ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н. А. Чураковой УМК «Перспективная начальная школа». Программу обеспечивают: ● Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : учебник : в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. ● Малаховская, О. В. Литературное чтение : 3 класс : хрестоматия / О. В. Малаховская ; под ред. Н. А. Чураковой. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. ● Малаховская, О. В. Литературное чтение : 3 класс : тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2010. ● Чуракова, Н. А. Литературное чтение : 3 класс : метод. пособие для учителя / Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская. – М. : Академкнига/Учебник, 2008.
Программа рассчитана на 132 часа. Из них 99 часов отведено на авторскую литературу, на народное творчество – 16 часов и на формирование библиографической культуры – 16 часов. В конце учебного года проводится контрольный тест, а также в течение года предусмотрены организационные формы, обучающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малых группах. Цель курса «Литературное чтение» – сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязях произведения фольклора и авторской литературы, а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу и поэзию. ^ выражается в главных идеях: – сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы; – познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом; – на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве; – на музыкальном материале показать особенности художественного образа в музыкальном искусстве. Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведениях.
Количество часов в год – 102. Количество часов в неделю – 3. Количество часов в I четверти – 27. Количество часов во II четверти – 21. Количество часов в III четверти – 30. Количество часов в IV четверти – 24.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Литературное чтение» к концу третьего года обучения Учащиеся должны знать/понимать: • наизусть 6–8 стихотворений разных авторов; • имена писателей и поэтов, названия и содержание их произведений, прочитанных в классе. Уметь: • читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения; • различать сказку о животных, басню, волшебную сказку; • различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основная целевая установка повествования; • характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений; • выявлять авторское отношение к герою; • рассказывать о любимом литературном герое; • находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе; • ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации); • составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений.
^ • для самостоятельного выбора книги и определения ее содержания по элементам книги; • самостоятельного чтения выбранных книг; • высказывания оценочных суждений о героях произведений; • работы со словарями.
^
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного (необязательного) содержания | Вид контроля. Измерители |
Д/з | Дата проведения | план | факт | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ^ | 1 | С. Козлов «Июль».Поход в Музейный дом. Иллюстрация Александра Герасимова «После дождя». Слушаем музыку С. Прокофьева «Дождь и радуга» | 1 | Комбинированный | Произведения о природе. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «олицетворение». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с толковым словарем | Олицетворение | Выразительное чтение | С. 7–9, наизусть |
|
| 2 | Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Марка Шагала «Окно в сад». Слушаем музыку П. Чайковского | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства –
| Знать понятие «репродукция». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
|
| Ответы на вопросы | С. 9–13, вырази-тельно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| «Утренняя молитва», «Новая кукла» |
|
| живописными и музыкальными произведениями | Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной |
|
|
|
|
| 3 | Как научиться порождать сравнения? В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…» | 1 | Комбинированный | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы | ^ понятие «сравнения». Уметь находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения | Сравнение | Чтение наизусть | С. 13–16, наизусть |
|
| 4 | С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…». Слушаем музыку А. Скрябина «Прелюдия № 4 ми минор», П. Чайковского «Осенняя песня» | 1 | Комбинированный | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности |
| Чтение наизусть | С. 16–17, наизусть |
|
| 5 | Сравнение. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…» | 1 | Комбинированный | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы | ^ произведения А. С. Пуш-кина. Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной |
| Проверка техники чтения | С. 18–19, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 6 | Олицетворение. Хокку Дзёсо и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Иметь представление о том, как записывается японское хокку. Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | Японское хокку | Чтение наизусть | С. 20–21, наизусть |
|
| 7 | Контраст. Хокку Басё. Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег». Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Ёса Бусон | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства – живописными и музыкальными произведениями | ^ понятия «звукопись» и «контраст». Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство) | Звукопись. Контраст | Выразительное чтение | С. 22–25, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 8 | Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…» / Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать понятие «повтор». Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; рабо- тать с толковым словарем; рабо- тать с иллюстрацией; находить в тексте повторы | Повтор | Чтение наизусть | С. 26–27, наизусть |
|
| 9 | Наблюдения поэта. С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев |
| Чтение по ролям | С. 28–34, читать по ролям |
|
| 10 | Звуковые впечатления. И. Бунин «Листопад» | 1 | Комбинированный | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы | Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса |
| Выразительное чтение | С. 34–37, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 11 | Записная книжка Кости Погодина | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Герой произведения | Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке |
| Выразительное чтение | С. 38–43, выразительно читать |
|
| 12 | Очередное заседание клуба «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро» | 1 | Комбинированный | Произведения выда-ющихся представителей русской литературы | ^ произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа». Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы | Строфа. Ритм стихотворения | Чтение наизусть | С. 44–46, наизусть |
|
| 13 | В. Берестов «Большой мороз» | 1 | Обобщение | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения |
| Выразительное чтение | С. 47–48, выразительно читать |
|
| 14 | В. Берестов «Плащ». Поход в Музейный дом. Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
|
| Выразительное чтение | С. 48–51, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|
|
|
|
| Уметь работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном |
|
|
|
|
| 15 | С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать» | 1 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение |
| Пересказ текста по плану | С. 51–55, пересказывать |
|
| 16 | Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Поход в Музейный дом. Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд». Слушаем музыку П. Чайковского «Июнь. Баркарола», «Сладкая греза», А. Скрябина «Прелюдия № 5 ре мажор» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем |
| Пересказ текста по плану | С. 55–62, пересказывать |
|
| 17 | Настроение героя. Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся | 1 | Обобщение | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально- | Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») |
| Чтение наизусть, ответы | С. 62, наизусть |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
| наблюдать и копим впечатления» |
|
| нравственных переживаний героя | в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств. Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор) |
| на вопросы |
|
|
| ^ | 18 | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | 1 | Комбинированный | Сказки разных народов мира. Различение жанров произведений | Знать сказки разных народов мира. Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность. Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы |
| Пересказ текста по плану | С. 64–67, пересказывать |
|
| 19 | Африканская сказка «Гиена и черепаха» | 1 | Комбинированный | Сходство и различие авторской и народной сказки. Произведения устного народного творчества | Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись. Уметь работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям |
| Выразительное чтение | С. 67–69, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 20 | Алтайская сказка «Нарядный бурундук» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Герой произведения | ^ , что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково. Уметь работать с толковым словарем; пересказывать текст |
| Выразительное чтение | С. 69–71, выразительно читать |
|
| 21 | Самые древние сказочные истории | 1 | Комбинированный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида). Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история. Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений |
| Пересказ текста по плану | С. 71–73, пересказывать |
|
| 22 | Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений | Уметь работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем |
| Выразительное чтение | С. 74–76, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 23 | Корейская сказка «Как барсук и куница судились» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Уметь предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок |
| Пересказ текста по плану | С. 76–77, пересказывать |
|
| 24 | Индийская сказка «О собаке, кошке и обезьяне» | 1 | Комбинированный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | ^ особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство). Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй |
| Пересказ текста по плану | С. 78–80, пересказывать |
|
| 25 | Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | ^ сказки о животных и волшебные сказки. Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях). Уметь анализировать и сравнивать разные сказки |
| Ответы на вопросы | С. 80, отвечать на вопросы |
|
| 26 | Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории? | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание» |
| Выразительное чтение | С. 80–84, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 27 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным. Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок. Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение и содержание разных сказочных историй |
| Выразительное чтение | С. 84–88, выразительно читать |
|
| 28 | Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» | 1 | Комбинированный | Участие в диалоге при обсуждении про-слушанного произведения. Произведения зарубежной литературы | ^ , что если сказка постро-ена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки. Уметь сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям |
| Пересказ текста по плану | С. 84–89, пересказывать |
|
| 29 | Индийская сказка «Хитрый шакал» | 1 | Комбинированный | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки |
| Выразительное чтение | С. 89–95, выразительно читать |
|
| ^ 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 30 | Сборник «Сказки народов мира» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы | Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений. Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком |
| Ответы на вопросы | С. 96–97, отвечать на вопросы |
|
| 31 | Бурятская сказка «Снег и заяц». Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали» | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений | ^ понятие «лента времени»; о развитии сказки о животных во времени. Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ |
| Пересказ текста по плану | С. 98–101, пересказывать |
|
| 32 | Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения» | 1 | Обобщение | Произведения зарубежной литературы. Герои сказок | Знать изученные произведения раздела. Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки |
| Ответы на вопросы | С. 101, отвечать на вопросы |
|
| |