|
Система работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации по формированию связной речи детей в соответствии с периодами обучения.
Содержание логопедической работы на втором году обучения предусматривает дальнейшее развитие связной речи. Особое внимание уделяется закреплению навыков связного выразительного пересказа литературных произведений, значительное место отводится упражнениям по составлению сложных сюжетных рассказов, сказок, сочинений на основе личного опыта. Основной формой работы являются логопедические занятия, проводимые в подгруппе по 5-6 человек; занятия проводятся 1-3 раза в неделю в утренние часы. Обучение детей рассказыванию (пересказ, рассказ-описание и др.) предшествует подготовительная работа (первый период первого года обучения). В задачи подготовительного этапа обучения входит:
В повседневной жизни дети редко слышат монологическую речь. Чаще всего взрослые в разговоре с детьми используют форму диалога. Поэтому монологу необходимо учить. До школы следует развить предварительные навыки монологической речи: описание, повествование, рассуждение. Всегда следует помнить о том, что основным приёмом обучения монологу является опора на словесный образец. Поэтому взрослые не должны ограничиваться лишь диалогом в общении с детьми. Монологической речи детей начинают учить систематически примерно с пятого года жизни. Трудность монолога состоит в том, что он требует от ребёнка умения одновременно заметить не только предметы, явления и связи между ними. Реализация указанных задач осуществляется на логопедических занятиях в ходе упражнений на составление высказываний по демонстрируемым действиям, ситуационным и сюжетным картинкам, в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. Одним из факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, является наглядность, по поводу которой происходит речевой акт. В качестве второго вспомогательного средства выделяется моделирование плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л.С. Выготский. Учитывая вышеизложенное, при обучении дошкольников можно расположить виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности, а также “свёртывания смоделированного” плана.
Здесь наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказываний служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства даёт образец рассказа логопеда.
Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа, что, кроме того, позволяет разнообразить лексическое и грамматическое наполнение связной речи.
В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказывания обеспечивается порядком картинок, последовательно выставляемых на фланелеграфе.
Наглядность представлена предметами, объектами и действия с ними, изображёнными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания; образец рассказа логопеда даёт детям необходимые средства.
Наглядность и план высказывания обеспечивается теми же средствами, что и на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца рассказа логопеда.
Наглядность уменьшена за счёт отсутствия видимой динамики событий; дети наблюдают, как правило, конечный этап действий; моделирование плана рассказа достигается путём использования образца логопеда и его вопросного плана.
Это самый сложный вид упражнений из всех. Отсутствие образца ещё более усложняет задачу по составлению связного высказывания. На этом этапе создаются предпосылки и возможно начало работы над творческим рассказыванием. Особенности этой системы работы над развитием связной речи детей состоит в том, что, последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удаётся сформировать связную речь у тех детей, которые изначально не владеют развёрнутыми смысловыми высказываниями, подменяя их называнием перечня предметов, действий либо набором непоследовательных, грамматически не оформленных фраз. Материалом для работы над связной речью у старших дошкольников служит:
Развитие связной речи в логопедической группе происходит в тесном контакте с воспитателями. В работе воспитателя группы вначале используются те виды работ, которые не требуют самостоятельной речи. Ими могут быть:
Однако для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда. При проведении занятий по формированию связной речи следует учитывать следующие методические принципы:
Литература В.П. Глухов “Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием ” Аркти Москва 2004г. Т.А. Ткаченко “Если дошкольник плохо говорит” Санкт-Петербург Изд-во “Акцидент” 1997г. Т.А. Ткаченко “В первый класс-без дефектов речи” Методическое пособие Санкт-Петербург “Детство-пресс” 1999г. Татьяна Тарабарина “Осваиваем монологическую речь” Развивающая тетрадь для дошкольников Академия развития Ярославль 2007г. Л.М. Козырева “Развитие речи 5-7 лет” Академия развития Ярославль, Академия холдинг 2002г. Е.Г. Корицкая, Т.А. Шимкович Формирование развёрнутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития. Нарушение речи у дошкольников. М. 1972г. В.К. Воробьёва Особенности связной речи школьников с моторной алалией. Нарушение речи и голоса у детей М. Просвещение 1973г. Л. Ворошнина “Обучение творческому рассказыванию” Дошкольное воспитание, №2 1991г. Т.Б. Филичева, А.В. Соболева “Развитие речи дошкольника” Екатеринбург, Арго 1997г. Н. Кондратьева, А. Сомкова “Как использовать модели для развития речевого творчества ” ЛГПИ им. Герцена, Дошкольное воспитание №10 1991г. |