|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 25 г. Липецка Тема: «Развитие графических навыков у дошкольников» Липецк Цели:
В логопедической группе выделяется специальное время для подготовки детей к письму. Проводят эти занятия воспитатель на втором году обучения во втором и третьем периоде. Подготовка к письму включает в себя развитие ряда изменений и навыков, развитие ориентировки на листе бумаги, развитие зрительного восприятия и умение координировать движение рук. В процессе развития графических навыков у детей воспитывается произвольное внимание и память. Воспитатель учит детей одновременно начинать и заканчивать работу, ставить перед собой определенные задачи правильного изображения тех или иных фигур, удерживать эти задачи в памяти (например написать три большие и две маленькие палочки, при выполнении упражнений контролировать их решения и правильно оценивать получаемые результаты. "Сколько и каких палочек надо было написать?" Сосчитайте, правильно ли выполнили задание. Посмотрите внимательно хорошо ли написаны палочки. А теперь напишите еще пять таких же палочек Дети учатся внимательно слушать и запоминать объяснение воспитателя, работать самостоятельно, оценивать свою работу и работу других. На всех этапах обучения упражнения являются не механическим повторением одних и тех же процессов или движений, а сознательной целенаправленной деятельностью ребенка. Только при целенаправленном выполнении упражнений и возможно добиться желаемых результатов. В первую очередь необходимо научить детей правильно сидеть и правильно держать карандаши, тетрадь. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети сидели прямо, не касаясь грудью стола. Для правильного положения рук детям предлагается поставить руки пере собой на локти, затем раздвинуть их, спустить руки на стол и немножко подвинуть локти к себе. Приучая детей правильно держать карандаш, воспитатель показывает, в каком положении должны находиться большой, указательный и средний пальцы. Внимание детей обращается на то, что пальцы при этом не надо сильно сжимать, карандаш можно легко вынуть, что можно поднять указательный палец, а два держат карандаш ( детям предлагается проделывать эти упражнения перед началом работы), а два других пальца только прижимаются к ладони, но не прижимаются. Продолжая воспитание навыков, полученных детьми на занятиях рисованием, аппликацией, конструированием, воспитатель учит детей ориентироваться на листе бумаги - уметь определить части листа бумаги и расположение на нем рисунка (верх, низ, правая и левая стороны, справа, слева, над, под). Воспитание навыка точно координировать движение руки осуществляется путем выполнения различных заданий: проведение линий ограниченном пространстве например, между линейками; точного расположения линий, фигур, ориентируясь на линейки (клеточки) тетради; правильной, аккуратной обводки и штриховки фигур. Дети учатся писать карандашом простейшие элементы - палочки вертикальные (стоячие), горизонтальные (лежачие) и наклонные, палочки с закруглением вверху и низу, палочки с петлей, овалы и круги; составлять палочки из усвоенных элементов. Зрительные диктанты способствуют развитию зрительного восприятия. Дети учатся внимательно рассматривать показываемые им рисунки и воспроизводить их по памяти, выкладывая их из цветных палочек или геометрических фигур или рисуя цветными карандашами. Воспитатель заранее готовит таблицы для зрительных диктантов (они могут быть выложены на фланелеграфе). Зрительные диктанты чередуются со слуховыми, цель которых - развитие внимания к речи воспитателя. При проведении слуховых диктантов фигуры выкладываются после однократного словесного описания их воспитателем. Усложнение материала как зрительных, так и слуховых диктантов заключается в увеличении количества элементов, в более сложном их расположении, а так же в увеличении элементов различно окрашенных. ^ . С целью обеспечения постепенного перехода от простейших графических задач к более сложным вся система графических упражнений делится на три этапа. На первом этапе (5-6 занятий, в зависимости от возникающих затруднений) дети осваивают зарисовку по точкам, а затем зарисовку фигур самостоятельно состоящих из прямых линий, а также письмо прямых палочек; учатся аккуратно заштриховывать фигуры прямыми линиями, вертикальными и горизонтальными. В течение второго этапа обучения (5-6 занятий) осваивается письмо наклонных линий, зарисовка фигур, состоящих из прямых и наклонных линий, обводка и штриховка фигур косыми линиями. На усвоение материала третьего этапа отводится значительно больше времени (18-20 занятий). За это время дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с закруглением внизу и вверху, письмо овалов и палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в заштриховке фигур. Кроме заштриховки вертикальными, горизонтальными и косыми линиями, дети усваивают заштриховку фигур короткими линиями и точками. ^ Подбирая материал для занятий воспитатель руководствуется следующим: в каждое занятие включается, во-первых, письмо тех или иных элементов, во-вторых, зрительный или слуховой диктант и, в-третьих, зарисовки, каемочки, чередующиеся с зарисовкой или обводкой с последующей штриховкой узоров, включенных в слуховой или в зрительный диктант. На более поздних этапах обучения, в занятия могут одновременно включены зрительный и слуховой диктанты. ^ . На протяжении занятий дети усваивают шесть основных видов элементов: пять видов палочек (прямая, наклонная, с закруглением, внизу, вверху с двумя закруглениями) и овал. Первые занятия (1-3) при усвоении письма каждого нового элемента не включают дополнительных заданий. После того как дети освоили письмо того или иного элемента, вводится письмо группы элементов с постепенным усложнением сочетаний. Группировка отдельных элементов может подбираться с учетом возможности их преобразования в цветную каемочку. Письмо групп различных элементов, в процессе которого закрепляются полученные ранее навыки, является в то же время хорошим упражнением для воспитания произвольного внимания и памяти, приучает детей одновременно начинать и заканчивать работу, дает возможность в интересной для детей форме перейти к зарисовке каемочки. В приложении, кроме основных элементов, даны примерные сочетания элементов, а также образцы каемочек, выполненные на основании этих сочетаний или независимо от них. ^ Чередование больших и маленьких палочек. Воспитатель зарисовывает на доску группу палочек - одна длинная, две короткие и опять длинная. Внимание детей обращается на то, что все палочки начинаются с одной линии, но длина у них разная. (Для облегчения поставленной перед детьми задачи воспитатель заранее ставит в их тетрадях красные точки на верхней линейке - начало письма - и синие в местах окончания палочек) Перед палочкой письма воспитатель напоминает детям, как положить тетради, как держать карандаш. Затем предлагает детям аккуратно написать палочки, ведя их от красных точек к синим Выполнив это задание, дети по просьбе воспитателя внимательно рассматривают свои палочки, но не вышли ли они за строчку, прямые ли. Далее воспитатель говорит детям, чтобы они, пропустив две клеточки поставили точку, на верхней линейке ( показ на доске)- отсюда будет начинаться письмо новой палочки из следующей группы. Проверив, как дети справились с этим заданием, воспитатель предлагает им на этот раз самостоятельно написать одну длинную, две короткие и еще одну длинную палочку. И только убедившись, что все дети хорошо поняли задание и могут выполнить его самостоятельно, воспитатель разрешает им дописать строчку до конца. (По усмотрению воспитателя может быть написана еще одна строчка таких же групп палочек). ^ На таблице ( или фланелеграфе) изображены три флажка, два из них окрашены в одинаковый цвет и обращены в одну сторону, третий - другого цвета и по-другому расположен Перед показом детей предупреждают, что они должны очень внимательно рассмотреть и запомнить то, что сейчас будет показано. Затем вывешивается таблица. Дети рассматривают ее. В зависимости от навыков воспитатель может направить их внимание на расположение и цвет флажков, но лучше, если дети выполняют задание самостоятельно. Через некоторое время таблицу закрывают по памяти выкладывают флажки из цветных палочек ( или полосок), точно воспроизводя их цвет и расположение. По окончании этой работы таблицу вновь открывают и дети проверяют правильность выполнения задания. (Если отдельные дети не справляются с подобными заданиями, с ними надо проводить дополнительную индивидуальную работу). В зависимости от правильности выполнения задания воспитатель может предложить детям закончить строчку или же еще раз дает ограниченное задание. ^ Детям предлагается очень внимательно выслушать воспитателя и точно выполнить его задание. Взять восемь зеленых палочек и четыре красные. Из зеленых надо сложить большой квадрат, а из , красных - маленький квадратик. После выполнения задания дети зарисовывают по заранее поставленным в их тетрадях точкам большой и маленький квадраты ( стороны большого квадрата = четырем клеточкам, стороны маленького квадрата = двум клеточкам). Штриховка: Оба квадрата заштриховывают цветными карандашами. Фигуры заштриховывают движением сверху вниз, слева направо, круг, или овал заштриховывают, не отрывая руки. Зарисовка каемочки: (1 строчка). В тетрадях у детей написана строчка ( или 2) палочек сгруппированных по четыре. Воспитатель предлагает детям соединить линиями первую палочку со второй, третью - с четвертой (показ на доске). Получается каемочка из флажков. Дети заштриховывают или раскрашивают флажки. ^ Письмо наклонных палочек требует достаточно развитых навыков проведения прямых линий, которые дети получили на первом этапе обучения. Приступая к письму наклеенных палочек в две клеточки, воспитатель показывает детям, как тщательно и аккуратно надо их проводить из уголка в уголок, (На предыдущем занятии дети выполняли более простые задания - писали короткие наклонные палочки). Для облегчения этого задания в тетрадях детей заранее ставят точки в месте пересечения наклонной палочки со средней линией. Вначале воспитатель предлагает детям писать лишь несколько палочек (5-6). После выполнения этого задания дети внимательно рассматривают свои палочки, оценивают их ставят точки над самыми лучшими палочками, и только после этого детям разрешают продолжать работу. |
![]() | Тема: Развитие мелкой моторики у детей средней группы, через формирование графических навыков | ![]() | Развитие графических навыков у детей-дошкольников с онр Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в доу специальных... |
![]() | Формирование культурно гигиенических навыков у дошкольников Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических... | ![]() | Истоки общения. Развитие коммуникативных навыков дошкольников с речевыми нарушениями в разных видах деятельности Одним из важнейших направлений работы педагогов коррекционных групп для детей с недоразвитием речи является формирование коммуникативных... |
![]() | Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие... | ![]() | Тематическое планирование № п/п Раздел Тема Количество часов Базовый уровень Развитие навыков чтения. Развитие лексических и грамм умений. Развитие познавательной активности учащихся |
![]() | Поэтому я считаю актуальной и необходимой тему развития речи дошкольников Наиболее успешно происходит развитие детей, если у них есть интерес к проводимой деятельности, поэтому я считаю, что в дошкольном... | ![]() | «декоративное рисование. Городецкая роспись» Цель: Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи, воспитание любви... |
![]() | Тема: «Системы счисления. Количество информации. Логика.» Развитие навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности; расширение кругозор и развитие логического мышления... | ![]() | План работы по развитию двигательных функций дошкольников «Развитие общей и мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики» |