ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Пикалова Ольга Владимировна Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 44» За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе. Поэтому целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение учащимися универсальных учебных действий, которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты, т.е. создают условия для развития личности и ее самореализации. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Одним из блоков универсальных учебных действий являются коммуникативные действия. Актуальность развития коммуникативных умений у младших школьников обусловлена возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования коммуникативных учебных действий. В частности, «Русский язык» обеспечивает формирование коммуникативных универсальных учебных действий, так как учит умению «ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В учебниках «Русский язык» по программе «Перспективная начальная школа» разработана система заданий, ориентированных на формирование коммуникативных УУД. Группа заданий в рамках коммуникации как сотрудничества предполагает освоение разных форм кооперации: работа вдвоем, в малой или большой группах (учащиеся учатся распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле, осуществлять взаимопроверку выполненной работы), работа по цепочке; освоение разных социальных ролей (ведущего и исполнителя). Группа заданий в рамках коммуникации как взаимодействия предполагает развитие умения аргументировано высказывать свою точку зрения, корректно критиковать альтернативную позицию, использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы). Рассмотрим на примере урока русского языка, как можно формировать у младших школьников коммуникативные учебные действия, работая в паре. ^ Тема урока: « Заглавная буква в именах собственных». Тип урока: применение полученных знаний. Цель: создание условий для формирования умения планировать учебное сотрудничество с соседом через формирование умений писать заглавную букву в именах собственных. Задачи: 1. Формировать умения записывать слова и предложения с именами собственными, находить их в тексте, отличать имена собственные от других слов; закреплять умения писать словарные слова. 2. Способствовать развитию самостоятельности мышления. 3. Воспитывать культуру общения. Планируемые результаты Предметные: научатся отличать имена собственные, писать их с заглавной буквы. Метапредметные: Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока. Регулятивные: оценивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение находить и исправлять ошибки в работе соседа. Личностные: формирование позитивной самооценки.
Приложение № 1. Алгоритм работы в парах (словарная работа)
Приложение № 2. Алгоритм работы в парах
Литература 1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил. 2.Чуракова Н.А. Русский язык [Текст]: 1 класс: Учебник / Н.А.Чуракова. – 3-е изд., испр. – М.: Академкнига / Учебник, 2007. – 96 с.: ил. 3. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1 -4 кл. : в 2 ч. / Сост. Р.Г. Чуракова – М. : Академкнига/ Учебник, 2011. – Ч. 1 : 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа») |
![]() | Андросова Светлана Владимировна, у4читель русского языка и литературы моу гимназия высшей квалификационной категории, отличник народного просвещения Тема: Виды и формы опроса на урок Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия станицы Ленинградской Краснодарского края | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Матвеевская сош» формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка Фгос, позволяет преодолеть ряд существующих противоречий и стать ориентиром для создания современного образования в России, которое... |
![]() | Составляем проверочный тест на уроке в начальной школе Балагина Елена Владимировна,учитель начальных классов, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Гимназия №3" | ![]() | Использование интерактивных методов и приемов обучения для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе по системе Л. В. Занкова Важнейшей задачей современной системы образования становится формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам... |
![]() | Проектная работа Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках физкультуры в начальной школе» | ![]() | Паспорт проекта «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе «Основ умения учиться» Репкина Светлана Владимировна, учитель начальных классов мбоусош №11 г. Новочеркасска |
![]() | Санжаина Баярма Гомбожаповна Учитель начальных классов Забайкальский край Дульдургинский район Село Алханай Использование икт технологий и цор для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе ... | ![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №5» Система упражнений при изучении темы «Особые формы глагола» в школьном курсе русского языка на материале романа Т. Крюковой |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования с. Ныда выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе» Выступление на мо по теме: «Специфика реализации фгос на уроках английского языка в начальной школе» Тен Елены Евгеньевны, учителя... | ![]() | Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе (сл 1) «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Английский язык стал средством международного общения, и каждый знает, что рано или поздно его необходимо изучить. Итак, почему бы... |