Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи



НазваниеФормирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Современный ребёнок к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, правильно произносить все звуки, легко воспроизводить многосложные слова.

Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи: у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказывается несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, грамматика. Указанные нарушения во всех компонентах языковой системы отражаются на связной речи. Рассказы детей недостаточно полны, содержат грамматические ошибки. Особенно распространены ошибки в употреблении предлогов (согласовании различных частей речи). Дети не слышат предлоги, не понимают их значение.

Практика моей работы (10 лет с детьми с общим недоразвитием речи) показывает, что дети с ОНР испытывают трудности в освоении предложно-падежных конструкций. Чтобы облегчить детям с речевой патологией усвоение значения предлогов, ввожу графические схемы-карточки,

которые позволяют «увидеть», «материализовать» предлоги, что помогает усвоить детям эту единицу языка.





Закреплению навыков и умений пользоваться в самостоятельной речи усвоенными предлогами способствуют сюжетные и предметные картинки.


Творческий подход предполагает использование разных приёмов:

*намеренно-допущенные ошибки логопеда в высказывании об изображённом;

*побуждение ребёнка к доказательству и мотивации своего ответа;




(составление предложений с предлогами «К» и «ОТ»)





*сравнение картинок и того, что на них изображено между собой





Составление предложений с предлогами «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «ИЗ-ЗА»





При обучении детей употреблению предлогов в речи широко применяю игры (фото) и игровые упражнения:








№ 1 Игра «Кто на чём поедет?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «НА».

Оборудование: предметные картинки из лото «транспорт».

Описание игры: Логопед раздаёт детям картинки с изображением различных видов транспорта. Дети берут в руки картинки и отвечают на вопрос логопеда: «На чём ты поедешь?», выделяя голосом предлог «НА».

Образец ответа: Я поеду НА машине.


№ 2 Игра «Что где растёт?»

Цель: учить пользоваться в речи предлогом «НА».

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Логопед начинает фразу, дети её заканчивают и повторяют целиком.

Ромашки растут НА… (лугу). Орехи растут НА… (дереве).

№ 3 Игра «Поможем Незнайке»

Цель: учить детей различать предлоги «НА» и «В» в предложении.

Оборудование: Незнайка (кукла)

Описание игры: Логопед обращается к детям: « Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка. Он составил разные предложения. Послушайте внимательно, всё ли у него правильно. А если неправильно, то найдите ошибку». Логопед читает предложения, составленные Незнайкой:

«Цветы стоят НА вазе». – «Неправильно! Цветы стоят В вазе».

«Какие слова перепутал Незнайка?» - «НА и В».

Аналогично проводится работа и с другими предложениями.


№ 4 Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогами «В», «НА», «ПОД».

Оборудование: игрушки.

Описание игры: Педагог назначает ребёнка, который должен определить изменения в расположении игрушек, размещённых на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь – под столом; домик стоял на столе, а теперь- в коробке. Число, состав, положение предметов следует разнообразить.

Образец ответа: Кубик НА столе. Кубик В коробке.

Можно играть без предметов: дети будут менять свои места в комнате.


№ 5 Игра «Исправь ошибку».

Цель: учить детей пониманию смысла предложения.

Оборудование: фишки.

Описание игры: Логопед говорит детям: «Я буду читать вам предложения. Но в этих предложениях допущены ошибки, вы должны их исправить. Слушайте внимательно:

Коза принесла корм девочке.

Дорога идёт по машине.

Маша несёт сумку в капусте.

Побеждает тот, кто набрал больше фишек.

Таким образом, такие игровые упражнения формируют у детей умение слушать собеседника, высказываться, вести дискуссию грамматически правильно.

На протяжении ни одного десятка лет многих педагогов волнует вопрос: учить или не учить дошкольников грамоте? Реалии современно жизни таковы, что дошкольников не только можно, но и нужно учить грамоте, только делать это следует правильно.

Во-первых. Важно правильно подготовить малышей к этому процессу, развить у них зрительное и слуховое внимание, мышление, память, устную речь, пальцевую моторику.

Во-вторых, обучение необходимо проводить только в игровой форме.

В- третьих, обучение должно проходить на положительном эмоциональном фоне.

В основе современного метода обучения грамоте лежит широко известный звуковой аналитико- синтетический метод, опирающийся на овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза.(фото) Чтобы научиться читать, ребёнок должен понять, что речь рождается из слова, а также усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.

Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложения на слова, слова на буквы, буквы на звуки, и, наоборот, объединение звуков в слоги, слогов- в слова, слова в предложения.

Слова- это набор букв, которые можно варьировать и комбинировать в зависимости от семантического значения слова. Целью данных упражнений являются развитие у детей логического и конструктивного мышления.

Рекомендуемые игровые упражнения позволяют сделать занятия по подготовке и обучению грамоте занимательными и по-настоящему развивающими (видео-сюжеты, игровые упражнения).

1.выкладывание фигур из счётных палочек (дети выкладывают разные фигуры из одинакового количества счётных палочек);

2.составление предложений из деформированной фразы (дети составляют предложения из заданного количества слов);

3. составление слов из определённого набора букв.

Игра «Волшебные цветы»

Цель: совершенствование навыков составления и чтения слов из определённого количества букв по заданной схеме.

Оборудование: цветы - на лепестках буквы с цифрами, в конвертах карточки-схемы и лепестки с буквами.

Ход игры: Сегодня мы поиграем в игру «волшебные цветы»

Жил-был садовник. Он очень любил цветы. Однажды добрая фея подарила ему семена цветов и сказала: «Цветы эти необычные. Посади их и ты увидишь чудо.» Он удивился. На лепестках были буквы и цифры. Давайте попробуем составить из них слова, что получится? Дети переворачивают цветы и составляют слова-перевёртыши. Буквы ставят по порядку в соответствии цифр на карточке-схеме (кот-ток, лиса-сила, лапка-палка, кабан-банка, весна-навес)

Итог: Молодцы! Вы составили верно разные слова из одинакового набора букв!



Похожие:

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconФормирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр Автор опыта: Чуева Татьяна Николаевна
Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconСистема работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconКоррекция самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В связи с неблагоприятными условиями окружающей среды, низкими социально-бытовыми условиями жизни из года в год увеличивается число...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconСистема работы по усвоению предложно-падежных конструкций с целью преодоления аграмматизмов в речи детей 5-7 лет с тяжелым нарушением речи
Речи у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных, так как степень развития грамматической стороны речи каждого...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи icon«развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через моделирование рассказывания» оглавление
Основные подходы к коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с онр
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconРазвитие зрительной культуры у слабовидящих детей дошкольного возраста на логопедических занятиях
При усвоении пространстенно-временных отношений и предложно-падежных конструкций, осложнение усвоения лексико-грамматических категорий,...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconКогнитивное развитие
Развитие когнитивных процесов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconКоррекционно-развивающий проект «комплексная интегрированная система по психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 г. Ставрополя
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconДидактический материал «логические блоки дьенеша», как способ развития восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения
Тема, над которой я работаю, носит название «Развитие восприятия, мышления и речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи iconОпыт работы старшего воспитателя Федотовой О. А. по теме
«Система коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в группе для детей с...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты