Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа»Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия. В 1988 году окончила Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Есевьева по специальности учитель русского языка и литературы. Работает по специальности с 1988 года. В 1999 году – участник суперфинала республиканского тура конкурса «Учитель года-1999». С 2003 по 2006 год – перерыв в педагогической работе. С 2006 года вновь работает в данной школе. Тема опыта: Развитие творческих способностей учащихся как средство формирование личности Сущность опыта (ведущая идея): В современных исследованиях о поиске эффективных методов обучения и воспитания учащихся все более утверждается мысль о развитии творческой личности, обладающей таким культурным потенциалом, который бы открыл ей возможность свободного выбора в дальнейшей многогранной деятельности. Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить. Для реализации этой идеи учителем выработаны целевые ориентации: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»; предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости; воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире. ^ Ведущая идея – креативность, а это: творческий подход к решению любых проблем; творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности; только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать; не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем; учитель и ученик – партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого школьника. Интерес к творческому самовыражению у современной молодежи велик. Желание выразить себя (индивидуально и в молодежных объединениях) проявляется и в танце, и в музыке, и в песенном творчестве, и в поэзии. Проблему развития творческих способностей учащихся считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок. ^ В основе опыта лежит деятельностный подход к организации процесса развития творческих способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности, формирование мотивов учения с опорой на опыт Е.Н. Ильина, использование элементов технологии коллективной формы обучения А.Г. Ривина, теория развития читательского воображения школьников в процессе литературного образования Л.И. Коноваловой и основные положения психологической теории А.А. Люблинской, В.П. Вахтерева, И.Я. Лернера. В основу личного опыта в обучении школьников положена педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру. ^ В своей педагогической деятельности учитель Е. И Шалманова организует и проводит занятия по русскому языку и литературе с опорой на следующие учебники и учебно-методические пособия: ^ Составители: М. П. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной. Методические указания и рекомендации данных авторов; Словари: орфографические, толковые, литературоведческие, энциклопедические; Книги для учителя и учащихся. ^ Проблемно-поисковый с элементами комбинаторного на уроках русского языка, литературы, развития речи; элементы новаторского – во внеклассной работе по предмету. ^ Опыт формировался в условиях сельской средней общеобразовательной школы. Социальный состав обучаемых – дети военных и гражданских служащих, медицинских работников, безработных. Состав обучаемых – 5–11 классы ( в разные годы). ^ : создание ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений, уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов. ^ Развивать творческие способности учащихся педагогу помогают врожденные данные и умения, приобретенные за годы обучения в институте и работы в школе: Умение выразительно читать поэтические и прозаические произведения (спецкурс доцента кафедры русского языка В. И. Осовской «Теория и методика лекторского мастерства»); Умение создавать рифмованные тексты, писать стихи (работа по анализу художественного текста под руководством доцента кафедры русского языка В. А. Мирской; Умение перевоплощаться и играть драматические роли (участие в художественной самодеятельности факультета русского языка и литературы под руководством доцента кафедры русского языка Т.Б. Черкасовой,). ^ : Педагогический опыт формировался все годы работы в школе. Созданная образовательная модель прошла достаточно долгий путь развития, полностью оправдала себя и дала положительные результаты. Целесообразно выделить этапы развития и действия:
Созданная система работы по развитию творческих способностей детей прочно устоялась и положительно влияет на весь учебно-воспитательный процесс в школе. ^ Среди большого количества принципов современных педагогических технологий особенно выделены следующие:
^ Формирование духовно-нравственной и социально-адаптированной личности; Выбор учащимися гуманитарного профиля обучения; Успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-ом классе и единого государственного экзамена в 11-ом классе. ^ Вводились элементы проблемного обучения с последующим усложнением заданий. На первом этапе обучения учащимся предлагались задания-инструкции, направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образа. На втором этапе – задания-реконструкции, целью которых являлось дальнейшее совершенствование мыслительных операций в условиях распознавания и классификации. Работа на третьем этапе выходила на третий уровень обучения – применение знаний в нестандартной ситуации: задания-поиски, связанные с конструированием новых приемов деятельности, требующих от учащихся таких качеств знаний, как осознанность, глубина, прочность. Исчезли проблемы, связанные с успеваемостью и дисциплиной за счет участия детей в организации и проведении учебно-воспитательного процесса и во внеклассной творческой деятельности. Результатом работы является повышение качества знаний по русскому языку и литературе, участие детей в конкурсах, олимпиадах, в работе «Клуба юных журналистов». ^ 1. Стилизация «Подражание Гомеру» в 6 классе. (данный вид работы помогает более детально рассмотреть особенности древнегреческого стиха) 2. Написание этюдов в стихах и прозе «Первый день войны» в 7 классе. (попытка творчески подойти к вопросу о начале ВОв, представить себе людей, события, эпоху) «Суд над мужиком» в 7 классе по Сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (учащимся была предоставлена возможность более глубоко осмыслить произведение, используя для ведения суда информацию, получаемую из телепередач) «Следственный эксперимент по делу Раскольникова» в 10 классе. (как элемент урока призван обратить внимание учащихся на детали преступления) «Песни и романсы» в 9 классе. (знакомство через исполнение обогащает интеллектуальную память учащихся) Урок – литературная гостиная по серебряному веку (11 класс) ^ Спектакль по сказке Б. Шергина «Волшебное кольцо» (6 класс) М.Непряхина «Как Данила счастье искал» (11 класс) Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 8 Марта «Научите меня понимать красоту» - Составление сценария и выступление на экологическую тему. Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 65–летию Победы в Великой Отечественной войне ^ «Незабываемые впечатления» - Чекмарева О. «Путешествие в юность, или День самоуправления» - Пузырькина Т. «Поедем на концерт?» - Деркина М. ^ «Моя мама» Афанасьев Владимир 10 класс «Учитель мой, я вас благодарю» Шалин Виктор 7 класс «Стихи о нашем пришкольном участке» Русяева Маргарита 9 класс Шалманов Владимир 9 класс Кижапкин Иван 6 класс Шалин Виктор ^ Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, необходимо уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере собственно формирования опыта трудозатраты уменьшаются. Огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом. Доступность опыта: Образовательная модель доступна каждому учителю и дает возможность применения идей на любом уровне и в иных условиях, то есть опыт может быть освоен учителями, имеющими высокий уровень профессионализма и открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования. |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования брюховецкий район «формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время» Автор опыта Погорелая Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории моу сош №1 станицы... | ![]() | Отчет о результатах самообследования муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» города Магнитогорска проводилось... |
![]() | Щербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы. Тема опыта: Использование элементов театрализации на урок Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова, 1990 год, учитель русского... | ![]() | Образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Раздел №9 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо» Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» |
![]() | Образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Раздел №2 «Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо» Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» | ![]() | План внутришкольного контроля муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №2» округа муром на 2011-2012 учебный год Муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №2» |
![]() | - Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель... | ![]() | Методика формирования системы оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» Каменского района, Утверждено приказом муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» от «25» августа... |
![]() | Методика формирования системы оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» Каменского района, Утверждено приказом муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» от «23» октября... | ![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №323 учитель русского языка и литературы Овчинникова Инна Владимировна Тема: Подготовка к егэ. Обособление определений (11 класс). Цели Обобщение знаний учащихся об обособленных определениях, их стилистической роли и приложениях |