Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» icon

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»



НазваниеПрограмма организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»
Дата17.10.2016
Размер
ТипПрограмма



Программа

внеурочной деятельности

Направление: Проектная деятельность

Класс 1 - 4


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в старшей школе, колледжах, техникумах, вузах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи программы:

  • формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;

  • развитие психических процессов;

  • развитие личности младшего школьника;

  • воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Основные понятия:

Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности.

^ Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.

Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Форма организации: Занятия проводятся 1раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеке, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах поселения. Проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

^ СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Цель работы над проектами в начальной школе

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

— формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности

и управлению ею:

— воспитание целеустремленности и настойчивости;

— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся могут выбирать, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Предлагаемый порядок действий:

1. Знакомство класса с темой.

2. Выбор подтем (областей знания).

3. Сбор информации.

4. Выбор проектов.

5. Работа над проектами.

6. Представление проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

^ Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.

Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.

Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

Тема: малые жанры устного народного творчества

(пословицы, поговорки, небылицы, потешки)

  • Создание сборника пословиц и поговорок.

  • Создание сборника загадок.

  • Викторина.

  • Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.

  • Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).

  • Создание собственных сказок.

  • Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».


Тема: никто не забыт, ничто не забыто

  • Малая конференция. Обсуждаемые вопросы:

— Какие произведения о Великой Отечественной войне вы

читали?

— В каких из этих произведений рассказывается о детях?

— Какими качествами должен быть наделен человек, совершающий подвиг?

— Как складывается судьба таких героев?

— Что вы знаете об авторах обсуждаемых произведений?

  • Создание сборника произведений о войне.

  • Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».


Тема: моя Родина

  • Подготовка сборника произведений о Родине.

  • Создание коллажа «Моя Родина».

  • Подготовка читательской конференции.

Проектная деятельность при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе имеет отличительные особенности:

  • во-первых, она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса;

  • во-вторых, в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников: учащиеся обычно утрачивают интерес к длительным исследованиям, требующим постоянного наблюдения и фиксации результатов;

  • в-третьих, проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, например леса, луга, водоема и т. п., что связано с обеспечением безопасности обучаемых.

Целесообразно, чтобы проектная деятельность носила групповой характер, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т. д.

Проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечит формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации.

В содержании проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечит на следующей ступени обучения реальное взаимодействие семьи и школы.

Ниже представлены примерные направления проектной деятельности в зависимости от исследуемых объектов, а также формы и особенности ее организации.

^ Примерные направления проектной деятельности в курсе «Окружающий мир»

Объект исследования: объекты и явления природы

  • Сезонные явления природы

  • Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года

  • Погода своего региона

  • Минералы и горные породы своей местности

  • Почвы своей местности

  • Дикорастущие растения своего региона

  • Культурные растения своего региона

  • Грибы своей местности

  • Местные виды насекомых

  • Разнообразие и поведение рыб (на примере обитателей аквариума)

  • Местные виды птиц

  • Образ жизни и поведение птиц (на примере определенного вида)

  • Домашние животные вокруг нас

  • Поведение домашних животных (на конкретном примере)

  • Экологические связи в природе

  • Местная экосистема (луг или др.)

  • Влияние факторов среды на рост и развитие растений

Объект исследования: деятельность человека в природе

  • Хозяйственная деятельность людей в своем регионе

  • Влияние деятельности человека на экосистемы своей местности

  • Загрязнение местных экосистем

  • Правила поведения в экосистеме

  • Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона

  • Природоохранная деятельность человека в своем регионе

  • Связь между состоянием природы и здоровьем человека

Объект исследования: организм человека

  • Изменение частоты пульса в течение суток

  • Изменение температуры тела в течение дня

  • Режим дня младшего школьника

  • Рациональное питание младшего школьника

  • Источники шума вокруг нас

Объект исследования: игры народов России и мира

  • Игры наших дедушек и бабушек (для использования на школьной перемене)

  • Сезонные игры народов нашего края

  • Сезонные игры народов разных регионов России и мира

  • Игры с семейной тематикой: в дом, в дочки-матери, в свадьбу и др.

Объект исследования: семейная культура

  • Моя родословная

  • Наш семейный альбом

  • Рецепты домашней кухни

Объект исследования: Россия и мир на карте

  • Имена родного края

  • История в названиях рек, морей, океанов

  • Прошлое в названиях городов России

  • История в названиях городов мира

Объект исследования: великие люди России и мира

  • Памятники города

  • Памятники столицы России



^ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Проекты отличаются друг от друга:

  • результатом:

— поделки (игрушки, книги, рисунки, открытки, костюмы, макеты, модели и т. д.);

— мероприятия (спектакли, концерты, викторины, КВН, показы мод и т. д.);

  • числом детей:

— индивидуальная деятельность (получаемый продукт — результат работы одного человека); в дальнейшем персональные изделия могут быть объединены в коллективный продукт (например, выставка работ учащихся);

— коллективная деятельность (поделки, коллажи, макеты, подготовка конкурсов и викторин и т. д.);

  • продолжительностью (от 1 часа и более);

  • числом этапов и наличием промежуточных результатов

  • соотношением времени выполнения действий в школе и вне школы;

  • необходимостью привлечения взрослых.

Дети могут выбирать, в каком из проектов, предложенных учителем, они будут участвовать. Для обеспечения свободы и расширения поля выбора рекомендуется предлагать разные по своим характеристикам проекты (длительные и краткосрочные, индивидуальные и коллективные и т. д.).

Кроме того, если известно, что кто-то из детей умеет делать что-то конкретное, можно привязать этот проект к теме и предоставить ребенку возможность проявить себя в том, что он хорошо умеет делать.

При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, учитель руководствуется известными способностями учащихся и их психологическими особенностями.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом надо предоставить учащимся возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. На представлении результатов проекта присутствуют не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем выделяются промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.

Презентацию проектов, завершающихся изготовлением моделей, макетов, поделок, организовывают специальным образом.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах по разным направлениям, выставки и пр.


^ Календарно-тематическое планирование*

2 класс

Класс



Направления деятельности

Количество часов

Теория

Практика

    1. Введение (1 час)

05.09

1. Проект! Что это?


1 ч.





    1. Учимся делать проекты. (5 часов)

12.09

2. Как много интересного вокруг.


1ч.




19.09

26.09

3-4. «Учимся выбирать дополнительную литературу»

1ч.

1ч.

03.10

10.10

5-6.Библиотечное занятие «Источники информации»

1ч.

1ч.

III. Мы исследователи.

17.10

24.10

7-8. Осень на дворе

1ч.

1ч.



31.10

14.11

21.11


9-11. Устное народное творчество


2ч.

1ч.

28.11

05.12


12-13. Зима пришла


1ч.

1ч.

12.12

19.12

14-15.Главный праздник – Новый год



1ч.

1ч.

26.12

16.01


16-17.Растения



1ч.



1ч.

23.01

30.01

18-19. Животные


1ч.


1ч.


06.02

13.02

20-21. Такие разные машины




1ч.



1ч.

20.02

27.02

06.03

22-24. Мой край – любимый край!




2ч.



1ч.

13.03

20.03

25-26. Создание коллажа «Моя Родина»

1ч.



1ч.



03.04

10.04

27-28 .Уж тает снег! Бегут ручьи…

1ч.

1ч.

17.04

24.04

29-30. Никто не забыт – ничто не забыто…

1ч.

1ч.

08.05

15.05

31-32. Что такое лето?

1ч.

1ч.

^ IV. Заключение. (2 часа)

22.05

33. Что мы теперь умеем!

1ч.




29.05

34. Моя лучшая работа!




1ч.

Всего - 34 часов


Примечание:* Календарно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня.

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.

  2. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2011. – 111с.

  4. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – 176с.

  5. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80с

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Е.Г. Новолодская Организация проектной деятельности учащихся // «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 3-6

  8. И.С. Хирьянова Информационные технологии и организация учебных проектов в начальной школе// «Начальная школа + до и после». – 2009. - №1. – с 10- 15.

  9. Г.В.Скворцова Проект как форма организации самостоятельной деятельности детей//«Начальная школа+до и после». – 2006.- №11. – с 20- 21.



Похожие:

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности по общекультурному направлению для младших школьников
Формирование личностных качеств воспитанников как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности по социальному направлению для младших школьников
Большие возможности для проведения этой работы имеются у воспитателя гпд, учителя, воспитателя. Осуществляя духовно-нравственное...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconТема эксперимента : Оптимизационная модель организации внеурочной деятельности младших школьников Актуальность эксперимента
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconВнеурочная деятельность младших школьников
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в учреждении,...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности «Азбука добра»
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconСеминар. Ноябрь 2012. Формирование нравственных качеств у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Дорога Добра»
Начав работу в пилотном режиме в 2010/2011 учебном году внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению осуществлялась...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconУчебная деятельность младших школьников. Формирование учебной деятельности младших школьников
Ведущая деятельность, по определению А. Н. Леонтьева, это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития,...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconПрограмма факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников
Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconПрограмма внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся способность осознания целей проектной деятельности,
Проектная деятельность учащихся способствует обеспечению таких условий в образовательном процессе, когда полученные знания становятся...
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» iconПроектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников
«Проектная деятельность как способ развития творческой активности младших школьников»
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты