|
Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной. Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности. Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем: - ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата; - труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей; - трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия; - труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер; - особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого; - дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат; - действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи; - своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы); - дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда; - детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда; - результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.[5] Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах: 1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий. 2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик. 3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. 4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность. 5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников. 6. Принцип осознанности. Принцип осознанности является ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям. Для получения положительного результата работы считаю необходимым создание следующих условий: психолого–педагогических условий (учет принципов личностно - ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов); организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование; сотрудничество всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей). При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости используются разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения), методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры). Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными практические методы и игру, как ведущий вид деятельности дошкольников. Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания. ^
|
![]() | Методы и приемы обучения иностранному языку на начальном этапе Слово «метод» означает путь к достижению поставленной цели. В педагогике различают методы обучения и методы воспитания. Методы обучения... | ![]() | Исследование проблемы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы |
![]() | Опыт работы Карповой Натальи Владимировны Воспитателя мбдоу дс №328 Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Ведь во время наблюдений расширяются кругозор, внимание, любознательность, мышление. Совместно мы обсудили наиболее эффективные методы... | ![]() | Формирование гуманных отношений как составляющая патриотического воспитания старших дошкольников Межрегиональной научно-практической конференции. II. 19 февраля 2013г. Тюмень: тогирро, 2013, С. 55-58 |
![]() | Формирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи Теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня | ![]() | Проект «Кто любит труд, того люди чтут» Содержание проекта Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же... |
![]() | Программа профессионального развития воспитателя на период с 2011 по 2013 г г. Автор: воспитатель мбу нош №65 сп д/с «Клубничка» ... | ![]() | Приложение 14 Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников Но также известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка... |
![]() | Ход собрания: I. Организационный момент. Постановка целей Цели: привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни... | ![]() | Программа трудового обучения Формирование всесторонней и гармонично развитой личности школьника немыслимо без трудового воспитания на основе общего политехнического... |