Кувалева Светлана Михайловна- учитель начальных классов МОУ «СОШ№19» г. Абакан 2010год (выступление на 3 международной научной конференции «Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России) Тема: Развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста посредством использования проблемно-диалогической технологии. Коммуникативная компетенция- целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.[C.И. Ожегов,1987,с. 233,234] Коммуникативные задачи:
Значение коммуникативной компетенции:
Умение успешно общаться друг с другом, вести дискуссию, возможность переживать чувство сопричастности к совместному коллективному поиску истины, обеспечивая творческое усвоение знаний посредством специально организованного диалога реализует проблемно-диалогическое обучение. При проведении уроков (тип - введение нового материала) посредством проблемно-диалогической технологии учитель сначала при помощи диалога (побуждающего, подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования (тем самым вызывает у школьников интерес к новому материалу, бескорыстную познавательную мотивацию), затем организует поиск решения т.е. «открытие» знания школьниками (достигается подлинное понимание нового материала учениками). Задания проводящие ученика через два звена творческого процесса- выражения решения и реализация продукта означают, что ребенок должен сам и по-своему выразить полученное на уроке знание и представить на суд класса собственный продукт. А.А.Вахрушев: «Коммуникативная компетенция- это способность ставить и решать задачи». [А.А. Вахрушев, 2003 с20 ] В этапе постановки проблемы можно выделить три группы педагогических приемов:
Приемы создания проблемной ситуации:
(вопросом или практическим заданием «на ошибку»);
Согласно Выготскому Л.С. [Выготский 1999, с. 301] и Рубинштейну С.Л. [Рубинштейн, 2000, с.654 ] в определенных проблемных ситуациях и возникает мышление человека. « Самосоздание проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы». Ученик должен быть поставлен в ситуацию интеллектуального затруднения, из которого сам должен найти выход. Приемы выхода из проблемной ситуации:
Варианты принятия ученических формулировок проблемы:
Сообщение учебной проблемы с приемом ее принятия. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно» сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки и повседневной жизни) либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Предлагаю рассмотреть этап постановки проблемы на фрагменте урока русского языка по теме «Правила переноса»
Этап поиска решения заключается в выдвижении и проверки гипотез. Предлагаю рассмотреть этап поиска решения на фрагменте урока литературного чтения по теме: Басня С.В. Михалкова «Ворона и рак»
Предлагаю рассмотреть этап поиска решения на фрагменте урока русского языка по теме «Правила переноса»
^ Этап- реализовать продукт т.е. показать свое творение учителю, одноклассникам и получить обратную связь в виде оценивания. Оценивают:
Желательно использовать третий вариант «вместе», т.е. диалог. Выводы: Использование проблемно-диалогического обучения в образовательном пространстве начальной школы обеспечивает развитие коммуникативной компетентности- т.к. дети учатся ставить и решать задачи, посредством диалога. В результате этого появляются:
Литература. А.А.Вахрушев «Современные проблемы модернизации образования и Образовательная система «Школа 2100»//Нач. школа плюс До и После 2003 №8 Л.С. Выготский Мышление и речь. Изд.5, испр.,-Издательство «Лабиринт», М., 1999- 352с Король А. Д. «Эвристический диалог как основа творческой самореализации младшего школьника»//Начальная школа,-2008.-№3.-с.17 Копылова М.А. «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»//Начальная школа,-2007.-№6.-с.70 Мельникова Е. Л. «Проблемный, или как открывать знания с учениками» : Пособие для учителя-М.: АПКиПРО 2002, с 200. Мельникова Е.Л. «Проблемно-диалогическое обучение, предметная специфика// Образовательная система «Школа 2100»-качественное образование для всех .М.: Баласс 2006, с 144-180. Мельникова Е.Л. «Технология проблемно-диалогическое обучение// Образовательная система «Школа 2100»- Сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа.»- .М.: Баласс 2008, с75-90. С.И. Ожегов «Словарь русского языка»Ок.57000слов/ под ред. Чл.-корр АНСССР Н.Ю, Шведовой 19-е изд., испр.,-М., Рус.яз., 1987-750с С.Л.Рубинштейн Основы общей психологии- СПб: Издательство «Питер», 2000-712с:ил- |
![]() | Тема: «Развитие социальной и коммуникативной одаренности у детей младшего школьного возраста» | ![]() | Г. А. учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории мбоу «Лицей №1» р п. Чамзинка Формирование универсальных учебных действий (ууд) посредством проблемно-диалогической технологии на урок Формирование универсальных учебных действий (ууд) посредством проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания... |
![]() | Конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми младшего школьного возраста в контексте требований фгос второго поколения Тема : «Формирование у детей младшего школьного возраста толерантного отношения к другим народностям, их истории и культуре» | ![]() | Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников ... |
![]() | I. Теоретические аспекты изучения проблемы общения умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8 Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста 8 | ![]() | Проектное задание тема: «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» «развивающие занятия по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста» |
![]() | Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей | ![]() | Использование современного информационно-развлекательного медийного пространства в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся Бучение иностранному языку является одной из важнейших задач современного образования. При этом в качестве конечного результата позиционируется... |
![]() | Журавлева Наталья Васильевна, Сапрыкина Галина Александровна, Ефремова Оксана Владимировна Формирование экологической культуры обучающихся объединений эколого-биологической направленности посредством использования технологии... | ![]() | Тема: «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» «формирование познавательно-речевой активности у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора» |