Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" icon

Г. Агрыз Агрызского муниципального района "Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи"



НазваниеГ. Агрыз Агрызского муниципального района "Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи"
Салихова А.Х
Дата17.10.2016
Размер
ТипРеферат

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 компенсирующего вида

г. Агрыз Агрызского муниципального района


"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи"


Выполнили:

учитель-логопед Салихова А.Х.

учитель-логопед Мельникова С.Р.

учитель-логопед Шлюгина Н.В.


г. Агрыз

2009 г.

Содержание


Введение.


Глава I. Значение и виды игр.


Глава II. Дидактическая игра как средство коррекции недоразвития речи.


Глава III. Использование разнообразных игр в коррекционной работе.


Заключение.


Литература.


Введение

В настоящее время у большого количества детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е.Левиной и определено как ОНР. У всех детей с ОНР нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя.

Совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит серьезным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.

Трудно переоценить значение общего развития ребёнка дошкольного возраста. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в это время закладывается фундамент для любых специальных знаний, умений, отношения ребёнка к окружающему миру.

В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

"Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания "- эти слова принадлежат русскому педагогу Н.К.Крупской.

Игра –единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил, связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость - залог здоровья.

Игра учит жить ребёнка и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу.

Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время. Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми растройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

^ I . Значение и виды игр.


В логопедической практике с дошкольниками нами широко используется основной вид деятельности ребенка - игра. Это источник eгo нравствен­нoro и умственнoro развития, условие формирования личности, его речи и навыков общения. Именно в игре наиболее эффективно можно осуще­ствлять коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего–то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка.

Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Opгaнизуя занятие, логопед в этой привычной и доступной для ребенка фор­ме деятельности общается с ним «на равных», завоевывает eго любовь и доверие, преодолевает его скованность и застенчивость. Разнообразные игровые ситуации, умело созданные логопедом, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают eгo внимание от речевого де­фекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра сама по себе оказывает благотворное воздействие на общее психическое состояние ребёнка, вызывает у негo встречную активность, затрагивая eгo интересы, фантазию, воображе­ние. Все это повышает эффективность коррекционной работы. В то же время игровые приемы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой работы.

Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребёнок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой. Игра благотворно влияет на здоровье ребёнка. Она единственная форма его деятельности. Никогда игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него всегда некоторого напряжения сил, что связано с бодрым, жизнерадостным самочувствием, а бодрость и радость – залог здоровья. Игра как форма деятельности ребёнка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые –это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения.

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-

дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта).

Игровые методы предполагают использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояс­нениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов ме­тода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровое действие). Факты убеждают в том, что в ходе сюжетно-ролевых игр создаются благоприятные условия для речевого общения детей, активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слово; перенос действий, осуществляе­мый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и таким образом, игровая деятельность является мощным фак­тором развития речевого мышления ребенка. Игра создает такие ситуации, в которых усвоения речи гораздо более разнооб­разны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры-драматизации и пр. Номенклатура игр, строится в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных видов игр в логопедической работе с детьми.

В литературе о дошкольном воспитании опубликовано много уже апробированных на практике разнообразных игр. Знание их, умение использовать в целях коррекции различных дефектов речи у детей – в этом мы видим задачу логопеда сегодня.


^ II. Дидактическая игра как средство коррекции недоразвития речи.


Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра . Она создаётся взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Дидактическая игра имеет определённую структуру независимо от вида, отличающую её от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1) Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2) Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребёнка игровой.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых действиях. Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической задачи является решение игровой и дидактической задач. Решение обоих задач – показатель эффективности игры. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребёнком. В этом состоит её своеобразие.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1) Предметные игры – это игры с мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2) Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.). Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек – картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т. д.

- Разрезные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- Игры типа «Лабиринт» предназначены для детей старшего дошкольного возраста. Они развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Чёрное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. Как в детском саду, так и в школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьированных старых игр. Структура дидактических игр, включающих в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры».

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.


^ Дидактическая задача.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в её содержании, трафаретных фраз. Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять, например, развитию памяти, в других – внимание, в – третьих – мышление. Воспитатель заранее должен это хорошо знать и соответственно определять дидактическую задачу.

Специалисты советуют точно определять дидактическую задачу для каждой игры, акцентируя в ней самое главное, нужное. Например, если главной задачей игры является развитие речевой активности детей, то, конечно, не должны быть упущены эстетическая и нравственная задачи. Игра должна выстраиваться таким образом, чтобы каждый ребёнок мог реализовать в ней свои способности и склонности, найти свой интерес; получить удовольствие от коллективного общения, осознать уверенность в своих силах. Руководя дидактической игрой, педагог даёт детям всё больше самостоятельности, которая проявляется на всех этапах проведения игры.

^ Игровые правила.

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряжённой. «Чем правила жёстче, тем игра становится напряжённее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлечённого мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведёт к развитию действий ребёнка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом». Л.С. Выготский.

Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

^ Игровые действия.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя или педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, если имеются её основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

^ В подготовку к проведению дидактической игры входят:

Отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;

Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

Выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим.

Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке; определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

Подготовка самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

Подготовка к игре детей: к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимым условием для решения игровой задачи.

^ Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровне их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом пользоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов педагог подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

^ Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения, какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

^ Приёмы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре педагог знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как надо их выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются и обобщаются. Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приемами: использованием загадок, считалочек, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети охотно играли раньше. Секрет успешной организации игры заключается в том, что педагог, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность. Большое значение имеет темп игры, заданный педагогом. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью. Педагог с самого начала и до конца игры активно вмешивается в ее ход: отмечает удачные решения находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет в них уверенность в своих силах. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, педагог использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большого числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющий должен внести фант, т.е. любую вещь, которая в конце игры отыгрывается. Разыгрывание фантов – интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создает у ребят бодрое настроение. Игра не терпит принуждения, скуки.

Анализируя игру, педагог обязательно подчеркивает, что дети выполняли добросовестно правила игры, дружно играли, радовались победе не только своей, но и других.

Особенностями умственного развития детей седьмого года жизни являются их возросшие способности к более углубленному анализу и синтезу: умения выделять как общие, так и индивидуальные признаки предметов и явлений, сравнивать их по различным признакам, делать обобщения, высказывать суждения, умозаключения. Шестилетние дети проявляют большой интерес к учению, желание учиться в школе.

Но и в обучении, воспитании шестилетних детей игровой метод все еще имеет большое значение. Об этом свидетельствуют и многолетний опыт работы с шестилетними детьми, описанный Ш.А.Амонашвили в его интересной книге "Здравствуйте, дети!", и научные исследования в этой области.

Руководя дидактическими играми детей шести лет, воспитатель опирается на их возрастные особенности. Чаще отбираются игры, в которых дети учатся связно и последовательно излагать свои мысли, выразительно рассказывать, в которых развиваются математические представления, способность к слуховому анализу устной речи, сообразительность, выдержка и воля. Как игровой метод обучения дидактическая игра используется на всех занятиях для усвоения определенных способов умственных действий, систематизации, уточнения знаний детей. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежит самому педагогу. Содержание игры и ее правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий.

Ориентируясь на это, следует подбирать дидактические игры и упражнения, вводить их в структуру занятия, повторять речевой материал, усложнять его, предлагать детям новый. Игровые методы предполагают использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: показом, пояс­нениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов ме­тода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровое действие). Факты убеждают в том, что в ходе сюжетно-ролевых игр создаются благоприятные условия для речевого общения детей, активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слово; перенос действий, осуществляе­мый в игре, служит генетической основой для переноса словесного значения, и таким образом, игровая деятельность является мощным фак­тором развития речевого мышления ребенка. Игра создает такие ситуации, в которых усвоения речи гораздо более разнооб­разны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.


^ III. Использование разнообразных игр в коррекционной работе.

Работая с детьми с ОНР, большое значение уделяется обучению грамоте. С 2006 -2007 учебного года наш детский сад работает по программе "Коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР" Н.В.Нищевой.

Отличительная особенность системы обучения грамоте дошкольников с ОНР Н.В.Нищевой состоит в том, что непосредственно образовательный процесс начинается со средней группы (во втором квартале). По системе Нищевой ребенок с ОНР уже в средней группе читает слова, состоящие из двух открытых слогов (нота, мама), а в подготовительной группе к чтению добавляется письмо печатными буквами.

Содержание данной программы является сложным в плане усвоения детьми каждого из компонентов языка. Вот почему процесс обучения мы выстраиваем в игровой форме, где ведущая роль принадлежит логопеду, который подби­рает игру в соответствии с намеченными целями и задачами коррекции, распределяет роли, организует и активизирует деятельность детей.

Опыт показывает, что игра может проводиться как самостоятельное, как предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых.

Хотим предложить дидактические игры из своего опыта, которые используются для автоматизации звуков, для развития фонематического слуха, по обучению грамоте и одновременно рассчитаны на развитие всех высших психических функций ( внимания, памяти, логического мышления, воображения). Игры оптимизируют процесс обучения, активизируют детей и от занятия к занятию поднимают их на новую ступеньку развития. Каждая разгаданная «тайна» для ребёнка большая победа. Ведь разгадать тайну самому приятней, чем слышать готовый ответ, тем более что отгадавшего ожидает похвала.

Для преодоления неустойчивости внимания, плохой переключаемости с одного вида деятельности на другой, быстрой утомляемости и более эффективной коррекции речевого развития нами было создано дидактическое пособие, вызывающее интерес у детей в течение занятия. Оно функциональное, вариативное в плане применения, эстетически привлекательное для детей и служит решению многих образовательных задач.

Мы хотим предложить это дидактическое пособие, которое очень легко сделать самим: оно представляет собой шар – фонарь с прозрачными кармашками на каждой стороне и комплект игр. Пособие предназначено для развития всех компонентов речи (фонетико-фонематического, лексико-грамматического, слоговой структуры ), а также познавательных процессов у детей от 4 до 7 лет.

Шар - фонарь может использоваться как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях на протяжении всего занятия или в качестве сюрпризного момента.


Ход игры: 1-ый вариант: Ведущий (логопед или воспитатель) вставляет в кармашки на шаре-фонаре картинки выбранной игры.

Дети по кругу сидят на стульчиках , передают шар из рук в руки, по команде педагога останавливаются и ребёнок в зависимости от выпавшей стороны выполняет задание.


^ Предлагаемые игры с использованием многофункционального шара – фонаря.



  1. «Угадай звук, букву, подбери слово».

Цель: формирование навыков фонематического анализа с использованием зрительных символов.

Содержание : Ребёнок, глядя на выпавший на шаре – фонаре символ, называет звук или букву, придумывает слова с этим звуком, буквой (в начале, в середине, в конце слова). Задание можно усложнить в зависимости от возраста детей. Например: разделить слова на слоги, определить ударную позицию, придумать односложные, двусложные, трёхсложные слова. Составить предложение с этим словом и т.д.


2.«Назови предлог, придумай предложение».

Цель: сформировать понятие о предлоге как отдельном слове, закрепить навык построения предложения с предлогами.

Содержание: Ребёнок, глядя на выпавшую схему, называет предлог и составляет с ним предложение.


3. «Противоположности»

Цель: развивает речь, внимание, образную и смысловую память, закладывает основы логического мышления.

Содержание: Ребёнок должен подобрать картинку (а если умеет, то и прочитать) к изображённому предмету с противоположным значением, то есть слова –антонимы.


2–ой вариант: Ведущий вставляет в кармашки названия игр, а дети- передавая шар – фонарь из рук в руки выбирают игру.

^ Предлагаемые игры:


1. «Звуковой фонарь»

Цель: Автоматизация звука р в словах и предложениях; развивать фонематический слух; выделять звук на фоне слова; определять позицию звука в слове; подбирать прилагательные к существительному и составлять предложения с этими словосочетаниями.

Содержание: Логопед вставляет в кармашки картинки с изображёнными на них предметами в названиях которых имеется звук р. Ребёнок должен отчётливо назвать предмет и составить с данным словом предложение.


^ 2. «Играем со звуками».

Цель:Автоматизация и дифференциация звуков: с, ш, л, р; развитие чувства ритма и рифмы; обогащение вербальной памяти и обеспечение речевой сноровки у детей.

Содержание: Логопед предлагает детям предметные картинки, ставит перед ребёнком игровую задачу. Пример: 1) Дети должны найти предмет к которому подходит действие, название действий и предметов содержат проблемный звук. 2) Дети должны назвать картинку так, чтобы в названии появился звук ш.


3. «Где звенит и что звенит?»

Цель: Развитие фонематического слуха, накопление словаря, развитие фразовой речи и ориентации в пространстве.

Содержание: Педагог даёт прослушать звук музыкальных игрушек в разных направлениях, предлагает определить музыкальную игрушку и назвать, где она прозвучала.


4. «Кто что делает?»

Цель: Дифференциация словообразовательных форм глаголов, активизация словаря.

Содержание: Педагог предлагает карточки с изображёнными на них людьми и животными, выполняющими различные действия. (Вариативная игра). 1) Логопед показывает картинку, а дети должны назвать, кто что делает.


^ 5. «Кто у кого?»

Цель: Упражнять в правильном употреблении существительных, обозначающих детёнышей животных, формирование словообразования существительных.

Содержание: 1.В процессе игры используются картинки с изображение животных и их детёнышей. Логопед показывает картинку и задаёт вопрос типа: "Кто у лисы?" – "У лисы - лисёнок". и т. д. 2. "Назвать животных парами". 3. "Один - много".


6. «Что лишнее?»

Цель: Расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, внимания, памяти).

Содержание: Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображённые на картинках. Дети должны показать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.


7. «Что из чего сделано?»

Цель: Закрепление словообразования прилагательных, развитие внимания, памяти, логического мышления.

Содержание: У детей карточки лото с изображение различных предметов. Логопед называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например, мяч из резины. Дети находят изображение этого предмета на карточках. Тот, у кого на карточке есть изображение этого предмета, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос: "Какой ?","Какая ?", "Какое?","Какие?" (резиновый мяч ) и закрыть картинку фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.


8. «Поймай рыбку»

Цель: обогатить и уточнить представления о рыбах, развитие общей и мелкой моторики; развивать воображение, логическое мышление.

Содержание: Ребенок "вылавливает" удочкой рыбку, называет ее, описывает употребляя прилагательные.


9.«Найти по цвету»

Цель: учить детей группировать знакомые им предметы (по картинкам) по цвету; закрепление согласования прилагательных с существительными в роде и числе.

Содержание: логопед предлагает детям картинки с предметами разными по цвету. Ребенок должен назвать их, правильно согласуя прилагательные с существительными в роде и числе.


10. «Почтальоны»

Цель: упражнение в выделении первого звука из слова, закрепление знания букв О У А И и умения находить их среди других букв. Развитие фонематических представлений.

Материал: домики (плоскостные) с окошечком, в окошке изображение жильца (аист, индюк, ослик, улитка), 4 письма в которых вместо адреса изображены буквы А У О И.

Содержание: Педагог: Ребята, здесь проходил почтальон, он потерял письма. Давайте мы эти письма отнесем адресатам. Кто в первом домике живет? (аист).

Какой первый звук в слове аист? (в слове аист первый звук [а]).

Какой буквой обозначается звук [а]?

(звук [а] обозначается буквой А).

Давайте найдем письмо с буквой А и отнесем аисту и т.д.


11.«Живые буквы»

Цель: обучение чтению и составлению слогов и слов. Развитие фонематических представлений. Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений речи.

Материал: нагрудные знаки с изображением букв.

Содержание: Педагог: Сейчас мы поиграем в игру «Живые буквы». Я буду произносить слоги, слова, а соответствующие буквы выйдут и встанут в ряд, чтобы смогли прочитать эти слоги, слова.

Ну-ка буквы, встаньте в ряд

Так, как звуки вам велят.


12. «Найди ошибку».

Цель: закрепление знаний букв, умения находить неправильно написанные буквы. Развитие зрительного внимания, профилактика нарушений письменной речи.

Материал: листы картона в файлах с написанными в ряд буквами, среди букв, есть неправильно написанные буквы, маркер.

Содержание: Педагог: Ребята, здесь Незнайка пробегал

Листы альбомные потерял.

Ошибок много допустил.

Мы ему поможем дружно

И исправим все что нужно.


13. «Вылечи буквы»

Цель: закрепление знаний букв. Развитие зрительного внимания, профилактика нарушений письменной речи.

Материал: листы картона (в файлах) с буквами. Буквы с недописанными элементами, маркер.

Содержание: Педагог: Ребята, посмотрите, что случилось с буквами, буквы заболели. Давайте их вылечим, напишем недостающую часть, и буквы будут здоровы.


14. «Назови бабочку»

Цель: закрепление знаний букв. Совершенствование навыка чтения. Развитие зрительного гнозиса , профилактика нарушений письменной речи.

Материал: вырезанные из яркого картона бабочки, на крыльях кусочки контактной ленты, круги с буквами, на обратной стороне кусочки контактной ленты.

Содержание: Педагог: К нам прилетели волшебные бабочки. У них есть заветная мечта, иметь имена. Хотите придумать им имена. Имя должно состоять из одной гласной и одной согласной буквы. Дети прикрепляют имена к крыльям бабочек.


15. «Волшебная полянка».

Цель: закрепление знаний букв, совершенствование навыка чтения. Развитие зрительного внимания. Развитие мелкой моторики.

Материал: большие яркие плоскостные цветы с буквами.

Содержание: Педагог: Мы пришли на волшебную полянку, цветы здесь не простые, а волшебные, они с буквами. Они растут на поляне далеко друг от друга и никак не могут встретиться. Давайте подружим их. Дети приближают цветочки и читают слоги и слова.


16. «Дерево согласных и согласных звуков»

Цель: дифференциация гласных и согласных звуков.

Материал: 1,5 м дерево, листочки на липучках синие и красные.

Содержание: Педагог: Дерево волшебное встало на пути,

И его ребята нам не обойти.

Это дерево согласных и гласных звуков. А все листья на земле. Догадайтесь, почему листва синяя, да красная. Звук скорее называйте и листочки прикрепляйте. Подарим дереву его волшебную листву.


17. «Звуковой автобус»

Цель: научить определению места звука в слове.

Материал: плоскостной яркий автобус с тремя окошечками-кармашками.

Содержание: Педагог: Мышонок не знает, куда ему сесть в автобусе. Определи место звука в слове, и ты поможешь пассажиру занять его место в транспорте. Если звук находится в начале слова, то мышонка мы увидим в первом окошечке, если звук в середине, то мышонок сядет в центре, а если в конце слова звук, то мышонка мы увидим в последнем окошечке.


18. «Звуковой дом»

Цель: научить определению места звука в слове.

Материал: плоскостной 3-х этажный дом с темными кармашками-окошечками, 3 плоскостных ярко-желтых квадратных вкладыша.

Содержание: Педагог: Определите место звука в слове. Если звук находится в начале слова, зажжется свет в верхнем окошечке, если в середине, то в окошечке посредине, если звук находится в конце слова, свет зажжется в нижнем окошечке.


19. «В гостях у Тима и Тома»

Цель: обучение выполнению звукобуквенного анализа слов.

Материал: панно с округлыми ячейками для выполнения звукобуквенного анализа слов, круги из картона, картонные круги красного, синего, зеленого цвета.

Содержание: Педагог: «Остановитесь, дети, здесь паук. Он просто так нас не пропустит тут. Интересно, что это за схема, разноцветные фишки и буквы. Вы догадались, необходимо выполнить анализ слова «паук», да не простой, а звуковой.


20.«Камень, клубок».

Цель: дифференциация согласных твердых, согласных мягких звуков.

Материал: плоскостные камни синего цвета, клубок зеленого цвета, по количеству детей.

Содержание: Педагог: «Я буду называть слова, если слово начинается на твердый согласный звук, поднимайте синий камень, а если первый звук в слове мягкий согласный, поднимайте зеленые клубочки».

2 вариант:

а) камни у нас на пути, как дальше нам идти, твердый звук вы называйте камень в сторону кидайте.

б) раскидали у бабушки котята клубки, а ты попробуй теперь собери. Согласные мягкие звуки вы назовите, и клубки скорей в корзину принесите.


21. «Колокольчики».

Цель: дифференциация согласных звуков по звонкости, глухости.

Материал: плоскостные серебристые, черные колокольчики по количеству детей.

Содержание: Педагог: «Я буду называть слова. Если слово начинается с глухого согласного звука, поднимите черный колокольчик, если со звонкого поднимите серебряный колокольчик.


Заключение.


В заключении мы хотим отметить, что игра – это не самоцель, а средство воздействия на ребёнка, звено в общей системе его воспитания. Поэтому игра, проводимая с коррекционной целью, всегда должна сохранять положительно воздействующий заряд на все стороны психофизического развития ребёнка.

Ребёнок дошкольник – это практик, а не теоретик. Если информация, которая преподносится ребёнку, не подкрепляется действием (в игре, предметной деятельности, рисовании, подражании и пр.), она не станет надёжным, по настоящему усвоенным знанием.

Логопед должен помнить о том, что нужно разнообразить содержание выбранной дидактической игры, постоянно обновлять игровые сюжеты.


^ Список литературы


1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. – М., 2005 г.

2. Гатауллина Р.А. Система работы по преодолению и профилактике речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста. – Казань, 2005 г.

3. Громова О.Е. Сборник статей. Инновации в логопедическую практику. – М., 2008 г.

4. Гризик Т.И. и др. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. – М., 2006 г.

5. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. – СПб, 2001 г.

6. Логопедия: методические традиции и новаторство / под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М., 2003 г.

7. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. – М., 1983 г.

8. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М., 1987 г.

9. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988 г.

10. Доника В.Ф. Логопедическая работа при обучении грамоте. // Начальная школа. – 1990. - № 7.

11. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2007 г.



Похожие:

Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconФормирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр Автор опыта: Чуева Татьяна Николаевна
Формирование навыка употребления падежных форм существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconУчитель-логопед мдоу црр д/с №66
У дошкольников с общим недоразвитием речи посредством наглядно – дидактических игр
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconТематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи в средней специальной (коррекционной) группе V вида на 2011-2012 учебный год
Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconСистема работы по формированию монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В программе коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи и методических указаниях к ней приводятся рекомендации...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconОпыт работы старшего воспитателя Федотовой О. А. по теме
«Система коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи в группе для детей с...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconО. Н. Делягина учитель-логопед гоу школы детского сада №696 компенсирующего вида. Приморский район, Санкт-Петербург Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма
В настоящее время логопедическую помощь детям с общим недоразвитием речи, с задержкой речевого развития начинают оказывать с трехлетнего...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconКоррекция самооценки у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
В связи с неблагоприятными условиями окружающей среды, низкими социально-бытовыми условиями жизни из года в год увеличивается число...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconОсобенности памяти и внимания у детей с общим недоразвитием речи Учитель – логопед Мухаметзянова Рафиса Рафисовна
Онр страдает развитие высших психических функций, связанных с речью: памяти, внимания, мышления, восприятия. Неполноценная речевая...
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconФормирование готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Теоретические основы формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Г. Агрыз Агрызского муниципального района \"Значение дидактических игр в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи\" iconТематический план занятий логоритмики у детей с общим недоразвитием речи (онр 3 ур) Месяц Время проведения тема Цель занятия Содержание занятия
Учебно–тематический план занятий логоритмики у детей с общим недоразвитием речи (онр 3 ур)
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты