Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие icon

Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие



НазваниеРабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Дата17.10.2016
Размер
ТипРабочая программа

Литературное чтение

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа ХХ1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и спе­цифики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

  1. Система работы над навыками чтения.

  1. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

  2. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

  3. Расширение круга чтения учащихся, создание «лите­ратурного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Следует обратить внимание еще на один специфичес­кий для начальной школы аспект литературного чтения. Чтение является речевой деятельностью, а следовательно, оно связано со знанием структуры текста как речевой еди­ницы. Но нужно помнить, что, обучая чтению, мы работаем на литературном материале и организуем целостное вос­приятие произведения в единстве его содержания и формы, образного, логического, эмоционального его начал. Эти ас­пекты деятельности не следует путать. Поэтому в програм­ме разделы «Работа с текстом» ,«Восприятие художест­венного произведения» разведены, каждый имеет свое со­держание.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ре­бенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  • в результате обучения развивается читательская дея­тельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения \\ работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техни­ческими навыками и читательскими умениями.

  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературным произведением как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых осо­бенностей.

  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.

  4. Сочетание работы над произведением и детской кни­гой как особым объектом изучения.

  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного про­изведения.

  6. Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих полноценное восприятие произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоцио­нальной сферы, обогащением духовного мира ученика.

^ На начальном этапе (1-2 классы) используются темати­ческий и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (дет­ском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), об их авторах.

^ На основном этапе (3-4 классы) главным принципом является художественно-эстетический. Он используется при отборе произведений, вошедших в «золотой фонд» клас­сической детской литературы, произведений народного творчества и современных детских писателей как России, так и зарубежья.

Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких про­изведений одного и того же автора, пишущего в разных жан­рах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено ху­дожественными сюжетными рассказами, описаниями приро­ды, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд ав­торов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хро­нологическая последовательность предъявления произведе­ний одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эсте­тического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной от­зывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагоги­ческие принципы построения процесса обучения: системно­сти, преемственности, перспективности и др.


^ В 1 классе проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обу­чения, когда дети еще самостоятельно не читают, и поддер­живают их интерес к чтению и книге.

^ Во 2 классе ученики уже умеют читать вслух целыми словами, правильно воспринимают содержание и форму чи­таемого произведения и книги, различают доступные им жанры, знают имена детских писателей, авторов книг и от­дельных произведений.

^ В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литера­турные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает боль­шую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определен­ные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

^ В 4 классе расширяется круг детского чтения. Учащие­ся знакомятся с новыми жанрами (баллада, миф, преда­ние, очерк, легенда), новыми именами писателей и поэтов. Продолжается работа над структурой художественного произведения (компонентами сюжета) и сравнением про­изведений разных жанров. Усложняются и сами произве­дения.

^ Во 2-4 классах проводятся уроки обучения работе с кни­гой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждо­го изучаемого раздела.

Программа включает следующие основные рубрики: круг чтения, примерная тематика, жанровое разнообразие произведений, ориентировка в литературоведческих терми­нах, навык чтения, восприятие литературного произведе­ния, творческая деятельность. Кроме того, в программе определены основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся каждого класса, а также межпредмет­ные связи.

Поясним кратко основные линии программы.

^ Развитие навыка чтения

Развитие навыка чтения идет от формирования громко-речевой формы (чтение вслух) до чтения молча. Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. В 3-4 классах — наращивание скорости чтения молча и использование приемов выразительного чтения (понима­ние задачи своего чтения и умение отобрать в соответствии с ней интонационные средства выразительности). Учитывая разный темп обучаемости детей, необходимо организовать индивидуальную работу как с теми, кто пришел в школу хо­рошо читающими, так и с теми, кто отстает в овладении про­цессом чтения. Для этого в средствах обучения представлены задания разной степени сложности*.

^ Развитие восприятия произведения

Литература не может выполнять только иллюстратив­ную роль и использоваться как наглядный пример к какому-то понятию или учебной теме. Она самоценна, и эту прису­щую литературе ценность читатель-ребенок постепенно осознает, что положительно влияет на его духовный мир. Именно поэтому характер и полнота восприятия произведе­ния зависят от читательского опыта, сформированное умения воссоздать словесные образы, соответствующие ав­торскому замыслу

В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произ­ведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания.

Во 2 классе уроки слушания включены в учебник под рубрикой «Послушай». Такая структура определяется тем, что многие дети владеют навыком чтения более 30 слов в ми­нуту, что позволяет им включиться в самостоятельную рабо­ту с текстом. Опыт работы показывает, что начинающий читатель с большим интересом самостоятельно читает про­слушанное произведение. Уже во 2 классе вводится аналити­ческое чтение (выстраивание цепочки событий, выделение героев и их поступков). Учитель ставит перед детьми вопро­сы: «Как начинается произведение?», «Что было дальше?», «Какие события вас взволновали?», «Как произведение за­кончилось?». Рассматривается форма произведения: опреде­ляется жанр, выделяются слова, необходимые для описания событий, героев.

В 3-4 классах начинается собственно литературное чте­ние школьника в полном объеме. Учитель дает установку на восприятие жанра произведения, особенности его компози­ции и языка. Чтение организуется по законам восприятия литературного произведения: 1 уровень — первичное вос­приятие, 2 уровень — полноценное восприятие на уровне по­нимания главной мысли.

^ Развитие литературоведческих представлений и понятий

В 1-2 классах учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные призна­ки сказки, стихотворения, рассказа. Накапливаются пред­ставления школьников об авторах различных произведений.

В 3-4 классах вводятся литературоведческие понятия, выделяются особенности произведений разных жанров, рас­ширяется круг детского чтения, в соответствии с этим услож­няются произведения и увеличивается доля литературовед­ческих терминов.

^ Развитие речевых умений

В программе обращается внимание на развитие умения «видеть» слово в тексте, наблюдать за его значением (в кон­тексте произведения), выявлять оттенки значений, понимать,

почему данное слово (а не другое) отобрал писатель (поэт), как оно характеризует героя и выражает отношение автора. Далее важно научить детей не только замечать и понимать слово, но и различать его переносное, образное значение, а за­тем использовать в собственной речи слова и выражения.

Развивается один из основных видов речевой деятельно­сти — говорение. Практическое знакомство с диалогом и мо­нологом (выделение в тексте, чтение в лицах, ведение диало­га о прочитанном). Формулирование высказываний о своем отношении к произведению, героям и их поступкам. Обуче­ние пересказам и рассказыванию, чтению наизусть стихо­творных произведений и небольших отрывков из прозаиче­ских произведений.

^ Развитие творческой деятельности

Трудно добиться хорошего уровня литературного разви­тия, научить выразительно читать, понимать прочитанное, «разгадывать» героев, если постоянно не включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Необходимо вводить такие виды работы с произведением (книгой), чтобы ребенок мог внести элементы своего творчества, выразить свое отношение к герою (произведению), по-своему интер­претировать текст. Для этого программа предлагает исполь­зовать выделение и сравнение отдельных эпизодов произве­дения, реконструировать отдельные картины сюжета, описа­ние героев и т. п.

Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах).

Все творческие работы проводятся в классе под руковод­ством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индиви­дуальные, групповые, работа в парах.

^ Содержание программы


3 класс (136 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творче­ства русского народа и других народов. Стихотворные и про­заические произведения отечественных и зарубежных писа­телей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энцикло­педия, книги-справочники.

^ Примерная тематика. Произведения о Родине, о герои­ческих подвигах во имя Родины, о труде людей и их отно­шении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отноше­нии к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

^ Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотвор­ные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повто­ров, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые кон­цовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лирич­ность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и геро­ев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные расска­зы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реаль­ных знаний.

^ Ориентировка в литературоведческих понятиях. Лите­ратура, фольклор, литературное произведение. Литератур­ные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художествен­ное произведение, научно-художественное, научно-популяр­ное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворе­ние, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

^ Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или про­изведений одного и того же автора; особенности произведе­ния (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их по­ступков, выделение деталей для характеристики; определе­ние времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формиро­вание своего отношения к произведению и героям.

^ Творческая деятельность. Развитие интереса к художе­ственному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных ис­торий с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произве­дениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на фа­культативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказоч­ный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

^ Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших про­изведений или глав из произведений целыми словами. Уме­ние читать выразительно текст произведения, передавая от­ношение к событиям, героям, выбирая соответствующий со­держанию и смыслу текста интонационный рисунок.

^ Работа с текстом. Осознание последовательности и смы­сла событий. Вычленение главной мысли текста. Определе­ние поступков героев и их мотивов в произведениях; сопо­ставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отноше­ния к событиям и персонажам.

^ Работа со структурой текста: начало, развитие, концов­ка; деление текста на части и озаглавливайте; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текс­та (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостояте­льное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;

  • отбор произведений по теме и жанру, авторской при­надлежности;

  • самостоятельное чтение произведений и книг по за­данной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

  • с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочи­нение считалок, сказок, рассказов);

  • с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, ис­пользование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;

  • с уроками музыки: знакомство с музыкальными про­изведениями на тексты отдельных произведений, составле­ние музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;

  • с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.



^ Основные требования к уровню подготовки

учащихся 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

• читать сознательно и правильно текст целыми слова­ми вслух и про себя; знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;

  • определять смысл событий и поступков героев; выра­жать свое отношение;

« пересказывать текст произведения (подробно и крат­ко) по готовому плану;

  • самостоятельно читать произведения и книги по изу­чаемым темам;

  • пользоваться библиотечным фондом;

  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

  • пользоваться справочной литературой.



Похожие:

Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconПоурочное планирование по литературному чтению к учебнику «Литературное чтение»
Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век»
Развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век»
Особенностью программы является включение знаний, которые способ­ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconПояснительная записка Данная программа разработана на основе программы «Чтение и начальное литературное образование»
«Чтение и начальное литературное образование» для четырехлетней начальной школы ( Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева) Согласно программе...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconМесто учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по литературе составлена на основе фгос, Примерной программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Климановой Л. Ф, Бойкиной М. В. «Литературное чтение», Сборник рабочих...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Мбоу «сош №1» города Юбилейного, на основе авторской программы Л. Ф климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.) и авторской программы курса «Литературное чтение»...
Рабочая программа создана на основе типовой программы «Школа хх1 век». На изучение данного предмета программой предусмотрено 4 часа в неделю. Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие iconРабочая программа учебного курса «Литературное чтение»
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2010г.) и авторской программы курса Свиридовой В. Ю.,...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты