Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 icon

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4



НазваниеТеоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 2

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. 4

1.1. Экология как наука, история ее становления и развития. 4

1.2. Сущность экологического воспитания. 6

1.3. Методы и формы экологического воспитания. 7

1.4. Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками. 9

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ. 12

2.1. Организация системы экологического образования и воспитания в нашем детском саду. 12

2.2. Система занятий по экологическому воспитанию дошкольников. 13

2.3. Опыт работы в МАДОУ ЦРР № 10 воспитателя Борисенко Татьяны Владимировны. 17

2.4. Работа с родителями по формированию у детей экологической культуры. 29

Заключение 31

Список литературы 32



ВВЕДЕНИЕ


История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как приобретенные именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране и соответственно в нашем крае.

^ Объект исследования: экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе применения метода наблюдений.

Предмет исследования: изучить процесс усвоения детьми взаимоотношений между природой и человеком, формирования ответственного отношения к окружающей среде.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Дать теоретическое освещение данной проблеме в детском учреждении.

2. Раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического воспитания.

3. Выяснить, какой природоведческий материал способствует экологическому воспитанию, какие основные условия экологического воспитания;

4. Ознакомится с экологической обстановкой нашего края;

5. Рассмотреть нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками;

6. Провести эксперимент по развитию экологического сознания у дошкольников.

Моя работа проводилась на протяжении января - апреля 2009 г на базе МАДОУ ЦРР– д/с «Золотая рыбка» станицы Каневской, Краснодарского края, с целью повышения качества образовательного процесса в МАДОУ, совершенствования педагогического мастерства, и проявления интереса у детей дошкольного возраста к занятиям по экологии.
^

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1. Экология как наука, история ее становления и развития.


В настоящее время существует более 120 определений экологии. Вот некоторые из них. «Экология - биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы» - Биологический Энциклопедический Словарь, 1986 год.

«Экология - изучение структуры и функции природы» - американский ученый Х. Одум, 1959 год.

«Экология - наука о законах, управляющих жизнью растений и животных в естественной среде обитания» - советский эколог С. Шварц, 1972 год.

Классическая же формула определения понятия экология, приводимая во всех научных и популярных изданиях звучит так: «Экология - наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания». Данное определение подтверждается этимологией слова «экология». «Экос» - переводится с греческого как «жилище», «логос» наука, т. е. экология- наука о «жилищных условиях» обитания организмов.

Рассмотрим в общих чертах историю возникновения и развития экологии.

Термин «экология» был предложен в 1866 году Э. Геккелем. Этим термином он предложил обозначать «общую науку об отношении организмов к окружающей среде». Далее экология развивалась в трудах многих натуралистов и географов XIX - XX веков.

В России в области экологии большое значение имели работы К. Ф. Рулье (1852 год) и К. А. Северцова (1855 год). В конце XIX - начале XX веков исследователи обращали главное внимание на то, как отдельные факторы (например: климатические) влияют на распространение и динамику организмов. В это же время формируется представление о сообществах как о некоторых целостных совокупностях взаимосвязанных организмов.

Быстро развивалась экология в 20-30 годы XX века, когда были сформированы основные задачи изучения популяций и сообществ (Ч. Элтон), предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий (В. Вольтерра), проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей (Г. Ф. Гаузе).

В 70-е годы формируется экология человека или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия человеческого общества и окружающей среды. Все большее распространение в экологии получают количественные методы исследования, чаще используются эксперименты (не только лабораторные, но и в природе) и математические модели.

Во второй половине XX века в связи с резкими неблагоприятными последствиями воздействия человека на биосферу (так называемый «экологический кризис»), резко возрастает практическое значение экологии, необходимость проведения природоохранительных мероприятий, происходит «экологизация» многих естественных наук, устанавливается связь экологии с философией и социологией. Экологический подход становится необходим при решении производственных, научно-технических, демографических и других задач.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная наука относительно молодая, и возникла она из потребности сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно широки. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.


^

1.2. Сущность экологического воспитания.


Рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются на занятиях. Во время проводимых занятий формируются следующие представления:

- почему поле, лес, луг называют природными сообществами;

- для чего существуют различные элементы природных сообществ;

- как должен вести себя человек, находясь в этих природных сообществах.

Эти экологические знания на протяжении определенного времени переводили в убеждения, доказывая ребятам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков (совокупность состояний, конкретных действий, умений и навыков) и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности (мотивы в своем развитии проходят следующие этапы: возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение).

Были выявлены в сущности экологического воспитания две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Мною был сделал вывод о необходимости рассмотрения только формирования экологического сознания, так как экологическое поведение формируется с годами.

Таким образом, в процессе определения сущности экологического воспитания мною были выделены особенности этого процесса:

1) ступенчатый характер: а) формирование экологических представлений; б) развитие экологического сознания и чувств; в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе; д) преодоление в характере воспитанников потребительского отношения к природе;

2) длительность;

3) сложность;

4) скачкообразность;

5) активность;

Помимо этого огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя:

1) развитие экологического сознания;

2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности;

3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;

4) воспитание устойчивой воли;

5) формирование значимых целей экологической деятельности.

Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с дошкольного возраста.

^

1.3. Методы и формы экологического воспитания.


Содержание экологического воспитания усваивается дошкольниками в их различной деятельности.

Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности дошкольников: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у дошкольников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, воспитатель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции у детей, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность детей. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы воспитатель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности дошкольников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.). Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, характеризующих экологические явления; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Стремясь вызвать у дошкольников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, воспитатель использует пример и поощрение.

^

1.4. Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками.


Общество никогда не терпело вседозволенности внутри себя, даже в мелочах. Сложились определенные правила вежливости, которые мы справедливо считаем необходимыми: спасибо, пожалуйста, разрешите, я Вам помогу..., правила поведения в гостях, за столом и тому подобное. Но вседозволенность по отношению к природе прощалась. Каждый должен знать элементарные экологические запреты, следование которым должно стать нормой поведения для всех людей. Но встает вопрос: хороши ли эти правила, если они носят в основном запрещающий характер. Ведь получается: "Не делай того, не делай этого... " Не слишком ли много запретов обрушивается на ребенка?

Ответ на этот вопрос будет состоять из двух пунктов.

1. Определенные экологические запреты абсолютно необходимы. Сомневаться в этом - значит делать, пусть и не осознанную, но уступку потребительскому отношению к природе, от которого ничего, кроме беды быть не может.

2. «Обрушивать» эти запреты на ребенка "сверху" нельзя. Нужна целенаправленная, кропотливая работа, сориентированная на то, чтобы правила поведения в природе были осознанны, прочувствованны, а многие и открыты дошкольниками, чтобы стали их собственными убеждениями, а основные из правил постепенно перешли бы в простую и естественную привычку, подобно привычке говорить «спасибо» или вытирать обувь перед входом в детский сад.

Ниже приведены правила поведения в природе, некоторые из них кратко прокомментированы.

1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.

Каким может быть обоснование этого правила?

Живое существо, ветви вместе с листьями играют важную роль в его жизни. Например, листья участвуют в дыхании растения.

2. Не повреждай кору деревьев!

Известно, что ребята нередко вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, делают другие отметины. Это нарушает красоту природы и очень вредит деревьям (через ранку вытекает сок, могут проникнуть под кору микробы и грибы трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева).

4. Не рви в лесу, на лугу цветов.

Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

5. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повреждать веточек.

6. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.

7. Не разоряй муравейники.

8. Береги лягушек, жаб и их головастиков.

9. Не подходи близко к гнездам птиц.

Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.

11. Не разоряй птичьи гнезда.

12. Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.

Никогда не выбрасывай мусор в водоемы.

Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы, или даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.

Такие основные правила поведения в природе, которыми могут овладеть дети в детском саду. Этот список не окончательный. В будущем, он может быть дополнен или сокращен, а формулировки будут уточняться.

Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет дошкольникам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ребенка.
^

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВИЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ.




^

2.1. Организация системы экологического образования и воспитания в нашем детском саду.


Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 10 лет. В основе лежит «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, так же используем технологии программ С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»

За годы работы была создана целостная система, пронизывающая все виды детской деятельности и направленная на решение следующих задач:

- развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;

- воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувство эмпатии;

- формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы экологической работы мы обратили особое внимание на следующие основные направления:

-Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

- Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, ландшафта родной станицы, связанное с практическими делами (практическое направление работы) – совместно с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности,
^

2.2. Система занятий по экологическому воспитанию дошкольников.


На занятии решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому занятие дает больше возможности для воспитания у дошкольников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

При разработке перспективного планирования по экологическому воспитанию можно выделить три уровня изучения природы.

Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.

Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.

Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего?

Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает детям на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.

Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.

Рассмотрим некоторые связи.

Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.

Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.

Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.

Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.

Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.

Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).

Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях «насекомоядные животные», «хищные животные». Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.

Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений органические питательные вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.

Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.

Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком занятии и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как занятия изучения нового материала, так и обобщающего.

Получая определенную систему знаний на занятиях, воспитанники также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе.

Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания.

Первое важнейшее условие - экологическое воспитание воспитанников должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов от средней группы до подготовительной.

Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших дошкольников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение детского сада, уход за цветниками, шефство над огородом там, где лес или парк находится близко от детского сада, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и т.д.

^

2.3. Опыт работы в МАДОУ ЦРР № 10 воспитателя Борисенко Татьяны Владимировны.


Мною была проведена экспериментальная работа с детьми старшей группы № 11 МАДОУ ЦРР № 10 «Золотая рыбка» ст. Каневской. Детский сад был открыт в 1980 году. В МАДОУ ЦРР функционирует 14 групп:

3 - ясельные группы;

3 - вторая младшая группа;

3 - средние группы;

3 - старшие группы

2 - подготовительные

Детский сад «Золотая рыбка» работает по программе «Детство» (Т.И.Бабаева, В.И.Логинова), а также порционной программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева).

В экспериментальную деятельность была включена старшая группа№11 – воспитатели: Дашкевич Ирина Анатольевна, Борисенко Татьяна Владимировна

Группа была поделена на 2 подгруппы:

- контрольная;

- экспериментальная.

Эксперимент длился с 10 января 2009 года по 30 апреля 2009 года.

В эксперименте участвовало 14 детей.

1.Скоромец Эдик

2. Дауров Валера

3. Петько Вера

4. Смовдир Дима

5. Захарчевская Полина

6. Швецов Данил

7. Григоренко Настя

8. Костенко Матвей

9. Середа Катя

10. Шульженко Дима

11. Косинец Настя

12. Евтенко Алина

13. Кузьменко Максим

14. Филина Катя

Цель констатирующего эксперимента осуществлялась в несколько этапов при помощи следующих задач:

1) Анализ содержания программы «Юный эколог» по разделу «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания» с целью выявления требований к усвоению знаний и формированию отношений в старшей группе.

2) Анализ педагогических условий для осуществления задач экологического воспитания в дошкольном учреждении.

3) Разработка диагностики и выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ (в частности о растительном мире).

Для реализации вышеуказанных задач мною были использованы следующие методы:

1) Анализ педагогической документации.

2) Педагогическое наблюдение.

3) Диагностика.

4) Психолого-педагогический эксперимент.

5) Методика качественной и количественной обработки полученных данных.

На первом этапе нашего исследования нами был проведен анализ программы «Юный эколог» и программы «Детство» с целью выявления содержания раздела «Рост и развитие растений и животных и их связь со средой обитания».

Таким образом, программы показали, что при формировании динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе выявлены задачи:

- формировать умения наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам;

- наблюдать за ростом и развитием растений;

- знакомить детей с особенностями внешнего строения растений;

- формировать знания об уходе за комнатными растениями.

После этого нами был проведен анализ перспективного и календарного плана воспитателя на два семестра с целью выявления: отражаются или не отражаются вопросы формирования представлений о росте и развитии живых существ.

^ Анализ показал: В детском саду занятия по экологическому воспитанию проводятся четыре раза в месяц.

Закрепление изученного материала проводится при помощи дидактических игр. Используется технология моделирования.

На занятиях предусматривается решение задач формирования динамических представлений о росте и развитии живых существ. Кроме того, эти знания закрепляются и углубляются на протяжении других режимных моментов, таких, как прогулки, экскурсии, игры, а также используется такая форма, как задания.

На следующем этапе нашего исследования нами был проведен анализ педагогических условий МАДОУ ЦРР д/с № 10 для осуществления задач экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. В этих целях нами был проведен ряд наблюдений за площадкой дошкольного учреждения и уголками природы в старших возрастных группах. Наблюдения позволили выявить:

Территория участка детского сада хорошо озеленена. По всему периметру забора посажены высокие деревья и кустарники, которые создают зеленый щит, защищающий внутреннее пространство от пыли, шума, сильного ветра, выхлопных газов автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволяет создать территорию с особым - улучшенным микроклиматом, т.е. хорошую среду для пребывания детей.

Озеленение участка разнообразно и красиво, что создает благоприятную визуальную среду. На нем растут не только береза и тополь, но и липа, каштан, рябина и дуб.

На участке детского сада много цветов - от этого детский сад становится действительно цветущим садом. Цветущие растения развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение. На центральном входе и вдоль дороги растут ноготки, вокруг деревьев - настурция. Возле забора растут тропинамбуры и золотые шары, создавая высокую зелено-цветущую стену.

На участке в разных местах растут и многолетние растения и однолетники. У центрального входа, у всех подъездов растут многолетники - лилии, пионы, ирисы, флоксы.

На групповых участках посажены однолетние растения - воспитатель с детьми выращивает рассаду, высаживает ее в грунт, а затем вместе прослеживают развитие растений до созревания и сбора семян.

Забор вокруг детского сада увит диким виноградом, хмелем, душистым горошком, декоративной фасолью.

На площадке природы во всех местах есть лавочки, пеньки, на которых приходящие сюда дети спокойно сидят, наблюдают за цветами, животными.

В центре площадки установлен птичий столб, который круглый год привлекает пернатых: зимой в его кормушки дети кладут корм, а летом в водопойный желобок наливают воду.

Также мною было проанализировано содержание уголка природы в старшей группе.

Главная особенность уголка природы - непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего учебного года. Это, прежде всего, длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание.

Растения, размещенные в группе, должны хорошо себя чувствовать (хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести). В этом случае дети будут видеть здоровые, ухоженные живые существа, что является результатом полного соответствия их потребностей и условий обитания. В педагогическом отношении это имеет наибольшее значение.

Анализ показал, что в соответствии с требованиями в уголке природы имеются:

- комнатные растения (герань, бальзамин, примула, комнатный виноград);

- временные объекты природы (огород на окне) с посадками лука, фасоли, рассады.

На третьем этапе мною была выбрана и адаптирована диагностика выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ в старшей группе дошкольного учреждения, которая базируется на исследованиях и рекомендациях Л.С. Игнаткиной, В.В. Смирновой. Также были разработаны критерии и уровни сформированности представлений о динамическом росте растений.

Критерии оценки знаний детей:

- какое количество растений дошкольник знает;

- самостоятельно ли обследует растение;

- имеет устойчивый познавательный интерес;

- отвечает на поисковые вопросы.

В программе «Детство» выявлены уровни освоения программы по данному разделу (низкий, средний, высокий).

Низкий - объем представлений о растениях незначителен. Ребенок знает и выделяет совместно со взрослыми некоторые признаки внешнего строения, отдельные части растений. Наблюдает за растениями только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо выражены.

Средний - ребенок узнает и называет несколько растений (преимущественно, деревьев и комнатных), опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями неустойчивы, избирательны. Самостоятельные наблюдения за ними резки. Ребенок эмоционально откликается на красоту природы.

Высокий - ребенок знает (различает и правильно называет) достаточно большое количество растений, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения; обнаруживает стремление оказать помощь. Отношение к растениям достаточно осознанное. Ребенок умеет определить их состояние, элементарно установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающие их красивыми.

Диагностика, разработанная мною по формированию динамических представлений о росте и развитии живых существ у детей старшего дошкольного возраста, состояла из ряда заданий.

^ Задание 1. Знание о комнатных растениях.

Цель: - выявляем знания детей о комнатных растениях;

- определяем глубину знаний детей в описании комнатных растений;

- определяем умение отличать существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.

Мною было предложено детям рассмотреть наши комнатные растения и рассказать о них. А вначале рассмотреть комнатный виноград. Я задавала детям вопросы:

-Какого размера виноград?

-На что он похож - на дерево или на кустик? (На кустик).

-Какой стебель у винограда? Какие листья? (Большие, желто-зеленого цвета, овальной формы, край листа с зубчиками).

Затем я предложила детям погладить листочки: Какие они? Дети отвечали: Гладкие (Петько Вера, Скоромец Эдик, Косинец Настя). Далее я предложила детям сравнить два растения. Похожи ли примула и папоротник? Дети подошли к столу и рассмотрели оба растения, не найдя в них сходства. У них разные листья. У примулы листья круглые, шероховатые, плотные, край листа ровный, а у папоротника листья длинные, гладкие, тонкие, по краям вырезанные.

А затем я попросила детей сказать, чем похожи эти растения? Дети (Григоренко Настя, Кузьменко Максим) отвечали, что по величине (небольшие), по цвету их листьев (светло-зеленые), и по тому, что и у примулы, и у папоротника не видно стебля. А это позволило детям сделать вывод о том, что растения не только отличаются друг от друга, но и похожи.

^ Задание 2. Растение - живое существо.

Цель: - выявляем представления детей о растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; стебель, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать);

- выявляем представления о потребностях живых существ;

- познакомить с классификацией растений: деревья, кусты, травы;

- выявляем понимание необходимости растений для человека и животных.

Вначале я загадывала детям загадки: «В шубе летом, а зимой раздеты?» (Деревья.) Какие деревья растут на нашей территории?

«Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок». О каком дереве загадка? Сравните ели и лиственницы.

Какие растения мы называем лекарственными? (Мать-и-мачеха, подорожник.) (Захарчевская Полина, Дауров Валера).

Используя таблицы и схемы, я рассказывала о растениях. Это живые существа, которые растут, дышат, живут, дают семена, плоды. Дети отвечали на вопросы: Какие части есть у растений? Для чего необходим стебель? Листья? Корень? Какие необходимы условия для роста растений? (Евтенко Алина, Костенко Матвей, Швецов Данил).

Затем предложила детям отобрать иллюстрации деревьев, кустарников, травянистых растений и организовали соревнование, кто больше назовет деревьев, кустарников, травянистых растений.

После этого провела физкультминутку: разложила вперемежку иллюстрации деревьев, кустарников, трав. Дети, разделенные на три команды, отбирали те или иные иллюстрации. Затем мы обсуждали с детьми значение растений в жизни человека и животных.

Также для выявления уровня сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ я использовала дидактические игры.

«Отгадай, что за растение?»

Цель: уточнить представления о растениях, учиться узнавать их по описанию.

Воспитатель описывает растение (есть ли ствол, ветки, какие они: свисают, вьются). Описывает листья, их форму, окраску, есть ли цветы, как окрашены. Дети угадывали растение. Затем предлагала детям самим составлять загадки о растениях и отгадывать их.

Я, для выявления сформированности динамических представлений о росте и развитии живых существ использовала беседы.

«Беседа об уходе за комнатными растениями».

Цель: - выявлять представления об уходе за комнатными растениями;

- выявлять знания об основных потребностях комнатных растений;

- уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей;

- формировать представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли);

- выбрать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения.

Я просила у детей сказать, что нужно для ухода за комнатными растениями? Дети перечисляли приемы и порядок ухода ( Шульженко Дима, Косинец Настя, Середа Катя).

Чему вы недавно научились? Рыхлить землю (Швецов Данил, Евтенко Алина, Филина Катя). А для чего нужно рыхлить землю? Дети отвечали, чтобы корням было легче расти, и рыхлить землю нужно палочками, чтобы не поранить корень (Захарчевская Полина, Костенко Матвей). Я уточнила с детьми, как узнать, что растение нужно полить - когда земля сухая на ощупь. Что нужно протирать их от пыли и удобрять, чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели.

С первым заданием справились хорошо как дети контрольной группы, так и экспериментальной группы. Проявляли интерес, отвечали на вопросы. Затруднения возникли у Скоромец Эдика и Смовдир Димы в вопросе сравнения двух растений (примулы и папоротника).

Выполнение второго задания также вызвало некоторые затруднения. Евтенко Алина, Кориков Максим не смогли правильно классифицировать растения по разделам «травы», «кустарники», «деревья». Петько Вера и Скоромец Эдик путались в определении частей растений. Им были показаны таблицы и картинки с изображением деревьев, кустарников, травянистых растений.

Во время проведения дидактической игры «Отгадай, что за растение» Захорчевская Полина, Евтенко Алина и Смовдир Дима не смогли узнать растение по описанию, а Мирза Наташа не ошиблась ни разу. Дети с интересом составляли загадки о растениях, но отгадывали не все загадки, затруднялись.

В ходе беседы об уходе за комнатными растениями детям нужно было раскрыть свои знания о потребностях растений. Многие дети (Косинец Настя, Дауров Валера) отвечали, что растениям нужна только вода, упуская, что растениям еще нужно тепло, свет, питание.

В ходе индивидуальных бесед с детьми мною были выявлены те аспекты системы знаний, которые дети самостоятельно не раскрыли. Например, при выполнении задания № 2 Середа Катя неправильно отвечала на вопросы о частях растений. Но в ходе индивидуальной беседы выяснилось, что знания у девочки есть, а ошибки были допущены по невнимательности.

Результаты проведенной диагностики были проработаны и оформлены в следующих таблицах.

Таблица № 1

^ Экспериментальная группа

Какое кол-во растений знает

Самостоятельноно обследует растения

Устойчивый познавательный. интерес

^ Результат деятельности

Поисковые вопросы

Уровни

1. Скоромец Эдик

3

+

-

+

-

С

2. Кузьменко Максим

3

-

-

-

-

Н

3. Петько Вера

4

-

+

+

-

С

4. Захарчевская Полина

4

+

-

+

+

В

5. Евтенко Алина

3

-

+

-

-

С

6. Косинец Настя

3

-

-

-

-

Н

7. Григоренко Настя

4

+

+

+

-

В

+ - проводит самостоятельно;

- - не проводит.

Таблица № 2

^ Контрольная группа

Какое количество растений знает

Самостоятельно обследует растения

Устойчивый познавательный интерес

^ Результат деятельности

Поисковые вопросы

Уровни

1. Дауров Валера

3

-

+

+

+

В

2. Смовдир Дима

4

+

+

+

-

В

3. Середа Катя

3

-

-

-

-

Н

4. Шульженко Дима

3

-

-

+

+

С

5. Костенко Матвей

4

+

-

-

+

С

6. Филина Катя

3

-

+

-

-

Н

7. Швецов Данил

3

-

+

+

-

С


+ - проводит самостоятельно;

- - не проводит.

Таблица № 3 Экспериментальная группа

Уровень

Кол-во детей

%

В.

2

22,3

Ср.

4

55,4

Н.

2

22,3


Таблица № 4 Контрольная группа

Уровень

Кол-во детей

%

В.

2

22,3

Ср.

4

55,4

Н.

2

22,3


После обработки данных таблиц 3 и 4 результат был изложен в диаграмме.

Таким образом, на протяжении констатирующего эксперимента мною была выявлена тематика заданий, рекомендованных программой «Детство» по развитию динамических представлений о росте и развитии живых существ для детей старшего дошкольного возраста; выявлен уровень методической оснащенности для проведения занятий.
^

2.4. Работа с родителями по формированию у детей экологической культуры.


Очень тесно ведем работу по экологическому воспитанию с семьей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, прямой телефон, дискуссии). Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданиями: почему так говорят? Можно показать родителям сценку, например «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Заключение


В результате проделанной работы есть положительные результаты:

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются у умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Мы планируем организовать кружок «Юный эколог», что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей. Кружки будут носить интегрированный характер, построенный на взаимодействии природоведческих знаний и деятельности ребенка.

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Список литературы


1.





Похожие:

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 icon«Роль экспериментов и наблюдений в экологическом воспитании дошкольников»
Одна из основных целей экологического воспитания это формирование начал экологической культуры дошкольников
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 icon1. теоретические основы мсу
Основы местного самоуправления: правовые, территориальные, экономические, организационные, теоретические
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconТеоретические основы методики формирования связной речи у старших дошкольников с онр

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconВведение. Актуальность проблемы патриотического воспитания в современном мире
Теоретические аспекты патриотического воспитания дошкольников в научно- педагогической литературе
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconНаучно- теоретические основы управления образованием
Первоочередной задачей по реализации «Программы развития воспитания в системе образования России» является формирование воспитательной...
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconОсновные положения экологического воспитания. Девиз
Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность...
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconЕрмакова Н. А. Сущность экологического воспитания
Под экологическим воспитанием понимаем единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического...
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconМоу «Гимназия №3 г. Белгорода» Пипия М. А. Взаимосвязь экологического и нравственного воспитания младших школьников
Экологическое воспитание это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического...
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconОсновы формирования экологического воспитания в школе
В настоящее время каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников. 4 iconФормирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты