Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» icon

Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеОбобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Обобщение опыта педагога

Шалманова Елена Ильинична

– учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа»Теньгушевского муниципального района Республики Мордовия.


В 1988 году окончила Мордовский государственный педагогический институт

им. М. Е. Есевьева по специальности учитель русского языка и литературы.


Работает по специальности с 1988 года.


В 1999 году – участник суперфинала республиканского тура конкурса

«Учитель года-1999».


С 2003 по 2006 год – перерыв в педагогической работе.


С 2006 года вновь работает в данной школе.


Тема опыта:

Развитие творческих способностей учащихся как средство формирование личности

Сущность опыта (ведущая идея):

В современных исследованиях о поиске эффективных методов обучения и воспитания учащихся все более утверждается мысль о развитии творческой личности, обладающей таким культурным потенциалом, который бы открыл ей возможность свободного выбора в дальнейшей многогранной деятельности.

Основная педагогическая идея – каждый ребенок способен созидать и творить. Для реализации этой идеи учителем выработаны целевые ориентации:

создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»;

предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости;

воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.

^ Концептуальные позиции:

Ведущая идея – креативность, а это:

творческий подход к решению любых проблем;

творческое мышление – это не способность, присущая избранным, но навык, который люди осваивают в процессе учебной деятельности;

только эмоции способны всколыхнуть и заставить учеников думать;

не «проходить» писателя, произведение, а жить с ним, в нем;

учитель и ученик – партнеры, объединенные общей целью и общей мотивацией, отсюда и благоприятные отношения, служащие необходимым условием и эффективным средством обучения и творческого развития каждого школьника.


Интерес к творческому самовыражению у современной молодежи велик. Желание выразить себя (индивидуально и в молодежных объединениях) проявляется и в танце, и в музыке, и в песенном творчестве, и в поэзии.

Проблему развития творческих способностей учащихся считаю глубоко актуальной, так как именно творческая личность имеет активную жизненную позицию и способна на поступок.

^ Научно-методическое обоснование опыта:

В основе опыта лежит деятельностный подход к организации процесса развития творческих способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности, формирование мотивов учения с опорой на опыт Е.Н. Ильина, использование элементов технологии коллективной формы обучения А.Г. Ривина, теория развития читательского воображения школьников в процессе литературного образования Л.И. Коноваловой и основные положения психологической теории А.А. Люблинской, В.П. Вахтерева,

И.Я. Лернера.

В основу личного опыта в обучении школьников положена педагогика сотрудничества, основанная на уважении личности ученика и внимании к его внутреннему миру.

^ Учебно-методический комплекс:

В своей педагогической деятельности учитель Е. И Шалманова организует и проводит занятия по русскому языку и литературе с опорой на следующие учебники и учебно-методические пособия:

^ Программы: Русский язык 5-9 классы. Программа для общеобразовательных учреждений. Составители: М. П. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.

Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Составители: А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова

Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, И. С. Збарский, В. П. Полухина, В. И. Коровин. Под редакцией В. Я. Коровиной.

Методические указания и рекомендации данных авторов;

Словари: орфографические, толковые, литературоведческие, энциклопедические;

Книги для учителя и учащихся.

^ Уровень творческой новизны описываемого опыта:

Проблемно-поисковый с элементами комбинаторного на уроках русского языка, литературы, развития речи;

элементы новаторского – во внеклассной работе по предмету.

^ Условия, в которых создавался опыт:

Опыт формировался в условиях сельской средней общеобразовательной школы. Социальный состав обучаемых – дети военных и гражданских служащих, медицинских работников, безработных. Состав обучаемых – 5–11 классы ( в разные годы).

^ Атмосфера обучения: создание ситуации успеха на основе доброжелательных деловых отношений, уважение личности ученика, внимание к его внутреннему миру, переживаниям, взаимопомощь и поддержка со стороны педагогического и ученического коллективов.


^ Наличие учебно-методического комплекса, высокий уровень профессионализма и компетентности учителя.

Развивать творческие способности учащихся педагогу помогают врожденные данные и умения, приобретенные за годы обучения в институте и работы в школе:

Умение выразительно читать поэтические и прозаические произведения

(спецкурс доцента кафедры русского языка В. И. Осовской «Теория и методика лекторского мастерства»);

Умение создавать рифмованные тексты, писать стихи (работа по анализу художественного текста под руководством доцента кафедры русского языка

В. А. Мирской;

Умение перевоплощаться и играть драматические роли (участие в художественной самодеятельности факультета русского языка и литературы под руководством доцента кафедры русского языка Т.Б. Черкасовой,).

^ Длительность функционирования опыта:

Педагогический опыт формировался все годы работы в школе. Созданная образовательная модель прошла достаточно долгий путь развития, полностью оправдала себя и дала положительные результаты. Целесообразно выделить этапы развития и действия:

  1. Постановка проблемы. (1988-1998 гг.) Преподавание литературы в старших классах показало необходимость оптимизировать образовательный процесс, изменив отношения ученик – учитель так, чтобы участники образовательного процесса стали равноправными участниками и творцами урока.

  2. Выступление на конкурсе «Учитель года – 99» с методической темой «Воспитание театром». Данная тема отражала взаимосвязь искусств на уроке литературы, необходимость и важность эмоционального отклика учащихся.

  3. Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время с помощью спектаклей, постановок, литературного творчества (написание стихотворений, сценариев) (2000-2003 гг.).

  4. Реализация приобретенного опыта: вовлечение учащихся в творческую деятельность на уроках, во внеурочное время, участие в конкурсах различного уровня, стремление к самореализации.

Созданная система работы по развитию творческих способностей детей прочно устоялась и положительно влияет на весь учебно-воспитательный процесс в школе.

^ Основные принципы педагогической техники, преобладающие в работе.

Среди большого количества принципов современных педагогических технологий особенно выделены следующие:

  • Принцип свободы выбора (на уроке русского языка дети сами выбирают из ряда слов те, с которыми им нужно составить словосочетания или предложения; при описании картин на тему осени учащиеся из ряда репродукций выбирают понравившуюся и описывают её; самостоятельно формулируют темы творческих работ (сочинений, эссе));

  • Принцип деятельности (каждый ребёнок должен работать на уроке в силу своих возможностей, а выявлять эти возможности он может и самостоятельно, и при помощи учителя);

  • Принцип обратной связи (с каким настроением покинули ребята урок, как работали, результативность);



^ Перспективы развития опыта:

Формирование духовно-нравственной и социально-адаптированной личности;

Выбор учащимися гуманитарного профиля обучения;

Успешная сдача государственной итоговой аттестации по русскому языку в 9-ом классе и единого государственного экзамена в 11-ом классе.

^ Характеристика опыта:

Вводились элементы проблемного обучения с последующим усложнением заданий.

На первом этапе обучения учащимся предлагались задания-инструкции, направленные на восприятие, осмысление, запоминание и воспроизведение учебного материала на основе образа.

На втором этапе – задания-реконструкции, целью которых являлось дальнейшее совершенствование мыслительных операций в условиях распознавания и классификации.

Работа на третьем этапе выходила на третий уровень обучения – применение знаний в нестандартной ситуации: задания-поиски, связанные с конструированием новых приемов деятельности, требующих от учащихся таких качеств знаний, как осознанность, глубина, прочность. Исчезли проблемы, связанные с успеваемостью и дисциплиной за счет участия детей в организации и проведении учебно-воспитательного процесса и во внеклассной творческой деятельности.

Результатом работы является повышение качества знаний по русскому языку и литературе, участие детей в конкурсах, олимпиадах, в работе «Клуба юных журналистов».

^ Примеры творчества учащихся на уроке:

1. Стилизация «Подражание Гомеру» в 6 классе.

(данный вид работы помогает более детально рассмотреть особенности древнегреческого стиха)

2. Написание этюдов в стихах и прозе «Первый день войны» в 7 классе.

(попытка творчески подойти к вопросу о начале ВОв, представить себе людей, события, эпоху)

«Суд над мужиком» в 7 классе по Сказке М. Е. Салтыкова – Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

(учащимся была предоставлена возможность более глубоко осмыслить произведение, используя для ведения суда информацию, получаемую из телепередач)

«Следственный эксперимент по делу Раскольникова» в 10 классе.

(как элемент урока призван обратить внимание учащихся на детали преступления)

«Песни и романсы» в 9 классе.

(знакомство через исполнение обогащает интеллектуальную память учащихся)

Урок – литературная гостиная по серебряному веку (11 класс)

^ Во внеурочное время:

Спектакль по сказке Б. Шергина «Волшебное кольцо» (6 класс)

М.Непряхина «Как Данила счастье искал» (11 класс)

Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 8 Марта

«Научите меня понимать красоту» - Составление сценария и выступление на экологическую тему.

Составление сценария и выступление на концерте, посвященном 65–летию Победы в Великой Отечественной войне


^ Статьи и заметки в школьной «Литературной газете»:

«Незабываемые впечатления» - Чекмарева О.

«Путешествие в юность, или День самоуправления» - Пузырькина Т.

«Поедем на концерт?» - Деркина М.

^ Стихотворные опыты:

«Моя мама» Афанасьев Владимир 10 класс

«Учитель мой, я вас благодарю» Шалин Виктор 7 класс

«Стихи о нашем пришкольном участке» Русяева Маргарита 9 класс

Шалманов Владимир 9 класс

Кижапкин Иван 6 класс

Шалин Виктор


^ Трудоемкость и трудозатраты:

Для того чтобы эффективно развивать творческие способности учащихся на уроках и во внеурочное время, необходимо уделять много внимания самосовершенствованию и самообразованию, подготовке к урокам и внеклассным формам работы. Чем старше возраст учащихся, тем больше трудозатраты. По мере собственно формирования опыта трудозатраты уменьшаются. Огромная трата психологических, временных, моральных и материальных сил и энергии окупаются конечным результатом.

Доступность опыта:

Образовательная модель доступна каждому учителю и дает возможность применения идей на любом уровне и в иных условиях, то есть опыт может быть освоен учителями, имеющими высокий уровень профессионализма и открытыми к инновационным процессам, происходящим в системе российского образования.



Похожие:

Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 муниципального образования брюховецкий район «формирование языковой и культуроведческой компетенций учащихся на уроках русского языка и во внеурочное время»
Автор опыта Погорелая Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории моу сош №1 станицы...
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconОтчет о результатах самообследования ­муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48»
Самообследование муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №48» города Магнитогорска проводилось...
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconЩербакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы. Тема опыта: Использование элементов театрализации на урок
Сведения об образовании: высшее, Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова, 1990 год, учитель русского...
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Раздел №9 «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ооп ноо»
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4» Раздел №2 «Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ноо»
Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №4»
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconПлан внутришкольного контроля муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №2» округа муром на 2011-2012 учебный год
Муниципального общеобразовательного учреждения «средняя общеобразовательная школа №2»
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» icon-
Автор опыта: Старшова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Строитель...
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconМетодика формирования системы оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» Каменского района,
Утверждено приказом муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» от «25» августа...
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconМетодика формирования системы оплаты труда работников муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» Каменского района,
Утверждено приказом муниципального общеобразовательного учреждения «Аллакская средняя общеобразовательная школа» от «23» октября...
Обобщение опыта педагога Шалманова Елена Ильинична – учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Барашевская средняя общеобразовательная школа» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №323 учитель русского языка и литературы Овчинникова Инна Владимировна Тема: Подготовка к егэ. Обособление определений (11 класс). Цели
Обобщение знаний учащихся об обособленных определениях, их стилистической роли и приложениях
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты