Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) icon

Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов)



НазваниеГлавные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов)
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество


Концепция модернизации российского образования: "ориентация образования не только на усвоение обучающимися суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей"

  • Главные направления оценки результатов образования:

  • оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов)

  • оценка умений и навыков (ключевых компетенций)

  • оценка осознания самим учащимся личностной динамики;

  • оценка опыта эмоционально-ценностного отношения (к миру, к себе, к окружающим и т.д.);

  • оценка опыта творческой деятельности.


Основные системы оценивания в современной педагогике

  • Безотметочная система оценивания

  • Самая щадящая система. Отменяется система формальной отметки. Такое оценивание проводится на основе разумных критериев. Но только при условии готовности учеников и, главное, учителя к проведению занятий в таких условиях. Полезны элементы такой системы и для подготовки учеников к ситуации в вузе.



Тестирование

  • Сегодня это одна из самых проблематичных систем оценивания знаний. Большинство опытных учителей согласны с тем что тесты легче всего писать "троечникам" и тяжелее всего "отличникам". Последние привыкли долго думать, сомневаться, перепроверять себя. С другой стороны, тестирование занимает мало времени на уроке. Позволяет быстро проверить конкретные знания всего класса. А при наличии техники даже автоматизировать процесс проверки.



"Общественный договор"

  • При данной системе оценивания учитель вместе с учениками «на старте» договариваются о том, что и как будет оцениваться "на финише". Важно, что ученик не менее учителя участвует в решении важнейшего вопроса: «За что ставите отметка?». Образовательный эталон выбирается тоже коллегиально.



Рейтинговое оценивание

  • При этой системе оценивания учащиеся выстраиваются по их рейтингу, который включает, кроме формальных отметок, также и успехи на олимпиадах, социальную активность ученика в школе, получение им различных сертификатов. Рейтинг регулярно вывешивается в классном кабинете. Ясно виден соревновательный аспект такой системы.



Критериальная оценка

  • Пришла в школы из системы международною бакалавриата, где является естественной в ситуации удаленности оценивающего и оцениваемого. Промежуточных оценок здесь нет, оценивается только итоговая работа, которая проводите после прохождения достаточно большой темы курса. Для успешного ее использования необходимо выделить из поля учебного предмета необходимые навыки и сгруппировать их. (Знание и понимание, понимание и использование элементов знания, применение умений и навыков, презентация и организация информации.



Портфолио учащихся

  • Портфолио предполагает:

  • смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

  • интеграцию количественной и качественной оценки;

  • перенос акцента с учительской оценки на самооценку.

  • Главная проблема, что в применении портфолио существует неопределенность, которая заключена в форме самого портфолио.



Тьюторство

  • Это особая система организации учебного процесса, при которой учитель готовит лишь некоторых (сильных) учеников. А они, в свою очередь, уже занимаются с остальными. Эта система применялась в российской школе еще в начале XIX века. Здесь на промежуточном этапе оценивает учеников не учитель, а тьютор. Учитель лишь корректирует оценку тьютора и осуществляет итоговый контроль. При умелой организации профильного обучения элементы такой системы оценивания несомненно могут войти в практику.



Открытая система (открытый классный журнал)

  • Сегодня все больше поступает предложение использовать открытую систему оценивания учебного труда с помощью сети Internet. Предлагается классный журнал заменить отметками, выставляемыми открыто на сайте школы. При этом связь родителей и учащихся с учителем по электронной почте может быть постоянной и устойчивой. Однако практически все российские учителя сегодня выступают против такой открытой системы, аргументируя это материальной и культурной неподготовленностью современного российского общества.



^ Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

  • Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.

  • Начальной точкой в организации обучения становится определение зоны ближайшего развития ребенка.

  • Исходным пунктом является раскрытие индивидуальных способностей и возможностей учеников, затем определяется структура, в которой эти возможности будут оптимально осуществляться.

  • Для ребенка создается открытая разносторонняя школьная среда.



Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемные ситуации.

  • Модернизация образования предполагает приоритет компетентностного подхода, когда на первое место выдвигается не информированность ученика, а умение решать проблемные ситуации.

  • Целью и результатом модернизации образования является развитая личность Гражданина, т.е. практико-ориентированная направленность, результат: развитие ключевых компетентностей.

  • Методом, обеспечивающим формирование компетентности является проектный метод, в основе которого лежит деятельностный подход.



Виды предметной деятельности школьников в курсе биологии

  • 1. познавательная предметная деятельность

  • 2. ценностно-ориентированная предметная деятельность

  • 3.преобразовательная предметная деятельность

  • 4.коммуникативная предметная деятельность



Приемы по развитию предметной деятельности при обучении биологии

  • познавательная предметная деятельность

  • описание

  • анализ

  • работа с дополнительной литературой

  • сочинение

  • диктант

  • ОК

  • Опережающее домашнее задание

  • Проблемные задачи

  • Наблюдение

  • Практическая работа

  • Закладка опыта



ценностно-ориентированная предметная деятельность

    • Сравнение объектов
    • Анализ фактов
    • Деловая игра
    • Решение проблемных задач
    • Творческий диктант
    • Эвристическая беседа
    • Инструктивные каточки
    • Решение задач
    • Паспортизация объектов


преобразовательная предметная деятельность

  • Работа с таблицами, конспектами

  • Задачи-дилеммы

  • Имитация

  • Проектирование ситуаций

  • Сочинение - прогноз

  • Оказание доврачебной помощи

  • Правила ухода за животными и растениями



коммуникативная предметная деятельность

  • Беседы, диспуты

  • Соблюдение норм и правил поведения в природе

  • Коррекция поведения



Этапы работы

  • Диагностический

  • Цель: установление индивидуального уровня развития.

  • Шаги:

  • Определение объема знаний, установление пробелов в знаниях.

  • Выработать программу устранения пробелов в знаниях.

  • Связь с классными руководителями, психологом гимназии. Для определения индивидуальных заданий ответы на вопросы:

  • уровень обученности и обучаемости

  • изучение творческого потенциала по шкале Рензулли

  • тип мышления

  • тип памяти и темперамента



Задачи на данном этапе: - проверить уровень сформированности приемов учебной деятельности -установить индивидуальный уровень развития



Для установления индивидуального уровня развития используются диагностики Айзенка



2 этап «Учить мыслить»

  • Цель: помочь ученику овладеть приемам познания, мотивировать на процесс познания.

  • Технология учебной деятельности:

  • Определение исходного уровня владения приемами учебной деятельности

  • Задания:

  • Опишите как систему

  • Проклассифицируйте и укажите основание для классификации

  • Сравните и сделайте вывод

  • Объясните

  • Создайте модель

  • Выберите оптимальный вариант модели и обоснуйте

  • Обобщите

  • Дополните

  • Продолжите ряд

  • Исключите лишнее, почему

  • Установите последовательность

  • Предложите гипотезу



2 этап Задачи на данном этапе: - научить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий

  • Шаги:

  • -определение понятия

  • -признаки понятия

  • -значимость существенных понятий

  • -выделение существенных признаков понятий

  • Например:

  • Составление синквейна.

  • Формирование понятия «Уровни организации живой материи»



3этап Работа с терминами

  • Цель: научить анализировать биологические понятия, чтобы ученик имел возможность не механическим запоминанием, а творческим подходом излагать материал научно и грамотно

  • -Задания на состав слов - эндо, гомо, гетеро, стено, эври, хромо, анти

  • -Синонимический ряд вопросов



3 этап Задачи на этапе: научить анализу содержания понятий через установление взаимосвязи между биологическими понятиями

  • Шаги:

  • -определение системы понятий

  • -определение конкретного места понятия в системе темы и взаимосвязь с другими понятиями

  • -дополнение понятия разными примерами

  • -обобщение по схеме:

  • понятие ,место в системе понятий темы, примеры, взаимосвязь с другими понятиями



Например: Стрелками ПОКАЗАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ

  • Например: Стрелками ПОКАЗАТЬ ВЗАИМОСВЯЗЬ

  • Какое слово лишнее и почему?

  • Задачи на установление аналогий

  • Задание на последовательность событий

  • Задание на логику



4 этап Марафон знаний

  • Цель: возможность интеллектуального развития через выбор учеником заданий разной степени сложности

  • (вопросы однобальные,двубальные,трехбалльные)

  • Нофарам знаний

  • (конструирование собственных тестов и заданий)

  • Цель: возможность интеллектуального развития путем составления своих вопросов, распределения их по степени сложности, формулируя ответы на свои вопросы.



4 этап Задачи на данном этапе: научить анализу и выводу через обобщение понятий для формирования единой системы биологических знаний

  • Шаги:

  • - определение понятия и перечисление всех свойств понятия

  • -найти основу для объединения понятий

  • -сгруппировать свойства понятий на основе общности

  • -подобрать категорию для каждой группы



Через умение анализировать (т.е. выделять части объекта)

  • Через умение анализировать (т.е. выделять части объекта)

  • -Развитие абстрактного мышления (через схемы, чертежи, рисунки)

  • Умение классифицировать и обобщать



5 этап Тесты уровня С

  • Цель: развитие сложной мыслительной деятельности: проанализировать возможные ответы, установить причинно-следственные связи, найти и обосновать свою точку зрения, учить логически, мыслить, рассуждать.

  • Шаги

  • Объяснить структуру тестов (выбор одного или нескольких ответов, развернутый свободный ответ)

  • Учить анализу содержания понятий через выделение ведущих признаков понятий

  • Учить анализу содержания понятий через установление взаимосвязи между биологическими понятиями

  • Учить анализу и выводам (через обобщение) для формирования единой системы биологических знаний



Рейтинговая карта

  • Цель: учить отслеживать каждому свой собственный прирост, видеть проблемы и пути дальнейшего движения.

  • На каждом занятии проводится «Мониторинг успешности работы»

  • Критерии: научность, оригинальность, нестандартный подход







Формирование учебных понятий:

  • введение приема

  • закрепление способа действия (упражнения)

  • обучение переносу усвоенных знаний в новые ситуации

  • Проверка усвоения приема:

  • ученик сам определяет, из каких действий состоит прием

  • ученик правильно выполняет все действия приема

  • может осуществлять перенос приема







Похожие:

Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
Анируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,...
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconІХ. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка
Анируемых результатов. В соответствии с ними система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,...
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconОценка личностных результатов Объектом оценки личностных результатов
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная...
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconОценки
...
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) icon9. система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования контроль и оценка результатов обучения в начальной школе
Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения. Система контроля и оценки...
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconВведение 2 Формирование критериев оценки заявок 6
Принципы формирования отборочных и оценочных критериев и оценки заявок участников закупочных процедур
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconФормирование критериев оценки заявок принципы формирования систем критериев оценки заявок
Положению о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconСистема оценки достижения планируемых результатов в освоении основной образовательной программы начального общего образования
Ю итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования. При этом итоговой оценке подлежит функциональная...
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconАнализ сформированных профессиональных компетенций – путь к объективности оценки результатов обучения
Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся
Главные направления оценки результатов образования: оценка знаний (на основе критериев, показателей и индикаторов) iconПояснительная записка в основной образовательной программе начального общего образования нашей школы разработана и утверждена новая система оценки результатов.
Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни...
Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты