Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) icon

Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта)



НазваниеТема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта)
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество





Аббасова Светлана Нафисовна

(Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта). Вопросы заданий: ПАР, ТАР. Вид практики: )




(Специальность: код и полное наименование)



Педагогические условия формирования экологической культуры у детей дошкольного

возраста.

(Специализация: наименование специализации)

^ Допускается к защите: (только для ВКР)




(Выполнил: Ф.И.О. студента (полностью))

(Дата, роспись студента)

























(ПДО: (наименование) Курс обучения: )


______________________ Фамилия И.О.
















(Рецензент: Ф.И.О. (полностью), ученая степень, уч. звание.) (для ВКР)

(Дата и роспись рецензента)




(^ Руководитель ВКР: Ф.И.О (полностью), ученая степень, уч. звание.

Руководитель практики: Ф.И.О. (полностью), ученая степень, уч. зв..)

(Дата и роспись руководителя)



Бугульма 2012


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3

^ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Становление экологического образования как нового направления дошкольной педагогики………………………………………………….………7

1.2 Содержание экологического образования…………………………………14

1.3 Анализ современных программ экологического образования дошкольников........................................................................................................21

^ 2 ПУТИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

2.1 Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ………………………………………………………………………….……28

2.2 Направления экологической работы сотрудников ДОУ…………….……30

2.3 Экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника………………………………………………...…………35

^ 3 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

3.1 Определение уровня экологической культуры дошкольников на констатирующем этапе практического исследования………………….……..42

3.2 Формирование у дошкольников экологической культуры…………….…46

3.3 Контрольный этап практического исследования…………………………57

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...64

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...…..67

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………...………71


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность. Все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны начинает заниматься вопросами экологического образования.

Слово «экология» становится популярным и в дошкольной педагогике, однако слабое методическое обеспечение и отсутствие необходимой подготовки кадров в этой области зачастую приводят к неправомерному употреблению понятий «экологический», «экология», к значительным разночтениям в понимании целей, задач, содержания и методики экологического образования.

Ряд детских садов идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические».

Более того, во многих разработках встречается неверное толкование самой экологии, присутствует ряд биологических, географических, экологических ошибок, кочующих из работы в работу.

Анализ большого количества литературных материалов: монографии, сборники, статьи, а также материалов дошкольных учреждений, представленных на разнообразные конкурсы и в редакции журналов, позволяет утверждать, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

Традиционные для отечественной педагогики подходы (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие), базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях.

Такой подход подразумевал с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка.

Так, В.А. Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею.

С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы как ознакомление с окружающим миром, природой.

Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому образованию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако, механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным.

Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50-80 годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.

Современное экологическое образование школьников. В отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений зачастую пытаются перенести содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад.

При этом информация недостаточно адаптируется, слабое понимание самим воспитателем экологических проблем приводит к тому, что он старается строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, зачастую недоступной и ненужной для дошкольников.

Такой подход ведет к потере интереса детей к предмету и перегрузке излишней информацией. Содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя их необходимо учитывать при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.

Важным фактором формирования системы экологического образования в дошкольных учреждениях является не только заинтересованность непосредственно коллектива детского сада и руководителей образования в регионах, но и наличие доступной, интересной, методически обеспеченной программы, возможность сотрудничества и непосредственного контакта с авторским коллективом.

Так, дошкольные учреждения Калиниградской области работают по региональной программе А.В. Королевой «Экологическая дорожка», в Мурманской — по программе Н.Н. Вересова «Мы — земляне».

В ряде северных регионов адаптируется программа автора из Санкт-Петербурга Н.Н. Кондратьевой «Мы», на Дальнем Востоке — программа Т.В. Шпотовой «Игровая экология» и американские программы.

Наиболее часто в регионах используются программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа». В г.Москве открыты экспериментальные площадки, работающие под руководством авторов различных программ (С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Т.В. Потаповой).

^ Целью исследования является изучение педагогических условий формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Нами определены следующие задачи исследования:

- Изучить теоретические основы экологической культуры детей дошкольного возраста;

- Определить пути и условия реализации экологического образования в дошкольном учреждении;

- Подобрать методику определения уровня экологической культуры дошкольников;

- Разработать комплекс занятий и природоведческих экскурсий по формированию экологической культуры дошкольников;

- Провести анализ полученных результатов исследования;

- Выработать рекомендации.

^ Гипотеза исследования. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста будет успешным при следующих условиях:

- обязательном учете индивидуальных особенностей дошкольников;

- учете возрастных особенностей дошкольников;

- подборе эффективного комплекса занятий и экскурсий по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.

^ Объектом исследования являются условия формирования экологической культуры дошкольников.

Предметом исследования, влияние комплекса занятий и природоведческих экскурсий на формирование экологической культуры у детей дошкольного.

^ Организация исследования: МДОУ №23 г. Бугульмы, старшие дошкольники (20 детей).

Методологическую основу исследования составили работы: К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Т.В. Потапова, Н.Н. Кондратьева, Н.Ф. Виноградова, Т.А. Маркова, Л.П. Молодова, И.С. Фрейдкин, В.В. Мисенжников и др.

^ Методы исследования. Анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, аналитическая обработка результатов.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


^ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


1.1 Становление экологического образования как нового направления дошкольной педагогики


Впервые проблемы экологического образования в нашей стране обсуждались в 1977 году на Тбилисской Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды.

Именно на этой конференции было особо указано на значение экологического образования и необходимость формирования системы непрерывного экологического образования населения. Однако вопросы дошкольного образования на конференции не затрагивались.

В целом развитие этой области как нового направления дошкольной педагогики началось гораздо позже, чем экологического образования школьников и студентов, и в настоящее время находится в стадии становления.

Особенно бурное развитие этого направления наблюдается в 90-е годы. Появляется ряд парциальных экологических программ, вопросы экологии включаются в содержание отдельных разделов комплексных программ («Развитие», «Детство», «Радуга»), в базисную программу развитии ребенка «Истоки», публикуются методические разработки, как педагогов-теоретиков, так и педагогов- практиков.

Организуются всероссийские и региональные конкурсы на лучшую организацию работы по экологическому образованию дошкольников. Так, с 1995 года такую работу регулярно проводит Всероссийское общество охраны природы [26, с.114].

Данной проблеме посвящаются конференции, совещания разного уровня, секции по данной проблеме включаются в планы работы практически всех совещаний по экологическому образованию населения, педагоги получают возможность повышать свою квалификацию на специальных курсах.

Однако до сих пор не существует стандартов, унифицирующих требования к работе в данной области. Отдельные требования (в качестве временного стандарта) сформулированы в 1996г. в документах по аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений в разделе «Развитие экологической культуры детей».

Этот документ впервые закрепил требование к дошкольным учреждениям любого типа проводить работу в области экологического образования.

Однако для более эффективного внедрения этих положений в практику требуется конкретизация каждого пункта, разработка универсальной оценки работы дошкольных учреждений по данному направлению. Как уже подчеркивалось, все большее количество дошкольных учреждений практически всех регионов страны начинает заниматься вопросами экологического образования [8, с.92].

Слово «экология» становится популярным и в дошкольной педагогике, однако слабое методическое обеспечение и отсутствие необходимой подготовки кадров в этой области зачастую приводят к неправомерному употреблению понятий «экологический», «экология», к значительным разночтениям в понимании целей, задач, содержания и методики экологического образования.

Ряд детских садов идут по самому простому пути, переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологические».

Более того, во многих разработках встречается неверное толкование самой экологии, присутствует ряд биологических, географических, экологических ошибок, кочующих из работы в работу.

Анализ большого количества литературных материалов (монографии, сборники, статьи), а также материалов дошкольных учреждений, представленных на разнообразные конкурсы и в редакции журналов, позволяет утверждать, что современное экологическое образование как особое направление дошкольной педагогики в нашей стране формируется на основе нескольких составляющих и в значительной степени отличается от такового в других странах.

1. Традиционные для отечественной педагогики подходы (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие), базирующиеся на тесном контакте детей с природой, натуралистических наблюдениях, экскурсиях.

Такой подход подразумевал с одной стороны, развитие в ребенке нравственных начал, умения видеть красоту природы, чувствовать и понимать ее, с другой — развитие познавательного интереса, рассмотрение природы как универсального объекта для обучения ребенка.

Так, В.А. Сухомлинский подчеркивал большие возможности использования природы для умственного и нравственно-эстетического развития, К.Д. Ушинский рекомендовал расширять познание природы ребенком и общение с нею [8, с.94].

С именами этих и других известных русских педагогов тесно связано становление в дошкольных учреждениях нашей страны такого традиционного направления работы как ознакомление с окружающим миром, природой.

Это направление создает хорошую базу для перехода к экологическому образованию детей и должно быть тесно с ним связано. Однако, механический перенос содержания и методики работы с детьми по ознакомлению с природой на экологическое образование не представляется правомерным.

Кроме того, природоохранный аспект ознакомления с природой в течение длительного времени (50-80 годы) отражал характерные для того времени взгляды на всемогущество человека как хозяина, покорителя природы.

2. Народные традиции.

Народные праздники, приметы, игры, а также сказки разных народов всегда отражали определенный уровень восприятия природы людьми, их отношение к ней, особенности использования природных ресурсов.

Кроме того, в народном творчестве хорошо прослеживаются региональные особенности взаимоотношений «человек — природа». Интерес детей дошкольного возраста к играм, сказкам, загадкам делает особо перспективным использование элементов различных культур в целях экологического воспитания.

3. Зарубежные подходы.

В настоящее время наибольшее распространение в нашей стране получили американские программы и методики, уделяющие большое внимание сенсорным ощущениям ребенка, умению видеть и наблюдать в природе, способности оценить ее разнообразие, привить чувство восхищения и удивления.

Наиболее известна программа «Ощущение чуда», адаптированные варианты которой используются в работе с детьми дошкольного возраста. Ярким представителем данного направления является Джозеф Корнелл. К этому направлению можно отнести и работы Рут Вильсон, и методическое пособие для работников дошкольных учреждений «Навоз для поля и коктейля».

В последние годы в Санкт-Петербурге и Ленинградской области используется шведская модель «лесных школ Мулле». Есть информация об экологическом воспитании в детских садах Германии.

Следует отметить, что некоторые зарубежные рекомендации во многом не соответствуют российским реалиям и традициям, и должны быть тщательно адаптированы к условиям отечественных дошкольных учреждений.

4. Современное экологическое образование школьников. В отсутствие достаточного количества методической литературы воспитатели дошкольных учреждений зачастую пытаются перенести содержание школьных учебников (в первую очередь для начальной школы) и даже методику обучения в детский сад [8, с.105].

При этом информация недостаточно адаптируется, слабое понимание самим воспитателем экологических проблем приводит к тому, что он старается строго следовать предлагаемой в литературе терминологии, зачастую недоступной и ненужной для дошкольников.

Такой подход ведет к потере интереса детей к предмету и перегрузке излишней информацией. Содержание и методы школьного экологического образования не должны механически переноситься в дошкольные учреждения, хотя их необходимо учитывать при рассмотрении вопроса преемственности «дошкольное — начальное» звено.

Становление экологического образования дошкольников в регионах происходит различными путями. Первый из них можно обозначить как стихийный, второй — как системный.

В первом случае инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который самостоятельно, в рамках своего понимания работает в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные.

Во втором случае вначале в регионе разрабатывается концепция непрерывного образования всего региона, в которой определенное место отводится дошкольному звену [30, с.112].

Такие региональные системы в настоящее время создаются во многих областях и краях России (Винокурова, Глуздов, Гапанович, Зайцев, Жидкин, Орлихина, Орлянская, Маслов, Дульнев, Лучникова, и другие).

Особенно следует отметить достигнутые в этом направлении результаты Пермской (Мисенжников, Федотова), Московской, Нижегородской областей (Винокурова, Глуздов), г. Москвы (Комплексная программа непрерывного экологического образования в г. Москве), Санкт-Петербурга (Концептуальные подходы к развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования в Санкт-Петербурге), Пущино ( Асланвди, Макарова и др.,). Тюменской области (Игнатова), Екатеринбурга, Дальнего Востока (Становление экологического образования в Приморском крае). Кургана (Завьялова), Хабаровска (Тихонова, Нащочина).

При таком подходе цели и задачи дошкольного образования определяются исходя из положений общей региональной концепции. В то же время Л.В. Моисеева, Д.В. Генрихе считают, что многие «сложившиеся региональные системы экологического образования не отвечают требованиям системного проектирования и представляют собой совокупность не связанных между собой образовательных и учебных программ разного уровня» [30, с.119].

В.В. Мисенжников отмечает, что созданию региональной системы непрерывного экологического образования должен предшествовать подготовительный период (разработка концепции экологического образования в регионе и комплексная программа для ее реализации).

В этот период определяется фундаментальное содержание, которое должно быть заложено в базовые звенья системы непрерывного экологического образования, банк данных учебно-методических материалов и т.п., формируется экологическое образовательное пространство.

Второй (системный) вариант организации работы представляется более предпочтительным, так как в этом случае ребенок, начиная с дошкольного возраста, получает именно систематическое экологическое образование, с учетом принципа преемственности системы непрерывного экологического образования.

Кроме того, работа дошкольных учреждений именно в системе непрерывного экологического образования предоставляет им больше возможностей для координации с другими организациями, что позволяет получить более эффективные результаты. Возможен и третий вариант, когда дошкольные учреждения, самостоятельно выбравшие экологическую тематику в качестве приоритетного направления, со временем включаются в общую региональную систему экологического образования.

Однако такой подход не всегда дает положительные результаты, так как содержание и цели работы в дошкольном учреждении могут не соответствовать положениям общей региональной концепции.

На сегодняшний день степень охвата и уровень работы по экологическому образованию в дошкольных учреждениях страны сильно варьируют от региона к региону. Так, М.А. Шаргаев считает, что в дошкольные учреждения Бурятии крайне мало занимаются вопросами экологического воспитания [37, с.81].

Однако практически в каждой области, республике или крае есть несколько базовых (экспериментальных) дошкольных учреждений с экологической специализацией.

Опыт работы таких детских садов способствует постепенному формированию инновационной сети и, в конечном итоге, — внедрению экологического образования в массовую практику дошкольных учреждениях региона.

Так, интересный опыт накоплен в таком мегаполисе, как Москва, где уже в течение довольно длительного времени уделяется большое внимание экологическому образованию, в том числе и дошкольников. В ряде округов на базе детских садов организован ряд экспериментальных площадок как окружного, так и городского подчинения.

Авторы программ проводят для воспитателей обучающие семинары, в том числе и на базе Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, на курсах повышения квалификации МИПКРО.

Результаты своей работы дошкольные учреждения представляют на различных конференциях, конкурсах, разнообразных выставках. С итогами работ экспериментальных площадок другие детские сады и школы знакомятся во время специальных семинаров, открытых занятий, «круглых столов», дней открытых дверей, на совещаниях по подведению итогов экспериментальной работы в округах.

Проблемы экологического образования, в том числе и дошкольного, регулярно обсуждаются на коллегиях столичного комитета образования, окружных управлениях [37, с.86].

Городской экологический фонд и его окружные отделения оказывают дошкольным учреждениям определенную финансовую поддержку (приобретение и распространение методической литературы, детских экологических журналов «Свирель», «Свирелька», озеленение территории, приобретение оборудования для экологических комнат, живых уголков и т.п.).

Дошкольные учреждения сотрудничают с Московским зоопарком, музеями (Дарвиновским, Зоологическим, Музеем Воды и др.), библиотеками, высшими учебными заведениями (МПГУ, Международным университетом. Международным независимым эколого-политологическим и другими). Лосиноостровский заповедник организует для дошкольников специальные экскурсии.

Важным фактором формирования системы экологического образования в дошкольных учреждениях является не только заинтересованность непосредственно коллектива детского сада и руководителей образования в регионах, но и наличие доступной, интересной, методически обеспеченной программы, возможность сотрудничества и непосредственного контакта с авторским коллективом [3, с.62].


^ 1.2 Содержание экологического образования


В последние годы в дошкольной педагогике появились термины «дошкольное образование», «образовательное пространство дошкольного учреждения», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в образовательные дошкольные учреждения.

В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, нам кажется обоснованным применение наряду с термином «экологическое воспитание» термина «экологическое образование дошкольников» как первой ступени данной системы. Этот интегральный термин включает в себя обучение, воспитание и развитие ребенка.

В данной работе под экологическим образованием понимается «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности за судьбы своей страны и близких людей, планеты и всей Вселенной».

Для отбора содержания экологического образования крайне важно определение его целей и задач. Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления педагогики.

Дошкольный возраст является первой ступенью системы непрерывного экологического образования, цели и задачи которой должны определяться с учетом концепции общего экологического образования [29, с.130].

Однако, как справедливо отмечает И.Д. Зверев, «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Согласно концепции общего экологического образования, под экологическим образованием понимается целостный процесс обучения, воспитания и развития интеллектуальных, чувственно-эмоциональных и волевых черт личности.

Эти черты формируются через систему научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, усвоение экологических норм поведения и деятельности в окружающей среде.

Целью экологического образования является становление экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении детей к здоровью и окружающей среде на основе соблюдения моральных и правовых норм, принятых в обществе.

Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал мировоззренческий характер экологического образования: «Экологическое образование должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом».

Этот же автор отмечает глобальное значение экологического образования человека как гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей.

С этих позиций Г.А. Ягодиным выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников применимы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Такой подход позволяет особо акцентировать внимание на образовании дошкольников, поскольку именно в этом возрасте закладываются мировоззренческие основы личности. В.М. Назаренко определяет главную цель экологического образования как «направленность на личность и создание условий для ее развития, гармонизации» [29, с.132].

Н.Ф. Мамедов отмечает необходимость «формирования ответственного отношения к природе». И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентации, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

С.Н. Глазачев указывает, что «цель экологического образования — развитие экологического сознания и мышления, экологической культуры, ответственного отношения к природе».

Д.Н. Кавтарадзе связывает проблемы экологического образования с проблемами безопасности общества, определяя его как основу национальной безопасности: «экологическое образование... направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания».

Многие авторы в качестве цели экологического образования и показателя уровня экологического сознания рассматривают экологическую культуру (Николина, Мамедов, Дежникова, Глазычев).

Именно целенаправленная система экологического образования может стать средством формирования экологической культуры. Сама же «экокультура становится ведущим компонентом общей культуры, развития материальных и духовных ценностей» (Зверев).

С.Д. Дерябо считает, что целью экологического образования является формирование личности с эксцентрическим типом экологического сознания, которая может быть названа «экологической личностью», действительно обладающей экологической культурой. Признавая значение экологической культуры в системе экологического образования, авторы, тем не менее, и ее трактуют по-разному [15, с.144].

Так, по мнению Н.Ф. Мамедова, экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой, примирения его с ней на основе более глубокого ее познания Н.С. Дежникова рассматривает экологическую культуру с точки зрения формирования «такого представления о месте и роли человека во взаимоотношениях с окружающей средой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их существование воспринимается в единстве и неразрывно связи друг с другом».

Н.Ф. Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной».

Через экологическую культуру определяются и воспитательные задачи: «Экологическое воспитание — это одна из сторон воспитания, трактуемая как экологическая культура, включающая усвоение ведущих идей, основных научных понятий и фактов, на базе которых осуществляются оптимальные функции оперирования системы «человек — природа — общество» (Лавриненко).

В.А. Ясвин считает, что «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности».

Автор отмечает, что люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

В то же время экологическая культура отражает целостное понимание мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы, доминирующего положения в ней человека (Зверев).

Сущными признаками экологической культуры можно считать обогащение положительного научного и практического опыта взаимоотношений человека и социо-природной среды; формирование ответственного отношения... к природе, материальным, социальным и духовным ценностям; осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей, благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы «природа — человек» [15, с.147].

Экологическая культура опирается на духовный и практический опыт прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступающем третьем тысячелетии (Захлебный, Зверев и др.).

Термин «экологическая культура» закрепился и в дошкольной педагогике. Так, С.Н. Николаева под формированием начал экологической культуры подразумевает становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности.

Е.Ф. Терентьева предполагает, что экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе.

В качестве целей и задач экологического воспитания дошкольников разными авторами предлагаются разнообразные формулировки: «воспитание начал экологической культуры» (Николаева); «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Соломонова), ответственного отношения к природе (Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания... отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники», формирование мотивационных основ экологического сознания (Филиппова). От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой [33, с.120].

Автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности.

Обобщая определения целей экологического образования, обозначаемых различными авторами, нужно отметить, что чаще всего в их формулировках упоминаются: экологическая культура, экологическое сознание, формирование мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Педагогические же задачи экологического образования касаются:

- обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека;

- формирование практических умений по разрешению экологических проблем);

- воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды);

- развития (способности анализировать экологические ситуации (Зверев):

В число задач экологического воспитания дошкольников обычно включается формирование умений ухаживать за растениями, животными. Л.Я. Лавриненко задачи экологического образования и воспитания представляются в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности, где воспитание потребностей поведения и деятельности направлено на соблюдение здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды [33, с.122].

В данной работе под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентации.

Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

- развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде [29, с.88].  


^ 1.3 Анализ современных программ экологического образования дошкольников

В последние годы появился ряд программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Некоторые авторы, например, Э. Э. Баранникова, считают, что большинство парциальных программ сходны по своим идеям.

Действительно, цели и задачи, которые ставят их авторы, во многом аналогичны, однако содержание в значительной степени различается.

Наш анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволил условно разделить их на три основные группы:

1. Программы экологической (в основном, биоэкологической направленности).

2. Программы эстетико - (культурно) - экологической направленности.

3. Программы социально-экологической направленности.

1. Для программ первой группы характерно включение вопросов классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т.п.).

К ним можно отнести программы С.Н. Николаевой «Юный эколог»; Н.Н. Кондратьевой «Мы» — Санкт-Петербург, Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», А.В. Королевой «Экологическая дорожка» (Калининград), М.И. Миннекаевой с соавторами (Татарстан) и ряд других региональных программ.

Так, ядром содержания программы Н. Н. Кондратьевой «Мы» являются «знания о человеке в его связи с природой, другими людьми, представления о человеке и природе как высших ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять».

Главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей средой на разных уровнях. С.Н. Николаева выделяет два аспекта содержания экологического воспитания: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Этим же автором подчеркивается, что экологическое воспитание связано с наукой экологией и различными ее ответвлениями [31, с.149].

В его основе — «адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество живых организмов и среда, человек и среда».

Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова отмечают, что для программы «Цветовая экология» для детей 6 лет из всех экологических понятий выбраны два: место обитания и условия существования в данном месте обитания.

А.В. Королева подчеркивает, что в процессе освоения ее программы дети получают основные понятия экологии, овладевают элементарными приемами наблюдений в природе, осваивают этические нормы отношения к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы как источника творческого вдохновения.

М.И. Миннекаева, Л.И. Овчинникова, Н.М. Новикова из Казани предлагают циклы занятий для 6- 7 летних детей с целью их ознакомления с экосистемами луга, водоема, леса, разнообразием животного и растительного мира, их взаимосвязью, взаимозависимостью («жизненный цикл или круг жизни).

Л.Д. Бобылева, О.А. Бобылева (Тамбов) цель своей программы обозначают как «формирование первоначальных экологических представлений и понятий у детей».

2. Для программ второй группы характерен акцент на эстетическом и нравственном воспитании детей, вопросы экологии как науки как бы отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь) [31, с.150].

Многие их этих программ опираются на идеи Н. К. Рериха. К данной группе, прежде всего, можно отнести программы В.И. Ашикова, С. Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно- экологическая); И. Г. Белавиной, Н. Г. Найденской «Планета — наш дом», Т. И. Поповой «Мир вокруг нас». Так, цель программы «Семицветик» — «способствовать становлению более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане».

Авторы выделяют следующие тематические блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи». Программа Т.И. Поповой «Мир вокруг нас» определена как «программа культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей» и представляет собой адаптацию идей других программ подобного типа на региональном уровне.

Одной из задач программы И.Г. Белавиной и Н.Г. Найденской является формирование новой системы духовных ценностей ребенка, базирующихся на эстетических компонентах программы.

К этой же группе можно отнести и программу Т.А. Копцевой «Природа и художник», хотя она отличается от предыдущих структурой (выделены блоки «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства»). Автор рассматривает мир природы как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.

Для решения проблем экологического и эстетического воспитания используются методы диалога культур, одухотворения природных явлений, сказочные ситуации и т.п.

3. Третья группа программ, выделяется по преобладанию в содержании комплекса вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, граждановедения и т.п.).

В качестве примеров могут быть рассмотрены программы Н.Н. Вересова «Мы — земляне» (Мурманск), Т.В. Потаповой «Надежда», Л.М. Клариной «Экономика и экология».

Так, Л. М. Кларина отмечает, что ее разработки направлены на совершенствование экономического, экологического и социального сознания детей. Программа данного автора предназначена для детей в возрасте от 6 до 10 лет, однако, ее элементы используются рядом дошкольных учреждений. Проблемы экономики и экологии увязываются Л.М. Клариной через вопросы использования природных ресурсов и анализ потребностей человека [32, с.63].

Т.В. Потапова наряду с вопросами образования в области окружающей среды уделяет большое внимание формированию у ребенка основ гражданской позиции, в том числе ознакомлению с правами человека, вопросам рационального природопользования.

Автор подчеркивает, что «при ознакомлении ребенка с окружающим миром... следует делать упор не столько на знания о предметах и явлениях, сколько на навыки бережного и неразрушающего обращения с ними и активное желание поступать ... щадящим и сберегающим образом».

Проблемы экологического воспитания находят отражение также в комплексных программах «Радуга» (Т.Н. Дронова, В.В. Гербова), «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева и др.), «Развитие» (Н.Н. Кондратьева), в базисной программе развития ребенка-дошкольника «Истоки» (Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова и др.).

В настоящее время в рамках программы «Маленький человек и большой мир» разрабатывается программа «Жизнь вокруг нас» (Н.А. Авдеева, Г.Б. Степанова). Она «предусматривает экологическое образование и воспитание детей старшего дошкольного возраста, изучение доступной для их понимания взаимосвязи природы и социальных явлений».

В каталоге-справочнике «Дошкольное образование в России» описаны следующие парциальные программы экологической направленности: Ж.Л. Васякиной-Новиковой «Паутинка», В.И. Ашикова, С.Г. Ашиковой «Семицветик», Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» (все программы рекомендованы Министерством образования РФ), Т.А. Копцевой «Природа и художник», С.Н. Николаевой «Юный эколог» (программы одобрены Федеральным экспертным советом по общему образованию), а также программа Н.А. Авдеевой, Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас».

Несмотря на резкое увеличение количества изданий по данной проблеме за последние годы, дошкольные учреждения, особенно в регионах, до сих пор испытывают недостаток в методической литературе по экологическому образованию.

Кроме того, многие программы не имеют методического обеспечения, достаточного для организации системной работы в детском саду. Именно поэтому многие из них пытаются самостоятельно разрабатывать программы, методики, конспекты занятий [32, с.66].

Интересные материалы разработаны в Ставрополе, Тольятти, Владимире, Барнауле, Архангельске, Мурманске, Кирово-Чепецке, Екатеринбурге, Костроме, Перми, Пскове, Елабуге; Омске, Тольятти, Нижнем Новгороде, Тюмени, Магадане и других регионах.

В то же время некоторые региональные программы и методические разработки сложно назвать экологическими, скорее это несколько измененный вариант традиционной программы по ознакомлению с окружающим миром с усилением регионального аспекта.

Большое внимание в таких программах уделяется формированию сельскохозяйственных знаний и умений. Более того, в ряде рекомендаций можно встретить «антиэкологические» утверждения и подходы.

Так, для ряда региональных разработок характерен акцент на использовании растений (в особенности овощей, фруктов, лекарственных растений), грибов, животных, ознакомлении с отдельными «полезными» животными, растениями, туристическо-краеведческой (но не экологической) информации.

В качестве примера можно привести следующие вопросы-задания: «Назовите животных, которые так или иначе связаны с производством лекарств (марал — панты, барсук — жир)»; «Как переночевать в лесу? — Из коры липы сплести полотно». Наблюдается также процесс адаптации парциальных программ к условиям конкретного региона.

В настоящее время появилась новая тенденция: воспитатель или методист по своему усмотрению выбирает наиболее для него понятные фрагменты из программ разных авторов и комбинирует их по собственному усмотрению.

В результате такого подхода зачастую искажается первоначальный замысел автора парциальной программы и ее цель, меняется логика изложения материала. В худшем случае в таких программах обнаруживаются не только логические, но и фактические ошибки, кочующие из одного пособия в другое.

Естественно, воспитатель должен иметь право выбора программы и ее адаптации к условиям конкретного региона и дошкольного учреждения (вариативная составляющая программы), однако в любой программе существует и инвариантная часть, которой следует придерживаться неукоснительно.

При необходимости представляется возможным комбинирование разных программ, однако, на базе одной программы. В этом случае за основу выбирается оптимальная для данного коллектива программа, сохраняется логика изложения и подачи материала, ее структура, однако в качестве отдельных модулей могут быть включены соответствующие по содержанию фрагменты других программ [8, с.136].  




Похожие:

Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconТребования и примеры для оформления текста дипломной работы
Дипломная работа на гост контроль сдается при наличии подписи руководителя на титульном листе, задания к дипломной работе (страница...
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconМетодические рекомендации по написанию курсовой работы (для студентов специальности «Менеджмент организации»)
Методические указания включают информацию о структуре и содержании курсовой работы, примерный перечень тем курсовых работ и список...
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconСтатья на английском языке с переводом, которая относится к теме дипломной работы. Объем и содержание дипломной работы
В приложении к дипломной работе обязательна должна быть статья на английском языке с переводом, которая относится к теме дипломной...
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconДипломной работы согласуется с научным руководителем
Практическая часть дипломной работы выполняется на примере конкретного учреждения
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconЛапушкиной Анастасии Сергеевне Тема диплом
Тема дипломной работы: «Изучение темы «Основы динамики» с применением электронного помощника»
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconЛапушкиной Анастасии Сергеевне Тема диплом
Тема дипломной работы: «Изучение темы «Основы динамики» с применением электронного помощника»
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconПроект " It's Delicious!" "
Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для...
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconТематика контрольных работ по предметному курсу «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций»
Тема контрольной работы и ее номер выбираются студентом по последней цифре шифра
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconТема контрольной работы
Следует охарактеризовать такие понятия, как правильность, точность, понятливость, чистота и выразительность речи
Тема: тема курсовой, контрольной, дипломной работы (проекта) iconУчебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы по дисциплине
Данное учебно-методическое пособие является частью учебных материалов по курсу «Финансы предприятий». В пособии упорядочена система...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты