Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок icon

Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок



НазваниеРавиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок
Дата17.10.2016
Размер
ТипУрок

Краткое описание педагогического опыта

педагога муниципального бюджетного образовательного учреждения «Заглядинская средняя

общеобразовательная школа»

Равиловой Анруси Шарифияновны


Тема опыта:

«Использование технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения как условие реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании»


Идея опыта:

  Благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
    Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений); реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников. 


На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

-внедрение стандартов второго поколения в начальной школе;

-изучение методической литературы;

-вовлечение в работу региональной экспериментальной площадки по внедрению ФГОС;

-организация учебной и внеурочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС НОО;

-курсы повышения квалификации.

В новом стандарте (ФГОС) в основе метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, иначе говоря, метапредметных результатов обучения лежат метапредметные умения:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-смысловое чтение;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я нахожусь в поиске таких методов и приёмов работы на уроках литературного чтения, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.  

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений). Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
Для учителей начальных классов всегда существует проблема: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении общении, игре и творчестве.

   Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. 

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).

На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать?). 
3 этап - «Рефлексия» (размышление). 

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. 
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

- чтение - суммирование в парах, синквейны, чтение с остановками, приём «Верите ли вы, что…», мозговой штурм, таблица «Знаю, узнал, хочу узнать», работа с вопросниками, написание творческих работ, логическая цепочка, уголки, кластер.

  Прием «Чтение – суммирование в парах» можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Две лягушки» (литературное чтение 2 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные главы из этого произведения. Каждая группа изучает свой отрывок, на большом листе фиксирует характерные черты персонажа, затем перед всем классом озвучивает - описывает своего героя. Остальные могут дополнять и уточнять ответы. После прослушивания обеих групп делается коллективный вывод о главной мысли этого произведения.

Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данного приема на уроке чтения.

       При прохождении учебного материала «Рифмы» предлагаем определить значение слова «рифма» на основе составления синквейна.

1. Имя существительное, выраженное одним словом. (Рифма).

2. Описание темы именами прилагательными. (Созвучная, складная, похожая).

3. Описание действия. (Складывать, придумывать, сочинять).

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. (Рифма- созвучие строк).

5. Слово – синоним. (Стихи).   

Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.         
   Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

   Ещё один творческий приём – «Верите ли вы, что…». Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их. 
   Другой прием – «Работа с вопросником» - применяю при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

К приему «Знаю, узнал, хочу узнать» обращаюсь как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества В.Осеевой дети самостоятельно составляют таблицу, какие произведения автора читали, что узнали нового, какие её произведения хотели бы прочитать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой. 

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  
   Прием «Уголки» - можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных качеств героя, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу. 
«Логическая цепочка». После текста учащимся предлагается выстроить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. 
   Еще один из приемов – это кластер («гроздь»), суть которого в выделении смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом. 

«Грозди» - графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты. Выделяем центр – это тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Этот приём можно сравнить с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот приём стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.

Советы по работе с «гроздьями»: Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы? Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы. Озвучьте «грозди». Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи. Применение данных приемов на уроках чтения позволяет получить хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Рекомендовано использовать этот опыт педагогам, которые хотят сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, её применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным, социально значимым для учащегося. Область применения опыта широкая: как для младшего школьного возраста, так и старшего (с изменением степени трудности заданий).

Опыт экономичен, оптимален в затратах и подготовке. Для достижения определенного результата больших затрат и подготовки не требуется.

Результаты работы заметны уже на первых занятиях. Учащиеся охотно идут на общение со сверстниками, активнее включаются в коллективную работу, меньше становится конфликтных ситуаций, связанных с коммуникативными компетенциями, адаптивный период проходит безболезненно, снимается тревожность у учащихся, количество детей «изолированных» от коллектива снижается. Уроки становятся живыми, эмоциональными, увлекательными. Читательская грамотность, мыслительная деятельность младших школьников повышаются.





Равилова Анруся Шарифияновна учитель начальных классов

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Заглядинская средняя общеобразовательная школа»

Асекеевский район, Оренбургская область



Похожие:

Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconКраткое описание педагогического опыта педагога мбоу «Заглядинская средняя общеобразовательная школа» Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта
Образование как ведущий институт социализации личности должен создать условия для формирования представителя гражданского общества....
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconТема инновационного педагогического опыта. «Формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления»
Кузнецовой Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов моау города Бузулука «сош №10»
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconТема инновационного педагогического опыта. «Формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления»
Литвиновой Татьяны Юрьевны, учителя начальных классов моау города Бузулука «сош №10»
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconТехнология развития критического мышления Применение тркм на уроках математики
...
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconФормирование навыка работы с информацией через использование приемов и методов технологии развития критического мышления у младших школьников
Целью моей работы является: изучение влияния использования приёмов и методов технологии развития критического мышления на формирование...
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconФ. И. О автора Прасолова Валентина Викторовна Город (район) г. Губкин Образовательное учреждение маоу «сош №16» > Занимаемая должность учитель Тема педагогического опыта: Использование нестандартных урок
Тема педагогического опыта: Использование нестандартных уроков изобразительного искусства с целью повышения интереса учебной мотивации...
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconНекоторые вопросы психологического аспекта исследования критического мышления постановка проблемы
Целью статьи является анализ некоторых вопросов психологического аспекта исследования критического мышления
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconМастер – класс по английскому языку. Мастер – класс в 10б классе по теме «Мировые религии»
Цель мастер класса – распространение опыта работы учителя английского языка по внедрению технологии развития критического мышления...
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconТема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Умением учиться. У него должны быть сформированны универсальные учебные действия (ууд). Об этом нам говорят новые образовательные...
Равиловой Анруси Шарифияновны Тема опыта: Использование т ехнологии развития критического мышления на урок iconТехнология развития критического мышления Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии»
Разработка серии уроков по теме «Система образования в Германии» в рамках технологии критического мышления
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты