Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила icon

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила



НазваниеОбобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила
Камаева Гузяль Райсиновна
Дата17.10.2016
Размер
ТипСправочники, творчество

Обобщение опыта работы

учителя русского языка и литературы МОУ «ТССОСШИ»


Краткая характеристика автора:


Камаева Гузяль Райсиновна


Когда, какое учебное заведение окончила:


1996, УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Специальность:


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


Стаж: 20 лет


Категория – высшая


Тема самообразования:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ В.Ф.ШАТАЛОВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


^ Курсы:

г. Салехард, 2006;

г. Салехард, 2007;

г. Салехард, 2008;

г. Салехард, 2008;

г. Салехард, 2011.


ИПМ 1


1. Наименование темы:

Использование технологии В.Ф.Шаталова на уроках русского языка и литературы.


2. Задачи:


Основными задачами моей педагогической деятельности являются:

-создание психологически комфортного фона обучения;

-использование наиболее эффективных приёмов и методов, способствующих развитию речи и мышления учащихся;

-качественное совершенствование словарного запаса детей коренной национальности;

-воспитание познавательной самостоятельности как качество личности;

-укрепление в каждом ученике чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях;

-использование принципов занимательности и разнообразных игровых моментов для активизации мыслительной деятельности учащихся.


В решении поставленных мною задач помогает работа по самообразованию по теме «^ Использование технологии В.Ф.Шаталова на уроках русского языка и литературы».


3.Проблема


Обращение к данной теме вызвано самой жизнью. Одной из серьёзнейших проблем сегодняшней школы является падение интереса учащихся к учению, снижение грамотности, неумение выразить свою мысль. Эта особенно остро касается детей коренной национальности. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слова, читать бегло, выразительно. Язык и литература должны быть способом познания окружающего мира, человека, самого себя.


4.Актуальность темы:

Опыт моей работы показывает, чтобы ученик (даже самый слабый) обрел уверенность в своих способностях, ощутил помощь учителя и товарищей, покорил ранее казавшиеся недоступными вершины. В этом могут помочь следующие принципы:

-принцип гуманизма;

-принцип сотрудничества;

-принцип гласности и открытых перспектив.


ИПМ – 2

Теоретическая интерпретация опыта.


^ 1.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.


1. Дифференцированный подход в обучении.

2. Современный традиционный способ обучения (комбинированные уроки, уроки изучения нового материала, вводные уроки, уроки закрепления, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки развития речи, контрольные уроки).

3. Нетрадиционные уроки.


^ 2.ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК.

Применение разнообразных методик в обучении детей коренной национальности вызвано особенностями психофизического развития, условиями их социальной среды, обособленности информационного пространства, в котором они развивались. Это требует основного подхода к обучению, подводит учителя к сочетанию различных методик и приемов обучения, наиболее оптимальных для данных условий работы.


Задача учителя:

1.Выявить способности детей, развить их всеми доступными способами.

2.Заставить детей поверить в свои возможности и силы.

3.Развить волю в достижении цели.

4.Разбудить в них лучшие качества личности.

5.Развить мыслительную и умственную деятельность.

6.Обеспечить условия для расширенного и углубленного объёма знаний.

7.Адаптировать к современным условиям жизни.


^ 3.ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫХ МЕТОДИК.

Эти методики обеспечивают научность, последовательность, систематичность, доступность, прочность, наглядность, связь теории с практикой, учёт возрастных и индивидуальных особенностей, активность учащегося. Развитие мыслительной деятельности. Данные сочетания методик обеспечивают вариативность обучения, оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с использованием опорных конспектов, которая позволяет обеспечить опережающее обучение. Так как большинство учащихся принадлежит к разряду визуалистов, то зрительные сигналы работают на их память.


^ 4. ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ.

Опорные конспекты обеспечивают логически последовательное раскрытие темы, позволяет резко увеличить объем изучаемого на уроке материала, дают возможность выйти за рамки учебника и программы, приучают детей к художественной образности и графическому моделированию.

  1. Мировоззренческий критерий, обеспечивающий развитие у учащихся научного представления о языке.

  2. Системный критерий, определенный отбор понятий, которые в совокупности дали бы основу знаний о русском литературном языке.

  3. Функциональный критерий, определяющий зависимость языковых средств в процессе их употребления в речи.

  4. Эстетический критерий, предполагающий отбор понятий и связанных с ним фактов, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи.

  5. Коммуникативный критерий, определяющий отбор понятий, которые обеспечивают теоретическую основу работы по развитию связной речи учащихся.

  6. Межпредметный принцип, необходимый для организации связей с другими учебными предметами.

  7. Практический принцип, формирующий практические умения и навыки.



^ 5. АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА.

Практика показывает, что эти методы работы обеспечивают систематический характер обучения, логически правильную целесообразную подачу материала, создают атмосферу сотрудничества, сопереживания, интереса к предмету, позволяют учащемуся поверить в свои силы, возможности, способствуют духовному развитию личности, обеспечивают развитие устной и письменной речи, её эмоциональности.

Применяемые методики позволяют интенсифицировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью детей, трудом, игрой.


ИПМ – 3


Система работы учителя.


^ 1. СТРУКТУИРОВАНИЕ УРОКА.


Уроки различаются своими целями, структурой, поэтому применяются такие виды уроков:

1.Уроки сообщения нового материала;

2. Уроки формирования умений и навыков;

3. Уроки повторения пройденного;

4. Уроки работы над ошибками.


Контрольные уроки.


1. Уроки контроля над усвоением знаний и учебных умений.

2. Уроки контроля за орфографической и пунктуационной грамотностью учащихся.

3. Уроки контроля над развитием связной речи учащихся.


Комбинированные уроки, сочетающие в себе элементы обучения и контроля. Нетрадиционные формы проведения урока:


1. Урок-игра.

2. Урок-путешествие, экскурсия.

3. Урок-концерт.

4. Урок-спектакль.

5. Урок-КВН.

6. Деловая игра.


2. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ


Положительный результат в обучении достигается при помощи соблюдения условий:

1.Подача материала в определенной последовательности.

2.Формирование активного познавательного интереса со стороны обучаемых.

3. Закрепление ЗУН, СУД различными приемами и формами обучения.

4. Нетрадиционные формы проведения урока.


^ 3. ПОКАЗАТЕЛЬ ОБЩЕЙ И КАЧЕСТВЕННОЙ

УСПЕВАЕМОСТИ.

2008/ 2009 уч.год – КУ – 54%, ОУ – 100%

2010/2011 уч.год – КУ – 56%, ОУ – 100%


4. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

1. Учебные планы; программы.

2. Учебные методические пособия (учебники, журналы, методические разработки уроков).

3. Дидактический и раздаточный материл.

4. Наглядные и технологические СО.

5. Библиотечка кабинета, библиотека школы-интерната.

6. Игровой, развивающий материал.


ИМП – 4


Организация дифференцированного подхода.

Развитие интереса к предмету глубоко связано с развитием индивидуальных способностей учащихся. Интерес – основа при дифференциации обучения. Поэтому я применяю дифференцированный подход в обучении. Основной целью дифференцированного подхода является обучение каждого на уровне его возможностей и способностей и к адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.

Я организую дифференцированный подход при предъявлении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

Дифференцированные программы предусматривают два важнейших аспекта:

а) обеспечение определённого уровня овладения знаниями, умениями и навыками (от репродуктивного до творческого);

б) обеспечение определённой степени самостоятельности детей в учении, постоянной помощи со стороны учителя – работа по образцу, инструктаж.

При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Сочетание общешкольной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся.

Дифференцированный подход к обучению учащихся позволяет выбирать наиболее эффективные методы реализации педагогических задач. Необходимость такого подхода вытекает из того, что учащиеся различаются своими способностями. Такой подход позволяет каждому учащемуся работать в своём определённом темпе, вселяет уверенность.


ИМП - 5


Целью моей педагогической деятельности является способствование формированию личности, способной самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях жизни.

Я попыталась создать свою систему обучения школьников на уроках русского языка, которая представляет собой три взаимосвязанных этапа:

- крупноблочная подача нового материала;

-многократное вариативное повторение;

-действенный тематический контроль и учет знаний обучающихся.

Объяснение нового материала делится на два этапа. Первый этап – традиционный. На этом этапе используются те формы и методы объяснения, которые диктуются логикой темы, ее сложностью, возможностью опоры на имеющиеся у ребят знания.

После первого, последовательного и обстоятельного объяснения на доске вывешивается опорный плакат. По опорному плакату новый материал излагается вторично. Этот элемент урока обязателен. Учащиеся знают, что после первого объяснения материала последует второе, которое устранит все затруднения. Можно расслабиться на усвоенной части материала и внимательно сосредоточиться на непонятном.

Домашняя подготовка к уроку по опорному конспекту проходит по памятке.

Начинается письменное воспроизведение опорного конспекта. Учитель контролирует самостоятельность воспроизведения. Это один из приемов создания в классе доброжелательной обстановки. Ничто не должно отвлекать ребят.

Опорные конспекты по русскому языку необходимо проверять, фиксировать и учитывать каждую допущенную ошибку.

Именно поэтому после окончания письменного воспроизведения начинается предварительная само – и взаимопроверка и оценка конспекта.

Работа проверяется учителем в течение урока. Оценки сразу же сообщаются. Фамилии учеников, не справившихся с работой, не называются. В этом элемент щадящей педагогики, где уважение к личности ученика обеспечивается всей системой работы.

С помощью крупных блоков введена большая тема в целостном виде и обеспечен первичный контроль усвоенного материала каждым учеником по всей теме при минимуме временных затрат на проверку знаний и их оценки.

Многократное вариативное повторение помогает глубже усвоить материал. Открыть в нем новые грани, развивать память и мышление. Служит базой для развития творческих способностей.

Одной из форм текущего повторения, обеспечивающей качественное знание теоретического материала, является особая форма фронтальной работы – полетное повторение. Она проводится как актуализация опорных знаний обучающихся перед упражнениями практического характера.

Основные принципы такого повторения:

-вопросы для полетного повторения отбираются с ориентацией на тренировочные упражнения;

-вопросы адресуются всему классу. Отвечает ученик, на которого остановится взгляд учителя;

-полетное повторение должно быть динамичным и скоротечным по времени, т. к. удержать максимальную концентрацию внимание обучающихся более двух минут трудно.

Полетное повторение должно стать постоянным элементом всех уроков тренировочных упражнений. Именно этот метод с тренировочными упражнениями практического характера обеспечивает хорошие навыки.

Движение вперед возможно лишь при многократной вариативности из урока в урок максимального количества орфографических, пунктуационных, лексических, синтаксических, стилистических моментов.



Похожие:

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconТема материалов из опыта работы: «Приобщение школьников к национальной культуре через работу с текстом на уроках русского языка». Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу «сош №5 г. Нарьян-Мара
Автор опыта: Бажукова Л. Н., учитель русского языка и литературы моу сош №5 г. Нарьян-Мара
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconИндивидуальный план самообразования на учебный год
Образование (когда и какое учебное заведение окончил)
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconСистема работы по подготовке к егэ на уроках русского языка
Учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории моу «сош№17» п. Солнечнодольска
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconПубличное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка моу «Средняя школа №2»
Мордовия. В 1990году окончила Мордовский государственный университет им Н. П. Огарёва по специальности «Романо-германская филология»....
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconСелямин Геннадий Михайлович Дата рождения «08. 01.» 1966г. Какое учебное заведение окончил Мордовский государственный педагогический институт им Евсевьева 1 993 г Специальность по диплом
Какое учебное заведение окончил Мордовский государственный педагогический институт им Евсевьева 1993 г
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconОбобщение опыта работы
«Формирование творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы через использование развивающих образовательных...
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconРабота с текстом на уроках русского языка. Подготовка к егэ. Панькина Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы моу «Черлакская муниципальная гимназия»
Одна из наиболее сложных проблем преподавания русского языка в старших классах это обучение сочинению-рассуждению. Этот вид работы...
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconОбобщение опыта работы по теме: «Как подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации» Учитель русского языка и литературы, 2 квалификационной категории Мироненко И. М. Гиа
Обобщение опыта работы по теме: «Как подготовить обучающихся к государственной итоговой аттестации»
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconОбобщение опыта педагогической работы учителя русского языка и литературы Ефимовой Н. Н. по единой методической теме школы «Деятельностная парадигма образования»
В качестве главного результата модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу,...
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы моу «тссосши» Краткая характеристика автора: Камаева Гузяль Райсиновна Когда, какое учебное заведение окончила iconОпыт работы Дробот Елены Борисовны, учителя русского языка и литературы моу ивняковской сош

Разместите ссылку на наш сайт:
Справочники, творчество


База данных защищена авторским правом ©dmee.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
контакты