Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников icon

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников



НазваниеCодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:

- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.[5]

Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость.

Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.

2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.

3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.

5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.


6. Принцип осознанности.

Принцип осознанности является ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям.

Для получения положительного результата работы считаю необходимым создание следующих условий:

психолого–педагогических условий (учет принципов личностно - ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов);

организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).

При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости используются разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения), методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными практические методы и игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.

Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания.


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Буре Р.С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах» М., 1987.

  • Буре Р.С. «Учите детей трудиться». М., 1987 .

  • Васильева М.А. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». М., 2000.

  • Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Сфера, 2005

  • Радина Е.И. «Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде» Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, 1994.

  • Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987.

  • Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М.: Педагогика, 2000.



Похожие:

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconМетоды и приемы обучения иностранному языку на начальном этапе
Слово «метод» означает путь к достижению поставленной цели. В педагогике различают методы обучения и методы воспитания. Методы обучения...
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconИсследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconОпыт работы Карповой Натальи Владимировны Воспитателя мбдоу дс №328 Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников
Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно мы обсудили наиболее эффективные методы...
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconФормирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников
Межрегиональной научно-практической конференции. II. 19 февраля 2013г. Тюмень: тогирро, 2013, С. 55-58
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconФормирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconПроект «Кто любит труд, того люди чтут» Содержание проекта
Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же...
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconПрограмма профессионального развития воспитателя на период с 2011 по 2013 г г. Автор: воспитатель мбу нош №65 сп д/с «Клубничка»
...
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconПриложение 14 Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников
Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка...
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconХод собрания: I. Организационный момент. Постановка целей
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни...
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников iconПрограмма трудового обучения
Формирование всесторонней и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания на основе общего политехнического...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты