Тема «Три склонения имён существительных» icon

Тема «Три склонения имён существительных»



НазваниеТема «Три склонения имён существительных»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Тема «Три склонения имён существительных»

Цель: дать понятие о трёх типах склонения имён существительных по окончанию (в начальной форме) и по роду.

Задачи:

- формировать представление о типах склонения имен существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию;

- формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой; - развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;

- развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;

- формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

- воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Не забывайте о том, что для успешной работы необходимо внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, а так же не бояться высказывать свои предположения. И так, вперёд!

  1. ^ Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите пожалуйста на доску. На доске записано предложение:

Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.

Что общего у этих существительных? (они употреблены с предлогом по и стоят в дательном падеже). Чем отличаются (они имеют разные окончания). Что же нам предстоит узнать сегодня на уроке (сегодня на уроке нам предстоит выяснить почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одним предлогом)?

Посмотрите на тему нашего урока: «Три склонения имён существительных» Что же нового мы с вами должны узнать сегодня на уроке об имени существительном? (что такое три склонения имён существительных или, по каким признакам существительные можно разделить на три склонения) А что такое склонение (изменение существительных по падежам)?

Прежде чем начать работу по теме урока, давайте обратимся к плану урока и узнаем, какие виды работы нам предстоят (план на доске).


На столах у вас лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

  1. ^ Создание проблемной ситуации (новый материал).

Работа нам с вами предстоит большая, поэтому не будем терять времени. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Каждая группа получает задание. Разделите эти слова на группы.

Что вы заметили (эти существительные мы изменяли по падежам на прошлом уроке и составляли карточку)?

По каким признакам вы их разделили? (Выслушиваются разные ответы: по родам, по одушевлённости, неодушевлённости, есть окончания или нет, по сходству падежных окончаний). Сколько групп у вас получилось? Какие это группы?

1 группа

падеж

газета

ученик

степь

папа

печь

окно

И.п.

- а

gif" align=left hspace=12>












Р.п.













Д.п.













В.п.















Т.п.

-ой

-ом



-ой



-ом

П.п.













2 группа

падеж

вода

конь

смелость

Юра

честь

море

И.п.

- а







- а






Р.п.













Д.п.













В.п.















Т.п.

-ой

-ем



-ой



-ем

П.п.













3 группа

падеж

деревня

угол

вещь

дядя

храбрость

зерно

И.п.
















Р.п.













Д.п.













В.п.
















Т.п.

-ей

-ом



-ей



-ом

П.п.















Все ответы верные, но сейчас для работы возьмём деление по одинаковым падежным окончаниям.

Какие существительные вы отнесли к 1 группе. (газета, папа).Почему? Какого рода получились слова? (ж.р. и м.р.) Какие окончания у этих существительных? (а)

А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (вода, Юра). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(слова деревня, дядя, м.р. и ж.р., но окончания я.) Это произошло потому что основа заканчивается на мягкий согласный.

Какие ко 2 группе? Почему? Какого рода получились слова? (м.р. и ср. р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое и окончание о). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (конь, море , с окончаниями нулевым и е). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(угол, зерно.)

Какие к 3 группе?(степь, печь) Почему? Какого рода получились слова? (ж.р.) Какие окончания у этих существительных? (нулевое). А вы ребята из 2 группы какие слова отнесли к этой группе? (смелость, честь). А у вас ребята и 3 группы какие получились слова?(вещь, храбрость).

Дорогие ребята! Я вас поздравляю! Вы только что сами открыли, что имена существительные можно разбить на три группы. По какому признаку (по падежным окончаниям)? Эти группы называются: 1 склонение, 2 склонение,

3 склонение

1 скл.

ж.р., м.р.

-а, -я

Газета

Папа

Вода

Юра

Деревня

Дядя

2 скл.

м.р.

ср.р.-о, -е

Ученик

Окно

Конь

Море

Угол

Зерно

3 скл.

ж.р.

степь

печь

смелость

честь

вещь

храбрость





Давайте проверим по учебнику, правильно ли мы распределили существительные по группам. (Идёт проверка по учебнику. Правило на стр.88 один ученик читает в слух, остальные следят по тексту)

А как вы считаете склонение – это постоянный морфологический признак?

Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.

Склонение не может перейти из одного склонения в другое.



  1. Физкультминутка

А теперь составим алгоритм определения склонения:

1.







2. Выдели окончание








Оцените свою работу в оценочных листах.

  1. Первичное закрепление.

Словарная работа (проверка работы в парах)

Открыли тетради. Записали число, классная работа. (сегодня двенадцатое ноября. Тему записывать не нужно)

А сейчас проверим, как вы поняли данную тему.

Запишите, пользуясь алгоритмом слова под диктовку в 3 столбика по склонениям. Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.

Что вы заметили? (Это словарные слова) подчеркните непроверяемые орфограммы.

Проверьте работу в парах по образцу.



  1. ^ Самостоятельная работа (дифференцированные задания)

Сейчас вам предстоит выполнить индивидуальное задание. Предлагаю вам три задания на выбор.

Задание на 1 балл

Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика по склонениям.

Зима, лето, ночь, новость, карандаш, река


1 скл. 2 скл. 3 скл.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 уровень.

Задание на 2 балла

^ Определи склонение существительных. Исключи из столбиков лишние слова. Будь внимателен.



суббота

товарищ

радость

аллея

город

товарищ

дорога

уголь

честь

билет

яблоко

медаль

деревня

малина

смелость

автомобиль

лагерь

словарь



3 уровень.

Задание на 3 балла

Найдите в предложениях существительные, определите их склонение.





2 скл 1 скл

Коршун высматривает добычу.

Давайте проверим работу. Оцените свою работу в оценочных листах.

  1. ^ Итог урока.

О чём мы сегодня узнали на уроке (сущ. бывают трёх склонений)? По какому признаку слова делят на три склонения (по сходству падежных окончаний)?

Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ, ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (сущ . улица- 1скл., сущ. площадь- 3 скл. ) С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных (чтобы правильно писать окончания существительного)? Подсчитайте количество баллов полученных на этом уроке.



  1. Рефлексия.

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?

«?» - не всё понял, нужна помощь

«+» - урок понравился

«!» - всё понял, было интересно

  1. Задание на дом.

Выучить правило на стр. 88

По выбору: упр169 или 168

Я благодарю вас за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой сложной темой. Урок окончен.



Похожие:

Тема «Три склонения имён существительных» iconТема: «Род имён существительных»
Цель: познакомить с приемами распознавания рода имён существительных через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся
Тема «Три склонения имён существительных» iconУчебник с. 196, стихотворение «Фокусник»
Выучить части речи, члены предложения, падежные окончания существительных 1 и 2 склонения
Тема «Три склонения имён существительных» iconСочиняем истории и сказки
Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложных падежах
Тема «Три склонения имён существительных» iconТема исследования
На уроках русского языка при изучении темы «Употребление заглавной буквы в собственных именах существительных» мы говорили об именах....
Тема «Три склонения имён существительных» iconТема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели
Оборудование: Презентация; цветы с предложениями; иллюстрация весеннего леса со зверями и птицами, проект «Рифма»; солнышко, тучки,...
Тема «Три склонения имён существительных» iconТема: Повторение падежей имён существительных
За каждое выполненное задание вы будете себе ставить по одному баллу в оценочный лист, а в конце урока оценку получит вся группа....
Тема «Три склонения имён существительных» iconПравила различия неодушевленных и одушевленных имен существительных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Основное содержание темы
Авторы разработки: Л. И. Егорова, Т. Ю. Мячикова, А. А. Нечаева, О. А. Шелестова
Тема «Три склонения имён существительных» iconСправочник по правописанию, произношению, литературному редактированию м.: ЧеРо, 1999
Имена (славянские) на -о типа Левко, Марко, Павло, Петро склоняются по образцу склонения существительных мужского-среднего рода,...
Тема «Три склонения имён существительных» iconЗадачи: Образовательные: формировать представление детей об основном назначении имен собственных; ввести термины «имена собственные»
Уметь планировать учебное сотрудничество в паре объяснять различие существительных нарицательных и собственных и обосновывать своё...
Тема «Три склонения имён существительных» icon«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода». 3 класс Учебно-методический комплект «Начальная школа xxiвека»
С. В. Иванов, А. О. Увдокимова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко. Русский язык 3 класс учебник в 2-х ч. М.: «Вентана-Граф», 2000
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты