Статью на тему : «Развитие отцовской сферы у мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет в процессе игровой деятельности»- подготовила педагог-психолог д/с № 1386 Григорян Лаура Сергеевна. В настоящее время актуальность изучения отцовства как научной проблемы приобретает всё больший интерес как со стороны психологии, физиологии, психофизиологии, акмеологии, социологии, педагогики и других наук, так и со стороны обыкновенных родителей, которым небезразлична тема родительства, в частности отцовства. К сожалению, в теоретическом плане пока нет единой структуры развития отцовства вследствие недостаточности эмпирических исследований в этой малоизученной области знаний, которые могли бы позволить сделать обобщение в данном вопросе. Проблема отцовства в психологии является слабо разработанной и характеризуется отсутствием каких-либо целостных концепций, базирующихся на эмпирических исследованиях . Остаются малоизученными вопросы, касающиеся роли отца в развитии, воспитании и социализации ребёнка, недостаточно разработана тема формирования отцовства, компонентов отцовской сферы, отцовской деятельности, психологических условий развития личности отца. Живя в XXI веке можно найти большое количество исследований, посвящённых изучению роли матери, влиянию материнства на личностное развитие женщины и ребёнка (Прокофьева Л.М., Валетас М.Ф., 2002г; Филиппова Г.Г., 2002г и др.), особенно в период планирования беременности, самой беременности и период после родов. Особое внимание учёных было направлено формированию диадических отношений между матерью и ребёнком (Р. Сирс, Дж. Боулби, Д.В.Винникот, О. Ранк, Р. Шпиц, Р. Штерн, М. Кляйн, Х.Харлоу, А. Фрейд, З. Фрейд, К. Дальто, Г.Г. Филиппова, Е. Субботский, Л.С. Выготский, И.В. Добряков, М.Е. Ланцбург и др.). Подробно изучался онтогенез материнской сферы женщины, ценности, мотивы, потребности. На фоне относительной изученности материнства в научной литературе отцу отводится второстепенная роль. Психология, как отечественная, так и зарубежная, вообще долгое время не изучала отцов. Одной из причин такого положения на Западе, по мнению Д.П. Росса [цит. по 1] , являлась принятая точка зрения, что отцы для развития детей менее важны, чем матери. Основные направления в психологии в частности психоанализ теория привязанности – соответствовали традиционному представлению об отстранённом отце. Специфический стиль отцовства зависит от социокультурных условий и существенно варьирует от культуры к культуре. По мнению И.С. Кона [цит. по 9], при всех кросс-культурных различиях, первичный уход за маленькими детьми, особенно младенцами, всюду осуществляет мать или какая-либо другая женщина. Физический контакт отцов с маленькими детьми в большинстве традиционных обществ незначителен, хотя в моногамных семьях и с возрастом ребёнка он увеличивается. У многих народов существуют строгие правила избегания, ограничивающие контакты между отцом и детьми и делающие их взаимоотношения чрезвычайно сдержанными, суровыми, исключающими проявления нежности. ( Овчарова Р.В. 2002.) Для России в настоящее время характерно традиционное распределение обязанностей в современных молодых семьях, несмотря на социальные перемены в стране, муж - как кормилец семьи, жена – как домохозяйка, обязанности и ответственность которой заключается в воспитании детей. Но, в связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последние 50 лет, более социальная, чем материнская, отцовская роль претерпевает серьёзные изменения, что приводит к образованию иной отцовской роли в формирующихся новых социальных условиях, появлению новых форм активности отцов, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта [цит. по23], о формировании новой гендерной системы, к переоценке или уточнению обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей. Современные отцы по своему желанию стали всё чаще сопровождать своих жен в родах, первыми после матери держат своего малыша на руках, смотрят ему в глаза и восторженно улыбаются. Эмоциональная вовлеченность в общение с ребёнком, наличие качественного ухода за малышом, длительные контакты с младенцем по времени и качественные по содержанию, приводит к значительной перестройке отцовской модели поведения и деятельности прошлого. Изменяя культурные стереотипы наших праотцев до Петровской и Екатерининской эпох, советского, постсоветского общества, современные отцы полностью преображаются, рождаясь в совершенно ином качестве, качестве компетентного отца-родителя. В связи с этими качественно новыми изменениями, происходящими в отцовской деятельности в наше время, мы решили более подробно рассмотреть, и постараться изучить тот фундамент, на котором формируются отдельные компоненты отцовской сферы. А именно, мы взяли за основу нашего исследования старший детский дошкольный возраст 6-7 лет, ведущей деятельностью которого является сюжетно-ролевая игра, содержанием которой были действия по уходу за ребёнком, взаимоотношения между игровыми персонажами ^ показать, что в процессе специально организованной игровой деятельности могут формироваться компоненты отцовской сферы. Объект исследования: отцовская сфера мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет. ^ : формирование у мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет в процессе специально организованной игровой деятельности компонентов отцовской сферы: операциональных навыков ухода за малышами, эмоционального сопровождения операций ухода, ценности родительской деятельности. ^ проведённого нами исследования состоит в следующем: формирование отдельных компонентов отцовской сферы у мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет возможно в процессе специально организованной игровой деятельности. ^
^ данной работы заключается в анализе формирования отдельных компонентов отцовской сферы у мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет в процессе специально организованной игровой деятельности. ^ заключается в возможности использования полученных данных при разработке программ в ДОУ, направленных на развитие у мальчиков качеств необходимых для формирования адекватного отцовства. Проведённое исследование подтверждает основную гипотезу научного исследования, а именно, формирование компонентов отцовской сферы у мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет в процессе специально организованной игровой деятельности, возможны. Если ребёнок не заинтересован в сюжетно-ролевой игре « семья», проявляет агрессию или безразличие к игровой деятельности, страх и тревожность, то существует возможность с помощью коррекционно-развивающих занятий вовлечь ребёнка в игру. Снять или научить сдерживать негативные эмоции, снизить тревогу и страх, научить проявлять доброжелательность и получать положительные эмоции от игровой деятельности, и тем самым сформировать отсутствующие компоненты отцовской сферы. В ходе анализа полученных данных наиболее чувствительным к формирующему эксперименту оказался такой параметр игровой деятельности ребёнка как положительное эмоциональное сопровождение во время игровой деятельности. Семейная ситуация в которой находится ребёнок существенно не влияет на игровую деятельность и проявляемые в игре эмоции, но этот параметр требует более тщательного исследования в данном эксперименте. Формирование компонентов отцовской сферы в игровой деятельности детей с не благоприятной семейной ситуацией и благоприятной семейной ситуацией, возможны. Тема «Развитие отцовской сферы у мальчиков старшего дошкольного возраста 6-7 лет в процессе игровой деятельности требует дальнейших исследований. Требуется более тщательное исследование для уточнения оцениваемого показателя тревожности. Какая именно причина лежит в основе незначительных показателей тревожности у детей до и после эксперимента, кризис 7 лет или не адекватный стиль семейного воспитания. Для подтверждения благоприятной семейной ситуации нужно проводить более тщательное исследование детско-родительских отношений и в случае не адекватного стиля семейного воспитания необходимо проводить коррекционную работу с родителями, направленную на изменение семейной ситуации. Эта работа нужна для уточнения поведения ребёнка в игровой деятельности, отражает ли его поведение реальную ситуацию в семье или нет. А также как долго могут сохраняться сформированные компоненты отцовской сферы, и как быстро они могут формироваться в процессе игровой деятельности, если изменяется семейная ситуация. Рекомендации.
|
Симптомо- комплекс | Симптом | Балл |
Благоприятная семейная ситуация | Общая деятельность всех членов семьи | 0,2 |
Преобладание людей на рисунке | 0,1 | |
Изображение всех членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие изолированных членов семьи | 0,2 | |
Отсутствие штриховки | 0,1 | |
Хорошее качество линий | 0,1 | |
Отсутствие показателей враждебности | 0,2 | |
Адекватное распределение людей на листе | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Тревожность | Штриховка | 0,1,2,3 |
Линия основания - пол | 0,1 | |
Линия над рисунком | 0,1 | |
Линия с сильным нажимом | 0,1 | |
Стирание | 0,1,2 | |
Преувеличение внимания детям | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Двойные или прерывистые линии | 0,1 | |
Подчёркивание отдельных деталей | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Конфликтность | Барьеры между фигурами | 0,1 |
Стирание отдельных фигур | 0,1,2 | |
Отсутствие отдельных частей тела у некоторых фигур | 0,2 | |
Выделение отдельных фигур | 0,2 | |
Изоляция отдельных фигур | 0,2 | |
Неадекватная величина отдельных фигур | 0,2 | |
Несоответствие вербального описания и рисунка | 0,1 | |
Преобладание вещей | 0,1 | |
Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи | 0,2 | |
Член семьи, стоящий спиной | 0,1 | |
Другие возможные признаки | 0,1 | |
Чувство неполноценности в семейной ситуации | Автор рисунка непропорционально маленький | 0,2 |
Расположение фигур на нижней части листа | 0,2 | |
Линия слабая, прерывистая | 0,1 | |
Изоляция автора рисунка от других членов семьи | 0,2 | |
Маленькая фигура | 0,1 | |
Неподвижная, по сравнению с другими, фигура автора | 0,1 | |
Отсутствие автора | 0,2 | |
Автор стоит спиной | 0,1 | |
Враждебность в семейной ситуации | Одна фигура на одной стороне листа | 0,2 |
Агрессивная позиция фигуры | 0,1 | |
Зачёркнутая фигура | 0,2 | |
Деформированная фигура | 0,2 | |
Обратный профиль | 0,1 | |
Руки раскинуты в стороны | 0,1 | |
Пальцы длинные, подчёркнутые | 0,1 | |
Другие возможные варианты | 0,1 |
Симптомо-комплекс | Благоприятная семейная ситуация | Тревожность | Конфликт ность | Чувство неполно ценности в Семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
Сумма баллов | | 3 | 0 | 0 | 0 |
Ведущий симптомокомплекс | | | | | |
Анализ опросника детско-родительских отношений. (пример) | | ||||
| | | | | |
Ф.И.О.___Иванова | | | | ||
Норма | | | Результт | | |
Г+ | 7 | | 4 | | |
Г- | 8 | | 4 | | |
У+ | 8 | | 4 | | |
У- | 4 | | 1 | | |
Т+ | 4 | | 2 | | |
Т- | 4 | | 1 | | |
З+ | 4 | | 0 | | |
З- | 3 | | 1 | | |
С+ | 4 | | 2 | | |
С- | 4 | | 3 | | |
Н | 5 | | 3 | | |
РРЧ | 6 | | 2 | | |
ДК | 4 | | 1 | | |
ВН | 5 | | 2 | | |
ФУ | 6 | | 3 | | |
НРЧ | 7 | | 0 | | |
ПНК | 4 | | 1 | | |
ВК | 4 | | 1 | | |
ПЖК | 4 | | 0 | | |
ПМК | 4 | | 0 | | |
| | | | | |
Предполагаемый стиль воспитания: | Адекватный. | ||||
| | | | | |
Этап | Назначение | Комментарии |
1 Знакомство. Ритуал приветствия | Создать атмосферу группового доверия и принятия. | Коллективное упражнение, направленное на сплочение группы. |
2 Разминка | Настраивает на продуктивную групповую деятельность. Активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное возбуждение. | Комплексные упражнения, направленные на сплочение группы, эмоциональное раскрепощение. |
3 Основная часть | Развитие и формирование психологических и социальных навыков. Динамическое развитие группы. | Упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, снятие тревожности и страхов, агрессивности, гиперактивности. Упражнения, включающие элементы релаксации. |
4 Заключение. Ритуал прощания. | Подведение итогов занятия, закрепление в беседе нового опыта. | Может проводиться в виде беседы в «кругу доверия» или во время чаепития. |
![]() | Тема опыта: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с использованием сказкотерапевтической песочной терапии» Автор опыта Автор опыта: Шубина Татьяна Борисовна, педагог – психолог мб доу «Детский сад комбинированного вида №3 г. Нарьян-Мара» | ![]() | Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений,... |
![]() | Концептуальные основы организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста (5—7 лет) для построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования В россии по признанию мирового педагогического сообщества в прошлом, XX веке, сложилась уникальная система дошкольного образования,... | ![]() | Дидактический материал «логические блоки дьенеша», как способ развития восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения Тема, над которой я работаю, носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста... |
![]() | Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается... | ![]() | Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста Помочь детям старшего дошкольного возраста справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию... |
![]() | Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста посредством игры с песком | ![]() | Крылова Наталья Николаевна 37 лет Вторая 2010 2011 гг Развитие логического мышления в процессе игровой деятельности на урок «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения по программе О. В. Кубасовой умк «Гармония»» |
![]() | «ix ярмарка педагогических идей и образовательных проектов» Формирование мотивационной сферы младших школьников как составляющей личностных ууд галанина Т. В. педагог-психолог мбоу сош №3 Особенности изучения и формирования мотивационной сферы личности учащихся младшего школьного возраста как составляющей личностных... | ![]() | Проект «Мой любимый музыкальный инструмент» цель Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных... |