|
Инновационный педагогический опыт Трухановой Г.А. учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка Формирование универсальных учебных действий (УУД) посредством проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания в рамках ОС «Школа 2100». Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь. Китайская мудрость. Актуальность и перспективность опыта. Сегодня система российского образования находится в ожидании кардинальных изменений в связи с переходом на ФГОС. Стратегия развития образования определяет перечень задач системы общего образования, среди которых на первом месте стоят обновление содержания и технологий образования в соответствии с образовательными запросами населения, создание условий для формирования педагогических компетентностей. Учителю в таких условиях необходимо будет пересмотреть цели, подходы, основные приемы и методы работы с детьми. Как добиться нового результата? Этот вопрос становится актуальным для сегодняшнего педагога. Сама жизнь показывает нам, что школа должна перейти от передачи знаний к формированию действий, которые помогут современным детям ориентироваться в будущем. Оценивая традиционную систему образования, осознавая свой пройденный путь в педагогике, сегодня понимаешь что много из того чему учили в школе, в университете не пригодилось в реальной жизни. А на практике больше всего потребовалось умение учиться, то есть способность самого себя к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Тогда выходит, что и ученика в школе мы должны вооружать не суммой огромного количества знаний, а научить его учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Именно это требование к системе образования выдвигает сегодня ФГОС. Длительное время наш лицей внедрял программу ОС «Школа 2100» на начальной ступени образования. С 2006 года было принято решение о продолжении обучения детей по программам ОС «Школа 2100» в среднем звене. Так началось мое первое знакомство с данной системой. Поначалу было очень трудно. Отсутствовали методические пособия, рабочие тетради для учащихся, непонятно было, как выстраивать уроки, какие методические приемы использовать. В этот период много искала и читала литературы по проблемно-диалогической технологии в рамках этой системы. Путем проб и ошибок постепенно доходила до понимания ключевого. Главная трудность была в том, что приходилось ломать прежнюю систему традиционного урока и перестраиваться самой. Очень часто задавала себе вопрос: не наврежу ли я своим детям этими переменами? Переломным моментом, изменившим мое отношение к этой системе стало: издание нового УМК для 5-9 классов с подробным описанием всего процесса обучения; приезд авторов в г. Саранск и проведение обучающих семинаров (2009 г.); посещение курсов АПК и ППРО в г. Москва (2009, 2011 гг.); участие в эксперименте ОС «Школа 2100» по теме «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего ФГОС» (2009 г.); запись видеоуроков и отзывы авторов и методистов на них. И опять ловлю себя на мысли о том, что главным в моем пути к ОС «Школа 2100» оказалось умение учиться. То, что является основной целью этой целостной системы непрерывного обучения: научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Сегодня по истечении времени я стала сторонником именно такого взгляда на обучение детей. Время показывает правильность выбранных целевых установок авторов данной системы. Именно опыт развивающего обучения обобщен сегодня при принятии нового ФГОС, главным требованием которого является переход на достижение нового образовательного результата на основе деятельностного подхода. Имея накопленный опыт в условиях перехода к новым стандартам ОС «Школа 2100» готова к этому переходу. В рамках данной образовательной системы обеспечивается достижение метапредметных и личностных результатов при условии соблюдения целей, содержания и технологий. Ни у кого сегодня уже не вызывает сомнения, что процесс получения знаний в результате собственной психической активности и мышления обеспечивает ученику более успешное, прочное усвоение учебного материала; способствует развитию у него не только предметных, но и метапредметных умений: коммуникативных, познавательных, регулятивных; зачастую позволяет с опережением осваивать новое знание. Воплотить эту идею в жизнь позволяет применение проблемно-диалогической технологии, которая меняет традиционный подход к обучению ученика. Ведь основу деятельности ученика при использовании проблемно-диалогической технологии составляет модель «учусь сам», а не модель «меня учат». Что же сегодня является определяющим в деятельности учителя: инновационный образовательный процесс или традиционные технологии обучения и воспитания учащихся? Имея опыт работы по технологиям ОС «Школа 2100» безусловно, я отдаю предпочтение этим технологиям. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является выявление и создание условий для развития УУД учащихся на уроках истории и обществознания через внедрение в педагогическую практику технологии проблемно-диалогического обучения в рамках ОС «Школа 2100». Китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я научусь». Вовлечь детей в процесс познания на уроке, превратить их в активных субъектов деятельности и через осмысление своего участия прийти к пониманию его сути с помощью учителя-наставника - вот главное к чему я хочу привести свих учеников. Концептуальность опыта заключается в применении системно-деятельностного подхода в развитии УУД учащихся на уроках истории и обществознания через использование технологии проблемно-диалогического обучения. Основополагающими принципами являются: 1. Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной деятельности. 2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребёнка должно быть сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте истории в системе наук. 3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на последующем этапе. 4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого содержания по минимальному уровню. 5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества. 6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и выбору оптимального варианта. 7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Именно эти семь принципов являются необходимыми и достаточными для реализации современных целей образования в педагогике развивающего обучения. В своей работе ставлю задачу на основе системы продуктивных заданий и посредством проблемно-диалогической технологии достичь предметных целей, а с их помощью обеспечить метапредметные результаты и, в конечном итоге, достичь цели образования – развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Наличие теоретической базы опыта. В основе ОС «Школа 2100» – идеи и опыт Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, П.П. Блонского и П.Ф. Каптерева, зародившиеся в Царскосельском лицее, и нашедшие свое продолжение в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Ш.А. Амонашвили, А.Н. и А.А. Леонтьевых, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Асмолова, С.К. Бондыревой и многих ученых, которые активно занимались вопросами педагогики в последние десятилетия. К ним добавился опыт и авторские методики учителей, сумевших достичь значительных успехов в своей профессиональной деятельности. Системно-деятельностный подход в образовании, основанный на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования вешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Деятельностный подход ориентирован на формирование умения учиться, освоение всех компонентов учебной деятельности: -учебные мотивы -учебная цель -учебная задача -учебные действия и операции (преобразование материала, контроль и оценка) Целью образования становится развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных способов деятельности. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе cистемно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. Именно эта концепция легла в основу стандартов второго поколения. В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. Личностные УУД: смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений. Регулятивные УУД: целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане. Познавательные УУД: исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления. Коммуникативные УУД: действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на коррекцию - совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии. Деятельностный подход, ориентация на формирование умения учиться реализуется посредством технологии проблемного диалога. Данная технология разработана психологом Е.Л. Мельниковой на основе исследований проблемы развития эвристического мышления – в контексте психологии мышления и творчества (С.Л. Рубинштейн, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, О.К. Тихомиров и др.), проблемного обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов и др.), учебного диалога (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, А.А. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.). Цель проблемного диалога – обучать самостоятельному решению проблем, а средство – открывать новые знания вместе с учениками: создавая проблемные ситуации, формулируя проблемы, выдвигая версии и проверяя их в ходе работы с новым материалом. Чтобы внедрить в практику данную технологию обучения, необходимо владеть её теоретическими основами или базовыми понятиями. ^ Слово «проблемный» означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации: Проблемная ситуация - проблема - поиск способов ее решения - решение проблемы. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: В чем заключаются особенности проблемного диалога? Постановка учебной проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения - это этап формулирования нового знания. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Это значит, что ученик проходит четыре этапа творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. С чего же начинается постановка проблемы на уроке? С проблемной ситуации. Что же такое проблемная ситуация? Проблемная ситуация – это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. ^
Постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. ^ . Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику осуществить творческую деятельность и поэтому развивают творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы это выглядит так. Сначала учитель дает ученикам задание на новый материал: в буквальном смысле «сделай то, что только сегодня будем проходить». Ученики правильно выполнить задание не в состоянии, и для них возникает проблемная ситуация. Затем учитель произносит специальные реплики, которые помогают ученикам осмыслить неудачу, т.е. разворачивает побуждающий диалог. А в результате ученики сами формулируют либо вопрос для исследования, либо тему урока. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает открытие знаний путем проб и ошибок. ^ представляет собой систему вопросов и заданий, которая активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому материалу, т.е. ведет к открытию знаний прямой дорогой. Иначе говоря, на уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам сформулировать тему или вопрос для исследования, тем самым вызывая у них интерес. А затем в диалоге же организует открытие знания школьниками, добиваясь подлинного понимания материала, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл собственной головой. ^ При развитии диалога возможно появление неточных или ошибочных формулировок. Важно, чтобы учитель отреагировал нейтрально – кивком головы, словом “так” – и предложил учащимся переформулировать проблему. Пример создания проблемной ситуации и формулировки проблемы на уроке истории в 5 классе по теме «Цивилизация в Междуречье».
Проблемный урок изучения нового материала («открытие нового знания»). Если схематически сопоставить традиционный урок и урок по технологии проблемного обучения, то можно наглядно увидеть, что на проблемном уроке больше возможностей для развития речи, мышления, творческих способностей учащихся и универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС эта технология обеспечивает метапредметные результаты (регулятивные – умение ставить цель, планировать и действовать по плану; коммуникативные – вести диалог; познавательные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.) и личностные результаты – в случае если ставиться проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора. Сегодня является очевидным преимущества проблемного обучения над традиционным. Проблемный урок дает более прочные знания, чем традиционный. На таком уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, т.е. усваивают новое знание творчески, а на традиционном - репродуктивно (слушают и запоминают учителя). На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, обретают творческие способности, отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу. В итоге проблемный урок обеспечивает тройной эффект: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание активной личности. В работе по развитию УУД по УМК ОС «Школа 2100» выделяю следующие моменты:
Но главное, что четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети вырабатывают самостоятельность, повышается познавательная мотивация, формируется готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности. Технология проблемного диалога может использоваться в любой образовательной системе, но наиболее полно и последовательно она реализована в развивающей ОС «Школа 2100». Оптимальность и эффективность применяемой технологии. Проблема эффективности технологии проблемно-диалогического обучения была ключевой в ходе эксперимента ОС «Школа 2100» по теме «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту» (на примере ОС «Школа 2100») на базе экспериментальной площадки Государственной академии наук РАО, который проводился в период с 2008 года по 2011 год. Информация об эксперименте на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru/school2100/preemstvennost/experiment/ МБОУ «Лицей №1» р.п. Чамзинка являлся экспериментальной площадкой, а в дальнейшем методическим центром ОС «Школа 2100». В составе школьной творческой группы учителей внедряющих программу образовательной системы «Школа 2100», я принимала участие в работе по внедрению технологий данной образовательной системы. Провела открытые уроки в рамках эксперимента:
Имею публикации статьи и разработку урока по теме эксперимента:
http//www.school2100.ru/upload/experiment/iz_opyta_shkol.pdf
http//www.school2100.ru/upload/experiment/iz_opyta_shkol.pdf В апреле 2011 г. в 6 «а» классе в рамках федерального эксперимента «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»)» была проведена диагностика метапредметных и личностных результатов. Диагностика проводилась по материалам, предоставленным УМЦ «Школа 2100». Ученики продемонстрировали следующие результаты (в сравнении со средними результатами по регионам, участвовавшим в эксперименте):
Процент успешности выполнения заданий является достаточно высоким, что позволяет свидетельствовать о хорошей подготовке учащихся с точки зрения формирования метапредметных и личностных результатов на основной ступени образования. Результаты диагностики показали, что дети способны видеть и воспринимать самостоятельно проблемные ситуации, могут предложить модель выхода из неё, повысился интерес к приобретению новых знаний. Результативность опыта Обобщая работу по использованию проблемно-диалогической технологии на уроках истории и обществознания, могу сделать вывод, что отношение детей к изучаемому предмету изменилось в лучшую сторону:
Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает творческое усвоение знаний учащимися, эффективное развитие интеллекта, умений творческой деятельности посредством диалога с учителем. В результате дети открывают и осваивают «новое знание». Моя роль превратилась в роль наставника, который разделяет общую ответственность за результат, и я по праву являюсь равноправным участником диалога. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Овладение этой технологией помогает мне выстраивать работу не только с детьми, но и с коллегами. Являясь руководителем районного методического объединения учителей истории и обществознания, при организации семинаров часто использую умение выстраивать проблемную ситуацию и вести диалог. Работая седьмой год по данной технологии, могу отметить положительные результаты обучения. Мониторинг обученности учащихся (по итогам учебного года)
Жирным шрифтом в таблице отмечено качество знаний учащихся (по итогам учебного года) обучающих по программам ОС «Школа 2100». Судя по приведенным данным в таблице, оно стабильно высокое именно в этих классах. За 2011, 2012 гг. качество знаний учащихся по обществознанию по результатам итоговой аттестации в форме ГИА составляет 100%.
За 2010, 2011 гг. по результатам итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ по истории 83% учащихся от числа участвующих показали результаты выше уровня среднереспубликанских показателей, по обществознанию 75% учащихся от числа участвующих показали результаты выше уровня среднереспубликанских показателей (данные в таблице).
Результативность технологии проблемного диалога видна в успехах и достижениях моих учащихся:
^
^
^
Республиканский уровень
Российский уровень
Возможность тиражирования Постоянно работаю над собой, повышая свой методический уровень: Прошла обучение на курсах
Принимала участие в работе конференций, семинаров и круглых столов:
Провожу открытые уроки:
Имею публикации статей и разработок уроков:
http//www.school2100.ru/upload/experiment/iz_opyta_shkol.pdf
http//www.school2100.ru/upload/experiment/iz_opyta_shkol.pdf Делюсь опытом своей работы с коллегами, размещая свой опыт работы в сети Интернет на своем сайте: http://nsportal.ru/user/181115 Принимаю участие в заочной форме обучения через рецензию авторами и методистами учебников ОС «Школа 2100» видеоуроков.
Накопленный мною опыт работы может быть использован учителями в любом образовательном учреждении. |