Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста icon

Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста



НазваниеФормирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста.


Зрительное восприятие – это психический процесс отражения предметов явлений действительности, возникающий в результате воздействия раздражителя на зрительный анализатор. Нарушения зрения оказывают влияние на объем, скорость и качество полученной информации, поэтому последствия зрительной патологии наиболее ярко проявляются в сфере чувственного познания, в том числе на зрительное восприятие и как следствие влияет на развитие познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности детей, что ограничивает их естественную интеграцию в общество зрячих.

Учитель – дефектолог на коррекционных занятиях решает ряд задач, для формирования зрительной культуры слабовидящих дошкольников:


  • Развивать умение определять цель, способы и результаты своей перцептивной деятельности;

  • Формировать активное отношение ребенка к процессу познания;

  • Развивать рациональные способы зрительной ориентировки;

  • Приучать детей обследовать предметы, используя сохранные анализаторы, не надеясь только на остаточное зрение;

  • Способствовать установлению тесной связи между действием ребенка и словесным описанием с целью предупреждения вербализма знаний;

  • Формировать умение быстро и точно выполнять практические действия для предупреждения зрительного утомления;

  • Формировать навыки зрительного внимания через обучение замечать, выделять характерные признаки предметов, определять их сходство и различие;

Решением данных задач достигается цель развивать у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста основ зрительной культуры.


Формирование зрительной культуры слабовидящих детей учителем-дефектологом ведётся одновременно с решением задач по всестороннему формированию и развитию зрительного восприятии:

  • Формирование сенсорных эталонов

  • Формирование способов обследования и предметных представлений

  • Развитие восприятия сюжетных изображений

  • Развитие восприятия глубины пространства

  • Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве


Формирование сенсорных эталонов

При работе по формированию сенсорных эталонов дети учатся отличать и называть основные цвета и их оттенки; отличать и называть плоскостные и объемные геометрические фигуры; использовать их формы как эталона для анализа формы реальных предметов; зрительному анализу формы и величины предметов, отбирать предметы по убывающей и возрастающей величины, что в свою очередь решает задачи по формированию зрительной культуры:

  • учить детей классифицировать геометрические фигуры, предметы по форме, цвету, величине;

  • учить находить предметы заданной формы, величины, цвета среди окружающих предметов;

  • учить рисовать по трафарету и обводить по контуру геометрических фигур;

  • учить опознавать геометрические фигуры в силуэтных, контурных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях;

  • развивать зрительный анализ и синтез по средством построения предметов из геометрических фигур;

  • учить составлять цветовые ряды;

  • учить раскладывать предметы по убывающей и возрастающей величине;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: упражнения на восприятие формы предметов и повышение остроты зрения; классификация геометрических фигур, предметов по форме, величине и цвету; упражнения и задания на развитие зрительных навыков: сравнение объемных, плоскостных фигур и предметов с их контурными, силуэтными, черно-белыми, цветными изображениями; рисование по трафарету и обведение по контуру; нахождение предметов заданного цвета; опознание геометрические фигуры в силуэтных, контурных, зашумленных, перечеркнутых, перевернутых изображениях; раскладывание предметов по убывающей и возрастающей величине; составление цветовых рядов.


Формирование способов обследования и предметных представлений

Предметные представления детей формируются на основе полисенсорности восприятия, поэтому при формировании зрительной культуры необходимо уделять внимание знакомству с органами чувств человека и их функциональным значением. Это прослеживается в решении следующих задач:

  • обучение приемам использования сохранных анализаторов в процессе ознакомления с окружающим миром;

  • систематизировать знания детей о признаках предметов, определяемых с помощью различных видов чувствительности;

  • знакомить детей с различными способами и видами обследования предметов с помощью сохранных анализаторов;

  • развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ и синтез);

  • формировать у детей представления о возможностях других органов чувств при замене зрительной информации на невизуальную;

  • обучать умению использовать слух, обоняние и осязание в процессе опознания предметов;

  • формировать устойчивую потребность использовать сохранные анализаторы в процессе деятельности

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Угадай, что это?», «Вспомни и назови», «Подбери предмет» «Сожми и разложи», «Найди лишний элемент», «Определи температуру предмета», «Узнай поверхность», «Вкусно-невкусно», «Запах растений», «Определи вкус», Определи запах», «Тихо-громко», «Узнай шум, музыкальный инструмент, звуки животных»; «Построй предмет из геометрических фигур», «Назови из каких частей состоит предмет».


Развитие восприятия сюжетных изображений

Уровень развития восприятия сюжетных изображений отражается в составленных детьми рассказов по сюжетным картинкам, учитель-дефектолог параллельно с задач по развитию восприятия сюжетных изображений, связной речи решает задачи по развитию зрительной культуры:


  • формировать гностические (познавательные) зрительные функции: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ);

  • развивать навыки зрительного обследования предметов,

  • формировать умение объединять части в целое (зрительный синтез);

  • учить находить главные и второстепенные признаки в изображении и устанавливать связи между ними;

  • учить выделять и определять визуальные признаки и свойства предметов;

  • развивать способность судить о расположении одного предмета относительно других;

  • развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме, цвете;

  • формировать умение направлять перемещения взгляд и воспринимать форму, величину, существенные признаки предмета.



Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: составление рассказов-описаний по пейзажным, предметным картинкам и предметам, рассказа-сравнение, рассказа по сюжетным картинкам, рассказов об увиденном (на основе наблюдений).


Развитие восприятия глубины пространства


  • развивать способность глаза фокусировать объект на различных расстояниях (аккомодация) и использовать оба глаза согласованно;

  • формировать возможность визуально воспринимать глубину и трехмерное пространство;

  • учить определять положение предметов в перспективе на изображение (первый план, второй план, далеко-близко);

  • развивать глубинное зрение по средствам игр на определение глубины пространства;

  • развивать способность выделять зрительное сходство и различие в размере, форме и цвете;

  • развивать умение самостоятельно получать, анализировать и словесно описывать информацию об окружающем пространстве и расположенных в нем объектах, моделировать пространственные отношения;

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: игры на определение положения предмета в пространстве: «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги», «Найди клад», рассматривание предметов на близком, дальнем расстоянии, игры на соотнесение звука-предмета и его расположения; перекидывание из руки в руку мячик, игры с настольным строительным материалом, называние предметов на картине: на первом плане, на втором плане, вдали, близко; «Что где находиться?».

Развитие навыков ориентировки в макро и микропространстве

  • развивать умение целенаправленного движения глаз в процессе микроориентировки (на листе бумаги; тетради);

  • развивать умение определять пространственные отношения относительно себя и предметами окружающего мира;

  • развивать умение двигаться в заданном направлении, ориентируясь при помощи органов чувств и пользуясь указаниями взрослого;

  • учить словесно, описывать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме;

  • развивать зрительное восприятие и пространственных представлений через рациональное использование зрения (умение видеть расстояние и видеть признаки предметов на расстоянии, определять направление движения)

Для решения комплекса этих задач используются разнообразные игры и упражнения: «Кто где сидит?», «Что где находиться?», «Положи квадрат в правый верхний угол, в левый нижний угол круг…», «Назови предметы вдалеке, которые находятся близко», движение на звук, на голос, «Найди клад».


Таким образом, в процессе выполнения заданий, упражнений на развития зрительного восприятия формируется зрительная культура слабовидящих детей.



Похожие:

Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconРазвитие зрительной культуры у слабовидящих детей дошкольного возраста на логопедических занятиях
При усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий,...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconДидактический материал «логические блоки дьенеша», как способ развития восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Тема, над которой я работаю, носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconФормирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста через режиссерскую игру
Разрабатывая методику обучения, мы опирались на труды отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в которых игра рассматривается...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconТема: «Развитие и своевременная коррекция развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей дошкольного возраста»
Центр развития ребенка детский сад №56 «Ромашка» 141407 г. Химки Московская область Молодежная 28, тел. 571 1
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconРеализация условий социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста
В рамках работы по социально-эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста была разработана и проведена система занятий...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconМдоу «Центр развития ребенка – детский сад №5» Индивидуально-творческий проект
«Формирование ценностного отношения к природе как к значимому социальному объекту у детей старшего дошкольного возраста посредством...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по экологии «Мир природы и ребенок» Аннотация
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconТема опыта: «Развитие произвольной зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Автор опыта
Автор опыта: Вокуева Галина Юрьевна, воспитатель мб оу «Детский сад п. Каратайка»
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconФормирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Доу, в котором я работаю, является районной опытно- экспериментальной площадкой по теме «Взаимодействие субъектов, формирующих культуру...
Формирование зрительной культуры как результат развития зрительного восприятия слабовидящих детей старшего дошкольного возраста iconАвтор опыта: Рочева Людмила Александровна, воспитатель муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Заполярного района»
Тема опыта: «Использование метода проектирования для развития художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты