования технологии...
Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция iconТема: «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
«формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты