|
Статья «Система гражданско-патриотического воспитания учащихся в современной школе» Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский Детство и юность – самая благодатная пора для развития священного чувства любви к Родине. На основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в нашей школе является формирование патриотического воспитания и гражданского становления воспитанников. В национальной доктрине образования дан социальный заказ государства на воспитание человека - патриота своей Родины с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, уважающего права и свободы личности, традиции и культуры других народов. Кайгородская средняя общеобразовательная школа существует 33 года, в школе сложились свои традиции, воспитательная работа строится по разносторонним направлениям. Педагогическая практика показала, что тема патриотизма и гражданского воспитания столь значима, широка и разнообразна, что требуется выделить ее в отдельное направление. Так была создана тематическая программа «Патриот и гражданин» по патриотическому воспитанию. ^ – развитие личности с высокой социальной активностью, гражданской ответственностью, обладающей позитивными качествами, способной проявить их в созидательном процессе, интересах Отечества. Система гражданско-патриотической работы Кайгородской школы включает в себя целевую установку, комплекс форм и методов, общее содержание деятельности, кадровые ресурсы, модель выпускника по формированию гражданско-патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание стало плановым и системным, одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива. «Ядром» моделируемой воспитательной системы ее является ребенок. Интенсивное движение всех детей и каждого ребенка в отдельности к модели выпускника – гражданина и патриота, способного к решению проблем – один из критериев оптимальной организации системы Именно по решению этой сложнейшей и в тоже время благородной задачи был разработан и осуществлен проект «Формирование нравственно-патриотического сознания учащихся в процессе оптимизации взаимодействия с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, ветеранами труда». В проекте участвовали учащиеся 5-11 классов и педагоги школы, ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны труда Краснозерского дома ветеранов. Гражданско-патриотическое воспитание осуществлялось через организацию социально-значимой деятельности для ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов труда Краснозерского дома ветеранов. Систематическое сотрудничество с родителями укрепляет союз педагогов и родителей в воспитании зрелой личности гражданина и патриота. Родители охотно поддерживают идею воспитания детей на основе гражданско-патриотических традиций, что способствует возрождению русского национального самосознания, уважения к истории России. Вместе с детьми активно участвуют в жизни школы, в спортивных мероприятиях, школьных Ярмарках, семейных праздниках, совершают туристические походы по родному краю. Учащиеся находятся в ожидании похода весь учебный год, к ним заранее готовятся в образовательном учреждении и в семьях…. Что укрепляет любовь к малой Родине, школе, формирует добрые отношения в классе и семье. Встречи, беседы, часы общения, уроки мужества проводятся с участием ветеранов - почетных гостей нашей школы. Ребята узнают от живых свидетелей истории, какие они на своих плечах вынесли тяготы страшной войны, прошли огромный трудовой путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Ветераны приходят к поколению, которое не испытало ужасов войны и знает о ней из уроков истории, книг, фильмов, рассматривая фотографии. Оставшиеся в живых помнят все, каждую подробность боя, имена однополчан, невероятно трудные военные дни. Они - ветераны допускают детей к своему прошлому, передавая от дедов к внукам хотя бы частичку восприятия тех незабываемых дней, да так чтобы зажгло, взбудоражило, взбунтовало воображение и сознание. А у школьников светятся глаза, и они делятся в последствии незабываемыми подробностями танкового боя или атаки автоматчиков на вражеские позиции со своими друзьями, в семье, обсуждают в классе. Ветераны Великой отечественной войны стали для нас символом мужества и героизма. Традицией в школе стали «Вахта Памяти», участие в районных молодежных акциях «Помним, гордимся, наследуем», «Георгиевская лента», «Напиши письмо ветерану», школьниками оформляется ежегодно стенд «Ваша Победа в наших сердцах», проводятся операция-субботник «Памятник» и митинг 9 мая, посвященный Великой Победе. В этот торжественный день вся школа выстраивается у памятника Воину- освободителю на площади поселка, с гордостью старшеклассники несут почетный караул у Вечного огня. Ежегодно памятник становится местом встречи всех поколений поселка, и учащиеся выражают свою благодарность всем воинам Великой Отечественной войны, чествуют ветеранов, возлагают гирлянды. Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание основывается на историческом опыте предшествующего поколения. В системе общешкольных мероприятий важное воспитательное значение имеет для учащихся игра «Зарница», которую из года в год организуют и проводят старшеклассники ко Дню защитника Отечества. Участниками игры являются все учащиеся и учителя школы. Начинается «Зарница» …Отряды строят снежные баррикады, преодолевают препятствия, штурмом берут крепости, разжигают победные костры, проводят смотры строя и песни. Игра «Зарница» своего рода предварительный этап подготовки для десятиклассников, которые в конце мая каждого года находятся на недельных военно-полевых сборах для допризывной молодежи под девизом «Защита Отечества - дело молодых».Цель игры - возрождение, профилактика правонарушений, улучшение морально-психологического климата и физическая подготовка Организации досуга ветеранов в программе отводится значимое место, так как у подшефных огромный интерес к участию в мероприятиях по знаменательным датам и праздникам : День защитника Отечества, День пожилых людей, День матери, Новый год, Международный женский день. Учащиеся также готовят концертные и музыкальные программы, театрализованные представления, фольклорные праздники, праздничные и поздравительные стенгазеты, подарки (открытки, настенные панно, подушечки, подковы на счастье и другие сувениры). Подарки, сделанные ребятами, очень радуют наших ветеранов. К Новому году своими руками из лапника ели дети смастерили ёлку, которую украсили и установили в Доме ветеранов, а на Масленицу изготовили чучело. Учащиеся оказывают пожилым людям посильную помощь в быту (посадка и уборка картофеля и овощей и т.д.), осуществляя операцию «Забота». Большинство пожилых людей живут в одиночестве, взрослые дети далеко и взаимодействие детей и взрослых создает доброжелательное общение, атмосферу заботы и внимания . Неравнодушие детей к нашим ветеранам, этим замечательным людям - это благодарность подрастающего поколения. Программа «Патриот и гражданин» содержит раздел по сотрудничеству с государственным Краснозерским художественно-краеведческим музеем, наши школьники и педагоги – активные участники экскурсий, мультимедийных программ, выставок, посвященных военным сражениям, Героям Советского Союза - землякам. А школьные викторины, виртуальные путешествия, литературно-исторические конференции дополняют как формы работы общее содержание. Эффективным средством воспитания в формировании активной гражданской позиции являются органы ученического самоуправления объединения «Родники», которое существует в школе уже 8 лет. …Ребята всегда могут высказать свое мнение, вступить в дискуссию, заявить свою позицию. Как результат учащиеся приняли активное участие в районных и областных конкурсах, посвященных 65-летию Победы. Лауреатом областного конкурса сочинений «Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага», стала ученица 11 класса Лукашова Ангелина. Дипломантами районного конкурса рисунков и плакатов названы учащиеся 6, 7 классов. Юноши школы заняли 3 место в районных соревнованиях по волейболу, посвященных памяти ветеранов Великой Отечественной войны. Старшеклассники являются участниками районных интеллектуальных игр из цикла « Я - гражданин России», команда награждена дипломом фестиваля команд эрудитов «Край родной Сибирский». Педагогический коллектив двумя Благодарственными письмами за большой вклад в пропаганду героической истории, воспитания к памяти защитников Отечества и формирование у молодого поколения патриотического сознания. Так же педагогами нашей школы к 65-летию Великой Победы был создан фильм (из школьного архива видеоматериалов), посвященный воинам- землякам, который был отправлен на региональный конкурс, в последствие создатели этого фильма были приглашены на церемонию вручения, на Сибирскую ярмарку, где награждены благодарностью и ценными подарками. Хочется отметить, что за последние годы идет увеличение молодых людей, стремящихся нести военную и гражданскую службу. Литература: 1) Свердлова О.Г. «Диалоги о воспитании»- М.,1985г. 2)Никитин А.Ф. «Единство нравственного и гражданского воспитания»//Педагогика-1995г.-№5. 3) Гаямова Л. «От милосердия к гражданственности»// Воспитание школьников-2008г.-№5 МКОУ Кайгородская СОШ - зам. по ВР Тимохина Л.Г. |
![]() | Опубликовано в сборнике материалов конференции Аннотация: в статье рассматриваются подходы к изучению результативности гражданско – патриотического воспитания учащихся | ![]() | Отчет по реализации воспитательной подпрограммы гражданско-патриотического воспитания ««Новой России новое поколение» Актуальность происходящих в обществе изменений обусловлена потребностью в сформированной гражданско-компетентной личности, что является... |
![]() | Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность Романова Э. В. учитель истории и обществознания мбоу «Кадетская школа» Основные подходы к организации патриотического воспитания в кадетской школе и их эффективность | ![]() | 1. Введение Содержание гражданско-патриотического воспитания Воспитание гражданcтвенности школьников через приобщение к ценностям отечественной духовно- нравственной культуры |
![]() | Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России Горохова осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. В школе уже не первый год... | ![]() | Совершенствование системы патриотического воспитания… Формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей Образовательное учреждение призвано Программой повышать качество патриотического воспитания и стать интегрирующим центром воспитательной... |
![]() | Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников Ромова Любовь Николаевна, учитель истории, руководитель школьного музея боевой и трудовой славы | ![]() | Формирование гражданско-патриотического сознания одаренных учащихся во внеурочной деятельности посредством использования краеведческого материала |
![]() | Положение о районном конкурсе поисковых групп Районный конкурс поисковых групп «Выдающиеся нижегородцы – история их открытий, изобретений и инноваций» проводится в рамках патриотического... | ![]() | Опыт работы по формированию гражданско-патриотического самосознания учащихся на уроках литературы В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества,... |