Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы icon

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы



НазваниеФормы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы.

Содержание.

I.Введение. II. Основная часть. 1.Теоретические основы орфографии. 2.Орфографическая зоркость. 3.Логико-алгоритмический метод обучения орфографии. 4.Методика применения алгоритмов по орфографии. III. Заключение. IV. Использованная литература. Введение.

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в общеобразовательной школе. Роль орфографической грамотности, сознательное и бессознательное в обучении орфографии, методы обучения орфографической грамотности, уровень и причины орфографической малограмотности – эти вопросы русской орфографии являются предметом дискуссий на протяжении нескольких десятилетий. Многие из поставленных вопросов обучения орфографии в XX веке были решены успешно благодаря использованию различных методов как традиционного, так и развивающего обучения. Имея практику работы в среднем и старшем звене общеобразовательной школы, пришла к выводу, что наиболее эффективным методом, содействующим выработке осознанных орфографических навыков, является логико-алгоритмический. Мною разработана система дихотомических и политомических алгоритмов, помогающих усвоению орфографии. Цель работы – представить систему работы с использованием алгоритмов при обучении орфографии, определить роль алгоритма в воспитании орфографической зоркости обучающихся.

^ Теоретические основы орфографии.

Достижение целей изучения русского языка, указанных в Стандарте основного общего образования по русскому языку и Примерной программе основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенций. Языковая компетенция включает освоение норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных). Выпускники основной общей школы должны уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии. В современном понимании орфография – это исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество; система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм. Правила эти не однотипны, поэтому в орфографии выделяется несколько относительно самостоятельных частей: 1) правописание гласных и согласных в составе морфем; 2) правописание Ь и Ъ; 3) слитные, дефисные и раздельные написания слов; 4) употребление прописных и строчных букв; 5) перенос слов с одной строки на другую; 6) графические (буквенные) сокращения слов. Части орфографии различаются принципами, лежащими в основе их конкретных правил. Принципы орфографии – это основные, исходные начала, на которых строятся конкретные правила, а также обобщения этих правил. Принципы указывают основной путь достижения цели орфографии – единообразного написания слов. Принципы орфографии являются одним из важнейших характеризующих ее признаков, и построение методики преподавания орфографии прямо от них зависит. Ведущим принципом русской орфографии является морфологический принцип. Он предусматривает единообразное написание морфем. Морфологический принцип в русском языке имеет фонематическую основу: передача звуков буквами. Морфологическому принципу подчиняется написание: а) безударных гласных, проверяемых ударением; б) согласных на конце слова и перед другими согласными; в) окончаний существительного, прилагательного, местоимения, глагола; г) некоторых приставок и суффиксов. Морфологический принцип написания слов помогает подбирать родственные и одноструктурные слова, а также устанавливать происхождение этих слов. Согласно морфологическому принципу одна и та же морфема пишется одинаково, независимо от звучания. Отступления от морфологического принципа в русском языке незначительны. Фонетический принцип – это принцип написания морфем в соответствии с их звучанием. На фонетическом принципе основано правописание приставок на -з, -с; правописание о/а в корнях –зор- (-зар-), -плов- (-плав-); замена и на ы после приставок, оканчивающихся на согласную. Традиционные написания – это написания, закрепленные традицией, в которых выбор букв не мотивирован в современном русском языке, хотя в некоторых случаях они могут быть объяснены этимологией слова. Такие написания необходимо запоминать. К традиционным написаниям относятся написания слов с непроверяемыми гласными и согласными; написание некоторых слов с непроизносимыми согласными; написание окончаний прилагательных –его (-ого); написание ь и букв е, ё, и после твердых согласных. Традиционными являются написания большинства заимствованных слов. Дифференцирующие написания – это различные написания слов или частей слова, которые звучат одинаково; такие написания используются для различения смысла слова и грамматических форм. Правила о слитных, дефисных и раздельных написаниях строятся на лексико-синтаксическом принципе (разграничение слова и словосочетания) и на словообразовательно-грамматическом принципе. Орфографическая зоркость. Обучение орфографии строится прежде всего на изучении орфографических правил. При этом следует иметь в виду, что правило организует обучение письму, но оно само по себе еще не приводит к правильному письму. Орфографическая зоркость – залог грамотного письма. Обучающийся должен проделать определенную умственную работу в ходе применения орфографического правила. Чтобы писать в соответствии с орфографическим правилом, обучающийся должен обнаружить орфограмму (опознавательный этап анализа); установить, какое орфографическое правило необходимо применить в данном случае (выборочный этап анализа); решить вопрос о конкретном написании, выделив существенные признаки, необходимые и достаточные для применения орфографического правила (заключительный этап анализа).

Задача первого этапа – опознать орфограмму, задача второго этапа – выбрать нужное правило, задача третьего этапа – применить правило к данному конкретному случаю. На уроке ознакомления с новым орфографическим правилом отрабатываются задачи заключительного этапа анализа, так как обучающие знают, над какой орфограммой они работают и какое орфографическое правило изучают. Затем в дидактический материал упражнений включаются слова с орфограммами, имеющими тот же опознавательный признак, что и изучаемая на уроке орфограмма. В результате обучающиеся будут отрабатывать не только задачи заключительного этапа анализа, но и выборочного. Таким образом, в поле зрения обучающихся должны оказаться ранее изученные орфограммы с разными опознавательными признаками. В этом случае школьники должны производить трехэтапный анализ орфограммы: опознавать орфограмму, выбирать нужное правило, применять выбранное правило. Выработка навыков грамотного письма требует непрерывной целенаправленной работы. Очень важно, чтобы система орфографических упражнений была построена на развитии тех умственных способностей, которые делают возможным овладеть столь сложным комплексом знаний, умений и навыков, как безошибочное письмо. Поэтому при подборе дидактического материала для специальных орфографических упражнений необходимо учитывать различия в отдельных этапах применения орфографического правила. При создании системы орфографических упражнении надо заботиться о том, чтобы в ходе выполнения их обеспечивалось участие не только слуха, но и зрения. Логико-алгоритмический метод обучения орфографии. Одним из методов, используемых при анализе орфографического правила и вскрытии его механизма, является логико-алгоритмический метод. Алгоритм – совокупность действий для решения поставленной задачи. Относительно преподавания русского языка под алгоритмом следует понимать развернутое предписание, указывающее, что и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы применить правило. Благодаря алгоритму, то есть четкому разложению сложного действия на части и описанию шагов в применении правила, ученик, выучивший правило, может самостоятельно установить, как этим правилом воспользоваться. Использование алгоритмических предписаний опирается на психолого-педагогическую базу – теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и учение Д.Н.Богоявленского о целенаправленном управлении мыслительной деятельностью обучающихся. Идея алгоритмизации обучения сегодня принята на вооружение психологами, педагогами, учителями, воплощение ее в практику сокращает путь обучающихся от знаний к умениям и навыкам, а это, без сомнения, оптимизирует учебный процесс. Алгоритмизация является, с одной стороны, возможностью классифицировать орфографические правила и орфограммы с целью систематизации этого множества и облегчения их усвоения; с другой стороны, - одним из основных методических приемов отработки способов действий, направленных на формирование обобщенных орфографических умений и навыков. Актуальность темы:

1. Использование разных видов алгоритмов позволяет сделать процесс изучения материала практически направленным, следовательно, эффективным, способствующим не механическому запоминанию, а овладению способом действия.

2. Использование алгоритмов при изучении частей речи облегчает организацию мыслительной деятельности обучающихся в процессе применения правил, учит логике рассуждения, способствует четкой дифференциации конкурирующих написаний уже на первом этапе усвоения орфографического материала.

3. Применение алгоритмов на уроке решает проблему повышения грамматико-орфографической грамотности, создает условия для преодоления разрыва между знанием отдельных правил и применением их на практике.

4. Применение алгоритмов сокращает путь обучающихся от знаний к умениям и навыкам.

Алгоритм помогает осмыслить орфографическое правило. Он фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. Таким образом, действия, направленные на выработку орфографических навыков, становятся вполне осознанными, поэтому и более эффективными. Работа обучающихся с алгоритмами по орфографии практически исключает механическое использование правил и облегчает усвоение орфограммы. В связи с наметившейся тенденцией к уплотнению дидактической единицы знаний проблема рационального ввода алгоритмов на всех этапах работы приобретает особую остроту. Алгоритмы удобны для учащихся тем, что их использование обеспечивает преемственность и перспективность обучения русскому языку, по ним легко организовать повторение. Однако необходимо учитывать целесообразность использования алгоритмов при изучении орфографии.

Целесообразно использовать алгоритмы в следующих случаях:

- если правило содержит два и более двух условий, ограничений, примечаний (например, правописание н и нн в прилагательных и причастиях); - если правило предполагает сложный грамматический или логический анализ слов, словосочетаний, предложений (например, правописание глаголов на –тся и –ться, чтобы – что бы, зато – за то, тоже (также) – то же (так же); если несколько правил смешиваются учащимися в процессе письма или же ошибочно объединяются и для устранения этого недостатка необходим определенный логико-грамматический анализ, позволяющий разграничить внешне сходные правила (таковы правила об употреблении не и ни; о правописании ь после шипящих в конце слов).  

В зависимости от целесообразности использования алгоритмов все орфографические правила за курс основной школы могут быть разделены на четыре группы.

1. Отдельные правила орфографии, нуждающиеся в использовании алгоритмов. Это в большинстве своем двухвариантные правила, предполагающие двоякое написание и построенные по принципу противопоставления. К ним относятся правила о правописании – тся и – ться в глаголах; корней с чередованием гласных; приставок на –з(-с) суффиксов –ова, -ева, -ива, -ыва; существительных (прилагательных, наречий, глаголов, причастий) с не. В формулировках этих правил уже заложена схема орфографического действия, ее нужно лишь проанализировать и использовать в своей работе.

2. Правила, которые можно объединить обобщающей схемой действия. Алгоритм в таких случаях охватывает несколько правил, объединяемых общей орфографической темой, например: «Безударные гласные в корне», «Правописание о-е после шипящих и ц», «Мягкий знак после шипящих в конце слов», «Безударные гласные в окончаниях существительных», «Безударные гласные в окончаниях прилагательных и причастий», «Правописание не – ни », «Слитное и раздельное написание не», «Правописание нн в наречиях, кратких прилагательных и причастиях», «Суффиксы причастий прошедшего времени».

3. Нет необходимости в графическом оформлении и специальной разработке алгоритмических схем правил, основанных на одной операции и хорошо запоминающихся и усваиваемых в устной форме. Сюда относятся правила, охватывающие орфограммы типа: «Гласные е-и в суффиксах –ек-, -ик-», « Согласные x- щ в суффиксах –чик-, -щик-».

4. Правила, не поддающиеся логической обработке, схематизации, так как они не имеют четко выраженных сопоставлений. В основном это однозначные правила типа: «Частица -ка пишется через дефис», а также перечислительные правила (о переносе слов, о прописной букве в именах собственных, об образовании и правописании некоторых групп наречий).Кроме того, есть правила, в которых строго не очерчивается сфера их применения. Вместо точных руководств и указаний они оперируют такими признаками: «в отдельных случаях», «некоторые», «часто», «многие» (таковы, например, правила о слитном написании многих наречий). Сюда же относятся факты орфографии, не поддающиеся разграничению: написание слов с приставками пре- и при-, написание иноязычных слов. Эти правила не могут быть представлены в виде алгоритмической схемы, так как строго регламентированное, однозначное применение их невозможно. В этих случаях решающую роль играют различные виды запоминания.

По характеру оформления создаются и используются предписания двух основных видов: политомический алгоритм (алгоритм в виде плана, алгоритм-инструкция), где указывается последовательность операций при определении искомой орфограммы; и дихотомический алгоритм (альтернативный алгоритм, представляющий собой описание в виде родословного древа), который строится по принципу выбора между двумя возможными (альтернативными) решениями («да», «нет»).

^ Методика применения алгоритмов по орфографии.

Изучив основы логико-алгоритмического метода обучения орфографии, необходимо отметить преимущество данного метода перед другими, ранее использованными. Благоприятные условия для внедрения в практику логико-алгоритмического метода изучения орфографии создает использование учебно-методического комплекса В.В.Бабайцевой, по которому я осуществляю преподавание русского языка. Учебник «Русский язык. Теория» предоставляет возможность систематизированного изложения теоретического материала (в том числе раздела «Орфография»). Формирование и совершенствование орфографических умений организовано в пособии «Русский язык. Практика» системой задач и упражнений, рассчитанных на овладение алгоритмами ориентировки в учебном материале.

Проблемным является вопрос о том, давать обучающимся алгоритм в готовом виде или составлять его с ними. Считаю, что это зависит от объема и сложности материала, от подготовленности класса. При вводе готового предписания обучающимся отводится пассивная роль, поэтому, чтобы активизировать их деятельность, максимально использую их участие в составлении алгоритма, направляя в нужное русло.

Основной этап – знакомство с новым правилом. В отдельных случаях это происходит путем практического усвоения орфографического правила, которое является своеобразной инструкцией, указывающей условия выбора правильных написаний (орфограмм). При этом в правиле выделяем определенные структурно-семантические части, в которых формулируются

1) утверждение определенной нормы;

2) условия, при которых действует данная норма;

3) способы действий, помогающие установить норму;

4) способ обозначения выбранного написания.

Исходя из этого, определяем общий ключ к анализу правила с целью составления алгоритма:

- что пишется (норма);

- в каком случае (условие);

- что обозначает (обозначение).

Применяю в практике составление алгоритма до знакомства с орфографическим правилом на основе анализа обучающимися языковых явлений, предлагаемых в опорном материале, и самостоятельного определения условий написания данной орфограммы.

В обоих случаях используется готовый образец рассуждения, ориентирующий ученика на такой ход мыслей, при котором он должен вначале объяснить правильное написание искомой орфограммы (в порядке – от условия выбора к результату). Самым главным при этом является определение условия написания орфограммы, поэтому обращаем внимание на его графическое обозначение – выделение двумя чертами.

Чаще всего составляем дихотомические алгоритмы. Используя такой алгоритм, ученик мысленно продвигается сверху вниз, постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариантов «да» или «нет»; и таким образом подходит к правильному выбору орфограммы.

Политомический алгоритм применяю к одной теме и блоку тем. В модели этого алгоритма используется суждение, построенное по принципу «если … то» ( в процессе графического описания для удобства в качестве обозначения «следовательно» использую стрелку.

Так как уровень трудности алгоритма зависит от количества вариантов, из которых производится выбор необходимых признаков, от средней длины и разветвленности предписания, считаю наиболее эффективным использование алгоритмов с ограниченным (до 3-х) количеством ярусов, идущих по вертикали, и числом исходящих от вершин лучей. Такая модель алгоритма, будучи компактной и обозримой, предоставляет максимальную возможность для обобщения и классификации материала.

Алгоритм отражает структуру орфографических правил и соответствующие им образцы устного рассуждения и графического обозначения орфограмм, поэтому я использую его в качестве особого вида наглядности. Простые алгоритмы обучающиеся составляют самостоятельно. Все составленные алгоритмы записываются учениками в специальные тетради-справочники. Справочные материалы используются при повторении, работе над ошибками, при подготовке к экзаменам. Тем более такие тетради необходимы в связи с тем, что многие алгоритмы оформляются постепенно, по мере изучения орфографических правил (например, алгоритм правописания о –е после шипящих, не с различными частями речи, н – нн в прилагательных и причастиях).

Заключение.

Считаю, что изучение орфографии с использованием алгоритмов оказывает положительное влияние на качество знаний и формирование орфографических навыков. Имея опору на четко выраженные условия выбора орфограммы, обучающиеся действуют осознанно, что отвечает основной идее алгоритма – управлению познавательной деятельностью при формировании умений и навыков. Главным результатом обучения орфографии с помощью алгоритмов приобретаемую способность производить целенаправленные умственные операции, способность к осознанному грамотному письму. Хочется отметить и психологический аспект использования алгоритмов для зрительной и логической опоры, дающей ученику уверенность в своих силах и стимул к учебе.

Изучение орфографии с использованием алгоритмов эффективнее начинать с пятого класса с целью систематизации орфографических умений и навыков.

Необходимо учитывать трудоемкость в применении логико-алгоритмического метода в связи с разным уровнем развития логического мышления обучающихся, который проявляется в умении выделять, вычленять признаки и явления, определяя среди них существенные и группируя их.


Использованная литература.

1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. -М.: Просвещение, 1990

2. Беспально В.Л. Программированное обучение. – М

3. Бессонова В.В. Алгоритмы на уроках русского языка. - М.:Знание, 2000

4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп.

М.,1966

4. Иванова В.Ф. современная русская орфография. – М., 1991

5. Костина Н.С. Совершенствование обучения русскому языку на основе

формирования умений и навыков учащихся. – К.: Возрождение, 1999

6. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации»//

«Русская словесность» №2, 1995 г.

7. Сульниченко В.Н. Алгоритмы на уроках. Формирование орфографических навыков

при изучении глагола и причастия.-М.:Просвещение, 1999

8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., «Просвещение», 1980.

9. Шургина Л.В. Условия поэтапного формирования умений и навыков на уроках русского

языка. СПб.: Питер, 2004



Похожие:

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconФормирование орфографической зоркости у младших школьников формирование орфографической зоркости
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение...
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconРазвитие орфографической зоркости младших школьников. Батраченко Ирина Петровна
Формирование орфографической зоркости у учащихся это одна из актуальных проблем, стоящих перед школой на протяжении всего её исторического...
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconЭффективные методы развития орфографической зоркости
Уровень грамотности учащихся средней школы – одна из острейших проблем народного образования
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconСолодковой Аллы Владимировны по проблеме Развитие орфографической зоркости учащихся на урок
Я, Солодкова Алла Владимировна, работаю над данной проблемой, так как считаю, что формирование орфографической зоркости одна из главных...
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconФормирование орфографической зоркости у младших школьников удк 372. 31 Ббк74. 200. 5 Выпускная квалификационная работа
Теоретические аспекты формирования орфографической зоркости у младших школьников
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconФормирование знаний, умений и навыков в области словообразования как условие развития орфографической зоркости младших школьников
В статье предложена система работы, направленная на формирование у младших школьников навыка словообразовательного анализа, которая...
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconФормирование орфографической компетенции у учащихся основной школы (материалы из опыта работы) учитель мкоу «Леженская ош»
Формирование орфографической компетенции у учащихся основной школы (материалы из опыта работы)
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconМетоды и приемы обучения иностранному языку на начальном этапе
Слово «метод» означает путь к достижению поставленной цели. В педагогике различают методы обучения и методы воспитания. Методы обучения...
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconТема: Развитие орфографической зоркости
Орфографическая грамотность является составной частью общей языковой культуры человека
Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы iconРазвитие орфографической зоркости на уроках русского языка
Совершенствование орфографических навыков при использовании активных форм обучения
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты